Внутренний курс компании: 1 $ = 97.13 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66

Варвара Прохорова об участии в забеге на Эльбрус под флагом Клуба 7 Вершин. 16 фотографий…

Эльбрус. Все началось с того, что в феврале 2015 года я выиграла путевку на Эльбрус в лыжной гонке 7 вершин. Затем мой преподаватель в университете Денис Владимирович Провалов предложил мне не просто поехать на Эльбрус и подняться на вершину, но и ... читать больше

Все началось с того, что в феврале 2015 года я выиграла путевку на Эльбрус в лыжной гонке 7 вершин. Затем мой преподаватель в университете Денис Владимирович Провалов предложил мне не просто поехать на Эльбрус и подняться на вершину, но и принять участие в соревнованиях – скоростное восхождение в рамках фестиваля РЕД ФОКС. Недолго думая, я согласилась на эту авантюру и начала готовиться к этому мероприятию. Бегала кроссы, выполняла подъемы по лестнице на 17 этаж. Денис Провалов помог собрать нужную экипировку. И я полетела в Приэльбрусье.

В первые дни мне предстояло пройти акклиматизацию, то есть набрать постепенно высоту, это удалось сделать без проблем и мы были готовы к восхождению. Поднималась на вершину я вместе с товарищем – альпинистом из Казахстана Аггеем Скопиным. С вечера мы поднялись на скалы Пастухова и ночевали в палатке, чтобы утром выйти на гору! Итак, не зря мы провели ночь полную тошноты и головной боли (горняшка :-P ), в 7 утра 2 мая мы выдвинулись вперед по ледяным и снежным полям на встречу к высочайшей точке Европы ! Мы еще не знали что нам предстоит! Ну и настрадались же мы! Шаг, три вдоха, шаг головная боль, горняшка, тошнота, тошнота, потеря времени и пространства и плюс раз 8 заплакала и хотела развернуться))) Ну и итог , в полдень мы оказались на высочайшей точке Европы-Западная вершина г.Эльбрус 5642м!!! Не пожалели , страдания того стоили)))Последующие дни мы посвятили восстановлению, так как уже через день 4 мая предстоял квалификационный забег Вертикальный километр, который нужно было преодолеть за 2 часа, чтобы получить право участвовать в скоростном восхождении. С этим я легко справилась, мое время составило 1 час 7 минут. Мне осталось восстановить силы и окончательно подготовиться к старту, так как до него остался всего один день.

6 мая в 6:30 утра мы стартовали с поляны Азау (2350м) на вершину Эльбруса (5642м).Скоростное восхождение началось. Погода внизу была отличная и не предвещала ничего опасного. Стартовать можно было в одном термобелье и лосинах. Гонка началась хорошо, шла спокойно в первой пятерке, в компании Нади Ермаковой, Иры Сафроновой и Насти Ростовцевой. Оксана Стефанишина, выигравшая забег с первых метров ушла вперед. Мы немного меняли свои позиции , но к бочкам подошли примерно в том же составе. Так же поблизости были Надя Королятина и Лена Лебедева. На "бочках"- высота 3750 был пит-стоп, где нам предложили чай, а так же мы одели более теплые слои для дальнейшего восхождения. Возле бочек было тепло и особенно безветренно. Хотя меня и предупредили о сильном холоде на верху, я подумала, что это примерно как обычно (там почти всегда холодно в мае) и не придала особенного значения этому факту, одевая тоненькие разминочные штаны и носочки под кроссовки SALOMON SNOWCROSS, и помчалась вперед. Кажется, я шла на третьей позиции с Ирой Сафроновой, (кажется, так как после пит-стопа мы все перемешались) и удивлялась своему классному самочувствию и предвкушая приближение вершины. На дистанции поддерживали, в том числе мои папа и сестра, за что им отдельное спасибо! И вот, в районе скал Пастухова (4700) ветер значительно поднялся, как потом оказалось, он был в районе 40км/ч, и температура на вершине ощущалась в тот день около -40. Я поняла, что серьезно начинаю замерзать. Одела очередную куртку и рукавички-верхонки. Помогло на 5 минут... Я поняла, что положение близко к безысходному... Мышцы замерзли и темп значительно упал... Меня обошли Лена Лебедева, через некоторое время приблизились Настя Ростовцева и Надя Королятина. Я понимала, что дела идут не лучшим образом, но пока что шла в их компании. На высоте около 5100 мои пальцы на ногах я почти перестала чувствовать и бедра предельно замерзли... В тот момент спускался мой друг и спарринг-партнер по тренировкам- Аггей Скопин...Увидев его я сообщила ему о своем самочувствии и постояв пару минут прямо на склоне мы пришли к выводу, что нужно спускаться, иначе последствия могут быть непоправимыми. Слеза потекла под моими очками, я еще раз взглянула на вершину, понимая, что сегодня мне там не побывать ииии ... мы помчались вниз. Спустившись на бочки на высоте 3750, мы отогревались горячим чаем и супом, в столовой для участников. В то время потихоньку стали приходить замерзшие люди с вершины и по-моему герой дня Юра Штанков, поднявшийся на вершину без акклиматизации и занявший третье место среди мужчин прибежал одолеваемый горной болезнью. Напоив его чаем и окончательно отогревшись в столовой я, наполовину удрученная, наполовину счастливая, что осталась жива и здорова вместе с моим дорогим другом Аггеем, почти-что спасшим меня в тот день пошли вниз в Азау и поселок Терскол. На этом соревнования закончились. Со здоровьем как оказалось все в порядке, за исключением помороженного лица. В заключительный день в Приэльбрусье мы побывали на закрытии фестиваля и награждении.

Пока Эльбрус, до новых встреч!!!

