Пресса и телевидение о съезде восходителей на Эверест

Эверест. Объединяющая сила гор. Съезд восходителей – покорителей Эвереста в Москве был посвящен 30-летию первого советского и 20-летию первого российского восхождения на высочайшую точку планеты. В Политехническом музее собралось более 60 ... читать больше

Объединяющая сила гор. Съезд восходителей – покорителей Эвереста в Москве был посвящен 30-летию первого советского и 20-летию первого российского восхождения на высочайшую точку планеты. В Политехническом музее собралось более 60 альпинистов, достигших вершины Эвереста: легенды советского альпинизма, а также сильнейшие альпинисты России, Азербайджана, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Грузии, Молдавии, Казахстана, Узбекистана и Киргизии.

Подобная встреча уже проходила в Непале в 2003 году. Тогда король Непала пригласил на эту встречу 250 человек. «Всех здесь притягивает эта высота, 8848 метров, - сказал выступая в Политехе посол Напала в Москве Рави Нохан Сапкота Копила. - Многие из вас были на этой вершине. К сожалению, я не был, но я горжусь тем, что многим из вас мне довелось пожимать руку. Надеюсь, что еще много лет мы будем дружить и друг друга приветствовать. Эверест находится на нашей территории, но он является достоянием всего мирового сообщества. Мы вместе сохраним нашу вершину. Надеюсь, отношения между Российской Федерацией и Непалом всегда будут на той же высоте, как Эверест».

175 человек из стран бывшего Советского Союза покорили Эверест. Из них в живых уже нет 26, четверо погибли на спуске с этой вершины.

История поколения Эвереста началась 100 лет назад, после того, как было установлено, что это самая высокая вершина. В 1920-х годах начали предприниматься первые экспедиции.

Об организации первой советской экспедиции на Эверест рассказал лауреат Ленинской премии по физике Иван Богачев: «Реальная программа была разработана Евгением Абалаковым (советским скульптором, который вместе с другими альпинистами принимал участие в обороне Кавказа, преподавал в школе военного альпинизма и горнолыжного дела Закавказского фронта и совершал восхождения, - прим. ред.). В 1948 году он утвердил эту программу у руководства и должен был сначала подняться на пик Победы, а уже в 1951 году – на Эверест. Это позволяло нашей стране быть первыми на той вершине. Но ряд трагических обстоятельств привел к тому, что, не начав экспедиции, Евгений Абалаков погиб в 1948 году (по одной версии, от взрыва газовой колонки в московской квартире, по другой - от отравления угарным газом, - прим. ред.).

В это же время в советском альпинизме появился сравнительно молодой альпинист Кирилл Кузьмин, который уже в 1948 году понял, что должен занять место Евгения Абалакова. Кузьмин приступил уже к подготовке к этому восхождению. В 1948 году он сделает восхождение на восточную вершину Домбая. В 1951 году – траверс в Шхельде, команда его занимает первое место в Советском Союзе. В 1953 году на Центральном Кавказе сделает траверс Безенгийской подковы – 24 дня на пятитысячниках Кавказа и первое место на чемпионате Советского Союза. В 1956 году Кузьмин уже вплотную подошел к возможности реализации восхождения на Эверест: он вместе с Евгением Белецким организует экспедицию на семитысячник Китая, Мустаг-Ата. Сборная команда Китая и советских альпинистов успешно преодолевает все склоны семитысячника высотой 7546 м, и 31 человек поднимается на высшую точку Мустаг-Аты. Это было первое восхождение совместное с китайцами на семитысячник. Тогда же предварительно было оговорено, что команда советских и китайских альпинистов пойдет на Эверест. Программа была подготовлена Кузьминым, но чиновники Комитета по делам физкультуры никак не могли окончательно получить разрешение на это восхождение».

О своем восхождении на Эверест рассказал новый президент Международной федерации альпинизма и скалолазания Фритц Вриджлант: «В 1990 году я встретил Мишу Туркевича у себя дома, в Голландии. Он говорил по поводу восхождения на входе на южную стену, показывал видеоматериалы, и для нас это было феноменально. Он сделал выдающийся новый маршрут на Эверест. Для меня это был блестящий пример. Он для меня стал первым великим представителем советского и российского альпинизма. 16 мая 2007 года мне самому удалось взойти на Эверест, и когда я шел вверх, мне удалось встретить четырех российских восходителей, которые уже спускались. Они были первые, кто взошел в том сезоне, и мы шли по их ступеням. Мы очень благодарны за то, что они для нас сделали».

