Александр Абрамов и Людмила Коробешко ночуют на хижине Хёрнли у подножья Маттерхорна

Здравствуйте! Абрамов Александр из Франции звонит. Нет, уже из Швейцарии. Сегодня мы с Людой Коробешко с утра выехали из Шамони в сторону Церматта. И у нас есть такой авантюрный план – попробовать всё-таки подняться на Маттерхорн. Тут было несколько дней плохой погоды, все скалы завалены и даже вряд ли нам это удастся. Тем не менее, будем рассматривать это как зимнюю разведку Маттерхорна. Сейчас мы едем в Церматт, хотим подойти на хижину Хёрнли. Она сейчас тоже закрыта, работает только какая- то зимняя часть…

У нас с собой продукты, горелки, веревки, кошки… Ну, в общем, следите за событиями. Я надеюсь, что нам хватит разумности принять правильное решение. Но тем не менее, пока мы рвемся вверх. Пока!

Здравствуйте! Александр Абрамов и Людмила Коробешко с Маттерхорна. Сейчас мы, полчаса назад, подошли к хижине Хёрнли. Шикарная новая хижина, и нам удалось найти зимний отсек. Он оказался на втором этаже и нужно лезть по лестнице наверх.

Прекрасно тут всё внутри, 20 кроватей,  свет, естественно, место для готовки и даже батарея одна, работает. Единственная проблема, тут нет одеял. Это специально сделано, чтобы как меньше людей тут ночевало. Мы с Людой тоже не принесли никаких спальники. Будем, наверное, греться трением. Здесь еще лежат два спальных мешка, ребят, которые явно ушли сегодня утром наверх и до сих пор не спустились – уже стемнело. Мы успели сегодня подойти под первую вертикальную стенку и пройтись немножко по ней. Буквально там несколько метров. Все скалы обледенелые. То есть, если лезть, то в кошках. Вот такая информация. Сейчас стемнело. Ребят, которые ушли наверх еще нет и не слышно. Мы вдвоем, готовим ужин и думаем, что делать дальше.
Всё, всем до свидания! Ну, в общем, здесь супер. Всяко лучше, чем в офисе сидеть. Пока!

Отчет о восхождении на Килиманджаро Александра Филипочева из ВМФ СССР и России

В августе 2015 года Александр Филипочев вместе с Николаем Рогозиным, Евгением Смирновым и Курбаном Курбанмагомедовым поднялся на вершину Килиманджаро по маршруту Марангу.   "Hakuna Matata" или хождение на Килиманджаро за трое суток ... читать больше

"Hakuna Matata" или хождение на Килиманджаро за трое суток

Наша команда ,для восхождения на Килиманджаро, собиралась долго и трудно, но благодаря активной помощи "Клуба 7 вершин" и нашего доброго ангела – Анастасии, команда собралась как на подбор:
Евгений-директор строительной фирмы из Кинешмы,35 лет, Курбан - профессор информатики из Махачкалы,61 год, Николай - бизнесмен из Кинешмы (тесть Евгения), 59 лет и ваш покорный слуга Александр - упаковщик декорационных материалов из г.Вайден (Германия), 60 лет.

То что основная часть команды оказалась практически одного возраста, несомненно сыграло положительную роль в том что за весь период восхождения и последующего сафари у нас не было никаких конфликтов. Мы были из СССР, получили практически одинаковое высшее техническое образование, и естественно у всех было "немного с головой не в порядке". Как известно "умный в гору не пойдёт - умный гору обойдёт! "Но в то же время мы были и очень разные, по горной подготовке, физической и состоянию здоровья.

Женя - самый молодой, естественно самый здоровый (какие болезни могут быть в столь юном возрасте?) в горах не бывал. Курбан - самый подготовленный, настоящий кавказский джигит, каждое утро пробежка по берегу моря, каждый год восхождение на "свою" гору (4000 метров). Последний раз за полмесяца до Килиманджаро, в плане акклиматизационной подготовки и опыт восхождения на Эльбрус. Коля - так же имел опыт восхождения на Эльбрус 5 лет назад, дома регулярно занимается физическим трудом на своём "ранчо", но имеет "свой "сахарный диабет. Я же в горах никогда не был, максимум это подъём на паровозике из Интерлакена на перевал 2500 метров на пару часов; в плане подготовки - это 20 лет службы на флоте, работа 10 лет на португальских "плантациях" с хождением по 10-15 км по пескам и наличие в анамнезе двух анемий с гемоглобином ниже нормы. Именно поэтому, я постарался готовиться к восхождению с учётом рекомендаций врача-альпиниста Игоря Похвалина, что, видимо, сыграло определённую роль.