P.S.В будущем году учту все нюансы и надеюсь на попутный ветер! Очень хочется порадовать себя, своих спонсоров - (команду Клуба 7 вершин), друзей и близких победой на этом прекрасном старте!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместо Эвереста - Эльбрус. Суперблиц, рассказывает Марина Геворкян

Эльбрус. Всем привет! По просьбе Саши Абрамова рассказываю про наше восхождение с Денисом Проваловым на Эльбрус. Это Марина Геворкян. Супер-блиц за два дня. Находясь еще в базовом лагере Эвереста, уже после объявления о закрытии горы, было некое ... читать больше

Всем привет! По просьбе Саши Абрамова рассказываю про наше восхождение с Денисом Проваловым на Эльбрус. Это Марина Геворкян. Супер-блиц за два дня. Находясь еще в базовом лагере Эвереста, уже после объявления о закрытии горы, было некое ощущение нереализованности, что ли. И у меня возникла идея, использовать накопленную акклиматизацию и быстро подняться на Эльбрус. Собственно, с этой идеей я поделилась с Сашей, потому что для меня это было решающее мнение. На что мне Саша сказал, протестируй свой организм…. Но решение было принято, дальше оставались вопрос логистики, организация. Спасибо большое Денису Провалову, который изыскал несколько дней для этого восхождения. Мы опасались, никто ни в чем не был уверен. Поэтому я вообще никому ничего не сказала, кроме семьи, и той части, что я еду на Эльбрус.

С момента нашего выезда из базового лагеря 3-го мая, до, соответственно, прибытия в Терскол, прошло больше 10 дней. То есть, мы 3-го мая начали спускаться – было 4 города, 4 перелета и только 14 мая мы приехали в Терскол. Переночевали, у нас было всего 3 дня. На следующий день, 14-го, мы поднялись до Бочек. И собственно, хотели, по всем прогнозам погоды, восхождение планировали на 16-е, утром. Но, посоветовавшись с коллегами, с гидами, уже там на Бочках, вечером. Нам сказали, что 16-го погоды не будет. И если идти, то все идут 15-го утром. Соответственно, мы приехали в 4 часа дня, вечером на Бочки и утром уже нужно было восходить. Ну, собственно, пытаться. Мы с Денисом переглянулись и решили за 3 секунды, что, конечно же, мы пойдем.

Я не скажу, что восхождение было легким. То есть фактически сутки, мы спустились с вершины ровно в 4 часа дня 15-го мая. Восхождение не было легким, но мы, безусловно, были очень хорошо акклиматизированы. То есть, никаких признаков там горняшки у нас не было. Нам было достаточно, ни голова не болела, ничего, нам было достаточно легко. Мы были адаптированы к высоте. В этом году на Эльбрусе очень много снега. Снег трехметровый. Буквально бочку, которой мы жили, завалило, мы ее еле нашли. Но ключевым, конечно, было то, что Эльбрус нас пустил. То есть, было буквально, среди непогоды, было буквально 12-часовое окно. Мы в это окно попали. Восхождение было совершено за 9 часов, 6 часов вверх и 3 часа вниз.

Ну, что можно сказать? Конечно, есть некое удовлетворение. Потому что нужна была вершина. И такой марш-бросок с пробой себя, он дает уверенность в собственных силах. Ну, соответственно, 15-го мы вечером спустились и начался буран, который продолжился 16-го. Когда мы уезжали утром, то видимость была буквально метр. Не знаю, что будет дальше с погодой на Эльбрусе, в мае она в принципе не очень устойчива. Было довольно холодно, если судить по фотографиям, то мы шли в таких серьезных костюмах пуховых. Уже на спуске, в общем, разделись практически до термобелья.

Спасибо Семи Вершинам! Жалко, что у нас не было с собой флага. Действительно, очень жалко! Потому что я считаю, что наше блиц-восхождение, супер-блиц-восхождение, было продолжением нашей гималайской экспедиции на Эверест. В следующий раз, с собой, безусловно, захватим. Это был такой интересный эксперимент, мне кажется. Может даже программу такую сделать. В общем, всё. Пришлю фотографии. И, до новых встреч на новых вершинах! Кавказ нас пустил, может на следующий год пустят Гималаи. Спасибо!

 

Прослушать сообщение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поздравляем наших индонезийских друзей и Виктора Ершова с успешным восхождением на Эльбрус!

Эльбрус.     Говорит Виктор Ершов. Сегодня в 12-30 дня с индонезийской группой стояли на вершине Эльбруса. Ура! Поздравляем нас! К сожалению, спуститься вниз в гостиницу не получилось. Поэтому будем отдыхать на хижине LeapRus. А завтра ... читать больше

 

 

Говорит Виктор Ершов. Сегодня в 12-30 дня с индонезийской группой стояли на вершине Эльбруса. Ура! Поздравляем нас! К сожалению, спуститься вниз в гостиницу не получилось. Поэтому будем отдыхать на хижине LeapRus. А завтра будем праздновать внизу наши победы. Ура! … Всё, поздравляем! Пока!

 

Прослушать аудиосообщение:

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня в ночь индонезийская группа выходит на штурм Эльбруса

Эльбрус.   Всем привет! Говорит Виктор Ершов. Мы с группой из Индонезии находимся на Липрусе. Сейчас весело катались на попах и пытались зарубаться при помощи ледорубов. Ходили в связках и изучали правильные движения в кошках. Ночью будем ... читать больше

 

Всем привет! Говорит Виктор Ершов. Мы с группой из Индонезии находимся на Липрусе. Сейчас весело катались на попах и пытались зарубаться при помощи ледорубов. Ходили в связках и изучали правильные движения в кошках. Ночью будем пробовать восходить, в …. часа ночи выдвигаемся с ЛипРуса. Всё, всем удачи! До связи!

