Внутренний курс компании: 1 $ = 97.13 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66

Андрей Цыганов. Восхождение на Эверест. Восьмой и девятый дни. На пути в Лхасу

Экспедиция к высочайшей горе в мире продолжается — «Сноб» и Toyota едут по Тибетскому нагорью и вскоре прибудут в Лхасу   Фото: Андрей Цыганов   Мы ночевали в местечке под названием Танголашанжень, которое ... читать больше

Экспедиция к высочайшей горе в мире продолжается — «Сноб» и Toyota едут по Тибетскому нагорью и вскоре прибудут в Лхасу

 
Фото: Андрей Цыганов
Фото: Андрей Цыганов

 

Мы ночевали в местечке под названием Танголашанжень, которое находится в Тибете на высоте 4,5 тысячи метров. Потом мы пересекли два примерно одинаковых перевала: один — на высоте 5000 метров, другой — 5200.

Наши Land Cruiser Prado и LC 200 не подводят и едут очень уверенно. У нас к ним нет никаких нареканий: машины без проблем поднимаются и спускаются по извилистым дорогам, нам удобно обгонять идущий впереди транспорт. Опять же у Land Cruiser мощные моторы, что немаловажно в нынешних условиях.

Сейчас поднимаемся на Тибетское нагорье — это огромная территория, которая раскинулась с севера на юг примерно на тысячу километров. По идее, это пустыня, только на высоте четырех-пяти тысяч метров. Маршрут постоянно идет вдоль железной дороги: мы ее пересекаем то слева, то справа. Удивительно, как люди смогли построить столь грандиозное сооружение на такой высоте.

 

Фото: Андрей Цыганов
Фото: Андрей Цыганов

 

Мы едем по основной магистрали, которая связывает Лхасу с внешним миром. Дорога сильно загружена, не сказать, что есть «пробки», но трафик напряженный. В пути нет времени, чтобы расслабиться, работают все: и водитель, и штурман, который подсказывает, куда ехать, — часто водитель не видит, где и когда обгонять. По плотности поток машин напоминает трассу Москва — Питер.

В Тибете нет многомиллионных городов, а деревни встречаются редко — наверное, каждые 200 километров. Жить на высоте 4,5 тысячи метров — довольно сомнительное мероприятие. Конечно, здесь нет тех громадных небоскребов, что мы видели в Китае, — все проще и печальней.

 

Фото: Андрей Цыганов
Фото: Андрей Цыганов

 

Мы переносим высоту не то чтобы тяжело, но приятного мало. И только благодаря тому, что мы находимся в автомобиле, акклиматизация проходит не так интенсивно: когда едешь, почти не двигаешься, бережешь силы. К тому же в автомобилях комфортно, — и это только когда в рекламных текстах такое читаешь, думаешь: что за ересь люди несут? А когда находишься в тяжелой обстановке на дороге, ценишь каждую, даже самую маленькую деталь: материалы, угол обзора, подлокотники, наклон сидений. Ведь любой физический труд, например, выгрузка вещей из машины, дается с трудом. По ночам в гостиницах тяжело и спать, и дышать. Вчера вечером воспользовались баллоном с кислородом. Но мы в порядке.

 

Фото: Андрей Цыганов
Фото: Андрей Цыганов

 

Сейчас мы находимся посреди Тибетского нагорья в городе Нагчу, который стоит на высоте 4,5 тысячи метров. К нам присоединился тибетский гид — важный член команды, без которого въезд в Лхасу невозможен. Уже завтра мы спустимся в город (он на высоте 3,5 тысячи метров) и встретимся с остальными участниками экспедиции.

 

Узнайте больше об экспедиции на специальном сайте проекта #toyotaevertest

 

Читайте также:

 

ИСТОЧНИК СНОБ

 

Записки Ирены Харазовой. День 1. Отлет и прибытие в Катманду

Эверест. Мне кажется экспедиция началась задолго до сегодняшнего дня. Все события предшествующие моему старту на Эверест, поселили эту гору в мою жизнь за полгода до отлета в Катманду. Последние две недели были гипер-стрессовые: были трогательные ... читать больше

Мне кажется экспедиция началась задолго до сегодняшнего дня.

