18 Ноября 2012, 11:47

Название для рассказа о восхождении на Эверест кому-то, возможно, покажется спорным. Какая уж тут свобода, если по горе туда-сюда снуют многочисленные восходители, на перилах в узких местах выстраиваются гигантские очереди, а базовые лагеря гудят, как растревоженный улей! Так почему же все-таки? Все очень просто. Стоит только удалиться от классики на несколько сот метров и попытаться проложить свой маршрут, и ты –абсолютно свободен: своя стратегия, своя тактика, свой риск; полтора месяца живешь отдельной, подчиненной только своей мечте, жизнью. Даже огромный базовый лагерь с многочисленными экспедициями как бы перестает существовать для тебя, когда мысли о твоем собственном пути к цели овладевают всем твоим существом.

Маршрут команды

Так было в 96-м, когда наша команда из города Красноярска решилась на первопрохождение нового маршрута на самую высокую гору.Решение было непростое, т.к. большинство моих друзей склонялось к восхождению по классике с Севера. Готовились к восхождению полтора года. Осенью 1995 года решили сходить на место будущих событий. Уже с подхода к передовому базовому лагерю я не мог оторвать взгляд от крутого кулуара Северо-Восточной стены, возносящегося от ледника через скальный пояс и выводящий к лагерю 8300 на классику. Посмотрели слева, справа - сходили с Сашей Кузнецовым на Северное Седло – все нравится!В Катманду Элизабет Хоули сказала, что было три попытки прохождения этого кулуара; выше всех, где-то до высоты 7700, забрался Рассел Брасс. Встретился с ним, спросил, чего не залезли? Он ответил: «Из-за сумасшедшего ветра. Этот кулуар – гигантская аэродинамическая труба. Он дует со всех сторон одновременно!»

Маршрут с северного седла

Первый лагерь. 7000 м

Долго рисовал тактический план. Получалось, что на вершину заходим 20 мая. Работаем тремя четверками, лезем без помощи шерпов, обрабатываем за три выхода весь кулуар до выхода на гребень, 8250 метров. Потом стартуем. Все предельно просто. В теории. На практике все было гораздо сложнее и тяжелее…

Команда выходит и первого лагеря

На скальном поясе. 7200 м

Начали. После первого же выхода прошлитолько бергшрунд, т.к. несколько человек заболели.Перетасовал группы. Во второй выход поставили две палатки на высоте около 7050 метров. В третий выход лезли скальный пояс, очень разрушенный, с залитыми льдом трещинами. Второй лагерь встал уже в кулуаре на 7450 -7500. Я опасался лавин в кулуаре: на всякий случай готовились лезть по скалам слева параллельно кулуару. Напрасно. Ветер выдувал снег подчистую. А вот таких камнепадов мы не ожидали: к началу мая стало теплеть, повалило так, что пришлось в первом лагере менять порванные камнями палатки. Спали в касках. В план мы, конечно, не укладывались по времени. Решили лезть от 7450 в альпийском стиле. Прикинули вес рюкзаков – неподъемные! Тогда поделились пополам: шестеро выходят 14 мая и делают заброску до второго лагеря и выше, сколько смогут, а вторая шестерка стартует 15 мая и лезет до вершины.

7300 м

7450 м. Палатка

Стартанули. Акклиматизация уже наступила, лезлось неплохо, правда вес рюкзаков (22 кг каждый) не позволял бежать. Итак, 15 –го – ночевка на 7050. Камни пробили обе палатки в нескольких местах. Головы целы. Было бы обидно… Второй день – ночуем на 7450. Погода хорошая. Ветер сильный, но терпимо. Семнадцатого, сняв палатки, лезем уже по кулуару; достигли практически восьми тысяч метров, заночевали. На следующий день, в верхней части кулуара, влезли в неожиданно глубокий снег. Надели маски. Очень тяжело было. Пришлось рюкзак первого, Саши Бекасова, разделить между остальными. Палатка не вошла, вытаскивали ее на веревке.

Бесконечный кулуар. 7600 м

7950 м. Третий лагерь

Верхняя часть кулуара

Когда Саня и Петька под вечер достигли гребня, они сразу же ушли по склону до 8300, где виднелись палатки лагеря на классике. Оставшиеся четверо вытащили грузы, собрали веревки и решили ночевать здесь же, на высоте 8250 метров, т.к. начинало темнеть. Площадка была никакая, комфортабельности не получилось. Спали сидя. Кислород не использовали. У нас были какие-то бэушные, набитые только до 150-170 атмосфер, двух- и трехлитровые тяжеленные стальные баллоны, и мы боялись, что не хватит до вершины. Девятнадцатого перелезли через скальный барьер и дошли до 8300. Команда вновь объединилась. Завтра идем на вершину, погода вроде бы ничего, только сильнейший ветер. Спали без кислорода, экономили. Кулуар и рюкзаки вымотали всех до предела и утром собирались мы, естественно, долго.

