Установлен новый женский рекорд в альпинизме: восхождение на три восьмитысячника за один сезон!

УСТАНОВЛЕН НОВЫЙ ЖЕНСКИЙ РЕКОРД В АЛЬПИНИЗМЕ: ВОСХОЖДЕНИЕ НА ТРИ ВОСЬМИТЫСЯЧНИКА ЗА ОДИН СЕЗОН! Нима Жангму Шерпа (Nima Jangmu Sherpa) на вершине Лхоцзе 29 апреля 2018 года. Фото Dawa Sherpa 23 мая 2018 года непальская альпинистка, 28-летняя Нима Жангму Шерпа (Nima Jangmu Sherpa) ...

Из дневника Дмитрия Ермакова. Главное. Вершина Эвереста

Эверест. Дмитрий Ермаков, гид Клуба 7 Вершин:  Экспедиция на Эверест2018 . День 34. 19 мая. Восхождение.  Накануне поспать так и не получилось, мысли не дают уснуть спокойно. Переживание и страх. Боялся не за себя, хотя и за себя тоже. ... читать больше

Накануне поспать так и не получилось, мысли не дают уснуть спокойно. Переживание и страх. Боялся не за себя, хотя и за себя тоже. Больше переживаешь за всех участников. Вышли двумя мини группами, одна вместе с Мариевым и Шакировым в 10 вечера(18 мая). Другая вместе со мной и 5 участниками в 23.00. На удивление нет очередей. В 2014 году мы встряли сразу при выходе из палаток. И встряли капитально. Сейчас очередей тьфу тьфу. И По сравнению с тем же 2014, не так холодно. Боялись, что маски - кислородные, начнут замерзать очень быстро. Но везло.

До гребня дошли довольно быстро. Обогнали наших же уже на выходе на гребень. Впереди самое "веселое", ступени. Первую прошли быстро и даже не заметили. На второй, где обычно гроздьями висят все кто уже выдохся, тоже не было никого. Прошли спокойно. Перед второй ступенью поменяли баллоны, стало быть, к тому моменту уже прошли около 4 часов. Но, как известно вечно везти не может. И на третий ступени получили все удовольствия сразу. Адский ветер и холод, с правой стороны, впоследствии оставил почти у всех отпечатки на лицах (поморозили кожу). И очередь. Какой-то иностранец распластался на 3ей ступени так, что, казалось, уже помер. Еле-еле его двигали шерпы, хоть он этого и не сильно хотел. В итоге простояли почти час, ожидая пока пробка, пройдет этот участок. Дальше все пытались обойти поляка, который с маниакальным желанием шел наверх, хотя было понятно, что ему бы лучше вниз. Ветер и холод продолжал усиливаться ближе к вершине. На самой вершине были около 6.30 утра. Дальше традиционные (для любой вершины) попытки, сфоткаться прям на самой вершине, пятачке размером со средний диван. И уговоры участников, что метр ниже ничем не хуже. Попытки согнать с вершины уже отфоткавших все флаги.

В 15 минутах от вершины, встретили нашу вторую подгруппу. Встретили снова поляка, который теперь заблокировал тропу и вокруг него собирался уже консилиум с попытками уговорить его. Снова повезло отсутствием пробок на ступенях! К палаткам на 8300 пришли около 12.00. Один из участников моей подгруппы подустал, и спуск занимал достаточное время.

Отправив всех своих участников вниз с шерпами, я стал ждать Андрея, Максима и ребят. Им "повезло" существенно меньше. Они собрали все возможные пробки на спусках со ступеней. Плюс сильная усталость. На 8300 они спустились около 16.00. Но на этом все не закончилось. Нам нужно было максимально спускаться ниже. Ночевать вторую ночь выше 8000 опасно.

Медленно и печально мы все оставшиеся передвигались вниз, в лагерь 7900 спустились в 18.30.

Внизу народ переживал, мне кажется сильнее, чем мы.

На 7700 один из участников очень обессилил и практически падал. Вместе с шерпой, тащили на 5ой точке. Задача была дойти до 7000 сегодня. Снова везло, что было тепло. Попросили, чтобы из лагеря на седле вышли шерпы с чаем и свежими силами.

В лагерь 7000 пришли около 22.30. Дальше идти сегодня ни сил, ни смысла нет. Глобальная опасность миновала. Все получилось, но это почти сутки работы…

Ольга Румянцева. Северный полюс. На пике моды

Северный полюс. Конечно правильнее было бы написать "на полюсе моды". Но два раза "полюс" в одном заголовке - это на мой взгляд как-то слишком. Тем не менее, что же было модно носить в эти сезоны в районе Северного полюса?Буду рассказывать на примере ... читать больше

Тем не менее, что же было модно носить в эти сезоны в районе Северного полюса?
Буду рассказывать на примере одежды нашей группы. Ибо кому ещё было быть законодателями моды, как не самой женской группе в тех широтах.