Все события предшествующие моему старту на Эверест, поселили эту гору в мою жизнь за полгода до отлета в Катманду.

Последние две недели были гипер-стрессовые: были трогательные проводы, напутствия, пожелания, рекомендации, подарки, слезы и переживания. Только ради того, чтоб узнать, сколько людей заботиться обо мне, стоило решиться на этот шаг.

 

 

Все рекомендации экспедиционного врача Сергея Ларина выполнила: набрала критический для себя вес +5 кг от нормы; за две недели до вылета, перешла на лайт режим тренировок; закупила лекарств на тысячи рублей, стерла лак с ногтей, (который мешает узнать уровень кислорода) и всячески себя оберегала от травм.

 

С трудом втиснула свое снаряжение в два баула по 23 кг каждый и большой рюкзак.

Мама мне посушила сухари из Бородинского хлеба и пару бутылок Белуги - это все что я взяла, чтоб не забывать вкус дома в длительной ссылке на чужбину.

 

 

Под слезу мамы и племяшки я полетела в Дели, и дальше в Катманду.

Вся экспедиция - 27 человек, включая всех киношников, блогеров, яндексов и обычных восходителей, и гидов.

 

Из 27 человек, 17 идут на вершину, а 10 до Северного седла- это высота 7000 метров.

В экспедиции 10 женщин, такого никогда не было, ни в одной из групп, что соответственно накладывает определенное беспокойство на всех участников, зная природное свойство женщин к склокам и недовольству:)

 

 

 

И еще практически все в этом году из прошлогодней группы, которая попала в землетрясение. Новеньких несколько человек, включая меня.

 

В аэропорту нас четверых встретила Люда Коробешко. Следом в номер пришел Абрамов, проверять снарягу и одаривать всякими модными одежками от Red Fox (глава Red Fox тоже идет на вершину). Ну, все эти моционы провели под Зубровку, закусывая хлебом.

 

 

Вечером был званый ужин с участием нашего посла в Непале в честь нашего приезда и празднования непальского 2032 нового года. Ужин, конечно же, перерос в грандиозную пьянку с танцами под "Лабутены" и до армянской лезгинки. Кстати в группе нас трое армянок:)

 

 

 

Завтра ничего не делаем, просто перебираем снаряжение, часть которого отправляем в Тибет.

 

 

Мы идем с Севера. Вот наш маршрут первоначальный:

День 1

Прибытие в Катманду и размещение в гостинице

День 2

Катманду, получение тибетской визы.

День 3

Перелёт Катманду-Лхаса (3400м).

День 4

День в Лхасе. Экскурсии по монастырям и в дворец Далай Ламы - Потала

День 5

Переезд в Шигаце (3900м)

День 6

Переезд в Шегар (4200м).

День 7

День отдыха в Шегаре, с целью акклиматизации.

День 8

Переезд в Базовый Лагерь Эверест (5200м).

День 9-44

Период завершения акклиматизации и восхождения на Эверест.

День 45

Спуск из АВС в Базовый лагерь.

День 46

День сборов.

День 47

Переезд в Дзангму. Граница Китая и Непала

День 48

Переезд из Дзангму в Катманду.

День 49

Пребывание в Катманду.

День 50

Отъезд из Катманду.

 

Послезавтра летим в Лхасу.

 

Тут конечно Мекка альпинистов, что не человек тот побывал на Эвересте:) сегодня была некая Лакпа сестра Мингмы - хозяин конторы, организующей весь сервис. Так вот она идет в 7-й раз, потому что кто-то там идет в 6-й раз, и если она не сходит, то она уже потеряет свой статус рекордсмена. А сам Мингма был 8 раз на вершине. А на вид обычные люди:)

 

Говорят у нас базовом лагере будет компьютерный зал, кинотеатр, бильярд и медицинский кабинет. Еще в плане купить одеяла и подушки и всю палатку застелить периной, так как, более месяца мы проведем в базовом лагере.