Об объединяющей силе гор говорил трехкратный покоритель Эвереста Казбек Хамицаев: «Я 46 лет в альпинизме, пахал и буду пахать, служить нашему любимому советскому, российскому альпинизму. Экспедиция 1995 года называлась «Алания – Гималаи-95». Она была непростая. Там были наши сильные ребята, были из других команд. Но там самое главное, как и в любой команде – дружба. Из 22 спортсменов 8 человек взошло, это тоже хороший показатель. Я счастлив, что там много друзей заимел. Наших друзей из Прибалтики там встретил. Именно там я полюбил Непал, считаю второй родиной. Именно там мне удалось, на вершине, произвести первые профессиональные видеосъемки, я этими кадрами горжусь, это находка. И самое главное – то небо, которое там было. Как будто я с богом общался. Это был космос. Я до сих пор каждое утро в конце зарядки ухожу в это небо и молюсь за всех вас, за нас, и дай бог, чтобы наши вершины еще продолжались. Свой день рождения - 64 года – я отмечал на Казбеке. И всем того желаю».

«Три маршрута на Эверест из 16 принадлежат Советскому Союзу и России, - заявил «Вестнику Кавказа» руководитель экспедиции сборной команды России по альпинизму. - Виктор Козлов. - Три наши экспедиции проложили новые маршруты на Эвересте, что, естественно, намного сложнее и интереснее. Это первая экспедиция 1982 года, сборная команда Советского Союза по альпинизму, юго-западная стена, потрясающий они маршрут прошли, и никто до сих пор его даже не повторил. 1996 год – красноярская экспедиция прошла новый маршрут по северо-восточному гребню. И в 2004 году наша команда, сборная России по альпинизму, прошла северную стену. Уверен, что в ближайшие 15-20 лет никто не повторит этих маршрутов – настолько они сложные».

О «своем» Эвересте «Вестнику Кавказа» рассказал президент Федерации альпинизма Азербайджана Исрафил Ашурлы.

- Как вы пришли в альпинизм?

- Совершенно случайно, сам того не понимая, я оказался в компании, которая совершала трекинг в Индию. Это вообще была моя первая поездка за границу. Меня спросили: «За границу хочешь поехать?» Я сказал: «Хочу». Я даже не совсем представлял, куда они идут и зачем. Мне просто сказали: «Возьми с собой кроссовки, у нас будет прогулка». В результате мы прогулялись до перевала высотой 5 тысяч метров. Мне понравилось, я сказал: «А можно еще?» Мне сказали: «Можно». И через полгода мы уже восходили на Килиманджаро. После этого я решил заняться альпинизмом серьезно. Каждая гора по-своему интересна, и с каждой горой у альпинистов какая-то своя сакраментальная история, свое восхождение. Каждая вершина по-своему хороша. Я очень люблю Кавказ, очень люблю французские Альпы, люблю Гималаи, конечно. Я думаю, каждый горный уголок по-своему хорош и красив. Нет некрасивых вершин, нет нежеланных регионов. Просто есть более сложные, более холодные, более удаленные – и более доступные, комфортные и теплые.

- Что вы почувствовали, оказавшись на вершине Эвереста?

- Я там был всего лишь один раз, поэтому не могу сказать, что это часто повторяющееся явление, но это было ощущение… Это крыша мира. Нет точки выше. Когда я стоял на вершине, я себя убеждал, что выше этой точки нет ничего на Земле, я стою на той высоте, где летают обычно самолеты, и что исполнилась моя мечта, к которой я долго шел и которую я успешно выполнил. Я очень долго готовился к Эвересту, переживал, тренировался, нервничал. В момент, когда надо было подняться и выполнить задачу, я поднялся и ее выполнил.

Очень приятно, что Федерация альпинизма России нашла такую возможность – собрать восходителей на Эверест, пусть хотя бы из стран бывшего СССР, но это большое мероприятие. В 2003 году подобное мероприятие, но в рамках более широких, проводилось в Непале. Тогда король Непала в честь 50-летнего юбилея первого восхождения на Эверест пригласил восходителей со всех стран мира приехать в Непал. Я рад, что Андрей Евгеньевич Волков выступил инициатором сбора альпинистов стран бывшего СССР в Москве сегодня, в этом прекрасном месте. Я рад, что большое количество восходителей нашли возможность, откликнулись на это приглашение и приехали в Москву.

"Вестник Кавказа"

Телеканал Russia Today

С тех пор как первая советская экспедиция поднялась на вершину Эвереста, самой высокой горы мира, прошло 30 лет. По случаю этой годовщины в Москве в четверг собрались 70 альпинистов, покоривших гору, и поделились своим уникальным опытом. Константин Потапов.

Вот уже какой век Эверест привлекает тысячи альпинистов, опытных и любителей. Впервые вершину покорила британская экспедиция в 1953 году. И только через 29 лет это совершили советские альпинисты. Зато сделали они это со стилем: выбрали самый сложный маршрут на юго-западном гребне горы. Этот маршрут так до сих пор никто и не повторил.