 

Прослушать аудиосообщение:

 

 

 

 

 

 

 

Виктор Ершов передает со скал Пастухова: группа идет вниз, непогода…

Эльбрус. Всем привет! Говорит Виктор Ершов. Мы с группой из Индонезии находимся на Скалах Пастухова Погода изменилась: дует сильный ветер, идет снег. Поэтому мы сегодня спускаемся в отель, отдохнем хорошенько. Завтра поднимемся и будем уже пытаться ... читать больше

Всем привет! Говорит Виктор Ершов. Мы с группой из Индонезии находимся на Скалах Пастухова Погода изменилась: дует сильный ветер, идет снег. Поэтому мы сегодня спускаемся в отель, отдохнем хорошенько. Завтра поднимемся и будем уже пытаться восходить. Всё, всем удачи!

 

Прослушать аудиосообщение:

 

Репортаж Виктора Ершова с акклиматизационного выхода индонезийской группы

Эльбрус.     Всем привет! Говорит гид Виктор Ершов. Сейчас находимся с индонезийской группой на акклиматизации. Достигли Приюта Одиннадцати. Высоты 4100 метров. Хорошая погода, группа бодрая, все довольны. Скоро будем спускаться вниз, на ... читать больше

 

 

Всем привет! Говорит гид Виктор Ершов. Сейчас находимся с индонезийской группой на акклиматизации. Достигли Приюта Одиннадцати. Высоты 4100 метров. Хорошая погода, группа бодрая, все довольны. Скоро будем спускаться вниз, на хижину LeapRusи отдыхать. Всё, всем удачи! До связи!

 

 

Прослушать аудиосообщение:

 

 

 

Группа приехала в Приэльбрусье 10 мая, 11 мая у нее был акклиматизационный выход на гору Чегет, откуда большинство фотографий…. На снимках можно увидеть второго гида Катю Коровину и работников нашего офиса-проката в Терсколе Анну Дымову и Андрея Тюменева...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздник открытия альпинистского сезона 2015 в Приэльбрусье. Небольшой репортаж

Эльбрус. Открытие альпинистского сезона 2015 в Приэльбрусье в гостинице «Поворот»! Концерт итальянской (и не только) популярной музыки, в исполнении небольшого коллектива во главе с Джампаоло Марини. Большое собрание хороших людей, ... читать больше

Открытие альпинистского сезона 2015 в Приэльбрусье в гостинице «Поворот»!

Концерт итальянской (и не только) популярной музыки, в исполнении небольшого коллектива во главе с Джампаоло Марини. Большое собрание хороших людей, все, так или иначе, связаны с горными видами спорта. Торжественное вручение сертификатов и значков участникам героической группы Клуба 7 Вершин, поднявшейся на Эльбрус 6 мая. Вручает Дмитрий Семенов – гид группы.

Организатор вечера: Клуб 7 Вершин.

Фото и видео:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие альпинистского сезона 2015 в Приэльбрусье

Эльбрус. Дорогие коллеги и гости курорта! Ура! Наконец-то! Новый сезон! Мы снова все вместе! И ждем Вас на Открытие альпинистского сезона 2015 в Приэльбрусье в гостинице «Поворот»!Продолжаем традиции итальянских вечеров в мае. Снова с ... читать больше

Дорогие коллеги и гости курорта! Ура! Наконец-то! Новый сезон! Мы снова все вместе! И ждем Вас на Открытие альпинистского сезона 2015 в Приэльбрусье в гостинице «Поворот»!
Продолжаем традиции итальянских вечеров в мае. Снова с нами уже полюбившийся беженец из солнечной Италии, Джампаоло Марини.
Обещаем: душевную атмосферу, веселую встречу с друзьями и коллегами, а самое главное – отличное настроение!

Итак, 8 мая, гостиница "Поворот", 20.00. С собой взять: друзей и чего душа желает. Вход свободный!

Будьте бдительны! Как встретишь сезон, так его и проведешь!

Организатор вечера: Клуб 7 Вершин.

 

 

 

 

Группа Димы Семенова совершила восхождение на Эльбрус и спустилась на приют

Эльбрус. 6 мая был день массового восхождения на Эльбрус и одновременно забегов на скорость Elbrus Race.  И это был самый благоприятный по погодным условиям день. Да, была видимость, но был и жуткий холод. Старожилы, в лице Виктора Янченко (213 ... читать больше

6 мая был день массового восхождения на Эльбрус и одновременно забегов на скорость Elbrus Race.  И это был самый благоприятный по погодным условиям день. Да, была видимость, но был и жуткий холод. Старожилы, в лице Виктора Янченко (213 восхождений на вершины Эльбруса), говорят, что так холодно в мае еще не было. Так что пришлось нашей команде не сладко. Взошли не в полном составе, у одного из участников сил не хватило на финишный рывок. Акклиматизации явно было  недостаточно. Но и откладывать восхождение нельзя было. На следующие дни погода по прогнозу гораздо хуже.

 

Фотографии, сделанные этим утром Димой Ермаковым:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоотчет Димы Семенова об удачном акклиматизационном дне на Эльбрусе

Эльбрус. Видео из Приюта LeapRus. Группа в прекрасном настроении готовится к выходу на восхождение на Эльбрус:             С утра была метель и плохая видимость, после обеда вышло солнце  и даже Эльбрус ... читать больше

Видео из Приюта LeapRus. Группа в прекрасном настроении готовится к выходу на восхождение на Эльбрус:

 

 

 

 

 

 

С утра была метель и плохая видимость, после обеда вышло солнце  и даже Эльбрус открылся

 

 

 

 

Дмитрий Семенов с группой удачно акклиматизировался на горе Чегет

Эльбрус. Всем физкульт-привет! Это Дима Семенов, гид Клуба 7 Вершин. Мы сегодня совершили первый свой акклиматизационный выход на гору Чегет 3454 метра…. Всем удачи! Всем привет! Завтра программа продолжиться на склонах Эльбруса. Прослушать ... читать больше

Всем физкульт-привет! Это Дима Семенов, гид Клуба 7 Вершин. Мы сегодня совершили первый свой акклиматизационный выход на гору Чегет 3454 метра…. Всем удачи! Всем привет!

