27 Сентября 2015, 09:20. Тубкаль, все поездки »

Сегодня день рождения у Насти Кузнецовой и публикацией этой статьи мы её поздравляем!

Натали Бурмистрова: Итак, решение принято, едем! На этот раз выбор пал на Северную Африку, на самую высокую точку Атласских гор гору Тубкаль. Гора является наивысшей точкой Марокко, ее высота составляет 4167 метров над уровнем моря. На дворе май, и я считаю дни до заветного 21 августа. Закупка экипировки и снаряжения, подготовка идет полным ходом! Июль… я уже собрана и пребываю в ожидании и в предвкушении от предстоящего путешествия в Марокко. Отмечу, что это первое восхождение в моей жизни, опыта ноль, но именно этого трипа я ждала и с нетерпением и с волнением.

Ура, 21 августа, ранний рейс, и вот мы летим в Касабланку. Там пересадка, и вот марокканские авиалинии несут нас в имперский Марракеш. Более колоритного места я еще не встречала. Там потрясает и поражает буквально все: узкие улочки, глинобитные здания рыжеватого оттенка, Медина, которая не так давно причислена к памятникам Всемирного наследия, ну и, конечно, знаменитая площадь Джема эль-Фна, на которой можно увидеть всё разом: и танцоров, и музыкантов, и продавцов всего и вся, и кучу блуждающих кошек и собак. Посреди всего этого хаоса готовят и продают еду, заманивают апельсиновыми фрешами. А какие в Марракеше сады и парки. В общем, для меня Марракеш оказался довольно экзотичным и очень притягательным. Но у нашей команды была цель, ради которой мы ехали в Марокко! И наша цель - гора Тубкаль!

Первый день трипа. Нас доставили в местечко под названием Имлиль. Это небольшой город на высоте 1700 м над уровнем моря. Выгрузились из автобуса, переоделись в правильную обувь, заправили поильные системы водой, вооружились треккинговыми палками, обмазались кремом солнцезащитным… ждем старта. Кстати, хочу сказать, что поильная система . Это вещь! Оценили буквально сразу. Очень помогало наличие поилки, ведь драгоценные силы не отвлекались на достатьубрать в рюкзак бутылку с водой. Начала я довольно бодро, погода отличная, виды потрясающие..но когда ровная дорога сменилась на по настоящему горную, начала понимать, что уже устала, дыхалки порой не хватало, а еще только самое начало. Взяла себя в руки, старалась не отставать от команды, но вскоре поняла, что это не мой темп, и в этом темпе я быстро выдыхаюсь.

Со мной шла Настя, она гид из Вершин. Совершенно потрясающая девушка, очень-очень помогла мне в этом восхождении. Она мне сразу сказала, что не надо ни за кем гнаться и кого-то догонять, надо найти свой темп и идти так, как тебе комфортно. Я так и сделала. Выбрала комфортный для моего организма темп и пошла, стало, правда, легче. Мы шли часа 3-4 (хотя я могу ошибаться, вот о чём-о чём, а о времени я думала меньше всего). Наконец-то первый продолжительный перевал на обед. До перевала я дошла в последних рядах и просто рухнула на стул. Немного отошла, получилось даже поесть, хотя аппетита не было, но нужны были силы!

Настя

Народ фоткался, пейзажи потрясающие. Камни, сложенные в какие-то ансамбли, горные ручейки, в которых мы немного умылись, смыли слой пыли с лица, охладились. Пора! Дорога впереди длинная, накинули рюкзаки на плечи, вооружились палками, пошли. Я снова вхожу в свой темп, за мной Настя… иногда получалось даже перекинуться парой фраз, совместно повосторгаться горными красотами, пофотографировать горных козлов, но чем дальше, тем меньше сил было на все это. Совсем скоро мы просто шли, молча, каждый в своих мыслях. Тем временем становилось прохладно, немного поддувал ветер, и холодок бежал по всему телу от мокрых футболок. Утеплились. Стало комфортнее. Долго ли мы шли, я не знаю, время остановилось для меня. В голове билась одна мысль, скорей бы добраться до приюта и рухнуть в кровать. Вот уже виден приют. Он так близко и так далеко одновременно. Это ощущение «близко-далеко» я испытывала еще не раз на следующий день. Но в любом случае, когда видишь цель, а на тот момент целью был приют, становилось легче, открывалось второе дыхание.

Уже смеркалось. Не помню, как я дошла до приюта. Наши рюкзаки были выгружены внизу возле палаток. Но я решила, что лучше будет устроиться в комнате в самом приюте, нежели, чем в палатке. Нашли свои рюкзаки. Было одно желание переодеться во все сухое и пойти отдыхать. С грехом пополам затащили рюкзаки в комнату, которые после 20 км примерно по горной дороге показались просто неподъемными. Переоделись. Хотелось спать. Но впереди ужин, кушать совсем не хотелось, но надо было придать сил организму, ведь завтра предстоял сложный день.