Группа женская, так что сами понимаете, нам надо было чтобы одежда была не только функциональной, но ещё и на фотографиях красиво смотрелась.
До начала поездки я уже немного поднимала тему про то, в чём мы пойдём на полюс. Но тогда глядя на все эти нарядные одёжки, которые уже примеряли мои коллеги на далёком Шпицбергене, пока я тупила в Москве, честно говоря, я была уверена только во втором. На фотографиях это смотрелось красиво.
Но как-то жидковато для полюса.

Мои опасения подтверждали окружающие специалисты и фотографии суровых полярников в меховых бушлатах.

Я обещала, что вернувшись (если выживу конечно) подробно расскажу, во что же мы в итоге были одеты по дороге на полюс.
Правда, чтобы выжить и заглушить вопли внутреннего параноика, с собой на Шпицберген я прихватила ещё достаточно большой мешок одежды.
Когда речь идёт о тепле и комфорте - я ж запасливый хомяк. Особенно когда приходится сталкиваться с непроверенными комбинациями одежды и погоды.

Но чтобы не пугать никого (и не вызывать приступы гомерического хохота) я не покажу всё свои запасы. Пусть они будут скрыты в мешке истории.
Я покажу только то, что я использовала за те восемь дней, пока мы шли на полюс. Ну и расскажу свои впечатления.
А вы готовьте свои вопросы.

А я вам в конце тоже вопрос задам.

Вот весь тот нехитрый (на самом деле очень хитрый) набор одежды и сопутствующих товаров.

fullsizeoutput_1783

Нагляднее всего по слоям из чего состояла наша одежда можно посмотреть на видео, которое девушки сняли на Шпицбергене. Я уже давала ссылку на него. Но как известно, два раза лучше чем один. Тынц на видео

Я же своими словами попробую описать то, что показано на видео.

Итак, быстренько коротенечко в двух словах слой за слоем.

1. Про нижнее бельё я писать много не буду. Оно было. Самое обычное - трусы, спортивный топ. Никаких высоких технологий, шерсти и прочих хитростей. Два комплекта.

2. Нательный слой - тонкое термобельё с добавлением шерсти мериносов. Штаны и футболка с длинным рукавом.
Термобельё нам предоставила компания из Словении BRBL. На нашем рынке она не представлена совсем. Так что для меня это был первый опыт общения с их продукцией. Первый и очень положительный.
Мягкое, тонкое, совсем не раздражающее (как это бывает зачастую с термобельём с добавлением шерсти) и тёплое.
А ещё мне нравится их девиз: make it bearable. И символ в виде мишки. В общем, я теперь их поклонница и жалко, что у нас их никто не возит.

Всего у нас было по два комплекта такого термобелья. Не знаю, как другие, но я где-то день на пятый, веренее на пятую ночь, когда потеплело и появились возможность и желание снимать с себя одежду поменяла всю нательную одежду.
Не то чтобы была прям такая большая необходимость, но мне не спалось и надо было себя чем-то занять.

3. Носки наверное тоже справедливо отнести к нательному слою.
Они у нас были той же фирмы, что и термобельё. Вернее, это были не носки, а целые гольфы. Тоже с шерстью мериносов. Удивительно тёплые для таких тонких носков. И очень удобные.
И термобельё и носки мы получили ещё в Исландии, так что было время испытать их в разных условиях. В одних я между этими поездками ещё неделю каталась на сноуборде в Гудаури.

Про носки были сомнения - как-то уж больно тонковато они выглядели. Поэтому с собой у меня были тёплые-тёплые толстые носки. Но их я так и не использовала.
Носков у нас было тоже две пары.

4. Едем дальше. Второй слой. Штаны и куртка из пауэрстрейча.
Я давно присматривалась к этому материалу, планируя заменить традиционную флисовую куртку на более тонкую, но по советам знатоков, более высокотехнологичную - пауэрстрейчевую.
Ну вот пока я так думала, оно само вдруг получилось. И прекрасная голубая курточка оказалась в моём гардеробе.

По весу и объёму она меньше стандартной куртки из 200 полартека. А вот по теплоте, по моим ощущениям, такая же. Или даже теплее. Так что поехав сразу после Арктики в Мексику на Орисабу, я ничуть не сомневаясь взяла её.

