+7 495 642-88-66

Ханс Эртль: судьба и творчество. Фильм Нанга-Парбат и не только

 Ханс Эртль родился в Баварии в 1908 году, в местечке Кимзее. Первое восхождение совершил в возрасте 13 лет. В 20 лет молодой Ханс уже считался одним из ведущих альпинистов страны. А к 25-ти совершил свои лучшие восхождения, которые ... читать больше

 Ханс Эртль родился в Баварии в 1908 году, в местечке Кимзее. Первое восхождение совершил в возрасте 13 лет. В 20 лет молодой Ханс уже считался одним из ведущих альпинистов страны. А к 25-ти совершил свои лучшие восхождения, которые сейчас считаются альпийской классикой. Прежде всего,  это Путь Эртля по Северной  стене Ортлера. Ханс был большим приятелем знаменитых братьев Шмидов, прошедших первыми Северную стену Маттерхорна. Тогда, в 1931 году, они вместе приехали в Церматт на велосипедах. Шмиды пошли в свой исторический поход на Маттерхорн, а Эртль с товарищем прошли Северную  стену на Дан Бланше.  После чего вместе поехали в Шамони к Гран Жорассу.

 

 

Маршрут по северной стене Ортлера

 

 

Именно как ведущий альпинист и мастер на все руки, Эртль попал на съемки к знаменитому «отцу» горных фильмов Арнольду Фанку. Судьбоносной стала поездка в составе киногруппы в Гренландию в 1932 году.  Во время работы он знакомится с Лени Риффешталь, которая, по словам дочери Эртля, стала его любовью на всю жизнь.  Там, в полярных широтах, Ханс делает свой жизненный выбор, он решает стать оператором. Не просто оператором, а лучшим оператором мира, как был (или мог быть) лучшим альпинистом.

 

Часть 1 фильма об Эртле

 

 

В 26 лет Эртль вместе с экспедицией Гюнтера Диренфурта отправляется в Каракорум, где становится  первовосходителем на высокий семитысячник Сиа Кангри (7440 м, по современной версии).  В экспедиции снимается большой фильм, в нём Ханс выступает как в роли второго оператора, так и в роли актера.  Опыт был получен ценный, но не всё закончилось хорошо.  Фильм «Демон Гималаев»  со сложным замыслом, несмотря на отличные съемки и прекрасную музыку не был принят в Германии (соответственно в Австрии и Италии). Критически о нём отзывался и сам Эртль.

 

Фильм в трех частях смотрите в конце статьи

 

 Наверное, главной причиной был эмигрантский статус самого Диренфурта. Но Эртлю досталось от критиков и от собратьев по альпинизму. Его принципиально не приглашали в  последующие немецкие экспедиции в Гималаи.

 

 

Одно из изобретений Эртля

 

Эртль  самостоятельно изучает теорию, экспериментирует со съемками, изобретает новые приспособления. И быстро растет, работает с Фанком, с Тренкером, с другими лидерами немецкого кино. В начале 1936 года Ханс – ведущий оператор зимней олимпиады в Гармиш-Партенкирхене. Потом Лени приглашает его снимать летнюю олимпиаду в Берлине. И здесь он становится номером один. В частности, Эртль  много снимает самого Гитлера, что потом ему припомнили. Фильмы об олимпиаде Риффеншталь долго монтировала, но получили настоящий шедевр из двух частей.

 

С Лени Риффеншталь

 

В 1939 году, Эртль собирается в собственную киноэкспедицию в Чили. И тут начинается война. За Хансом тут же пришли. Он оказывается мобилизованным на идеологический фронт. И через некоторое время  его шлют в Северную Африку, где становится личным фотографом  генерала Роммеля - в самые его звёздные месяцы.

 

С Роммелем у Эртля были очень хорошие отношения

 

Фильм об Эртле. Часть 2

 

 

В 1942 году Эртль уже снимает хронику для гебельсовских пропагандистских журналов в России.  Однажды его срочно вызвали  к начальству и отправили на Кавказ, снимать сюжет о восхождении гитлеровцев на Эльбрус. 21-23 августа 1942 года солдаты и офицеры из передовой группы под командованием капитана Грота пытались водрузить флаг рейха на высочайшую вершину Европы. Погода не благоприятствовала, они даже потеряли двух бойцов.  Вершина вроде бы была достигнута,  флаги установлены, но жалкие фотографии не  позволяли  сделать достойный  пропагандистский материал.