 

Привезла с собой большие из массива дуба нарды, будет еще одно развлечение.

Продолжение следует.

 

 

 

Александр Абрамов: Герой — это ружье на один выстрел

Эверест. Мы продолжаем вести дневник путешествия на высочайшую гору Земли, в котором участвуют команды «Сноба», «Яндекса», РД Студии Валдиса Пельша и Toyota. Наша экспедиция пересекла Китай, оказалась в Тибете и уже завтра ... читать больше

Мы продолжаем вести дневник путешествия на высочайшую гору Земли, в котором участвуют команды «Сноба», «Яндекса», РД Студии Валдиса Пельша и Toyota. Наша экспедиция пересекла Китай, оказалась в Тибете и уже завтра встречается с командой «7 вершин», которая курирует весь маршрут восхождения до пика Эвереста. Мы поговорили с президентом клуба, мастером спорта по альпинизму, действительным членом Русского географического общества Александром Абрамовым о том, как выглядят горы глазами профессионала, о качествах, необходимых для занятий альпинизмом, и о том, почему в горах не нужен героизм

 
 
Фото: «Клуб 7 Вершин»
Фото: «Клуб 7 Вершин»

 

О вреде героизма

Есть люди смелые, есть отчаянные, есть сомневающиеся. На вершине горы чаще всего остаются навсегда самые отчаянные. Здесь вообще не место героизму; мужчина-герой — это ружье на один выстрел. Его задача — пойти и погибнуть во благо Родины и человечества. Человек, который говорит: «Да я сейчас прыгну и ничего не будет», прыгает с высоты 100 метров и разбивается — вот это пример героя. Или: «Я вот сейчас без страховки как залезу», залезает на середину скалы и падает — это тоже герой.

Альпинист должен быть, в первую очередь, осторожным и уравновешенным, он должен понимать, каким образом ему добиться своей цели. Допустим, у нас есть три варианта: мы можем пойти по гребню, но там дует ветер; можем пойти в лоб по стене, но там падает лед; можем пойти по снегу, но он лавиноопасен. Или мы можем скомбинировать. Одну часть маршрута пройдем по льду, другую — по снегу, где он не лавиноопасен, третью — по гребню, где нет ветра. Собственно, только так и можно достичь вершины. А у героя два варианта — дойти до конца или сорваться.

 

О морально-волевых качествах

Готов человек к восхождению или нет — об этом можно судить уже по его физической форме. Но форму можно подтянуть, а вот психологическая подготовка — это уже сложнее. Вот мы наметили маршрут, не полезли в лоб, пошли по-хитрому, а дальше рано или поздно возникают вопрос: какого рожна мы сюда поперлись? Устали, хотим пить, хотим есть, начинаем сомневаться: надо было, не надо было... Да еще погода изменилась: пошел снег, резко похолодало... Если ты правильно все просчитал и сделал, ты должен найти в себе еще силы не только физические, но и моральные. Я видел людей сильных, которые сдавались в процессе восхождения только потому, что им казалось, что они устали. Или потому, что им казалось, что слишком опасно. Или еще что-то казалось. У людей не хватало морально-волевых качеств. Воли к победе, воли к жизни.

 

Об умении отказаться

Фото: «Клуб 7 Вершин»
Фото: «Клуб 7 Вершин»

 

Вот представьте, вы едете в автомобиле и у вас застучал задний мост — значит, надо остановиться. Посмотреть, оценить ситуацию, может быть, к кому-то подойти, просто поговорить, напоить чаем и после этого уже пойти дальше. Но когда я вижу, что конкретно — всё, нужно найти в себе силы и принять решение о спуске. Добраться до вершины любым способом — это тот самый опасный героизм. Морально-волевые качества, они не только в том заключаются, чтобы триумфально взобраться на вершину; зачастую они нужны, чтобы отказаться от достижения цели, о которой ты мечтал целый год или готовился всю жизнь и потратил на это все свое состояние. Нужно уметь сказать себе: «Нет, мы не будем этого делать, потому что кому-то это может стоить жизни». Естественно, мы спустимся; кто-то будет недоволен, у кого-то будет плохое настроение, но это будет правильное решение.