Куртки нам выдали фирмы Rab. Опять же, изделия этой фирмы не сильно представлены (если представлены вообще) у нас. И сталкивалась я с этим наименованием лишь раз - мой любимый тоненький пуховичок купленный в Катманду за 10 долларов и сшитый где-то там же в подвалах, на себе гордо нёс это имя. Но в Катманду там как - какое название зарядят в вышивальую машину, такое и вышьют. Правда, мой пуховичок словно оправдывая вышитый лейбл вот уже почти десять лет служит мне верой и правдой.

Впрочем, я отвлеклась.
Я думаю, что изделия других известных производителей из данного материала будут приблизительно такими же по функциональности.

5. Верхние штаны. Даже не штаны, а целый полукомбинезон - самый большой и мощный предмет нашего гардероба.
Даже на фотографии видно, что они занимают почти половину места.

Штаны, утеплённые чем-то похожим на искусственный мех с двумя молниями по бокам.
Штаны были совершенно непробиваемые по своей сути - ни ветром, ни холодом. В них можно было сидеть на снегу. Мы так конечно не делали. Но можно было. И даже валяться. Мы это проверили, когда я в последний день учила арабских девушек делать снежного ангела.

30171732_10155064371281653_2019414121413763540_o

А благодаря двум молниям по бокам, при походе в туалет их можно было не снимать целиком, а расстегнув молнии ненамного оголять только самые необходимые для этого процесса места.

Штаны у нас были фирмы Montane. Про эту компанию я тоже впервые узнала, получив замечательные одёжки. Вообще, столько чудных открытий в мире аутдор эквипмента ждало меня на пути к полюсу.
Штаны были классные. Правда больше мне понравились перчатки той же фирмы. Но к перчаткам я ещё вернусь.

5. Ветрозащитная куртка.
Обычные тонкие без какого-либо внутреннего слоя гортексовые куртки.
Единственное, мы их немного модернизировали под нужды полярников нашив меховые воротники. Говорят, вроде из шакала. По виду - из какого-то монстра лохматого.

Про куртки сказать особо нечего. Маленькие, тонкие, лёгкие они при этом выполняли свою главную функцию - защищали от ветра.
В данном случае это были куртки компании Berghaus.

Куртки прекрасные. Правда непонятно, как их использовать в дальнейшем. Мех и пришитые шевроны - несколько нарушают их функциональность для обычных загородных активностей.
Ну, зато какая память. Устрою дома музей - повешу куртку туда.

6. Пуховик. Он же пуховая куртка. Предмет гардероба вызывавший у меня наибольшие сомнения. Уж как-то больно хлипко эта конструкция выглядела. К тому же смущала функциональность пуха в условиях арктической влажности.

В общем, я была в сомнениях и смятениях.

Но как ни странно оно работало. Вот эта маленькая лёгкая куртка, в сложенном виде чуть больше книжки, а по весу - весящая даже не знаю сколько, очень мало - она была очень тёплой.

Тонкая тряпочка пертекс минимизировала вес и объём. А специальная пропитка пуха и тряпочки защищали их от влаги. Нет, конечно, если пролить воду - оно всё намокнет и можно выкидывать. Но просто влажный воздух сопровождающий путников по дороге на Северный полюс этой куртке был совсем не страшен.

На Орисабе на вопрос, какая у меня пуховка, я стала расписывать достоинства своей необыкновенной новой курточки.
- Хм... Похоже ты описываешь мою куртку, - сказала Женя и достала такой же пуховик, только немного другой расцветки.

Так что моё любимый мармотовский пуховик временно уступил место вот этому - пуховику фирмы Berghaus.

Да, внимательный читатель заметит, что на фотографии на заднем плане фигурирует фигура в чёрном пуховике.
Некоторым нашим коллегам, которые выделялись особенно высоким ростом были предложены другие модели курток - из более мощной тряпки и как следствие - более объёмные и тяжёлые.

Пуховик, как пуховик. Особо ничего про него сказать не могу. Тёплый.
У нас такая куртка большого размера была на команду в качестве запасной. Во время ночных бдений за медведями пока надо было полтора часа слоняться по улице мы по очереди надевали эту куртку поверх всей нашей одежды. Получалось очень тепло.

7. Куртка с наполнителем Primaloft.
Я уже рассказала, что моя параннойя не дремала заставляя меня совершать всякие спонтанные покупки вещей, которые я думала мне понадобятся.
На самом деле единственная вещь, которая мне действительно пригодилась - вот эта малиновая куртка из прималофта (искусственного пуха), заменившая мне тонкую пуховку.