 

 Так Ханс Эртль оказался на короткое время  на Кавказе. 7 сентября 1942 года  по отличной погоде он отснял нужные кадры, поднялся с группой свежих  бойцов на вершину Эльбруса и затем  в срочном порядке вылетел в Берлин, монтировать пропагандистский ролик.  Позже Роммель вызвал его к себе уже во Францию. Там, уже после отставки и самоубийства фельдмаршала,  Эртль закончил войну  в лагере для военнопленных.

 

«Фотограф Гитлера» - такое определение гарантировало Эртлю  большие проблемы. Он попал под запрет на профессии и сделался изгоем в киномире. Зарабатывал фотографией.  К 1950 году у него было уже три дочери и мало перспектив в Германии. В это время знакомые подсказали ему идея эмиграции в Южную Америку.  Канал уже был налажен, его курировали католические клерикалы.  Так Эртль оказался в Чили, откуда перебрался в более гостеприимную для бегшых немцнв Боливию.  Там он случайно остановился отдохнуть в одном из дальних пригородов Ла Паса.  Увидел  на заборе фермы надпись «продажа» и зашел узнать цену. Да так и остался в этом месте на последующие полвека.

 

 

Часть 3 фильма об Эртле

 

 

Первые годы пребывания в Южной Америке Эртль, соскучившийся по альпинизму, с энтузиазмом принялся за изучение местных гор. Он совершил  ряд прекрасных восхождений и снял ряд сюжетов. И неожиданно для себя получил приглашение от Карла Херлигкоффера принять участие в экспедиции на Нанга-Парбат.  В качестве оператора и автора будущего фильма.

 

Доктор Херлигкоффер был сводный брат погибшего на Нанга-Парбат в 1934 году Вилли Меркля. Он собрал довольно сильную команду, чтобы «отомстить» горе и завершить дело близкого ему человека.  Экспедиция  была очень тяжелой и закончилась героическим  одиночным маршем к вершине Германа Буля. Ханс Эртль  встречал героя в штурмовом лагере с камерой наперевес.

 

Фильм Ханс Эртль сделал по собственному сценарию, соединив правду и игровые сюжеты. Получился настоящий шедевр, которому не было равных в череде фильмов о первых восхождениях в Гималаях. 

 

Фильм Нанга-Парбат полностью:

 

 

 

 

Однако Херлигкофферу  работа Эртля категорически не понравилась. И он принял все меры для того, чтобы фильм не был принят альпинистским сообществом. Не получив ожидаемой оценки, Эртль сильно обиделся и  прервал все контакты с Европой. До конца 50-х он продолжал сам снимать фильмы про горы Боливии, но по несчастью, готовые пленки два раза гибли в результате нелепых случайностей. В 1958 году умирает жена, а вскоре из дома уходит его любимая старшая дочь. Её Ханс водил в горы с детства, ей передавал свои навыки оператора и режиссера. Всё пропала, рухнуло в один момент.

 

 Моника Эртль сама по себе историческая личность не в меньшей степени, чем её папа. Хотя прожила в три раза меньше его. Эта красавица стала одним из символов эпохи борьбы левых сил Южной Америки за … не знаю за что, но ясно, что против  полуфашистских режимов.  Моника считается человеком отомстившим за убийство Че Гевары. Она застрелила в Гамбурге одного из главных участников расправы над лидером повстанцев.  Это отдельная история, настоящая драма…  Монику застрелили правительственные войска, устроившие засаду на партизан.

 

Фильм о Монике

 

 

Эртль возвращается в Европу в 80-е годы.  Он встречается (и снимается вместе) с Тренкером, с Месснером. Издаются его книги воспоминаний. А уж к концу века его личность становится популярной как реликт давно ушедшего времени. Он охотно позирует на своей ферме, где до конца жизни был окружен домашней птицей и животными…

 

Умер Эртль в возрасте 92 года в 2000 году. Одной из последних просьб была привезти на его могилу хоть немного немецкой земли…

 

Фильм Демон Гималаев

 

Часть 1

 

 

Часть 2

 

 

Часть 3

 

Ольга Румянцева: Перевал сенбернаров, Монблан и маленькие итальянские радости.

Попали два альпиниста в лавину. Их откапывает посланный спасателями сенбернар. Как и положено, на груди у него бочонок с виски.Первый альпинист радостно:- К нам пришёл лучший друг человека!На что другой не менее радостно добавляет:— А ... читать больше

Попали два альпиниста в лавину. Их откапывает посланный спасателями сенбернар. Как и положено, на груди у него бочонок с виски.
Первый альпинист радостно:
- К нам пришёл лучший друг человека!
На что другой не менее радостно добавляет:
— А смотри, какая большая собака его принесла!

