10 Августа 2009, 14:21

Жумаев Максут и Пивцов Василий из экспедиции «Клуба 7 вершин» на К2 (8611 м.)

31 июля 2009 года – Казахстанская двойка Жумаев – Пивцов в 5 часов вечера вышла из базового лагеря в передовой базовый лагерь (5300 м.), Сергей Богомолов вышел утром в 7 утра с высотным портером Махмат Ибрагимом в 1лагерь. В передовом базовом лагере стояла палатка SOLO Red Fox, такия же палатка стояли и в 1 лагере. Проблем с размещением не было. Сразу по прибытию в передовой базовый лагерь, разместились в палатке и начали разогревать ужин. Я решил посушить внутренние ботинки высотной обуви и начал навинчивать вторую горелку на газовый баллончик. Как это обычно бывает в определенный момент баллончик стравливает газ ... именно в этот момент у меня в руках образовался «файр-бол» огненный шар. Газ чуть стравленный воспламенился от рядом горящей горелки на которой разогревался ужин. Удивление на лицах удивило меня и Василия который не знал что я собирался сделать. Горелка объятая пламенем покатилась по палатке, Василий среагировал и накрыл огонь моим рюкзаком, но это не возимело действия и тогда он схватив горелку за баллончик выбросил из палатки ... ещё мгновение мы смотрели как баллончик стравливает газ и огонь озаряет наши всё ещё удивленные лица. Я сообразил не сразу, что взявши кастрюлю и вылив содержимое на огонь лишил нас ужина. За то мы спаслись и это было главное. Палатка к счастью сильно не пострадала. Василий ещё долго и продолжительно смеялся, а мне из приличия приходилось только пожимать плечами. В развеселом настроении легли спать.

01 августа 2009 года – в 6 утра посветлу вышли во 2 лагерь, первые 200 метров склона шли по лавинным выносам напоминавшие застывшие буруны волн. Дальше все как обычно - перила до самого 1 лагеря. Дошли за 3 часа, к тому времени Сергей и Ибрагим уже вышли из 1 лагеря в сторону 2 лагеря. Мы решили остановиться в палаке 1 лагеря, для легкого перекуса и непродолжительного отдыха. Здесь в 1 лагере еще готовились выйти на верх двойка из Америки Дейв (он собирался спустится с вершины К2 на лыжах) и Джорж (американец венгерского происхождения, говорящий немного по русский). Немного отдохнув вышли на верх. На полпути догнали Сергея с Ибрагимом и дальше шли уже в авангарде. Во 2 лагере нас ждал сюрприз, не то что бы мы не знали про дикие нравы местной пернатой флоры. Но такого ... палатака американцев была повреждена с подветренной стороны, всё содержимое из палатки было разбросано в радиусе 3 метров. Естественно, это не только варварское поведение воронов, но и сила ветра. Но все-таки инициатором разбоя стали вороны. Здесь они пираты, отрицательные персонажи горных саг. Размах крыльев достигает метра, клюв до 10 сантиметров. Я слышал что воронье разоряет заброски, но то что они разрывают тенты палаток и хозяйничают внутри ... это новоя эволюционная страница. Я ... в шоке! Собрал все вещи бедных американцев (отнють не суперлегкие) и забросил обратно в порванную палатку. Хорошо что наша палатка была сложена и засыпана снегом, это не привлекло алчного вороньего взгляда. Собравшись все вместе во 2 лагере, поставили свою палатку ангар. Что ни говори жить в четвером в «ефимовском» ангаре вольготно. Жаль только что палаток SOLO и SOLO Plus Red Fox не было в достаточном количестве. К вечеру во 2 лагере собрались: 2 казаха, 1 россиянин, 2 американца, 1 эквадорец, 1 кореец, 2 непальских шерпа и 3 пакистанских высотных портера. Дальше нам всем идти вместе.

02 августа 2009 года – выходя из 2 лагеря с собой решили взять ангар и 100 метров основной веревки. Рюкзаки не легкие, но и торопиться особо не куда. Идем в 3 лагерь медленно, с частыми остановками на отдых. Дошли без особых проблем. В 3 лагере первым делом мы с Ибрагимом начали строить площадку под палатку, подошел Василий и мы начали ставить палатку. Только поставили подошел Сергей и мы все вместе начали обживать палатку. С краю у тамбура постоянно проживаю я, рядом Василий, затем Сергей и у входа-выхода Ибрагим. Снег предназначенный для воды передают мне я его храню в тамбуре и подаю по мере растапливания в «Джет-бойле». В середине палатки царит демократия, обязанности по растапливанию воды переходят от Василия к Сергею и обратно без видимой систематизации. За палаткой же погода стоит и ни кто на неё не обращает внимание. Подсознательно все боятся её сглазить, по этому про неё не говорят.

