+7 495 642-88-66

К Северному Полюсу сначала хотели доплыть, потом обратились к собакам…

«Приподнимем занавес за краешек - такая старая, тяжелая кулиса: Вот какое время было раньше….» История достижений Северного Полюса – это история настоящего героизма. Это огромный пласт приключенческой литературы. ... читать больше

«Приподнимем занавес за краешек - такая старая, тяжелая кулиса: Вот какое время было раньше….»

История достижений Северного Полюса – это история настоящего героизма. Это огромный пласт приключенческой литературы. Именно этой историей сам Полюс и интересен. Так что читайте всё по этой теме. Или, хотя бы то, что мы напишем, кратко эту историю осветив….

 

 Представления наших предков 

 

        

 

 

Следует для начала заметить, что до 80-х годов XIX века среди ученых и исследователей господствовало представление о том, что до Северного Полюса можно было добраться на корабле по открытой воде... Что льды они расположены только по краям Ледовитого океана и сезонны. Однако попытки пройти на север на кораблях исследователей разных стран, в том числе российских, неизменно заканчивались очень далеко от Полюса. Постепенно стало понятно, что к крайне северной точке планеты придется добираться своим ходом. Интересно, что первые попытки организовать такой поход предполагали идти пешком. При том, что собачьи упряжки в этих экспедициях были, но использовались во вспомогательных целях.

Российский исследователь Севера Фердинанд Врангель был первым, кто предложил использовать для походов на Полюс собачьи упряжки. В 1846 году на заседании Географического Общества он обнародовал конкретный и точный план достижения самой северной точки Земли с использованием в качестве базы северный берег Гренландии. «.. это возможно на хорошо устроенных нартах с выезженными собаками и исправными проводниками". Однако в то время организацией такого дорогостоящего проекта было некому. Не только у нас. Так после восхождения на Маттерхорн цель достижение Северного Полюса поставил перед собой знаменитый английский альпинист Эдвард Уимпер. Дважды он выезжал в Гренландию, на основании этих разведок разрабатывая проект большой экспедиции. И затем в течение нескольких лет, Уимпер с огромным упорством пытался найти средства для реализации проекта. Деталей проекта нам не известно. Думал ли он использовать собак ? Скорее всего, да. Известен итог его исканий: ни у чиновников, заведующих королевской казной, ни у капиталистов понимания выдающийся альпинист не нашел. Весьма вероятно, что они просто предпочли доверить такое ответственное дело профессиональным военным морякам.

Задача достижения Полюса ставилась перед отлично обеспеченной британской военно-морской экспедицией под руководством капитанов Нэрса и Маркхема, которая стартовала в 1875 году. Но не "открытое море", а тяжелые льды оказались перед кораблями экспедиции у берегов Гренландии. Правда, отряд во главе с Маркхемом сумел пешком, уже по льдам, достичь рекордной широты 83°20'. И все же это было поражение. "Северный полюс недоступен!" - телеграфировал на родину Джордж Нэрс.

 

 

Нэрс, их корабль и Маркхем

           

 

 

Значительным толчком к интенсификации исследования арктических районов стал объявленный учеными в 1881 году Международный Полярный Год. По его программам, в частности, работала американская экспедиция, которой руководил майор Адольф Грили. Ее участники не только выполняли программу плановых научных работ на северном побережье Гренландии и острова Элсмир, но и провели несколько выходов на собачьих упряжках. В одном из них отряд лейтенанта Джеймса Локвуда достиг рекордной широты - 83°24'. Сама эта экспедиция закончилась трагически – из 25 участников выжили только семеро. Руководитель выжил и потом даже стал генералом, одним из самых уважаемых в Штатах.

Члены экспедиции Грили

http://www.pbs.org/wgbh/americanexperience/features/general-article/greely-bios/

 

Локвуд и палатка их несчастной экспедиции

     

 

 

К этому моменту всем стало понятно, что самый реальный способ добраться до Северного Полюса – это собачьи упряжки.

 

 

«Меня охватывает горячее чувство благодарности нашим терпеливым, неприхотливым собакам. Мы трудились, выбивались из сил с ними заодно, работали дружно, как только могут работать живые существа, помогая, друг другу...».

Кнуд Рассмуссен, исследователь Арктики.

Собака - друг человека. Это выражение стало штампом, смысл которого просто теряется в обычной нашей жизненной практике. В условиях экстремальных полярных походов на собачьих упряжках это выражение вспоминается ежедневно, можно сказать ежечасно. От этого просто невозможно уйти. Потому что всё время твои верные помощники всегда перед тобой, они движутся исключительно бегом, как бы подчеркивая свой энтузиазм. Ни олени, ни тем более лошади, не могут передвигаться по льдам, по скользким поверхностям, преодолевать препятствия типа торосов. Только собаки могут долго обходиться на скудном пищевом рационе, сохраняя высокую работоспособность.

 

 

Приходится только удивляться тому, с какой верностью, с каким бескорыстным старанием служат тебе твои четвероногие друзья. В минуты отдыха они создают особую атмосферу, раскрашивают эмоциями скромный и аскетический быт полярника, своим присутствием доставляют радость, напоминают о домашнем уюте. А еще они охраняют от белых медведей, помогают охотиться, определяют трещины… Словом, ездовые собаки – полноценные участники и настоящие герои полярных эпопей. И их героизм истинный, поскольку лишен тщеславия и материальной выгоды.