КАЗБЕК ВАЛИЕВ, участник советской экспедиции 1982 года на Эверест: Для нас это было воплощение мечты в реальность. Это был пик нашей альпинистской карьеры. Мы не знали, чего ждать. У нас не было опыта покорения вершин выше 7,5 километра. Для нас и для всего альпинистского сообщества это был настоящий вызов, мы стали подниматься по одному из самых сложных маршрутов. Все получилось благодаря нашей работе в команде. Когда мы вернулись домой, встречали нас как олимпийских чемпионов.

ФРИЦ ВРИДЖЛАНД, президент Международного союза альпинистских ассоциаций: Это было серьезным испытанием. Особенно это касается сложности маршрута, который выбрали русские альпинисты. Они не пошли простым путем.

Несмотря на то что Эверест покорило уже более 4 000 человек, об этом мечтают еще тысячи других. И, как говорят сами альпинисты, сделав это однажды, мечтаешь повторить.

ИВАН ДУШАРИН, трехкратный восходитель на Эверест: Вернуться зовет не только Эверест, но вообще все горы. Мне повезло дойти до вершины трижды, и я бы хотел попасть туда снова.

КАРИНА МЕЗОВА, пятая россиянка, взобравшаяся на вершину Эвереста: Это как зависимость. Побывав в горах однажды, всегда думаешь вернуться снова. Идея подняться на Эверест стала преследовать меня с тех пор, как я начала заниматься альпинизмом.

Несмотря на усовершенствования в технологии погодного прогнозирования и альпинистского снаряжения и улучшение физического состояния, что сделало достижение высочайшей вершины мира немного легче, предугадать все в горах до сих пор невозможно. А Эверест может приготовить крайне неприятные сюрпризы.

КАЗБЕК ВАЛИЕВ: Гора такая же, какая и была – она зовет, манит. И прежде чем предпринять попытку восхождения, необходимо много и тщательно готовиться. Это крайне опасно, ошибки непростительны. В 1996 году в неудачной экспедиции погибло семеро альпинистов – так Эверест показал свою смертоносную природу.

Именно из-за такого высокого риска покорение высочайшей горы на Земле всегда будет символом высочайшего мужества. И если теперь кто-то решит повторить советский маршрут от 1982 года, то без такого мужества не обойтись и сегодня.

Константин Потапов, Russia Today

Журнал Эксперт о развитии Кавказа: Курортный супермаркет….

Эльбрус. Участники панельной дискуссии форума, посвящённой развитию туризма на Северном Кавказе, признали, что единственный способ развивать эту отрасль в регионе — создание и продвижение единого туристического продукта. «Уже сейчас у ... читать больше

«Уже сейчас у нас есть понимание того, что наши курорты не должны конкурировать друг с другом, — заметил по этому поводу заместитель генерального директора ОАО “Курорты Северного Кавказа” Ислам Назаралиев. — Необходимо, чтобы каждый курорт был по-своему уникален. Например, какие-то курорты должны продвигать молодёжный туризм, а какие-то — обладать инфраструктурой, более подходящей для семейного отдыха».

Заместитель полпреда президента в СКФО Максим Быстров сравнивает туристический кластер с супермаркетом: чтобы товары в магазине продавались, необходим широкий ассортимент. И в этом смысле разнонаправленные курорты на Северном Кавказе — это лишь отдельные товары, однако при продаже любого из них весь магазин получает выгоду. Из этого сравнения следует два вывода. Во-первых, необходимо сместить акцент с территориальной принадлежности курортов той или иной республике. Как отмечает директор Северо-Кавказского горного клуба (дочерняя структура ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа») Андрей Катаев, необходимо продвигать такие брендовые продукты, как Архыз или Эльбрус, а не, например, продукты «Курорты Кабардино-Балкарии» или «Курорты Ингушетии». «Перед нами стоит задача — возродить систему туристических маршрутов, которые существовали в СССР, — предлагает Андрей Катаев. — Допустим, на том же Эльбрусе можно организовать маршрут и присвоить ему статус национального — это сразу привлечёт определённое внимание». Сейчас Северо-Кавказский горный клуб активно развивает эту идею — компания разрабатывает джип-тур «Аланский путь» и готовит информационный портал vizitkavkaz.ru, который будет запущен в феврале следующего года. Этот портал станет агрегировать информацию обо всех курортах Северного Кавказа и даст возможность прямого бронирования билетов и гостиниц на курортах.

