Домашняя гора - это такая гора, когда проснулся утром, подумал "а не сходить ли мне в горы", решил "а не сходить" и дальше заснул. А если вдруг решил всё-таки сходить, сел в машину и через час-другой уже карабкаешься куда-то вверх. А вечером после восхождения уже пьёшь чай или не чай на родном диванчике.

Москве, сами понимаете, в этом плане не очень повезло. Тут если решишь сходить в горы, придётся все решения ограничить горами Воробьёвыми.
Я же говорю о горах более интересных. Таких, как например, Столовая гора в Кейптауне или Львиная голова там же.
Или домашний вулкан столицы Эквадора Кито - Рукку Пичинчу.

Или вот Тучал в Тегеране.

Высота его почти четыре тысячи метров. И если для местных любителей пеших прогулок - это место для тех самых прогулок в выходной день, то пришлые покорители высот чаще всего используют это место для акклиматизации перед предстоящими подвигами.
Здесь можно переночевать в благоустроенном приюте на высоте 2600 метров, подышать разряженным воздухом, размять мышцы и посмотреть на переливающийся ночной Тегеран.

На Тучал несколько маршрутов.
Самый популярный обозначен памятником иранскому альпинисту - образ собирательный.

В Иране альпинизм очень уважают и всячески развивают. А прогулки в горах пользуются большой популярностью среди иранцев. Оно и понятно, когда в стране запрещён алкоголь люди развлекаются другими подручными средствами. Под рукой у них как раз горы.

Начинается дорога наверх хорошей тропой среди периодически встречающихся оазисов в виде речек и водопадиков.

Высота набирается быстро. Только вроде в Тегеране были, а раз - у вот он уже где-то внизу.

В первой части подъёма кроме хороших троп и красивых видов то и дело встречаются небольшие кафе, где так приятно посидеть жарким днём. Да и вечером приятно посидеть. Очень часто жители Тегерана приезжают сюда просто чтобы провести вечер в прохладе. И ничего, что подъём до такого кафе может занять около часа.
Иранцы очень спортивные.

Обычно в таких местах всегда многолюдно. Особенно в выходные. Но мы были в рамадан. Поэтому днём кафе были пусты и безлюдны.
Правда это не помешало нам подкрепиться арбузом прежде чем продолжить дальше путь.

Вторая часть пути до приюта более жёстко-спортивная. Нужно карабкаться по лестницам, по скалам, по скобам вбитым в эти скалы.
В общем, спортивненько так.

Так проходит часа два-три. И вдруг среди скал появляется приют. Обычно представляешь себе что-то другое при этом слове. А тут - трёх этажное здание. Настоящая гостиница.
Кстати внутри есть даже ресторан, а в умывальниках течёт горячая вода.

Конечно при желании можно в тот же день подняться до вершины Тучала и даже спуститься вниз. Но у нас совсем другой план. Мы акклиматизируемся. То есть сидим, дышим, по сторонам смотрим. И никуда не торопимся.

Вот он - Тегеран - весь как на ладони.

Можно искать знакомые здания. Вон телебашня уходит стрелой вверх.

А больше всего мне нравится смотреть на ночной Тегеран.

Я бы наверное могла всю ночь сидеть и смотреть.
Но всю ночь нельзя. Потому что уже рано утром надо вставать и идти на вершину.

Вот они - лица людей проснувшихся в четыре утра.
Я утром бужу всех, говорю:
- Подъём!
А Виталя мне на полном серьёзе:
- Оль, ты что, с ума сошла, время четыре утра.

Типа, мы ж на отдыхе...

Но тем не менее встали, собрались, вышли.
И топ-топ к новым высотам.

Вот наш гид Амир. Фотографирует указатель. Сначала мы думали, что это чтоб обратную дорогу найти, потом поняли, что он просто любит фотографировать всё подряд.
А дорогу там сложно потерять.

Пока идёшь вверх, можно всё время смотреть, как солнце появляясь над горизонтом начинает постепенно захватывать город квартал за кварталом.

Тем более что в первые часы подъёма достаточно прохладно, и остаётся только мечтать о том, чтобы солнце скорее дотянулось до нас.

И наконец первые лучи солнца пробиваются из-за скал, и почти сразу солнечный свет заливает всё вокруг. И становится теплее и веселее.

Ровно посередине пути первый, он же последний привал. Здесь тоже находится приют, правда совсем небольшой. Но в непогоду в нём вполне себе неплохо можно укрыться.

Отдохнули и дальше, вверх по указателям мимо строгих стражей горы, прямо на вершину.

Что делают люди, оказавшись на вершине.
Ну, во-первых они летают.
Так как до четырёх тысяч Тучалу немного метров не хватает, я всегда говорю, что этого недостаточно для акклиматизации и предлагаю набрать недостающие метры. Люди впервые оказавшиеся на такой высоте и уже испытавшие первые нападки подлой горняшки, сначала очень недоверчиво относятся к моей идее немного попрыгать. Но сначала робко, а потом всё смелее и смелее пытаются взлететь чуть повыше до заветных четырёх тысяч.

А во-вторых они фотографируются и фотографируют.
Что это Влад у нас там нашёл?

Ну конечно, вот он - красавец Демавент - самый высокий вулкан Азии. Именно на него мы должны взойти через три дня.

Выделяясь на фоне окружающих гор, он кажется просто громадным.
И увидев такое, люди спрашивают:
- Оля, а как мы туда пойдём?!
- Ногами, - дежурно отвечаю я.
А сама думаю: "И правда, как мы туда пойдём?"

На вершине хорошо. Но ветрено и холодно.
Поэтому прощаемся с местными обитателями и вниз - у нас ещё много дел впереди.

Для разнообразия, да и чтобы не лазать по всяким тросам и ступеням вниз, спускаемся мы другим путём - более пологим, но более длинным.

Вниз спустились. Зашли в магазинчик, я смотрю, там мороженое продаётся. Ну, думаю, сейчас повеселюсь.
Да только продавец пресёк на корню мои планы. Говорит:
- У нас рамадан, и мороженое я вам не продам. Вон чипсы в упаковке - чипсы могу продать. А мороженое без упаковки, его не могу продать.

Так я и не поняла в чём сакральный смысл такой дискриминации по отношению к мороженому. Тем более, что мне его хотелось, а чипсов не хотелось совсем.

Пришлось без Мороженки отправляться дальше в путь - в деревню Полур, откуда начинается восхождение на Демавент.
Очень меня это огорчило.
Но самое большое огорчение дня ждало нас впереди.
На трассе у машины, в которой мы ехали, отвалилось колесо. Совсем прям отвалилось, с куском машины. И с нами чудом ничего не произошло. И с ребятами, которые ехали в задней машине, в которую полетела вся наша отвалившаяся чудо-конструкция. Они тоже испугом средней тяжести отделались.

А в Полур мы к вечеру всё-таки доехали. И утром пошли на Демавент.