Итак все в сборе, в путь.

Организация подготовки и выхода на маршрут была на высоте. Те у кого что то отсутствовало из снаряжения смогли взять в аренду, спальники и фляжки бесплатно. Точно в назначенное время к нашему отелю был подан автобус, в офисе фирмы были загружены продукты, оставлены на хранение ненужные на горе, вещи и мы выехали к воротам Нац. парка "Килиманджаро". После регистрации группы и получения разрешения на вход в парк мы вышли на тропу. Первый день напоминал прогулку по парку в тёплый летний день. Рюкзаки были лёгкие, основной груз несли портеры, солнце не досаждало, так как кроны деревьев ливневого леса, смыкаясь над тропой, защищали от его прямых лучей.

Средний угол подъёма на маршруте составлял около 6-7 градусов (за 10 км подъём на 1000 метров). Стартовали с высоты 1700 м, а первая ночевка в Мандара Хат на 2720 м. Конечно, были и спуски, и более крутые подъёмы. По дороге происходило продолжение знакомства друг с другом, ходившие на Эльбрус делились впечатлениями. Встречались муравьиные дорожки, которые надо было проходить быстро, но, отвыкшие несколько от природы, бестолковые горожане остановились поглазеть на "диковинных зверей", чем и поплатились. Муравьи залезли в штаны и кусали потом до "Мандара Хат". Приют нас встретил хорошей погодой и обезьяной, которая разгуливала по территории не обращая ни какого внимания на наши кривляния. После короткого перекуса, мы с помощником инструктора Френком сходили дальше по тропе на кратер древнего вулкана и по дороге посмотрели некоторых местных жителей лесов (обезьян и пр.). По самочувствию ни у кого никаких изменений не произошло, голова, ноги, сердце и т.д. работали в прежнем режиме, это уже было положительно. Вечерний контроль содержания кислорода в крови и пульса также не показал изменений.
Утром второго дня мы вышли из леса и до "Хоромбо Хат" шли среди кустарников и лугов с засохшей травой.

При приближении к отметке 3500 м начал чувствоваться недостаток кислорода - участилось дыхание при движении, особенно при "повышенных оборотах", когда надо было уйти вперёд, что бы сделать видео- и фотосъёмку идущих покорителей Килиманджаро. Температура заметно опускалась, но на ходу было не холодно, тем более ничто так не греет, как хороший рюкзак, да и чай в термосе был горячий. Периодически, то мы обгоняли группы каких-нибудь индийцев, то нас обгоняли какие-нибудь англичане, а мы их потом догоняли. Каждая группа шла в своём темпе, никто ни с кем не соревновался. До приюта "Хоромбо" мы дошли за заданные 5 часов, преодолев 11км и поднявшись на высоту 3720 м.

Пока мы ждали расквартирования, портер какой-то группы на спине ,почти бегом, принёс со стороны горы девушку с лицом сине-жёлто-зелёного цвета. Опустившись на землю она присосалась к баллону с кислородом и начала постепенно оживать. К стати в "Хоромбо" я отметил появившуюся тяжесть в затылочной части, но ребята сказали ,что у них всё в норме. Сон у меня и дома не очень, поэтому я решил принять снотворное, что бы лучше отдохнуть. В "Хоромбо" живут абсолютно наглые или очень голодные птицы (я их назвал воронами). Женя их кормил прямо с рук.

Третий переход, до приюта "Кибо" проходил практически по голой местности, даже крупных кустов не было, трава высохшая, таки зима. С утра было прохладно, потом солнце немного подогрело, но километра за 2-3 до "Кибо", на высоте 4500 задул крепкий холодный ветер, вершина стала затягиваться облаками верхнего уровня. На нижнем уровне облачность была сплошной ещё с ночи, но это всё под нами. Основную часть пути мы прошли "плотным строем"-компактно, но на подходе к приюту немного растянулись, каждый подбирал комфортный для него темп. Женя и Курбан вместе с Френком немного вырвались вперёд, за ними тянулся я, а замыкали Коля с нашим старшим инструктором Эйлиасом. Периодически посматривали и обсуждали возможные маршруты подъёма на вершину Мавензи, название оставшееся в голове, с юных лет по произведениям Хэмингуэя. Видимо от туда "ноги растут" этого желания увидеть снега Килиманджаро. Пройдя свои 9 км и поднявшись ещё на 1000 м, мы после обеда к
14-ти часам закрепились на высоте 4720 м в "Кибо Хат"

Тут мы уже не гуляли и ворон не только не ловили , но и не кормили. Мы, после устройства, сразу легли поспать и это немного удалось, до 17 час.

