Внутренний курс компании: 1 $ = 97.96 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66
19 Мая 2006, 00:45

Уважемый Александр,

Позвольте c Вашим тезисом:

"И любой объект называется так, как его называют люди. Не более того. В данном случае Эверест процентов на 80 «Эверест» и лишь на оставшиеся 20 - Чомолунгма и Сагарматха. Имя это произносится, прежде всего, альпинистами."

категорически не согласиться.

С одной стороны, - Вы, безусловно правы ("И любой объект называется так, как его называют люди.") Но с другой стороны, - абсолютно нет: "Имя это произносится, прежде всего, альпинистами..."

Именно эта Ваша фраза подтолкнула меня Вам ответить. В том, что я здесь напишу, нет принципиально ничего нового, эта идея уже была озвучена многими людьми (например, Дагом Скоттом - первым британцем на Эвересте, тем самым, кто первым вместе с Дагом Хастоном, и единственный раз в истории, переночевал на его Южной вершине). Идея эта очень естественна, и я ее глубоко разделяю.

К сожалению, в своем стремлении завоевать очередную вершину, мы, зачастую, забываем о том, ЧТО окружает ту или иную гору, о том, КТО рядом с ней живет, и ЧЕМ она для тех людей является. Но именно эти люди, - племена масаев у подножия Килиманджаро, алеуты на Аляске, или шерпы и прочие тибетские народы в Гималаях, -могут лучше всего рассказать и передать нам характер горы и, несомненно, - ее историю.

Именно те люди, давшие горам их подлинное название, любят их величественных соседей искренне, произносят их имена чаще других, и называют так, как и следует называть те горы. (Вспомните - в момент исторического подъема Хиллари и Норгея, первый выкрикнул: "Мы обуздали ублюдка!" (Well, we knocked the bastard off!), второй же сказал: "Благодарю тебя, Джомолунгма!" (Dhanyabaad Chomolungma!)..Именно, от них, местных, узнавали про тропы, подходы к горам, великие альпинисты прошлого, которые в свою очередь потом передали эстафету тем восходителям, которых Вы, Александр, справедливо, перечислили в своей статье...Да, конечно, произнести "Эверест" англичанам (задававшим тон в исследовании горы в конце 19 - начале 20 вв.) было несравненно проще, чем озвучить ее тибетское название. Но сейчас в мире нет однозначного отношения к названию "Эверест" (всмомните, даже на советских картах нередко писали "Джомолунгма"). Скорее даже эта английская фамилия скоро уступит место названию местному. И, на мой взгляд, это - историческая справедливость. Ведь в погоне за 7 вершинами говорим же мы теперь о Килиманджаро (а не о Кайзер-шпице), об Аконкагуа (а не как иначе), и все чаще произносим Денали, а не МакКинли....Да, кстати, и Эльбрус мы называем тюркским именем, а не каким-либо русским, например...

..Один мой хороший знакомый как-то давно сказал (и не про горы!), что когда он куда-либо едет, то всегда старается забраться на самую верхнюю точку, чтобы получить более полное представление о месте, где он находится. Его слова вторят сказанному Риком Риджуэем (тем самым американцем, помогавшим Дику Бассу с киносъемкой на тех самых первых 7 вершинах), в предисловии к одной из книг про Килиманджаро: "Тот, кто внизу, не знает КАК там, наверху. Тот, кто наверху, лучше знает КАК там, внизу" (точную цитату на англииском сейчас не помню, к сожалению). И в этом, и есть, как мне кажется философия концепции "7 вершин":

Покорять именно их имеет смысл лишь чтобы лучше понять каждый из семи континентов, часть света, ее природу, и, главное, людей, там живущих (Антарктика - здесь, разумеется, является исключением), для многих из которых вершины эти представляют собой неотъемлемую часть их (каждодневной) жизни. Без этого концепция становится "disreputable", как как-то сказал про нее все тот же Даг Скотт.

Вот поэтому, осознав идею в полной мере, энтузиасты горных походов все чаще отдают дань местным названиям. И самая высокая гора на нашей планете - не исключение.

С большим уважением,

Максим Буев