Но я уже давно для всяких горных и не только поездок хотела поменять старенькую тонкую пуховку (да-да, ту, пошитую в подвалах Катманду) на более технологичную вещь.
Дело в том, что отсыревая пуховка превращалась в мокрую холодную тряпочку. А прималофт - он даже во влажном виде греет.

Эту куртку я носила постоянно, надевая её поверх голубой из пауэрстрейча под комбинезон. И уже сверху этой конструкции надевала пуховку.

Собственно, когда я смотрела ролик, где Фелисити с Наташей слой за слоем показывали нашу одежду, я подозревала, что как раз этого слоя мне будет не хватать. И не ошиблась.
Один день, когда было вот прям очень тепло (градусов -15) я не надевала эту куртку, обходясь только термобельём, пауэрстрейчевой курткой и мембранной сверху.
Но во все остальные дни мне было тепло и хорошо с этой курткой.

Впрочем, многие девушки спокойно обходились без этого слоя (ну, я ж говорила, что я там самая мерзлявая была).

А у некоторых были пуховые жилеты, которые они надевали поверх мембранных курток. Не скажу, какой вариант работал лучше. Меня мой вполне устраивал.

У меня куртка фирмы Marmot - так как нравится мне одежда этой фирмы. И если приходится покупать самой, то чаще всего я выбираю именно их.

8. Обувь.
С обувью было всё очень просто. У нас были вот такие сапоги взятые на прокат на Шпицбергене. Двухслойные. Внутренний слой - типа валенка, для теплоты покрытый снаружи (внутренний валенок покрыт с наружи) чем-то типа серебрянки.

Это не какие-то специальные лыжные ботинки. Вообще они позиционировались в прокате как ботинки для езды на снегокатах.
А на мой вопрос "и что, в них действительно тепло?" прокатчик задумчиво ответил: "ну... градусов до 30 нормально".

Первые дни у нас было больше. В смысле холоднее. Но в них по-прежнему было нормально. Особенно, если прыгать и бегать.
По утрам сапоги были жутко холодными. И надев я ещё минут 15 прыгала и бегала вокруг палатки, после этого в них становилось тепло.
Впрочем, этим много кто занимался.

Где-то в середине нашего пути, надев по утрам ботинки, мы перестали испытывать тягу к подобным активностям. Так мы поняли, что стало тепло.

8. Шапки, бафы и прочие около головные уборы.

У нас у каждой было по два бафа (прям настоящих бафа фирмы Buff - основоположника традиции). Один тонкий. Второй состоящий из двух слоёв - тонкого в верху и флисового внизу.
У многих были свои бафы - ну чтобы хоть как-то отличаться друг от друга.

31754584_1033391600172474_5518121965551878144_o

На самом деле понять кто есть кто по фотографиям порой почти невозможно, если у человека не видно лица. Да что там по фотографиям. В первые дни, я на месте-то с трудом различала, с кем разговариваю. Особенно когда все были в бафах, закрывающих лицо и в горнолыжных масках.

Приходилось опознавать человека по разным мелким приметам - росту (если не выше всех на две головы - то это точно не Наташа и не Фелисити), по санкам (если не как у всех, то это Ида, потому что санки не как у всех были только у неё и у меня, а я как ни странно ни разу не дошла до ситуации, чтобы разговаривать с человеком и думать, что я с собой разговариваю), если к санкам прикреплена палатка - то это или Наташа, или Стеф, или кто-то из третьей палатки.
Ну и самый главный опознавательный знак - нашивки на куртках. Правда, в первые дни я иногда путалась, у какой из арабских девушек какой флаг. Но используя все вышеперечисленные приметы удавалось идентифицировать собеседницу. Правда не сразу.

Но вернёмся к нашим головным уборам.

Кроме этого у нас были чудесные шерстяные шапки с полоской флиса в районе ушей для утепления внутри выше упомянутой фирмы BRBL. С чудесным силуэтом медведя.
К моей большой печальке я свою шапку потеряла где-то собирая вещи на Шпицбергене.

Так что пусть здесь будет эта фотография - в память об этой чудесной шапочке.

fullsizeoutput_1743

Ну и в качестве тяжёлой артиллерии для утепления были ветронепроницаемые балаклавы из виндстопера. Шапки мы уже надевали на них.

К балаклаве прилагалась вот такая чудная маска - явно элемент костюма Дарта Вейдера.
Она на липучках прикреплялась к балаклаве.