Из этого тезиса автоматически следует второй — у любого супермаркета должен быть один хозяин. Прежде всего, для комплексного продвижения курортов Северного Кавказа необходимо создать структуру, которая будет действовать как единый информационный центр — подобные организации существуют на многих мировых курортах. Однако единым должно быть не только информационное пространство, но и управление всеми курортами. «Нам нужен системный оператор, который будет заниматься развитием и популяризацией курортов, организацией турпотока, — считает заместитель председателя правительства Ингушетии Павел Пущин. — Потому что пока у нас все эти направления развиваются довольно хаотично».

Но на вопросы о том, какой следует быть этой структуре, кому предстоит создавать программу развития для всего кластера и как она должна выглядеть, единых ответов пока нет. В частности, по мнению министра курортов и туризма Ставропольского края Валентины Ченцовой, не стоит забывать, что Кавминводы — курорт федерального значения, дотационный регион, так что без помощи федерального центра здесь никак не обойтись. Тем не менее, по словам управляющего партнёра компании McKinsey в России Ермолая Солженицына, создавать такой координационный центр нужно в регионе своими силами, а не ждать инициативы федерального центра: различные госпрограммы разрабатываются регулярно, но на местах они действуют далеко не всегда. Более того, у участников круглого стола возникло предложение создать отдельную концепцию развития курортов, в основу которой должна была бы лечь и концепция развития региона Кавминвод (над ней сейчас работает McKinsey).

Базой для создания такого единого оператора могут стать курорты Кавказских Минеральных Вод. Участники круглого стола сошлись во мнении, что Кавминводы в силу хорошей узнаваемости этого бренда должны сыграть важную роль в становлении туристско-рекреационного кластера в регионе. Например, одним из способов открыть для туристов республики Северного Кавказа могут стать туры выходного дня из санаториев Кавминвод, причём в их организации заинтересованы не только республики, но и сами курорты КМВ. По словам Валентины Ченцовой, одна из их главных проблем состоит в том, что досуг отдыхающих ничем не занят, кроме лечебно-оздоровительных процедур. Это приводит к тому, что аудитория Кавминвод — это в основном люди среднего и старшего возраста: сейчас средний возраст отдыхающих здесь составляет 48 лет. Как отмечает Ермолай Солженицын, хотя Кавминводы и являются крупнейшим бальнеологическим курортом в Европе и даже в мире, в последние четыре года поток отдыхающих в регионе увеличивается незначительно, а время, проводимое ими на курортах, сокращается.

Другая проблема, которая сейчас стоит перед регионом, — кадровое обеспечение существующих и строящихся курортов. «Очень важно качество сервиса, который будет предоставляться на северокавказских курортах, — говорит генеральный директор ООО “Ведучи” (строящего одноимённый горнолыжный курорт в Чечне) Игорь Пероговский. — Мы планируем создать курорт пятизвёздного уровня, но сможем ли мы этого достичь? Поэтому мы считаем, что для обеспечения нашего курорта кадрами придётся открывать учебный центр в Грозном, а также отправлять специалистов на обучение в Европу».

Попутно новым компаниям приходится вести активную работу с местным населением, которое не всегда хорошо относится к стройке, развернувшейся в регионе. «Иногда в ходе строительства мы вынуждены решать проблемы, которые существовали в регионах веками, — говорит Ислам Назаралиев. — Особенно это касается земельных вопросов. По большому счёту, это не наша обязанность, но это делать необходимо». По мнению Максима Быстрова, инвесторам обязательно нужно встречаться со старейшинами и главами местных поселений, объяснять, что вместе с туристической инфраструктурой придут газ, электричество, появятся рабочие места. Как отмечает генеральный директор ОАО «Архыз-Синара» Юрий Старков, в Архызе — первом из новых курортов Северного Кавказа, где уже грядущей зимой можно будет кататься на лыжах, — изменения в отношениях с населением налицо: «Местные жители видят положительные итоги образования курорта: уже создано более тысячи рабочих мест, повысилось качество предоставляемых услуг. Если каждый инвестор будет вести аналогичную работу, то отношение к проекту станет улучшаться. Всё зависит от нас, хотя в эту работу должны включаться и местный бизнес, и руководство республик».

Виктория Ханова. Журнал Эксперт.

Сафари по скалодромам Москвы. На тренировке в Скала Сити поговорим о поездке в Крым

Очередная тренировка Клуба 7 Вершин состоится в эту Среду 14 Ноября в 19:00 в старом добром месте – в Скала Сити. Есть определенная цель - в ходе, а особенно после тренировки - хорошенько посидеть и обсудить поездку в Крым на ... читать больше

Есть определенная цель - в ходе, а особенно после тренировки - хорошенько посидеть и обсудить поездку в Крым на выходные - торжественное открытие нового маршрута "7 Вершин". Подробности здесь

Просьба записываться, кто придет, в комментариях.

Адрес Скала Сити: Кутузовский проспект, дом 36, строение 3. (ст. метро Кутузовская или Парк Победы)