Завтра программа продолжиться на склонах Эльбруса.

Прослушать аудиосообщение:

 

 

 

 

 

 

Гид Клуба 7 Вершин Дмитрий Семенов встретил новую группу на Эльбрус

Эльбрус. Сегодня к вечеру группа, в составе 4 человек, собралась в нашем базовом отеле Поворот. Завтра ей предстоит выход на акклиматизацию. Погода пока скорее хорошая, прогноз на ближайшие дни также неплохой. Артем Ростовцев сегодня спускаясь с ... читать больше

Сегодня к вечеру группа, в составе 4 человек, собралась в нашем базовом отеле Поворот. Завтра ей предстоит выход на акклиматизацию. Погода пока скорее хорошая, прогноз на ближайшие дни также неплохой. Артем Ростовцев сегодня спускаясь с горы, заснял фрагмент соревнований по ски-альпинизму.

 

 

 

  

Праздник на Эльбрусе продолжается…

 

 

 

 

 

Артем Ростовцев с вершины Эльбруса, все кто хотел, взошли…

Эльбрус. Привет, 7 Вершин! Это Артем Ростовцев. У нас продолжается наша гималайская экспедиция, но в Приэльбрусье. В данный момент трое участников, то есть, все, кто вышел на вершину, достигли вершины Эльбруса. Виды прекрасные, погода шикарная. Все ... читать больше

Привет, 7 Вершин! Это Артем Ростовцев. У нас продолжается наша гималайская экспедиция, но в Приэльбрусье. В данный момент трое участников, то есть, все, кто вышел на вершину, достигли вершины Эльбруса. Виды прекрасные, погода шикарная. Все довольны довольны, начинается спуск вниз.

Ну, собственно, программа подходит сегодня к концу. Когда благополучно все спустятся, еще поделюсь новостями. Еще раз, привет! Артем Ростовцев.

 

Прослушать аудиосообщение:

 

 

 

 

 

 

 

 

Артем Ростовцев с группой стремительно перенесся с Тибета на Эльбрус

Эльбрус. Привет, Семь Вершин! Это Артем Ростовцев. 25 апреля у нас началась гималайская программа. План был – восхождение на вершину Лакпа Ри, это с севера Эвереста. Но сразу же, 25-го числа внеслись корректировки из-за известных событий в ... читать больше

Привет, Семь Вершин! Это Артем Ростовцев. 25 апреля у нас началась гималайская программа. План был – восхождение на вершину Лакпа Ри, это с севера Эвереста. Но сразу же, 25-го числа внеслись корректировки из-за известных событий в Непале. Мы пытались действовать по программе, но вчера утром финально стало известно из Лхасы нас не пустят в ближайшее время к Эвересту. Поэтому мы внесли изменения. И сейчас я передаю вам привет из Приэльбрусья….

 

 

Прослушать аудиосообщение полностью:

 

 

 

 

Сегодня в ночь группа Димы Семенова штурмует Эльбрус

Эльбрус. Всем, здравствуйте! Это Семенов Дима, Клуб 7 Вершин. С группой находимся на 3900 в гостинице LeapRus. Погода, вроде, ничего. Сегодня в ночь делаем попытку на восхождение. Всем удачи! И вы нам пожелайте, тоже! Всем, до свидания! Прослушать ... читать больше

Всем, здравствуйте! Это Семенов Дима, Клуб 7 Вершин. С группой находимся на 3900 в гостинице LeapRus. Погода, вроде, ничего. Сегодня в ночь делаем попытку на восхождение. Всем удачи! И вы нам пожелайте, тоже! Всем, до свидания!

Прослушать аудиосообщение:

 

 

 

 

 

 

В приютах на Эльбрусе на майские нет мест! ТОЛЬКО У НАС ОСТАЛОСЬ - ВСЕГО ДВА!

Эльбрус. В этом году на майские праздники на Эльбрусе будут проходить альпинистские мероприятия, в честь 70-летия Победы. Поэтому все приюты на склонах Горы, даже самые примитивные, уже давно забронированы. А у нас в группе образовались два ... читать больше

В этом году на майские праздники на Эльбрусе будут проходить альпинистские мероприятия, в честь 70-летия Победы. Поэтому все приюты на склонах Горы, даже самые примитивные, уже давно забронированы. А у нас в группе образовались два свободных места. Да еще и на лучшем горном приюте LeapRus. Сроки: 2 – 9 мая.

ЗВОНИТЕ СРАЗУ ПО ПРОЧТЕНИИ, ПРОГРАММУ ПОТОМ ПРОЧИТАЕТЕ

Программа Восхождение на Эльбрус

 

 

 

 

 

 

 

 

Первое для Клуба 7 Вершин восхождение сезона на Эльбрус!

Эльбрус.   Первая экспедиция на Эльбрус Клуба 7 Вершин сезона 2015 прошла успешно. Гид Клуба 7 Вершин Артем Ростовцев вчера досрочно вернулся в Москву с Кавказа после успешного восхождения с группой на Эльбрус. Ребятам повезло с погодой: ... читать больше

 

Первая экспедиция на Эльбрус Клуба 7 Вершин сезона 2015 прошла успешно. Гид Клуба 7 Вершин Артем Ростовцев вчера досрочно вернулся в Москву с Кавказа после успешного восхождения с группой на Эльбрус. Ребятам повезло с погодой: благодаря точному расчету гидов было найдено окно хорошей погоды между снегопадами. И 14 апреля (на четвертый день пребывания в Приэльбрусье) состоялось восхождение на Восточную Вершину.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня Клуб 7 Вершин официально открывает сезон на Эльбрусе

Эльбрус. В пятницу 10 апреля стартовала первая группа сезона 2015 на Эльбрус в составе 10 человек под руководством нашего гида Артема Ростовцева. Участники таким образом решили акклиматизироваться перед предстоящим через 3 недели серьезным ... читать больше

В пятницу 10 апреля стартовала первая группа сезона 2015 на Эльбрус в составе 10 человек под руководством нашего гида Артема Ростовцева.