03 августа 2009 года – из 3 лагеря мы вышли первыми, странно было наблюдать за неторопливыми движениями наших попутчиков. Тропы в 4 лагерь не было, но путь был промаркрован вешками. Первым вышел Василий, за ним Сергей, я и Ибрагим замыкал. 100 метров веревки мы растянули между собой что бы не нести ее на себе. Первый сменился, Сергей топчет. Снега по колено и выше. В местах где склон выкручивается идти очень сложно. Вперед вышел я и дальше мы топтали с Василием попеременно. Все остальные нехотя, но все же нас догоняли. За очередным крутым взлетом, я ухожу в сторону, принимаю Василия и говорю, что надо дать поработать нашим интернациональным друзьям. Мы отработали 2 часа. Вперед выходят шерпы Нимгма и Пемба. Они отработав ещё 2 часа, все собираются перед огромным бергшрундом. По ходу тропы часть бергшрунда обвалилось и теперь Пемба, Сантьяго и Василий провешивают новый вариант прохода через бергшрунд. После обеда к 4 часам дня первые достигают вершины гребня. Здесь устанавливается 4 штурмовой лагерь, на высоте 7800 метров. Времени до штурма остается совсем не много. Ибрагим ушел вниз в базовый лагерь, его работа закончилась в 4 лагере. Но к нам в палатку подселился шерп Нимгма. Легкий и не замысловатый ужин и мы легли спать в 8 вечера. В нашем распоряжении было всего 2 часа борьбы за сон и ругания про себя американцев, которые поставили палатку рядом и все время бубнили. Подъем в 10 вечера, натопили воды, попили, поесть уже почти не было, так что к полуночи мы были готовы к штурму. В начале первого часа ночи вылезли из палатки. Луна игриво выглядывая из-за вершины освещала снежный склон. Не скажу что было космически холодно, но вот ветра не было в принципе. Мы с Василием уже надели кошки и были готовы к выходу, Сергей пока надевал кислородную, маску чуть задержался в палатке. Другие участники штурма подсвечивали свои двжения внутри палаток. Решли никого не ждать и первым в темноту шагнул я. Шлось легко, наст проваливался, но не глубоко. Местам фирн держал и мы шли как по асфальту. В одном месте нарвались на трещину, под ногами чувствовалась предательская пустота. Походили с Василием покругу, туда-сюда и нашли более или менне надежный мост через трещину. Идем дальше, Василий лидирует. Обернулся, снизу начинает рости вереница из светлячков, это наши друзья спешат на вершину. Нас доглал Сергей и вышел сразу вперед. Затем нас догнала Герлинда «суровая» и в то же время самая женственная высотница в мире. В руках у Герлинды шакала и она без разговоров выходит вперед – работать. Работать – это пахать впереди всех, делать тропу в глубоком снеге, провешивать веревочные перила, по которым пройдут остальные. И так по очереди дошли до не ярко выраженного снежного гребня. Снег стал твердым, местами встречались глыбы льда, некогда оторвавшись от ледяной шапки вершины К2. Тем времением мы вошли в лунную тень и света далеких звезд не хватало что бы осветить весь склон вершинной башни. На часах к тому времени было 3 часа ночи. Самое холодное время, самое темное время ночи. Все коллективно решили пересидеть час полтора и чуть с рассветом двинуться дальше к вершине. Я же замерз ещё раньше, а тут все сели на свои рюкзаки и хлопали себя пуховыми варежками по ногам. Василий ритмично размахивал то руками, то ногами. Сильно мёрзли ступни и очень сильно хотелось спать. Приходилось найти в себе хоть немного тепла, что бы заставить себя размахивать ногами. Но это утомляло, затем просто начинал ковырять снежный склон кошками, переступать с ноги на ногу. В какой то момент вспомнился фрагмент из фильма «Ирония судьбы или с легким паром» где герои разогревали себя прыжками и приговаривая: «пить на до меньше, меньше надо пить». В фильме от чрезмерного расслабления, герои попали в такую ситуацию, а здесь? Сами ведь пришли и по собственному желанию ввергли себя в космический холод. Делать не чего, каждый боролся с холодом как мол. Ближе к 5 утра вереница восходителей тронулась наверх. В движении тоже холодно, но сонливость отступает. С рассветом мы подошли под первый ключ маршрута «бутельник». Висячий ледник над кулауром по которому мы подымались не внушал спокойствия. Просто страшно, страшно от безысходности. Если рухнет – ни кто не выживет. Первые метры перильной веревки провешивают шерпы, все медленно, друг за другом идут вверх. Ко времени когда первый подошел вплотную к висячему леднику, солнце уже залило все вокруг. Затем начался траверс, Василий поднес веревку которую мы несли, я передал вперд ледобуры что были со мной. Начался траверс, под нависающими тоннами льда, а затем вверх. Здесь темп движения резко упал. Все стоят, ждут, пока первый провесит веревку. А по факту первый начинал утопать в снегу. Прежде чем выйти на вершинный гребень надо пройти вверх 100-200 метров по 45 градусному льду. Но в этом году снега с кулуаре скопилось много. Около метра снега наложив на градус льда, получалось первый идет вверх по грудь в снегу. Сначало плавотельными движениями разгребает снег, затем делает шаг, утромбовывая ступеньку. В итоге не 1 шаг приходилость затрать до 5 минут работы. Это – титаническая работа, смена лидеров не приносила ощутимого прогресса. Силы таяли, напряжение возрастало. К 3 часам дня мы так и не дошли до вершинного гребня, где гипотетически должно было быть меньше снега. Нервы не выдержали, первые начали сдаваться и уходить вниз. Остались Герлинда, Дейв с лыжами и мы с Василием. Начали дискутировать о возможности повтора штурма завтра с японской командой. Решили повторить, ведь до вершины оставалось не более чем 200 метров. Спуск в 4 лагерь прошел безаварийно. В лагере суета, японцы ставят палатки, готовятся к штурму, кто-то из нашей группы собирает палатки и уходит вниз в 3 лагерь. Мы собрались в нашей палатке, Герлинда опустив голову призналась что горы для нее в этом году не будет. Она решила уходить, отказавшись от повторного штурма. Мы же разлеглись в палатке, пытаясь найти резервы сил, что бы восстановиться. Кушать не хотелось, только пить, пить и ещё раз пить. Ближе к вечеру к нам в палатку постучался лидер японской команды. Состоялся роковой разговор, он поделился с нами свежим прогнозом погоды и своим решением отказа от штурма. С его слов, 5 августа на вершину К2 налетит ураганный ветер со скоростью 100 км/час. В таких уловиях, совершать восхождение – самоубийство. Японская команда в спешке сворачивала палатки 4 штурмового лагеря и уходила ниже в 3 лагерь. У нас на некоторое время наступил ступор. Как так, не доработали сегодня, и завтра нет ни какой возможности продолжить! Это напоминало вердикт, который обжалованию не подлежит. Горечи в душе не было, не было и досады – слишком уставшие мы были. Решено, собираем последние силы и начинаем собирать вещи, палатку и уходим в 3 лагерь. В памяти ещё не стерты страшные моменты спусков в штормовую погоду из 4 лагеря в 3 лагерь в 2003 и 2005 года. Повторения не хотелось, когда жизнь висела на волоске.