Весь ужин я просидела в полнейшей прострации, не хотелось ни говорить, ни веселиться, все думы были о завтрашнем штурме смогу - не смогу, справлюсь - не справлюсь. Я особо не помню, как прошел тот вечер, все было как в тумане, будто все происходит не с тобой. Уже немного стала ощущаться нехватка воздуха. Я не знаю, как объяснить это чувство, но примерно так, сердце стучит так быстро, пульс бьется с бешеной скоростью, что ты не успеваешь дышать. Как-то так. Вышла на улицу в надежде, что приду в себя немного, но постояв пару минут, я отправилась спать. Заснуть толком не получалось, крутилась, вертелась, то вроде проваливаюсь в сон, то глаза снова уже открыты. Да, волнение присутствовало, куча мыслей вертелась в голове, все это мешало полноценно отдохнуть.

Второй день трипа. На следующее утро ранний подъем в 3 часа. Сборы, быстрый завтрак, и в 4 утра все собрались у входа в приют. Тьма кромешная, только и видно огоньки от налобных фонарей. Начинаем маршрут, видно только выстроившуюся змейку из огоньков. Я снова, вспомнив слова Насти про темп и ее вчерашний рассказ про группу корейских восхожденцев, которые благодаря правильно выбранному темпу дошли до вершины в полном составе, пошла медленно-медленно, с маленьким размахом шага вверх навстречу своей цели! Отмечу, что дорогая была сложная, пришлось карабкаться по камням, которые к тому же периодически сыпались под ногами. Я была сосредоточена на дороге, выбирала камни, на которые нужно было ступать. Иду. Не знаю, сколько прошло времени, но еще было темно. Периодически останавливаюсь. Настя хвалит, мол, молодец, темп отличный, и идем мы отлично, и что, возможно, к рассвету дойдем до седловины. Довольно прохладно, временами сильный ветер набегал. Идем, сил все меньше. Камни всё сложнее перешагивать. Появляются трудности с дыханием, живот распирает, в ладошках колики, носоглотка вся пересохла. Ты идешь и почему то хочется закрыть глаза, вернее они сами закрываются от тяжести. Настя сказала, что все это проявления горной болезни. С набором высоты это ощущалось все сильнее. К тому моменту, когда рассвело, сил не было вообще; ноги еле передвигались; каждый шаг давался с неимоверным трудом. Настоящее испытание. Тут нервы сдают, глаза на мокром месте, дыхание снова сбилось, опять ощущение, что не успеваю дышать. Я останавливаюсь и решительно заявляю Насте, что дальше не иду, что не могу перепрыгнуть выше своих физических возможностей, что восхождение - это не мое.

Настя, Настя, чтобы я без нее делала)) Она меня уверяет, что я большая молодец, что отлично иду, параллельно вытирая мне слезы, что уже видна седловина горы, от которой до вершины рукой подать. Слова поддержки . Это именно то, что мне было нужно в тот момент, мне нужно было услышать, что у меня неплохо получается. И я снова в себя поверила, и силы нашлись идти дальше. Я вижу седловину, и снова это ощущение «близко-далеко». Настя уверяла, что вот она уже седловина, до которой минут 10 осталось, и я ей верила, и становилось легче. Конечно, никакие не 10 минут было до этой промежуточной цели, но это неважно. Я дошла.

Самое обидно то, что из-за бешенной усталости я не успевала любоваться красотами Атласа, не говоря уж о том, чтобы достать из кармана телефон и сделать несколько классных фоток. Об этом я в тот момент думала в последнюю очередь, сейчас, конечно, жалею. В общем, плюхнулась трупом на камень, уставившись в одну точку, даже двигаться сил не было. Настя обмазала мне лицо солнезащитным кремом, сменила стекла на очках, пофоткала меня - трупа сидячего. Я немного посидела, отошла чуток. И увидела, какая же красота меня окружает, какие красивые ущелья наблюдаются с этого ракурса. Боже мой, я чувствовала себя такой счастливой.

Но вершина еще не покорена, значит, цель еще не достигнута. Пора продолжать путь! Идем. Встречаем кого-то из наших; какое-то время идем параллельно, потом снова разрыв. Не знаю, сколько прошло времени. Мне казалось, что мы шли безумно долго, и было ощущение, что конца и края этому нет. Большая часть наших ребят уже на вершине, довольные, гордые и безумно усталые. Фоткаются, согреваются горячим чаем, заряжаются новой энергией от поедания орешков и ждут с нетерпением последних восхожденцев.

Я очень старалась, хотела дойти и дойти быстрее, тем более, что большинство ждет тебя одну на вершине и ждет по времени уже больше часа. Я понимаю, что задерживаю всех, отнимаю ценное время, которое ребята могли бы потратить на отдых в приюте, и тут снова нервы сдали, слезы ручьем, я непроизвольно стекаю на камень и твердо говорю Насте, что я очень старалась, но не получилось. Предложила ей одной подняться, так как она несла флаг Вершин и фото на горе с флагом . Просто святое дело. Рядом еще стоит горный гид из местных, они переглядываются с Настей. И тут местный просто хватает меня за руку и тащит наверх. Опять откуда-то появились силы, и я будто пархаю по камням.