Участники таким образом решили акклиматизироваться перед предстоящим через 3 недели серьезным восхождением на семитысячник в Тибете.

 

 

 

 

Приглашаем на Эльбрус с Клубом 7 Вершин в сезоне 2015…
Наша основная программа >>>>>>>

Сайт Factuals Facts про Александра Абрамова и LandRover. Повод вспомнить…

Эльбрус. Это сайт достаточно коротко и лаконично излагающий факты из разных областей знаний. Эльбрус описан коротко и в половине случаев с ошибками и неточностями. Однако, заключительная часть текста порадовала и факты в целом совпадают и имя нашего ... читать больше

Это сайт достаточно коротко и лаконично излагающий факты из разных областей знаний. Эльбрус описан коротко и в половине случаев с ошибками и неточностями. Однако, заключительная часть текста порадовала и факты в целом совпадают и имя нашего лидера Александра Абрамова справедливо вписано в историю горы.

Вот как там написано 

"1997

Russian Alexander Abramov guided a ten man expedition, where a Land Rover was driven to the peak. It took 43 days to accomplish this goal, but there were a lot of struggles that had to be overcome. They had to change tyres and utilize winches to pull the vehicle up and it was a continuous cycle of ascending and descending the mountain to retrieve replacement parts that had got damaged. After a lot of sweat and tears they finally reached the peak on September 13, 1997. The Land Rover was abandoned after an attempt down, when they lost control. They later returned to fetch it, but found it too difficult. It still sits in the same spot today and can be seen by other climbers and adventurers".

 

 

Фильм

 

 

 

И текст статьи в автомобильном журнале:

 

 

 

 

История давняя, но от этого не менее удивительная, и конечно, героическая.

Автомобиль Land Rover на вершине горы Эльбрус

В 1997 году команда «Автодома» на автомобиле Land Rover Defender 90 забралась на высшую точку Европы и России Эльбрус – 5621 метр. Об истории этого рекорда рассказывает капитан команды и разработчик автомобильной части проекта Олег Богданов.

В архитектуре настоящего рекорда всегда присутствует некая метафизика. Рекорд – это не только сверхпреодоление. Рекорд – это обязательно качественный скачок, выход в другое измерение. Это соприкосновение с иным миром. Для тех, кто по-настоящему прошел через подобное, лавры победителя, сладость пения медных труб, равно как и инсинуации завистников-уничижителей, не имеют никакого веса. Потому как все это действительно ровным счетом ничего не значит.

Перечитывая свои опубликованные и неопубликованные материалы десятилетней давности на эту тему, я понял, что многое из эмоционального окраса ушло. Хотя главное – ощущение соприкосновения – осталось. Оно живет где-то глубоко во мне, и разархивировать его не так-то просто. Но, опираясь на ранее написанное, все же попробую. Странное это было предложение. Странное и неожиданное. Хотя все важное в жизни всегда приходит неожиданно и откуда-то не оттуда.

Начало июня 1996 года. К тому времени я уже седьмой год, перепрыгивая с Аляски на Чукотку и обратно, был одержим идеей автомобильного броска через три континента. Оставалось лишь уточнить место ледовой переправы через Берингов пролив. Тут-то и свалилось на меня это предложение – забраться на Эльбрус. Забраться, естественно, на автомобиле. Не скажу, что это очень уж удивило. И не потому вовсе, что я вроде как готов с ходу ввязаться в любую автомобильную авантюру. Причина в другом: во-первых, несколько лет назад я уже так и эдак примеривался к высшей точке Африки Килиманджаро; во-вторых, на Эльбрус уже дважды заезжали на мотоциклах. Правда, очевидцы утверждают, что не заезжали, а заносили технику. Но это уже не важно. Коли попытка была, значит, в принципе возможно.

Подумал я, подумал и спрашиваю: «На чем карабкаться?» «На Land Rover», – отвечают. «А кто его доводить до ума будет?» – «Поживем – увидим». «Увидели» через несколько дней в «Автодоме» – ныне официальном дилере BMW, а в то время еще и Land Rover. «Ну что, заберемся?» –спросил меня гендиректор Андрей Костин. Спросил, а глаза у самого аж горят, так, видимо, нравилась ему эта идея.

«Может, и заберемся, – отвечаю, – посмотреть надо. Самому ножками потопать, углы промерить...» «Нет проблем, – мигом отреагировал Андрей. – Бери Discovery, поезжай хоть завтра и топай себе на здоровье. О-кей?»

РАЗВЕДКА

Мой партнер, главный в альпинистской части проекта, Александр Абрамов (автор идеи покорения на автомобиле Эльбруса) и его жена Людмила – оба профессионалы высочайшего класса – организовали мне по пути на Кавказ ликбез по альпинизму и выдали массу страшилок (как я тогда думал) о многотрудности восхождения на Эльбрус. Слушал, ухмылялся и думал о том, что собственный опыт работы с геологами, когда за спиной рюкзак с камнями в 35 кг, а идешь по звериной тропе в тайге не один десяток километров, чего-нибудь да стоит. Да-а, ошибся я, ой как ошибся! Вертикальный мир живет по другим законам.

Асфальт заканчивается прямо у подножия Эльбруса на высоте 2200 метров. Далее нормальные люди поднимаются канатной дорогой в три этапа до высоты 3800 метров, где снег лежит круглый год. Мы же проползли весь первый этап пешком. Шесть километров по тому, что некогда считалось дорогой. Осыпи, обвалы, горные потоки превратили ее в нечто весьма относительное. И тем не менее стало ясно, что с лебедкой, на хороших шинах, с трапами и подручным материалом высота 3800 метров берется за сутки-двое. Здесь, на начальном участке, я убедился в том, что на автомобиле-альпинисте должен быть турбодизель. Турбина компенсирует разрежение, и потеря мощности не столь существенна. Discovery это продемонстрировал, когда я полез на нем в гору. Его мощности вполне хватало, в то время как бензиновые атмосферники уже задыхались.