Поужинав, мы сразу отбились, я скушал оставшиеся 2 таблетки снотворного, одну смог выделить Курбану. Это помогло поспать до 23 часов. Предварительно, мы тщательно укомплектовали свои рюкзаки, минимизируя вес. Отказался даже от большой фотокамеры, оставил "мыльницу", но видеокамеру взял, я ведь обещал ребятам сделать кино про покорителей горных вершин. Как потом сказал Коля, он больше всего опасался, что вдруг я не дойду до конца - ведь тогда фильм будет не полным. Но зато некоторые вещи продублировал (перчатки, фонари) и как потом оказалось не зря. А вот литровую фляжку с водой я не взял, лишний килограмм, а пил я всё равно мало только рот полоскал. Хоть и говорили, что надо много пить, мол обезвоживание будет, но я за годы работы на полях Португалии при 35-40 градусной температуре без воды привык не потеть.

После небольшого "перекуса", нам в последний раз померили кислород в крови и пульс, результаты обнадёжили, уровень был тот же, что и в начале пути 92%,ну а пульс конечно за 100 в спокойном состоянии, затылок слегка ломило, съели по диамоксу. Присели на дорожку по русскому обычаю и по команде Эйлиаса: "Пошли-пошли!", надев рюкзаки и включив фонари встали на тропу. На штурм вершины мы пошли ровно в 00:00,заканчивались третьи сутки нашего пути.

Практически сразу мы произвольно распределились опять в той же последовательности, как и накануне, но более плотно. Ночь была абсолютно тёмная, тропа освещалась только фонарями. Дистанцию до впереди идущего я определял по объекту, освещаемому фонарём. Если видел ту часть, где ноги начинают расти – значит, норма, если освещались ботинки-значит надо добавить скорости и сократить дистанцию. В начале угол подъёма составлял 40-45 градусов, а на второй половине подъёма дошёл до 60 градусов ,но мы сразу пошли серпантином. Я чувствовал, в принципе могу добавить в скорости, но в этом не было никакой необходимости и никакого смысла. Рекорда подъёма никто ставить не собирался, задача была одна - дойти до пика Ухуру. К этой цели я шёл последние 5 лет, после того как в 2010 году у меня сорвался, уже купленный вылет на маршрут из-за обследования по поводу анемии. Конечно, ещё дома я понимал, что на горе может быть любая ситуация, ведь я ни разу не был на высоте и просто не знал какие у меня "взаимоотношения" с горной болезнью, а почитал о ней я достаточно. Но сейчас ночью на тропе вопрос о том что бы повернуть назад просто не стоял. Потому что я представить себе не мог, что вернувшись домой, на вопрос: "Ну как там на горе?" я скажу : "Да, вы знаете, я не дошёл..."

С тропы меня могли унести только без сознания, если откажет голова. За сердце я не сомневался, эти "часы" всегда тикали точно и без сбоя, давление всю жизнь "пионерское 120/80". С первых шагов в памяти всплыла песня Высоцкого, причём один куплет крутился весь подъём до гребня кратера 6 часов:

"Ты снова здесь, ты собран весь
Ты ждешь заветного сигнала.
И парень тот, он тоже здесь
Среди стрелков из "Эдельвейс".
Их надо сбросить с перевала.
Отставить разговоры!
Вперёд и вверх..."

Сейчас, "мой перевал" был там, на вершине Ухуру, и он должен был быть взят любой ценой. На середине подъёма сильно замёрзли руки, так как, держа палки, пальцы были не подвижны и вот тут пригодились вторые перчатки (зимние мотоциклетные), они оказались теплее "Экстримовских". Около трёх ночи у Коли скис фонарь, я ему отдал свой запасной, и он тоже не зря прокатился со мной из Европы. Посматривая вперёд-вверх (не близко ли уже гребень?) видел, что силуэт на фоне чёрного неба нисколько не приближается. Когда путь длинный и преимущественно однообразный, что бы это не угнетало - не думаю про это, а думаю о посторонних вещах, о чём то интересном, а ноги и когда надо и руки сами приведут к финишу.