Так вот, как известно, большие собаки, разносящие в горах виски незадачливым путешественникам - сенбернары.
Были они выведены монахами монастыря имени святого Бернара находящегося на одноимённом перевале.



Между прочим, я в детстве очень хотела завести собаку. И не какую-нибудь. А именно сенбернара.
Я столько об этом говорила, что какой-то момент стало казаться - родители начали сдавать неприступные позиции и заветный пёс вот-вот окажется в нашем доме.
Однажды мы шли с папой по улице, а на встречу нам шёл предмет моих мечтаний - сенбернар.

- Вот он, - восхищённо сказала я.
После долгой паузы папа произнёс:
- Видел я конечно страшилищ... Сам не красавец... Но чтобы такое в дом?!!!

Так я поняла, что собаку мне опять не подарят.

Наш маршрут по суворовским и не очень местам плавно перешёл в стадию завершения.
В последний день мы переехали через перевал Сент-Бернар, по которому проходит граница Швейцарии и Италии, заехали в Курмайор, чтобы подняться немного на Монблан и наконец завершили свой путь в городке Аоста.


Перевал Сент-Бернар оказался весьма живописным местечком.



Кроме пейзажей заезжим путникам предлагается посетить музей и по совместительству маленький питомник с сенбернарами.
Сопоставить так сказать прошлое и современность.

Прошлое представлено фотографиями.



Амуницией собак.



И даже чучелом какого-то беспородного пса.



Выносливые длиннолапые собаки должны были откапывать из-под снега многочисленных паломников, которые шли через перевал. Особенно много их шло весной, на пасху, в период повышенной лавиноопасности.
Поэтому монахи, помня народную мудрость "На бога надейся, а сам не плошай", плошать не стали и вывели специальную породу собак.

Сейчас же собаки без дела скучают в вольерах.






Про просьбе посетителей их выводят из вольеров, чтобы погладить и пофотографировать.

- Где же эти прекрасные снимки, - спросите вы

Конечно же я не могла упустить такую возможность. И потискала, и поснимала. Много снимала. Но дело в том, что в пылу восторга я не заметила, что снимаю на фотоаппарат без карты памяти.

Кто молодец? Я молодец.

Ещё один небольшой переезд, и вот мы подъезжаем к подножью Монблана.



Восхождение на Монблан к сожалению в нашей программе не значилось. Поэтому ограничились возъезжанием.



И осмотром видов.






А между тем, спустившись с перевала сенбернаров, мы оказались в Италии.
Швейцария с её франками осталась позади. Некоторые не успевшие отследить этот момент и потратить франки, грустно шелестели ими.

В Швейцарии как это ни странно, евро вполне себе в ходу. Но только в одну сторону.
Вы можете расплачиваться еврами везде, монеты, правда, не везде берут. Но сдачу вам в любом случае дадут только франками. Даже если перед вами 100 человек заплатили в евро и в кассе полно этих более полезных бумажек, сдачу вы всё равно получите разноцветными фантиками, имеющими очень ограниченную территорию хождения.

В общем, счастливые обладатели франков пытались безуспешно их потратить на территории Италии. А все остальные просто радовались неожиданно упавшим втрое ценам.
Полтора евро за чашку кофе после Церматта казалось чудом.

- Я думал Лондон дорогой город
- А я думала Дубай дорогой

Каждый сравнивал Швейцарию со своим местом обитания. И лишь киприоты скромно молчали. Они вообще старались не думать на эту тему.

А впереди у нас был город Аоста — главный город автономной области Валле-д’Аоста.



В древние времена здесь шли битвы, проходила дорога паломников.
Сейчас это милый городок. И лишь руины многочисленных замков напоминают о былом величии.









Пользуясь свободной парой часов, я прогулялась по центру.



Красотища. Солнце, брусчатка, замки.












На этом спортино-познавательная часть нашего тура полностью завершилось.
Суворов ушёл в Россию, Наполеон перешёл через перевал Сант-Бернар и захватил Северную Италию. И лишь собаки сенбернар не взирая на войны продолжали разносить бочонки со спиртным век за веком.

Ну а мы сами, своими ногами отправились знакомиться с барами Аосты. Чтобы получить уже так сказать полное представление.