 

О неправильных решениях

Когда профессионал принимает неправильное решение, он про себя знает: «Я принимаю неправильное решение, но принимаю его по таким-то причинам». Например, автогонщик, который проехал трассу не один раз и знает, что если войти в поворот на скорости 200 км/ч, машина может перевернуться. Знает — и принимает такое решение. Почему? Потому что понимает, что иначе он не выиграет. Он оценивает риски, насколько это возможно. Но бывает и так, что гонщик, чуть сбросив скорость, начинает входить в поворот, не предусмотрев каких-то факторов: оказалось, что из крошечной тучки, которая вдруг появилась над трассой, вылилось ведро воды, буквально на этом самом повороте. А гонщик не успел принять это событие в расчет — и все. То же самое и в альпинизме. По прогнозам ветер должен был прийти завтра утром, а он пришел сегодня после обеда. Конец всяким планам, и хорошо, если только планам.

 

О нарушении законов

Раньше меня немного злило и раздражало, когда приходил человек, ничего не понимающий в альпинизме, и начинал давать какие-то советы: почему бы не сделать так, почему бы не сделать этак. Ну, как почему: есть правила спорта, есть общепринятая практика, в конце концов, есть личный опыт. Надо делать так, потому что нас этому учили, и мы будем делать так. А сейчас понимаешь: почему нельзя? Да, это неправильно, это нарушает все законы, но, в принципе, это возможно.

Фото: «Клуб 7 Вершин»
Фото: «Клуб 7 Вершин»

 

У меня был один дядька, из Киева, весом 120 килограмм, он приехал и сказал: «Хочу на Эверест». Ну, оригинальный дядька. И я ему сказал: «Слушай, если ты сможешь подняться до Северного седла, до семи тысяч — это будет прекрасно». Мы так с ним и договорились. Потом он приехал и первые три дня вообще помирал, никуда не мог ходить, ему было очень тяжело. Потом он напрягся, залез в средний лагерь — шел туда полдня. На 5800 метров поднялся и сел там на три дня. Я ему по рации говорю: «Нельзя. Нужно вниз спускаться». Мы были выше, уже в следующих лагерях. Он говорит: «Если я вниз спущусь — я уже назад не залезу». В общем, сидел-сидел, и когда мы начали спускаться, я его зацепил и свел с собой вниз. Он уже тихо доходил, потому что на такой высоте нельзя находиться долгое время, нужно перемещаться. Он слез вниз, подумал и говорит: «Да, ты был прав, на Северное седло мне не залезть — это очень далеко. А если я пойду с кислородом?» Я говорю: «С кислородом туда не ходят, все ходят там без кислорода». Он говорит: «Дай мне кислород». Я говорю: «Ну не надо тебе кислорода, если ты подымешься, тебе станет плохо, нельзя идти с кислородом из базового лагеря». Кислород ведь не слишком полезная вещь. Кроме того, что он сжигает слизистую, нельзя залезть куда-то с кислородом, потому что он кончится, а ты сидишь черт-те где на какой-то высоте, где нет воздуха, и просто не сможешь оттуда спуститься. Но это общая теория. И вот он опять за свое: «Дай мне шерпу, дай мне кислород». А вначале вообще сказал: «Я хочу поехать на яке верхом». Я говорю: «Слушай, як не несет вверх 120 килограмм, он несет 40–60». Он говорит: «Я хочу попробовать». Я его отговаривал, но он нашел якмена, дал ему сто баксов, залез на яка. Животное тронулось с места, прошло несколько шагов и упало. Он понял, что тут ничего ловить, и стал выпрашивать у меня кислород. Под конец он настолько меня достал, что я говорю: «Вот тебе кислород, вот тебе шерпа — дуй наверх». И он ушел. А через три дня выходит по рации и говорит: «Саня, я стою на Северном седле. Я так счастлив, спасибо тебе большое». Наша экспедиция на Северное седло официально длится 25 дней — с плавной акклиматизацией, с надежными, правильными ходами и так далее. А он туда залез всего за 13 дней, нарушив все законы альпинизма.