Снег на высоте 3800 метров напитан влагой. Ехать по нему может только ратрак – специальный горный транспорт со сверхширокими гусеницами. Но это днем. Ночью снежная каша превращается в фирн – твердый, почти как лед, снег. По нему можно забираться на шипах. Где прямо так, где с лебедкой, но можно. Крутизна подъемов в среднем чуть больше, чем у эскалатора в метро. Есть взлеты и существенно круче, но они длиной метров по 100 и форсируются на лебедке.

По мере подъема мой оптимизм таял. А на отметке 4200 метров, где стояла самая высокогорная в Европе гостиница «Приют одиннадцати» (в 1998 году сгоревшая по халатности заезжих туристов), прошел тот водораздел, который заставил напрочь забыть о подъеме как о трудном, но весьма обыкновенном для профессионалов деле и впервые прибавить ко всем определениям приставку «сверх».

ГОРНАЯ ПОДЛОДКА

«Приют» напоминал рубку атомного подводного ракетоносца, заблудившегося и всплывшего среди льдов и скал Эльбруса. Здесь я окончательно осознал свою главную ошибку – сложность подъема не в его геометрии и топографии (хотя и этого не отнять), а в том, что дышать-то нечем! Каждое резкое движение – и в лучшем случае одышка. Ночью просыпаешься от одного и того же кошмара, что ты лихорадочно хватаешь ртом воздух, а его нет! На вторые сутки, правда, приходишь в норму. Но это ведь только 4200 метров, а не 5621. А с каждым метром вверх дефицит молекул кислорода отдается черными сполохами в глазах и тупой, сжимающей болью в сердце. И это не день и не два, а 20 – думал я тогда. Их же оказалось 44!

Вечером, полюбовавшись на умопомрачительной красоты закат, когда солнце ушло в Сванетию, а абрис главного кавказского хребта еще долго горел разноцветьем, мы сидели в столовой «Приюта». Я впервые без ухмылки слушал, как подчас неожиданно и драматично разворачивались сюжеты с подъемом, казалось, по несложному маршруту. Вот факты. Подъем на Эльбрус считается в альпинизме одним из легких (категория 2А), но ежегодно здесь погибают 20 – 30 человек (вдумайтесь!). Шерп Тенцинг Норгей, первый покоритель высочайшей вершины мира Эвереста (8848 м), на Эльбрус взойти не смог. Легендарный Райнхольд Месснер, побывавший на вершинах 14 восьмитысячников и зашедший на Эверест в период муссонов и без кислородного аппарата, поднялся по склону Эльбруса лишь до скал Пастухова (4800 м). Надо ради справедливости отметить, что последним двум фактам сильно способствовали радушный прием и плохая погода...

На следующий день мы дошли до скал Пастухова за 3 часа. Я утвердился во мнении, что технически подъем реален, хотя из-за возрастающей крутизны и риска сорваться (уж больно далеко скользить) психологический уровень работы усложнялся. Но и это не главное. На скалы я не зашел, а заполз. Чтобы спала с глаз черная пелена, пришлось энергично дышать несколько минут. А следом пришла усталость. Такая, что даже спуск стал каторгой. И думалось при этом только об одном: вот так – 20 дней!

Привыкнуть, говорят, можно ко всему. Кто его знает? Вот цыган приучал, приучал лошадь не есть, она привыкла и сдохла. Но это так, к слову. Через денек я оклемался от броска на скалы. Спалось уже и в «Приюте» отлично. Народ понаехал, стало веселее. Поразили немцы. Младшенькому 76 лет, старшенькому – 84! Не иначе как отряд «Эдельвейса» – экипировка тех времен, да и шрамы на лицах явно не от бритья. Встали дедули утречком и почапали себе в горку. Неужели я не смогу?

А ВЫДЕРЖАТ ЛИ ЛЮДИ?

Высота 5200 метров. Шестой час подъема на Эльбрус. Делаю шаг в полступни... Тут же глубокий вдох и резкий, как выстрел, выдох. Еще и еще... Легчает. Плавно переношу центр тяжести вперед и совершаю шаг. Теперь я ближе к вершине еще на 100 миллиметров.

И почему у меня нет турбонаддува?! Воздуха совсем мало. Экономлю не только движения, но и мысли, тупо подчинив их вялое течение ритму шага и дыхания. Взгляд, зашоренный глубоким капюшоном, упирается в пятки ведущего – Александра Абрамова. Иногда ударом ветра отбрасывает капюшон, и тогда в поле зрения врываются рериховские пейзажи с их пронзительной чистотой, светом и космической глубиной.

Траверс. Здесь маршрут идет на подъем с одновременным боковым уклоном. Боковой до 20 градусов, а подъем около 15.

Хочешь не хочешь, а мысленно представляешь, что срываешься и летишь вниз со свистом по ледяному пятну. Александр еще накануне меня «успокоил»: если, говорит, за две секунды не сумеешь заякориться палкой, то проблем не будет – остановиться уже нельзя, а любая попытка затормозить «кошками» приведет к тому, что тебя перебросит вперед и так хрястнет головой об лед, что и увидеть ты больше ничего не сможешь...

Траверс закончился, мы выходим на седловину – 5300 метров. До восточной вершины 321 метр. Автомобиль, подумал я, возможно, это и выдержит. А вот выдержат ли люди?