Продолжение следует

 

Клуб 7 Вершин дружит с полярными собачками

 

 

 

 

 

 

 

 

Иван Душарин представил землякам свою новую книгу "Сталкеры высокогорья"

Мастер спорта международного класса Иван Душарин написал книгу "Сталкеры высокогорья", которую вчера представил в Тольяттинском краеведческом музее. Книга состоит из нескольких разделов. Каждый представляет собой историю покорения вершин ... читать больше

Мастер спорта международного класса Иван Душарин написал книгу "Сталкеры высокогорья", которую вчера представил в Тольяттинском краеведческом музее. Книга состоит из нескольких разделов. Каждый представляет собой историю покорения вершин высотой более 8000 метров. Первый раздел посвящен Эвересту, высочайшей горной вершине земли. Второй – вершине Чогори (или К-2), восхождение на которую, несмотря на то, что она ниже, чем Эверест, технически является более сложным.

- Дальше была вершина Нангапарбат (8 126 метров), на ней не было россиян, но в нашей команде оказался Карлос Булер, профессиональный альпинист из США, который хорошо знает Пакистан, и мы воспользовались его знаниями. Потом были вершины Чангабенг (6864 м) и Чо-ойю (8201 м). В общем в книге отражено пять знаковых восхождений, - рассказал Душарин.

 

Знаменитый альпинист говорит, что с самого начала им и его командой завладела идея покорить К-2. Но они понимали, что без Эвереста это сделать будет сложно, поэтому сначала пошли на Эверест - и оказались первой российской экспедицией, которая установила флаг на его вершине. Речь идет о 12 мая 1992, когда командой альпинистов АВТОВАЗа под руководством Ивана Душарина на Эвересте был водружен флаг России. Впоследствии, говорит альпинист, руководство предприятия помогло провести и экспедицию на К-2.

- Никто не понимает что такое К-2. "Ну, гора убийца…", - говорят люди. В альпинистском сообществе это очень высокий уровень профессионализма, - отмечает автор.

 

 

Именно об этом восхождении, совершенном в 1996 году, гостям краеведческого музея сегодня показали 20-минутный фильм. На момент восхождения на К-2 существовала статистика: из 147 человек, которые поднялись на вершину, 43 остались на ней навсегда.

Как стало известно из фильма, в восхождении приняли участие альпинисты из многих уголков России: Ульяновска, Северодвинска, Новосибирска, Тольятти и других городов. Добирались они до границы с Китаем на автобусах и машинах, на подходе к горе пересаживались на верблюдов.

- У нас было 42 верблюда, которые доставили все вещи за 7 дней от места, где кончается дорога, до тропы базового лагеря. Ощущение, когда идете с караваном, такое, будто вы переселились на 400-500 лет назад во времени и идете с Марко Поло по шелковому пути. Это как перемещение в другую эпоху. Такого не встретишь ни в одном путешествии: неделя переправы по тропам и рекам. Верблюды - это такие животные, которые, оказывается, могут ходить не только по пустыне. Они великолепно чувствуют себя в горах, на переправах рек, - говорит Иван Душарин. - Горы уникальны по масштабу, поэтому даже караван из 42 верблюдов теряется в них и кажется маленькой ниточкой, а люди тем более. Но человек такое существо, которое способно преодолеть все. У языка ледника К-2 верблюды нам помочь не могли, и мы передвигались сами, поднимаясь по леднику. Там, конечно, никаких троп не было, и на высоте 4800 м установили базовый лагерь. Нас сопровождали только китайские кинооператоры. Я думаю, что они были не только кинооператорами, но и службой безопасности Китая, поскольку о нас знали все.

 

 

- Было 4 команды по четыре человека, - продолжает Душарин. - Первую четверку возглавлял я. Мы прокладывали путь, вторая и третья четверка заносили дополнительный груз. Так, постепенно, независимо от погоды мы прокладывали путь по северному ребру. Его протяженность, судя по веревкам, которые мы повесили, была 5540 метров. На уровне 6500 метров, где ребро делает горизонтальную ступень, было достаточно снега, и нам удалось вырыть огромную пещеру, где мы фактически сделали промежуточный базовый лагерь. В этой пещере можно было разместиться одновременно 12 людям. Это был огромный снежный дом, который нам помог выжить в условиях жесточайшей непогоды на К-2.В пещере нет ветра, и бывает даже плюсовая температура...

- Есть некоторые правила, которые в высотном альпинизме нарушать нельзя, - говорит он. - Для этого нужен опыт. В 1967 году, ведя большую группу альпинистов на Эльбрус, я был молодым, сильным и задал себе такой темп движения, что обогнал всех. Но это мне дорогого стоило. Через какое-то время я понял, что не смогу дойти до вершины совсем. Это дало мне понимание и опыт на всю жизнь. На высоте нельзя перегружаться до предела. Если здесь, на земле, вы перегрузились, отдохнули – и все опять в норме, то в горах не нальешь кислорода, там его просто нет. Я считаю, люди не должны сразу идти высоко и далеко. Сначала нужно получить опыт на более низких вершинах.

 

 

- Мы зачастую знаем себя меньше, чем космос, - подытожил Иван Душарин. - Человек – это еще не изученный космос, поскольку мы не знаем многих моментов с научной точки зрения, но мы должны это знать на уровне чувств и ощущений. Это приобретается только при экстремальных восхождениях, и наибольшее влияние оказывает высота, где, как считают медики, находится зона смерти. Ведь до восхождений альпинистов медики считали, что 8000 м - смертельная зона, и человек там не выживет…

Презентация закончилась выступлением представителя центра имени Владимира Высоцкого, а после подписанием презентуемого издания, которое раздавали бесплатно. При этом посетители могли пожертвовать любую сумму денег, если желали этого. Для этого рядом со стопками книг стояла баночка, куда собирали средства на следующее издание.

По материалам http://citytraffic.ru/article/full/31