20 мая 1996 г. Вершина

В результате, вышли очень поздно, уже светло было. Но выбора не было – еще одна, четвертая ночь выше восьми тысяч и, - только вниз дорога. Выше нас лезли, если не ошибаюсь, англичане, но, не дойдя до северо-восточного гребня, повернули вниз. Шлось, как ни странно, хорошо, но медленно. Когда вылезли уже на гребень, это около 8500, начался снег. Видимость постепенно падала. Шли в таком же порядке, как стартанули из лагеря 8300: Петя Кузнецов, Валера Коханов, Гриша Семиколенов, потом я и, замыкая группу, Женя Бакалейников. У Саши Бекасова так мерзли ноги, что ему пришлось повернуть с высоты около 8500 метров. На второй ступени закрепили свою веревку, настолько истрепанные были старые.

Петр Кузнецов на вершине

Удивила смелость восходителей, которые не боятся их грузить. Между Первой и Второй ступенями, прислонившись к камню, сидел человек и, подумалось, менял кислородный баллон. Подошли с Гришей к нему. Гриша: «Вставай, замерзнешь, надо идти». И тронул того за плечо. Вдруг Гриша отшатнулся: «…не живой», и быстро умчался вверх Так и шли. Выше Второй ступени, уже на начале подъема по снежному склону, справа я увидел еще одного мертвого человека. Территория Свободы закончилась – казалось, что мы вышли на тропу войны - все внутри сжалось. Связи у меня с большой землей не было – сел аккумулятор. Видимость была уже практически нулевая. Первым на гору поднялся Петька, сам себя сфотографировал и начал спускаться. Валера, поднявшись на вершину и начав спуск, увидел поднимающегося очень медленно Гришу, вернулся вместе с ним к атрибутам Эвереста – флагам, кучке баллонов – друг друга сфотографировали.

Валера Коханов

Гриша Семиколенов

Мы с Петей встретились на скалах предвершинного гребня и, объединив наши возможности, связались с Серегой Антипиным: у Петьки была работающая рация, но не было, как всегда, голоса, а у меня был голос, но сел аккумулятор. Я и говорю Сергею, что мне недалеко осталось, пойду до вершины, но мудрый Антипин изрек: собирайтесь, мол, в кучу и все вместе дуйте до хаты, поздно уже, скоро стемнеет. Тогда я был, конечно, недоволен, а сейчас понимаю, что все было однозначно: он спас мне жизнь, да и не только мне: один я бы не нашел путь вниз, видимости не было, а когда стемнело, мы никак не могли найти начала спуска с гребня – все слилось в черном молоке ночи и тумана.

После горы

Кислород, насколько я помню, у всех к тому времени скоропостижно скончался. Нас спасло то, что мы держались вместе и старались не выпускать друг друга из виду. Все-таки спуск нашли, добрались до своих палаток уже глубокой ночью. Саша нас ждал, напоил чаем. В эту, четвертую на высоте выше 8000 метров, ночь, мы практически не спали: энергия была на исходе, даже в спальнике сильно мерзли ноги. Чтобы согреться, мы с Валерой беспрерывно жгли горелку, таяли лед и пили, чтобы согреться, горячую воду. Это было 20 мая, все в точности, как в тактическом плане.

Джомолунгма

Хочу поблагодарить всех моих друзей, с кем вместе мы принесли на Эверест с наших «Столбов» кусочек Территории Свободы, благодаря чему победили, сделали новый русский маршрут на высочайшую вершину Мира: участников экспедиции Антипина Сергея, Бакалейникова Евгения, Бекасова Александра, Ильина Игоря, Козыренко Евгения, Колесникова Константина, Коханова Валерия, Кузнецова Александра, Кузнецова Петра, Семиколенова Григория, Сметанина Николая; организатора экспедиции Баякина Сергея; кинооператоров Абрамовича Александра и Бондарева Сергея; врача Майорова Сергея и всех, кто поддерживал нас и переживал за нас.

Команда, друзья

Нас тут знают

Спасибо! И до встречи в горах!