Внутренний курс компании: 1 $ = 98.80 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66

 

 

Статья-впечатление Эльвиры Дульской о майском треке в Марокко.

Эльвира - студентка этнолог Пражского университета. Она пишет статьи в пражской газете на русском языке, написала также статью и для нас.

А также прислала великолепные фотографии!

Спасибо ей большое!

 

 

*********************************

 

 

 

 

Марокко. Это слово имеет сладкий, чуть приглушенный вкус корицы и теплого хлеба. И, конечно, мятного чая со специями, который разливается по чайным рюмочкам из серебристого чайника. В королевстве Марокко, таком ярком, таком разном и несомненно прекрасном, мы гостили чуть больше недели – слишком мало, чтобы полностью им насладиться.

Цвета Марокко – это розовые стены Марракеша, зеленые долины и поля, светло-оранжевые пески Сахары и синий – безоблачного неба и Атлантического океана.

Для меня Марокко явилась страной контрастов: холодного и горячего. Ведь буквально пару дней мы пылились в жарком Марракеше, а назавтра уже по пояс увязали в снегах Атласа. Затем проезжали идиллическую зелень долин, и через день уже попадали в царство бескрайних песков. А под конец вдруг очутились на океанском побережье, которое, похоже продували самые холодные ветра Атлантика. Но – обо всем по порядку.

Марракеш, куда мы по ходу путешествия то и дело возвращались, предстал во всей своей сухой, жаркой, шумной, мотоциклетной красе. Это невероятно живой город, старая часть которого, Медина – один огромный восточный рынок с ароматами специй, горами оливок, тряпок, чайников и улыбающихся берберов-торговцев. Между глиняных стен марракешских улочек снуют сотни, тысячи кошек, которых марроканцы очень любят. В качестве доказательства пример: водитель, который вез меня в аэропорт, резко затормозил, увидев на дороге котенка, а затем вышел и перенес его в безопасное место.

У этой любви есть и своя легендарная причина: кошка когда-то спасла пророка Мухаммеда от укуса ядовитой змеи. Пророк за это ласково погладил ее по голове, отчего на кошачьем лбу появились четыре полоски. Они остались до сих пор, как напоминание о случае, и чтобы мусульмане никогда не обижали этих животных. Благодарный Мухаммед также погладил кошку по спине, чем научил ее правильно падать – на все четыре лапы из любого положения.

После Марракеша был Атлас – местами зеленый, местами песочный, а затем очень снежный горный хребет. Очень запомнился второй день, когда наш путь вел через перевал Агзим, по высоте совсем чуть-чуть отстающий от вершины. Изумительная, ясная и яркая погода, искристый снег, и долина, лежащая далеко внизу в легкой дымке – вид с перевала захватывал дух. Несмотря на длину этого акклиматизационного перехода, выдержали его все, включая детей. Маршрут особой сложностью не отличался - только в паре мест пришлось проваливаться в снег, – плюс помогали остановки, перекусы сухофруктами и орехами, а также интереснейшие разговоры, которые в нашей группе не прекращались в течение всего путешествия.

Краткая ночевка в горном приюте - и вот мы снова двигаемся наверх. Очень постепенно небо начинает светлеть, солнце трогает верхушки гор в снежных узорах. Я мечтаю о том, чтобы солнце скорее добралось до нас и согрело. Надо сказать, что погода на восхождении была довольно теплой – половина одежды, включая пуховку и дополнительный флис, не понадобились. Тем не менее, на рассвете было довольно морозно.

Через несколько часов нетрудного подъема мы стояли на вершине, залитой светом. Фотографировались, перекусывали, практически не чувствовали высоты. Зато чувствовали радость от восхождения, от открывающихся во все стороны видов и полного неба, которое бывает таким только в горах.

Затем спуск до приюта, обед, снова мятный чай, который очень надолго запомнится всем посетителям Марокко, и спуск в долину. На этот раз мы шли короткой дорогой и уже скоро очутились в оживленной местности: почти на каждом повороте обосновались продавцы апельсинового сока, небольшие кафешки и сувенирные лавки.