У меня с этой маской как-то не сложилось. А девушки активно использовали.
В холодную погоду от дыхания на маске образовывались вот такие забавные сосульки.

Я же использовала изделие отечественного производителя из виндстопера - маску с сеточкой в районе рта и этаким вырезанным элементом в районе носа.
Впрочем в мороз моя маска становилась не менее забавной.

9. И последний номер нашей программы - перчатки и рукавицы.
Это был самый сложно подбираемый элемент экипировки. А с моими вечно отмерзающими руками - так чуть ли не самый важный.

В итоге я набрала три или четыре пары разных рукавиц.
Но как ни странно, использовала всего один небольшой набор.

Самым главным первым слоем шли перчатки из пауэрстрейча от Montane.
Рукавицы нам выдавали этой же фирмы. Но они выглядели как-то совсем несолидно, поэтому многие запаслись своими более мощными вариантами.
Так что я свои в качестве второй пары отдала Стефани. Вот уж у кого вечно были проблемы с руками и перчатками.

Ну а у меня, как я уже написала, было несколько пар рукавиц разной теплоты и разных производителей, которые я хаотично скупала в магазинах Москвы в панике от морозных перспектив, пока хороший человек не отдал мне свои рукавицы Marmot с тинсулейтом.
Огромные, мужские - они как раз очень хорошо надевались на перчатки. В них почти ничего невозможно было делать. Впрочем это не мешало держать лыжные палки и идти весь день.
Зато в них было очень тепло.

Вот эти два слоя я использовала в первые дни. Потом стало теплее и можно было в одних перчатках идти, периодически надевая рукавицы, чтобы отогреть руки.

А для работ по лагерю я использовала какие-то но нейм утеплённые горнолыжные перчатки. Несмотря на то, что они были более толстые и утеплённые с виду, идти в них в отличие от пауэрстрейчевых было совсем холодно. Я один переход попробовала, логично рассудив, что такие тёплые перчатки должны быть теплее тонких, и очень пожалела. В общем, высокие технологии творят чудеса.

10. Прочие аксессуары и снаряжение.

Кроме этого у нас были горнолыжные маски, которые должны были нас защищать от холода, ветра и снега. По две на человека.
Ещё вышеупомянутые санки двух конструкций. Пластиковые саночки похожие на детские ледянки, к которым крепились ремнями большие красные мешки. И у нас с Идой цельные конструкции состоящие из санок (пластик с металлом), внутри отделанных пенкой и сверху продолжающиеся мешком.

Они были потяжелее первой конструкции, но на мой взгляд более удобные. Особенно мне нравилось, что они поделены внутри на три отделения.
В заднем отделении у меня лежали вещи, которые я особо не использовала - костюм для преодоления водных преград и мешки с едой. В среднем - все остальные вещи. В переднем небольшом носовом отсеке как раз умещались термос, мешок со сладостями на день и пуховка.

Про палатки я уже рассказывала - это были четырёхместные полубочки фирмы Helliberg

DSCF1693 2

Спальные мешки у нас были очень тёплые, толстые с синтетическим наполнителем. Тяжёлые и объёмные. Это всё, что я могу про них сказать :)
Они занимали половину санок, весили больше чем все остальные вещи вместе взятые (я имею в виду одежду), но ночью реально грели.
Так что простим им их вес и объём.
С пуховыми спальными мешками на Северный полюс не ходят - они очень быстро отсыревают и перестают греть.

Лыжи и палки.
Лыжи как лыжи. Пластиковые с железным кантом. С креплениями такими, чтобы туда любой валенок запихать можно было.

Вот типа таких - я для особо интересующихся попросила ссылочку на модель.

Вроде ничего не забыла, да?

Ах, да. Вопрос.
Если вы заметили, а вы наверняка заметили, на всех куртках у нас привязаны шнурки. Они выполняли две очень важных функции. Угадаете какие?

30815935_10155064370801653_3409439664080655254_o

С днём полярника!
В России с 2013 года официально 21 мая назначено Днём полярника. Выбор связан с датой открытия 21 мая 1937 года первой дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1».

В общем, с праздником!
Всех причастных и сочувствующих.
Всех, кто пробирался на лыжах, летел на вертолёте, шёл на ледоколе. Всех, кто пока ещё только мечтает и читает. Всех, в чьих глазах хоть раз отразилась белая бесконечность Арктики.

Как говорится, все мы немножко полярники. А некоторые даже немножко больше, чем немножко.

Ну и ещё немного фотографий из нашей прогулки до полюса. Раз уж я пока с рассказами торможу.