АЛЬПИНИСТ LAND ROVER

Ставить рекорд предстояло на Land Rover Defender 90 со 113-сильным турбодизелем. Подготовкой автомобиля-альпиниста по нашему техзаданию занималась английская компания Mantec Services, расположенная в Ковентри под Бирменгемом. Там целое гнездо таких тюнинговых ателье. Они специализируются на оснащении и доводке автомобилей для различного рода экспедиций. Особого успеха они достигли в настройке машин повышенной проходимости.

Почему именно Defender 90? Ответ прост. Он выделяется среди собратьев по классу 4х4 не столько своей неказистостью, сколько тем, что он настоящий внедорожник. Его суть – не новомодный камуфляж-дизайн «под джип», а врожденная функциональность. Его стихия – каторжный труд вне дорог. Именно это нам и нужно было. Тем не менее дальнейшая настройка «дефа» потребовала довольно долгой и вдумчивой работы. Рассуждали так. Воздуха мало, значит, нужен хороший турбодизель. Перепад температур от «плюса» до «минуса» – необходим подогрев всего топливного тракта. Но, конечно, главное – лебедка. Без нее на гору и Defender 90 не заберется. На нашем установили две восьмитонные SuperWinch – спереди и сзади (для езды по траверсу). Мощная светотехника позволит работать по ночам. Что, кстати, в основном и получилось.

Каменистый грунт, лед, фирновый снег, рыхлый снег – все требует своих шин, специальных шипов и цепей, что, естественно, учитывалось при подготовке «альпиниста». Он получил жесткие блокировки межколесных дифференциалов с пневмоприводом, специальную защиту картера двигателя и трансмиссии. Мы установили средства радиосвязи, подобрали несколько комплектов покрышек, титановые цепи, для нас сконструировали и изготовили специальные накладки с шипами наподобие альпинистских «кошек», установили экспедиционный багажник для всевозможной походной утвари. Что-то было взято из арсенала Camel Trophy, остальное из собственной практики. В итоге подготовленный Defender возмужал на полтонны. Его стартовая снаряженная масса составила 2100 кг.

НЕ ХВАТАЕТ ТРАНСМИССИИ

Осенью того же года мы провели пробное восхождение. Оно и выявило слабые места автомобиля. При движении по глубокому снегу на отметке 3400 метров не выдержала нагрузок передняя трансмиссия – порвались оба привода.

Зима ушла на окончательную подготовку к штурму. В Институте имени Баумана, на кафедре колесных машин, которая занимается вездеходами, провели анализ вышедших из строя приводов, и выяснилось, что возможности двигателя по крутящему моменту почти в тридцать раз превосходят возможности трансмиссии. Было предложено несколько вариантов устранения этой проблемы. Связались с англичанами. Но производителей наши предложения совершенно не заинтересовали. Они рассуждали так: вы авантюристы, при удаче мы с вами на коне, а в случае провала – мы вас знать не знаем и ведать не ведаем, что вы там вытворяли. Удобная позиция, ничего не скажешь! И опять обратились в Mantec Services. Они смогли помочь только тем, что изготовили по нашему заданию усиленные привода и полуоси.

ШТУРМ

1 августа в 6.30 утра моросил дождь. Это хорошая примета. Его превосходительство Defender со свитой из восьми человек покинул последнюю цивилизованную гостиницу «Хижина-Логово», что на высоте 2300 метров. Здесь кончился асфальт и началось то, что когда-то, много десятилетий назад, называлось дорогой. Теперь это были каменистые осыпи, промоины и огромные валуны. И тем не менее первый этап до высоты 3500 метров нам удалось осилить без особого труда за один день. Это по высоте составляло ровно треть всей дистанции. Не скажу, что это вскружило нам голову, было просто приятно, но мы понимали, что это всего лишь эльбрусовские игры в кошки-мышки. Началось все на следующий день. На крутом каменистом взлете, где я включил все блокировки, лопнула задняя полуось, а вслед за этим сгорела лебедка. Вот тебе и хваленый SuperWinch. Говорил я, надо было ставить лебедку с гидроприводом, не послушались англичане! С их SuperWinch только в Camel Trophy играть, а не рекорды ставить.

Мы включились в работу с каким-то лихорадочно-остервенелым задором. Энергия выплескивалась через край, и поначалу все это больше напоминало игру, чем серьезную и опасную работу. Казалось, и автомобилю передалось наше состояние. Он так легко брал препятствие за препятствием, что 3 августа Defender вскарабкался еще на 300 метров по вертикали, до предпоследнего высокогорного пристанища – «Бочки» (3800 м). Здесь закончилась самая легкая часть подъема и началась зона вечных снегов. Мы перешли на ночной образ жизни. Днем, как на беду, палило солнце, и снег превращался в рыхлую мокрую кашу, ехать по которой практически невозможно. Зато ранним утром на восходе температура падала до нижней отметки и поверхность становилась твердой.

Как я ни старался беречь блокировки, но на первом же снежном участке восхождения кончилась блокировка заднего дифференциала. Это пока что не сказалось на скорости передвижения. Тем более что после оттепели, которая накрыла нас в первые дни подъема, похолодало до –5°, а это идеальные условия для подъема. Стартовав в 4 утра, машина ехала до «Приюта одиннадцати» уже без помощи лебедки. Один из самых крутых взлетов перед «Приютом» Николай Никульшин легко преодолел на третьей передаче за считаные секунды. В тот день мы отметили свою первую победу и первый рекорд – преодолена высота 4200!

А ГОРЫ ВСЕ КРУЧЕ

На следующий день за час до рассвета –очередной этап подъема. С этого мгновения каждый наш шаг становился рекордом. Выше этой отметки никто и никогда на автомобиле не поднимался.

Начинался серьезный диалог с Эльбрусом.