После гор путешествие продолжилось. Несмотря на то, что главной целью поездки был Тубкаль, пиком впечатлений в нашем путешествии, кажется, все же стало другое – рассвет на краю Сахары, в окружении просыпающихся барханов. Нельзя говорить за всех - возможно, для кого-то этим самым-самым моментом стала прогулка по ветреному пляжу Эссауэйры, или поедание первого таджина. Однако момент первых солнечных лучей на песке был действительно изумительным.

И весь день до этого рассвета тоже стал незабываемым. Во-первых, посещение Марроканского Голливуда, киностудии Atlas. По своей масштабности эта студия, конечно, не сравнится с со своими американскими аналогами, да и список снятых здесь блокбастеров намного скромнее. Однако, по количеству фильмов Atlas является рекордсменом.

Что касается темы кино, то вообще в Марокко будет интересно фанатам «Игры престолов» - множество съемок сериала проходило именно здесь. Например, крепость Айт-Бен-Хадду, удивительный древний город, с виду напоминающий торт-муравейник, сыграл в сериале Юнкай и Пентос. Здесь также велись съемки «Мумии», «Гладиатора» и «Александра». Место на самом деле потрясающее, и лучше всего крепость, вероятно, смотрится на закате. Мы, к сожалению, добрались туда только утром, и цвета немного сливались.

После киностудии, оставив вещи в городке Мерзуга на краю Сахары, мы пересели на верблюдов и поехали в закат, словно герои одного из снимаемых в Марокко фильмов. Солнце гасло, пустыня раскрывалась перед нами, по бокам плыли барханы, и все растворялось в темноте. И так, покачиваясь на верблюдах, словно на кораблях, мы достигли берберского лагеря, где ждал ужин, берберские барабаны и палатки, похожие на монгольские юрты. Эта ночь, под пустынными звездами, в окружении жуков-скарабеев и безмолвности Сахары стала самой запоминающейся в поездке.

И вот, утром, после пустынного заката, мы опять вернулись в Мерзугу – и сразу же окунулись в ледяной бассейн. Это момент был одним из самых странных – плавать в воде, постепенно замерзая, и глядеть сквозь проемы в стене на золотистые дюны.

А потом была изумительная портовая Эс-Сувейра, куда мы ехали полдня от Марракеша. Останавливались посмотреть на деревья с козами (так и не решили, были ли козы насильно посажены на ветви, или забрались сами) и пробовали вкуснейшее аргановое масло - пока наконец не прибыли в Город Ветров.

Эс-Сувейра действительно очень ветрена. Ветер здесь гуляет по огромному побережью, гонит волны, задувает в узкие улочки этого бело-синего города. Завораживающий прибой можно наблюдать со стен португальской крепости, которая считается в Эс-Сувейре одной из главных достопримечательностей. Еще Эссауэйра славится музыкальными фестивалями, а также ярким прошлым в лице расцвета хиппи-цивилизации и Джимми Хендрикса. Этот город меньше, тише и прохладнее, чем Марракеш, но кошки здесь гуляют также вольно, и кажется, здесь их еще больше: котята в сувенирной лавке, кошки в ожидании рыбы на причале вместе с чайками, всюду коты, коты, коты…

Искупаться в волнах Атлантического океана мы осмелились лишь раз, но и это было, я думаю, геройским поступком. Ветер дул, не переставая, весь день до позднего вечера, и вот здесь бы как раз могла пригодиться та пуховка, которую не взяли на восхождение…

В Эссуэйре, в частности, в португальской крепости, которая здесь расположена, тоже снимали эпизоды из «Игры престолов»: она сыграла город Астапор. В реальности сама крепость не так уж интересна – интереснее старый город рядом с ней, и бесчисленные рыбные кафе. В одном из них нужно обязательно поесть свежайших морепродуктов.

Эс-Сувейра была последним пунктом нашего горно-пустынно-океанического приключения, поэтому оттенок у нее был немного грустный. Город Ветров, с его прибоем и криками чаек как будто специально настраивает на печальный и романтический лад. Однако мне кажется, это лучшее место для прощания с Марокко – и может, быть, лучший привет океану.

 

Полностью фотогалерея (47 фотографий)