Внутренний курс компании: 1 $ = 97.13 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66
14 Мая 2006, 10:21

Вера есть вера. Задевать чувства верующих опасно. Достаточно вспомнить историю с карикатурами с изображением пророка Мухаммеда. Вот промелькнуло сообщение, что некие американские эксперты заявили, что в 1924 году англичане Мэллори и Ирвин не имели никаких шансов на то, чтобы достичь вершины Эвереста, потому что не имели соответствующего снаряжения и одежды. Это глубоко задело верующего человека, англичанина Грехема Хойленда. Верующего в то, что более 60 лет назад его соотечественники всё же достигли высшей вершины планеты и погибли на спуске с нее.

Хойленд принимал участие уже в семи экспедициях на Эверест и был на его вершине еще в 1993 году. Правда, в поисковой экспедиции, обнаружившей в 1999 году тело Мэллори, ему не повезло. Он приехал в составе съемочной группы ВВС и с ним случился легкий сердечный приступ, после которого руководитель группы просто отослал его вниз. Но это не имеет большого значения. Всем ясно, что Хойденд – это специалист, отлично знающий условия восхождения на высочайшую вершину. И что, у него даже есть шансы осуществить его новый проект – взойти на вершину в одежде аналогичной одежде Мэллори. Вот только другие аспекты, касающиеся чистоты эксперимента, как их учесть. Будет ли у него такая же убогая палатка, старорежимный спальник, тяжелое неэффективное кислородное оборудование ? И наконец, будет ли он пользоваться китайской лестницей для преодоления Второй ступени ? И какая при этом будет обувь ?

Но суть не в этом, Хойленд с упорством верующего человека отстаивает тезис, что одежда, в которой шли Мэллори и Ирвин лучше той, которую сейчас используют альпинисты. И он нашел себе в союзники специалистов из сферы науки. Профессор предпринимательства из университета Ланкастер Мэри Роуз, имеющая опыт работы по выпуску одежды, оценив снаряжение 1924 года, пришла к выводу, что оно превосходит современные образцы. По ее мнению, шелковая рубашка, шерстяной свитер, твидовый пиджак и габардиновая штормовка, обеспечивают как большую свободу движений, так и лучшую вентиляцию. К тому же они весят меньше, чем пресловутые термобелье, флис и гор-текс. На помощь Хойленду пришли также специалисты из университета Дерби, изготовившие ему по возможности более точную копию штормовки Мэллори. Они также высказали убеждение в ее высокой функциональности.



Вера – великая вещь и, может быть, она придаст силы немолодому уже англичанину (49 лет) и позволит ему достичь вершины. Только был ли таким же верующим сам Мэллори. Ведь идя до конца на восхождении, он оставлял бы себе ( и своему юному спутнику) не так много шансов на возвращение обратно. Это должно было быть ему ясно. Откуда тогда оптимистический тон его оставленных записок. Оделлу он написал примерно следующее. «Не ждите нас, мы спустимся прямо в лагерь на Северное Седло». Хотя положено было написать: «простите нас, если что не было не так и позаботьтесь о детях». Известно, что последующая экспедиция в 1933 году нашла ледоруб (по характерным насечка считается, что это ледоруб Ирвина) в районе Первой ступени. Он был аккуратно положен на ровоной площадке, что в общем-то озадачивало всех. Другой верующий в успешное восхождение 1924 года, немец Йохен Хеммлеб предположил и вполне резонно, что ледоруб был положен, так как далее шел участок скал и простого гребня. Но если так, то, скорее всего, восходители не собирались далеко идти, ведь заключительный участок восхождения снежно-ледовый, и кто знает какая там может быть крутизна.

Связка Мэллори – Ирвин была в плохой физической форме, об этом, как о главной причине гибели, писал еще Том Лонгстафф, при разборе итогов экспедиции. А ведь он понятия не имел, какую сложность представляет преодоление Второй ступени. По расчетам, в районе этой Второй ступени у двойки восходителей должен был кончится кислород (первые их пустые баллоны были найдены у Первой ступени) там, вероятно, и закончился их подъем. Они шли с кислородом даже на Северное Седло ! А дальше был кошмарный спуск. Быстро
уходящее время, полное отсутствие сил, темнота, в которой они не нашли оставленный ледоруб, срыв, падение, смерть….

Впрочем, переубеждать никого не надо. Заметим еще, что Хойленд является племянником Ховарда Соммервелла, товарища Мэллори и Ирвина по экспедиции 1924 года. И он уже давно объявил себя правоприемником фотоаппарата, который его дядя дал в пользование штурмовой двойке. Именно этот Кодак должен стать решающим аргументом в разгадке тайны Мэллори – Ирвина, если его найдут и если специалистам удасться реанимировать находящиеся в нем пленки. Впрочем, это может доказать только факт восхождения. Отсутствие же вершинных снимков, никак не может быть доказательством того, что на вершине они не были. Может быть, когда снежная шапка на Эвересте растает, там обнаружится фотография супруги Мэллори. Но вдруг ее занес кто-то другой ! Словом, never ending story – и это замечательно….


Стоят: слева Ирвин и Мэллори,
сидит третий слева Сомервелл