 

 

 

 

Я сел за руль. Сразу после «Приюта» пришлось довольно долго повозиться, преодолевая небольшой подъем. На этой высоте уже давал о себе знать недостаток кислорода, и если автомобилю это было нипочем, то людям становилось все тяжелее. Ситуация осложнилась новой оттепелью. На нашу беду выдалось необычайно теплое лето. Снег даже под утро не прихватывало морозом, и он мерзкой кашицей расползался под колесами Defender. Но сил еще было предостаточно, и мы упорно метр за метром продвигались вперед и вверх. На некоторых участках машина шла сама, без вспомогательной оснастки, кое-где надевали на колеса цепи или специальные накладки с шипами. В особо трудных случаях пользовались лебедкой. Происходило это так. Ручным буром делали в снегу скважину. В нее вставляли специальную алюминиевую трубу-якорь, за которую и чалились. Эти трубы мы специально заготовили еще зимой, когда планировали тактику подъема. В какой-то момент лебедки не выдержали, и стало ясно, что с их помощью горы не одолеть. И тут вспомнился прием, которым я пользовался много лет назад, работая водителем в геологоразведке. На моем «газике» на ступицах передних колес были приварены специальные барабаны. Намотав на них трос и зачалив за дерево или специальный якорь, я, буксуя передними колесами, мог вытащить автомобиль из любого болота или ямы. Так и поступили: к передним колесам прикрепили еще одни штатные колесные дики. Получились барабаны. На них-то и наматывали трос, а потом, буксуя колесами, подтягивались вверх.

ВКУС КРОВИ

Казалось, гениально просто и никаких проблем. Все бы хорошо, если бы не кислородное голодание. Напором ветра разрывало легкие, а дышать было нечем! Постоянный привкус крови во рту от рвущихся сосудов и боль в сердце от перенапряжения. Если к этому добавить хронические неприятности с автомобилем – то сгорела силовая проводка, то заклинило редуктор руля, то отломило палец рулевой тяги, то разлетелась раздаточная коробка… Плюс постоянный смертельный риск провалиться в трещину, а они под снегом совершенно незаметны – есть такие, что Land Rover мог уйти в них целиком. И это на высоте, где силы не восстанавливаются, сколько бы ты ни отдыхал, – все за счет внутреннего резерва. На высоте, где даже самый тренированный альпинист может сделать 20 шагов, а потом должен остановиться, подкачать энергии. У меня, например, больше семи шагов не получалось. И в таком режиме дни, недели, месяц! Умозрительно этого не понять и не представить. Это состояние полного запредела. Ты уже не на Земле. До космоса рукой подать. Его глубина и безмерность здесь ощущаются каждой клеткой обезумевшего от нагрузок тела. В какие-то мгновения терялся смысл происходящего. И время течет, как река. Вроде бы большую часть пути мы давно проделали, дни все бегут, но наш путь не кончается, работа не останавливается...

ПО ВЕРТИКАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

44-й день. Высота 5300 метров. Седловина между двух вершин. После двухдневной пурги, которую мы пережидали кто в палатке, кто в пещере, разъяснило. Начался финальный штурм. Это уже напоминало упорство маньяков. Каждый в этой связке с автомобилем представлял собой сгусток натянутых до предела нервов и звенящей от перенапряжения воли. И когда автомобиль перевалил через край вершины, пришла полная апатия. Мы обнимались, прыгали, но радости не было. Я понимал, что все – это высшая точка Европы и России, сделана работа, но из-за безмерной усталости на эмоции уже не хватало сил. По законам плоского мира этого не должно было случиться, но 44 дня мы жили в вертикальном мире, и по этим законам Эльбрус уступил нам.

Автомобиль на вершине Эльбруса, что же дальше?

 

 

 

Развязка

Теперь спуск. Далее события развивались стремительно в своей трагичности. Не удалось найти пилота соответствующего класса и вертолет, способный снять 2.5 тонны с высоты 5621 м. Чтобы запустить перемерзший двигатель, я затащил на вершину автомобильный аккамулятор - это было потяжелее, чем пудовая гиря! Итак - все на пределе - нервы и страховочные троса - мы начинаем спуск своим ходом, что в середине октября по сути оказалось сложнее, чем было в августе сюда доехать. 11 октября, приспустившись с вершины на склоне крутизной 40 градусов, мы всей толпой последний раз переночевали в машине. На следующий день шофер "профи" Николай Никульшин со словами: "Передай матери, что я ее люблю!" - попросил своего 16 летнего сына, активно участвующего все это время в проекте, выйти из машины. Он сел в машину, завел двигатель и... по предательски, из-за угла ударом в спину, стальной трос, удерживающий 2-х тонную машину рвется и махина начинает медленно перекатываясь двигаться вниз по склону, неумолимо набирая скорость, увлекая за собой надежду на благополучное возвращение.

Николай до последней минуты, давя на тормоз, пытался остановить летящий в пропасть Land Rover. В последний момент он смог лишь сам, как капитан, покинуть "тонущий корабль". Падение на несколько сот метров, удары и перевороты не оставили "живого места" на машине. Место падения напомнило нам скорее авиакатастрофу.

Реквием

Солнце идет к закату. Мне пора возвращаться вниз в тепло. Я перехватываю ком в горле и текущие на сильном ветру из обожженных солнцем глаз слезы остаются соленой горечью на губах. Все кончено! Все живы! Мы спустились, машина разбита - последнее слово всегда принадлежит Горе!

 

 

 

 

"О Солнце!

Каждый день, ухватившись за цепь лучей твоих, карабкаюсь я в небо!

Каждый вечер срываюсь и падаю в пасть заката!..."

Сергей Есенин

Итог

На Восточную вершину Эльбруса (5621 м) 13 сентября в 20.00 вместе с автомобилем поднялись 8 человек, среди которых 5 альпинистов: Константин Брусков, Александр Коваль, Александр Копылов, Андрей Леонтьев, который заменил получившего травму Василия Елагина; два водителя профессионала: Олег Богданов и Николай Никульшин и представитель фирмы "Автодом" Сергей Бабенков.

Акция заслуженно попала в Книгу рекордов Гиннеса.