Иногда людям удается опровергать, казалось бы, вековые правила. Тут главное — желание. Если у человека оно есть, все у него получится.

 

О кризисе среднего возраста

К нам приходят 35–40-летние люди, и зачастую это обусловлено кризисом среднего возраста. Я не говорю, что это плохо, кризис — это просто одно из состояний человека. Вот человек женился, у него появились дети, затем он развелся, занялся бизнесом — и прогорел, завел новый бизнес, бизнес пошел, наконец-то в жизни что-то стало налаживаться, и тут человек думает: а зачем я живу? Если раньше он боролся, то сейчас ему не надо бороться. У него или хорошая семья, в которой не происходит ничего сверхординарного, или он уже успел развестись и не собирается больше жениться. И он начинает искать какие-то новые интересы. В этом возрасте люди только начинают жить. У них наконец появились какие-то деньги, они могут себе позволить что-то такое попробовать, что они до этого боялись сделать или просто не знали.

Фото: «Клуб 7 Вершин»
Фото: «Клуб 7 Вершин»

 

Если говорить обо мне, то я в 40 лет занялся боксом. Мне всегда говорили: тебе очки разобьют. Я понимал, что это правда, и боялся этого. А потом, после бокса, пошел в альпинисты — там ты можешь быть героем, и при этом тебе не разобьют очки.

 

Об одном из ста

К нам приходит очень много людей — пробуют себя, идут на Эльбрус, ходят на тренировки, появляются, исчезают — это совершенно нормальный процесс. Кто-то остается и много, пять лет, допустим, занимается. Таких, кто остался, приблизительно по одному на сотню. И все равно в конечном итоге все бросают. Не то что бросают — заканчивают, потому что у любого человека есть какой-то интерес, который ему важен, и в какой-то момент он понимает, что этот интерес исчерпан. Заниматься альпинизмом на многие годы, до конца жизни, остаются единицы.

 

О мечте

Как-то у меня в группе был один иностранец. Уже в Катманду я увидел, какой он худой. И мой шерпа сказал: «Ничего страшного, две недели походит, устанет и уедет домой». Он был физически истощен, но как будто и не думал уставать, везде был первым. У меня не было даже формального повода придраться и сказать ему: «Слушай, ты не тянешь, я советую тебе уехать домой». К восхождению он пришел одним из первых, он был лучший по всем показателям. Мы думали, что он принимает какие-то энергетики, но он клялся, что пьет только витамины. А когда пошли на восхождение, уже на высоте 8700 метров он резко почувствовал себя плохо, просто повис на веревке. Его начали спускать вниз. И где-то через три-четыре часа, прямо на гребне, он и умер. Дело в том, что — и это предыстория, которую я опустил, — он был болен раком; я был в курсе его дел и знал, что врачи ему разрешили. У него была, вероятно, последняя стадия, он знал, что скоро умрет, но у него была мечта — взойти на Эверест. Он чуть-чуть не дошел до вершины, каких-то 150 метров; но разве тут кто-то станет считать.

 

О кайфе

Есть люди, которые любят нагрузку, любят терпеть, любят, когда им тяжело. Среди наших клиентов таких большинство. Это генеральные директора, собственники бизнеса. Им всегда тяжело, но они от этого кайфуют. Когда ты превозмог себя, переступил, выдохнул — и тебе это в кайф, ты начинаешь искать дальше. И мне кажется, альпинизм, — как любой, наверное, спорт, — он для тех, кто ищет трудности, кто любит их находить и преодолевать. Взойти на вершину можно только через лишения, пот и кровь. И чем большим потом и кровью достигнута победа, тем она ценней.

В этом году мы собрали действительно грандиозную экспедицию Evertest — Toyota Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado доставят альпинистов через Китай и Монголию до Лхасы, где соберётся вся группа полностью. Вместе мы отправимся до базового лагеря Эвереста, где и начнется история восхождения людей, а автомобили останутся, чтобы быть на страже ежедневных потребностей альпинистов (пополнение запасов, перевозка снаряжения, акклиматизационный спуск, транспортировка к врачу в случае болезни). Это очень трудная история, она про преодоление, про вызов, про истинное, а не напускное, — и в ней заключается настоящий кайф. Следить за этим проектом, даже находясь в тысячах километрах от Тибета, — круто.   