Стараюсь не отставать от передовой группы, так как если плестись в хвосте, то при коротких остановках не передохнуть. Пока ты догонишь всех, группа уже поднимается идти дальше. Френк просто великолепен, он идёт так как будто гуляет по бульвару, спокойно беседуя и то немного приотстанет, то ускорится и уйдёт к голове группы. Эйлис тоже пыхтит - сказывается вес. Мы дышим как бегуны после дистанции и каждый шаг требует сил, шаг сократился практически до 20 см.

И вот, в 5ч 35мин мы поднялись на гору в точке "Gilmans Point"(высота 5 685м), т.е. почти за 6 часов пути мы преодолели всего 965 метров. Ну и тормоза! Впереди ещё 2,5 км пути и подъём на 210 метров.

Но это мы сделаем за 2 часа 10 мин. Поднялись мы вовремя, через полчаса начало всходить солнце и мы уже видели его с вершины, двигаясь по гребню. На этом отрезке, в светлое время мы растянулись немного больше, двигались в том же порядке, как и на подходе к "Кибо Хат". Проходя высоту "Stella Point", видели, как к ней карабкаются снизу, идущие другим маршрутом. Теперь отпали все сомнения в достижении пика. Голова не стала хуже, не очень сильная боль была вполне переносима и всё теперь решали ноги, которые могли ещё идти и идти, что от них потом и потребуется (спуск до "Хоромбо" к вечеру ещё около 15 км). Показались ледники, но они были достаточно далеко, и у нас не было времени на поход к ним. По всей длине тропы по гребню кратера растянулись группы идущих к вершине, на подходе стали встречаться уже идущие в обратном направлении. В 7ч 45 мин наступил этот момент, когда наша группа достигла пика Ухуру (5 895м).
Как только освободилось место у знака, я первым делом развернул Флаг Военно-морского Флота СССР

Теперь я знаю, что этот флаг не только избороздил все моря и океаны Земли, но и развевался на "крыше" Африки - ВМФ СССР и России покорил Килиманджаро. Потом развернул плакаты с названием своей школы и института. Обязательный групповой снимок всей команды с инструкторами

потом и ребята свои баннеры растянули.

После обязательной программы мы как русские люди, не могли не отметить это событие рюмкой джина, хоть это противоречит всем правилам и рекомендациям, и да простят нас турагенты и туроператоры, а если нет-ну тогда ...

Но это я бы назвал было чисто символически, так пионерская доза. А вокруг шло оживлённое буквально празднование успешного восхождения. Какая-то группа пела песни, все радостно обсуждали своё восхождение, и всё это на разных языках. Все фотографировались у знака и на фоне ледников, короче - Вавилон. Но времени было не так много на всё это, так как мы должны были освободить место в приюте "Кибо" к 14:00 для идущих на следующий ночной штурм и до вечера дойти до "Хоромбо Хат".

Мы пошли той же тропой в обратном направлении. Почти одновременно с чувством удовлетворения по поводу достигнутой цели, появилось и некоторое чувство пустоты. Была цель, было движение к ней, а что теперь? Конечно, я теперь выяснил, что не только могу на 40-ка метровой глубине океана что то делать, но и на горных вершинах пребывать. Да ещё остался воздушный океан, а до парашютов я пока не добрался. Видимо, это следующая цель, к тому же надо что бы и в Америке флаг ВМФ СССР увидели выше всех. Начитавшись некоторых отчётов о восхождении, я морально готовился, что будет очень тяжело, надо будет что то "преодолевать, превозмогать..."

Но, слава богу, оказалось хоть и трудно, но в пределах разумного. Правда нам по дороге вниз встречались некоторые туристы, которые дышали кислородом из баллона, а одного занесли на вершину двое товарищей, когда мы были там, и потом втроём плакали. С горы до Кибо мы иногда спускались даже бегом, ну и дальше до выхода из Нац.парка без замечаний. Да, кстати, на следующий день внизу сильно заболели ноги, это последствия спуска. На спуске работают другие группы мышц, которые почти не работают в обычной жизни при ходьбе по ровной поверхности, а потому не тренированные и не готовые к таким нагрузкам - спуск больше 30-ти километров. Так, что тренируйте заранее. Но это всё же пустяки когда почти 6000 взято с первой попытки.
Короче, команда наша сходила на Килиманджаро - "hakuna matata"!