Спустились затемно. Нашу площадку заняли австрийцы и мы молча начали строить новою площадку. К полуночи едва оборудовав спальные места в палатке провалились в сон. В сон в котором нет никого и ничего.

05 августа 2009 года – весь день спускались в базовый лагерь, по пути забирая вниз палатки высотных лагерей. Понятное дело, все команды сворачивают экспедиции и уезжают домой. У нас только единственный шанс - уйти на маршрут Чессана, который круче и скалистее Абруцкого, но на нем не надо много тропить снега и нет лавиноопасных склонов между 3 и 4 лагерями. В базовом лагере нас ждал наш повар Мухаммад. Он приготовил нам много мясных блюд для восстановления сил.

Весь день 5 августа мы наблюдами снежные флаги над вершиной К2, что и говорить ветренно было и в базовом лагере. Прогноз прогоды японцев был точен. Я подошел к Герлинде, она была рада что мы отказались от повторного штурма в плохую погоду. Мне было интересно, какой прогноз погоды на последующие дни, на что Герлинда сославшись на данные от Чарли Габлера, констатировала: «каракорумское лето» закончалось. Дальше нас ждут сильные ветра и снега. «А Вы что хотите продолжить восхождение?» спросила Герлинда, «не знаю, возможно, надо подумать» - ответил я.

Затем состоялся разговор, Василий был непримирим «надо рубиться на Чессана», у Сергея закончился весь кислород, да и возраст не для дерзких рывков на вершину или долгих осад. У меня в голове, ещё легкий шум потери с весенней экспедиции, не хочется идти на дополнительный риск, опять испытовать судьбу. Силы ещё можно восстановить в базовом лагере, а дальше ... одному Богу известно.