 

О женщинах и марках

Представьте, что вы видите, допустим, десять женщин и понимаете: вот эта моя и вот эта, вероятно, моя. А остальные — не совсем мои. Это нормально. Так же и с любым видом занятий. Как понять, что собирать марки — не твое? Пойти, купить две марки, понять, что они тебе не нравятся и что ты не хочешь третью. Вот и все. Как понять, что тебе нравится (или не нравится) альпинизм? Пойти и совершить первое восхождение.

Узнайте больше на специальном сайте проекта #toyotaevertest

 

Источник

На Северном полюсе опять задержки, теперь бюрократические

Северный полюс. Анастасия Кузнецова: В Арктике все, не только погода может измениться на прямо противоположную сторону. Еще вчера мы ложились спать с надеждой улететь завтра на Северный полюс, т.к. установилась шикарная погода, полосу на Барнео наконец то ... читать больше

Анастасия Кузнецова: В Арктике все, не только погода может измениться на прямо противоположную сторону. Еще вчера мы ложились спать с надеждой улететь завтра на Северный полюс, т.к. установилась шикарная погода, полосу на Барнео наконец то открыли, улетел технический рейс со всем необходимым для обеспечения жизнедеятельности лагеря, улетели первые лыжные экспедиции. А сегодня мы узнаем, что норвежские власти аннулировали все 11 заявленных рейсов и требуют подать новое рассписание вылетов в срок за 48 часов. Это в Арктике, где нужно ловить каждую минуту хорошей погоды и возможности сесть на лед! Удар под дых!

Анастасия Кузнецова, Лонгиир (Шпицберген)

Людмила Коробешко о вчерашнем праздничном дне: новый год, день космонавтики, начало экспедиции

Эверест. Вчера 12 апреля в День Космонавтики по старой доброй традиции провели торжественный вечер в честь начала экспедиции на Эверест. Открыл вечер руководитель экспедиции - Абрамов Александр. На вечере также присутствовал консул России в Непале ... читать больше

Вчера 12 апреля в День Космонавтики по старой доброй традиции провели торжественный вечер в честь начала экспедиции на Эверест. Открыл вечер руководитель экспедиции - Абрамов Александр. На вечере также присутствовал консул России в Непале Владимир Иваненков.


В нашей большой экспедиции собралось несколько интересных проектов: 1-я Женская Российская экспедиция на Эверест (в составе которой при успешном восхождении участниц возможны новые рекорды: Ирена Харазова может стать первой армянкой с Российским гражданством на Эвересте; Лиана Чабдарова - первой балкаркой на Эвересте); ирландская пара, Ноэль и Линн Ханна, планирующие установить рекорд на Эвересте; Татьяна Яловчак, имеющая большой шанс стать первой украинкой на Эвересте; две съёмочные группы - Российская и Польско-Голландская. Все спелись, станцевались и сдружились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настя Кузнецова из столицы Шпицбергена с хорошими новостями: полёты на Барнео начались

Северный полюс.   Привет, Семь Вершин! Говорит Анастасия Кузнецова, Шпицберген. Сегодня у меня для вас хорошие новости. Наконец-то была открыта долгожданная полоса на дрейфующей станции Барнео. И с утра был выполнен первый технический рейс. И вот ... читать больше

 

Привет, Семь Вершин! Говорит Анастасия Кузнецова, Шпицберген. Сегодня у меня для вас хорошие новости. Наконец-то была открыта долгожданная полоса на дрейфующей станции Барнео. И с утра был выполнен первый технический рейс. И вот сейчас улетела первая техническая группа, которая ждала своего рейса около 10 дней. Наш рейс стоит по плану завтра, на вечер, мы должны вылететь. Наши группы уже практически в сборе. Надеюсь, что завтра у нас получится. Всё, счастливо! До связи!

 

Прослушать аудиосообщение: