5 Декабря 2006, 21:27. Винсон, все поездки »

MountEverest
Перевод А.Елькова

Непогода охватила район Винсона в пятницу (1 декабря). Буран не ослабевал, в результате все восходители оказались блокированы в верхней части маршрута. В субботу ночью (там белые ночи) начались спасательные работы.

Г.Коттер

Рассказ продолжает лидер группы фирмы Adventure Consultants Гай Коттер (Новая Зеландия)

«Это должен был быть одним из приятных дней после восхождения, днем сборов, сна и «отъедания». Мы съели стэйк под стакан чилийского вина и вскоре я резко отошел в глубокий сон. Но уже минут через 15 я был разбужен Дэном Гриффитом, который восходил в группе IMG. Он расстегнул молнию моей палатки.

"Гай, Стив (Джонс, менеджер лагеря от ALE) послал меня за тобой. Команда Jagged Globe застряла в верхней части «стены». У них проблемы и им немедленно нужна помощь".

Нам необходима помощь – прямо сейчас

"Пока я одевался, смысл происходящего начинал до меня доходить. Подниматься высоко в гору, в условиях непогоды, при температуре до минус сорока, вероятно с сильным ветром, это займет часов 12. Всё не выглядело здорово.

Когда я вошел в штабную палатку ALE, как раз шел очередной разговор с блокированной группой. Но даже с другой стороны палатки можно было по голосу понять в каком состоянии они находятся. Обморожения, переохлаждения, захваченные неожиданной бурей они нуждались в помощи".

В плену трещин.

"Группа из четырех участников и одного гида совершала попытку восхождения накануне, вслед за группами IMG и Alpine Ascents. Из-за ухудшающейся погоды они были вынуждены повернуть не дойдя до вершины и спуститься в штурмовой лагерь на 3765 м. Ночь была холодной и ветряной, так что утром, когда чуть прояснилось, все решили спускаться вниз. Группа JG выходила последней. В тридцати минутах хода маршрут вниз проходит через знаменитый участок трещин, это ключевой участок маршрута с ледника Бранскомб к предвершинному участку.

Снежный буран заметал следы предыдущих групп и вскоре группа оказалась посреди трещин. Внезапно один из участников провалился в трещину. Он был удержан спутником, но упал метров на десять. Пока его доставали, все основательно промерзли и устали. Гид Ян Баркер решил поставить палатку и попытаться согреться в ней. Альпинисты вырыли траншею, поставили палатку, постелили маты, еще одну палатку они накинули сверху основной. Залезли в палатку и связались с базовым лагерем, чтобы запросить помощь".

Шестеро идут на помощь.

Из штабной палатки Стив координировал работу. Так оказалось, что в этот день гиды других групп, бывших наверху, на связь не выходили. Это означало, что наверх нужно было идти нам, 10-12 км вверх на помощь терпящим бедствие.

В полночь мы вышли из базового лагеря: Олаф и Мартин, два быстрых шведа на лыжах, штатные работники ALE Дэвид Хэмилтон и Тим Хьюэтт, и я с товарищем по АС, гидом Полом Обри.

Ян: Если мы выйдем…это будет конец.

"Мы вышли и вскоре у нас была первая связь с группой. Говорил Ян.

Я.Баркер

«Мы сидим в палатках, у нас нет горелок, у некоторых – обморожения. Наша ситуация безнадежная, пожалуйста, поднимитесь и заберите нас. Мы не сможем двигаться самостоятельно. Если мы попытаемся двигаться выйти, то дойдем только до ближайшей трещины и там всё закончится».

Пока мы поднимались ветер усиливался. Часто были такие порывы, что мы не могли идти, нас просто валило на снег. Я вел группу используя GPS и свое хорошее знание маршрута. На одном участке мы встретили две группы спускавшихся вниз. Они шли в стороне от маршрута и опасных местах, где были трещины. Мы вывели их на правильный путь, у гида Марка (IMG) GPS работал неправильно. Вся группа была в состоянии крайней усталости и дезориентации. Всех проверили, помогли привести в порядок снаряжение. Только в 5 утра мы поднялись в лагерь 1, намного медленнее плана, погода была ужасной".

Шведы остановились у подножья «стены».

"Эрик из Alpine Ascents и Майк из IMG остались в лагере 1, чтобы помочь нам. Они вскипятили воду и приготовили пищу, а также предоставили нам палатку. Дэвид и Тим решили сразу идти дальше, за ними пошли шведы. Однако у подножья «стены» они были вынуждены остановиться и поставить палатку, из-за сильного ветра и отсутствия видимости. Я и Пол остались отдыхать в лагере, будучи готовыми выйти на помощь, если первой группе удастся пробиться через непогоду и пройти «стену».

Мы часто связывались с Яном и его голос звучал всё более и более безнадежно: Мы сможем продержаться только несколько часов, если вы вскоре не подойдете, будет поздно, ради Бога заберите нас отсюда !

Арена событий

Дэвид пытался поддержать Яна и убедить его послать хотя бы одного из участников навстречу спасателям. Но тот был так напуган трещинами, что единственным выходом считал ждать помощь снизу. Даже в лагере 1 ветер с силой полоскал палатки, весь день он был порядка 80 км в час. Шведы сообщали, что снег пробивается через застежку палатки, всё становится мокрым и возможно его нужно будет выгребать".

Мы молили, чтобы это не была десятидневная буря.

Шведы и спасатели ALE пошли на явный риск, поставив палатку прямо под огромными сераками, на обычном пути ледовых обвалов, которые могли бы уничтожить целую деревню. Мы все рассматривали ситуацию как ужасную. Хорошо, если удастся спасти пару человек. Риск для спасателей был огромный, они сами легко могли стать жертвами. С этими тяжелыми мыслями мы ждали, что шторм утихнет и это не будет заряд десятидневной непогоды, которые здесь бывают.

Сейчас или никогда.

Д.Хэмилтон

"Чуть позже Дэвид принял решение «сейчас или никогда», и начал готовиться к выходу, чтобы хотя бы попытаться пробиться к вершине «стены» и спасти группу. Когда они вышли из палатки, ветер слегка ослаб и видимость улучшилась. В это же время я и Пол вышли из лагеря 1, для поддержки и возможной дальнейшей транспортировки пострадавших. По мере того как они поднимались, по радио мы слышали что дело пошло. Мы все были взволнованы, когда услышали как Ян сказал, что шведы пришли. Я слышал как он плачет.

Вскоре подошли Дэвид и Тим, мы также поднялись выше и уже могли наблюдать спуск группы. Когда мы встретились, то позволили себе полностью проявить все эмоции и затем успокоиться. Мы поили пострадавших горячим чаем, это было первое их питье за 24 часа.

Мы спустились в лагерь1, Эрик и Майк суетились вокруг нас угощая пищей и горячими напитками. Шведы, я и Пол дальше поехали вниз на лыжах, вернувшись в бэйз кэмп ровно через сутки после выхода на эту небольшую эпопею.

Сегодня спасатели и спасенные должны спуститься в базовый лагерь".

Шведы: крутые парни.

Шведы также подтвердили всё происходившее. «…без серьезных обморожений, усталые и простуженные. Организация и связь между спасателями работали замечательно, мы надеемся вскоре благополучно добраться до Пунта-Аренаса».

Оказывается шведы Мартин Летцтер и Олаф Сундстрем были на вершине Винсона и спустились с нее еще 26 ноября. И они вполне могли бы претендовать на первенство в плане спуска на лыжах со всех «семи вершин». Но об этом пока ни слова, ведь по праву первым должен быть именно Карничар, который первым осуществил беспримерный спуск с Эвереста с вершины до базового лагеря не снимая лыж. Спуск же шведов и тем более Кит Делорье с Эвереста был явно не полным.