Но это чувство было минутным. Тащусь за гидом из последних сил. И тут пробегают мимо парочка иностранцев шустрые, довольные, легко одетые, видят мое измученное тело и говорят «ten minutes, good luck, good luck». Меня прям коротнуло, взяла себя в руки и думаю: «Что-ж я не продержусь 10 минут, не знамо сколько часов могла идти, а 10 минут не смогу??». Повторила это вслух. Настя меня поддержала и говорила: Давай-давай, молодец!› Так местный гид меня довел до вершины, а там перехватил муж и Артем, гид из Вершин. И я с двумя мужчинами, которые держали меня под руки, оказалась на вершине Тубкаля.

Ура! Я сделала это. Радости не было предела. А на горе меня ждали и встречали аплодисментами как настоящего героя мои дорогие Альпаристы. Счастье, восторг, фотографии на память и жуткая усталость. Я была довольна собой, довольна тем, что не поддалась своим минутным слабостям. Спуск, как ни странно, дался мне гораздо легче. До седловины я спустилась даже без остановок, единственное, что была сильная сыпучесть, и я пару раз навернулась. Но в целом часа за 2-3-4 спуск был преодолен! Ура!

Испытания на этом не закончились. Дальше было еще веселей. Когда я спустилась к приюту, у меня было совсем немного времени на отдых, минут 30-40, не более. Я понимала, что мое измученное тело не пройдет 20 с лишним километров до деревеньки Имлиль, поэтому я решила, что продолжу путь верхом на муле. Погонщик помог мне взгромоздиться на животное, показал, как нужно держаться, и мы поехали. Хасан, погонщик моего мула, видимо видя мои глаза, наполненные ужасом, весело повторял «ноу проблем, ноу проблем». Да уж для них это вполне обычно, они гоняют мулов с рюкзаками и людьми каждый день по несколько раз с горы и в гору. Но я и так была взбудоражена тем, что покорила первую в своей жизни вершину, поэтому поездка на лошаке вниз с горы, по камням, по узкой тропке, с одной стороны которой обрыв, а с другой гора, была для меня эдаким экстремальным аттракционом. Так вот ослик, к моему великому ужасу, все время жался к той стороне, где обрыв. Я периодически кричу Хасану в панике, что, мол, боюсь упасть, а он мне в ответ «ноу проблем» и продолжает беседу с погонщиком соседнего мула.

Иногда я теряла Хасана из виду, и, вцепившись в те места, за которые велел держаться Хасан, закрывала глаза, чтобы просто не видеть эту узкую тропку и обрыв и спрашивала себя, когда же это все закончится. В тот момент я уж и не знала, что легче было бы, пешком спуститься или согласиться на мула. Но думать об этом было поздно, я уже еду верхом. Уточнила у Хасана, долго ли нам ехать придется, он ответил, что часа 3-4. Легкий ужас ощутила я после его уточнений. Пока я боролась с собой и страхом, прошло, как мне казалось, более часа. И я сказала себе: «Наташа, не волнуйся - мул знает дорогу, бросаться с обрыва специально не будет, не совсем дурное животное, так что лучше наслаждайся поездкой». Пыталась наслаждаться, любовалась потрясающими видами, но напряжение не отпускало. Я боялась пошелохнуться и отпустить руки. Впереди вижу других наших наездников, все хорошо, все живы-здоровы, немного успокаиваюсь.

Пытаюсь отвлечься на окружающие пейзажи. Понимаю, что замерзла. Надо лезть в рюкзак за кофтой, который вместе с прочим грузом закреплен на спине животного. Но как? Отпустить руки не могу, боюсь потерять равновесие. Пытаюсь одной рукой найти вожделенную теплую кофту, но не могу нащупать… эх, придется мерзнуть. Но так как я существо теплолюбивое, долго мерзнуть не смогла, пришлось прибегнуть к помощи Хасана. Попросила его остановить мое транспортное средство, в ответ опять слышу «ноу проблем». Останавливаемся, я достаю то, что мне нужно, и довольная продолжаю маршрут. Не догадалась я сразу достать селфи палку и бутылку воды поближе положить… пришлось терпеть.

Не знаю, сколько часов прошло с момента начала моей поездки на лошаке, но я немного успокоилась, попыталась расслабиться, тем более, что наши погонщики периодически развлекали нас местными песнями, на пути нашем встречались барашки и козлики, наши мулы пытались их обходить, было довольно весело. Мы спускаемся все ниже. Впереди вижу ровную широкую дорогу, правда, сильно каменистую. Немного отпустило. Я подумала: «Слава Богу, что закончилась узкая тропка и обрыв, даже если и упаду, то не разобьюсь». Знаю же, что мысль материальна, знаю. Только я так подумала, как у моего, видимо уже усталого лошака, то ли подворачивается передняя нога, то ли он спотыкается о камни…не знаю...

В общем, я лечу вниз с него через его голову. Доли секунды… искры из глаз. Всё помутнело. Помню только, что я подставила руку, дабы уберечь голову от удара о камни, и помню, как мой Хасан и погонщик соседнего мула меня успели подхватить за грудки, чтобы я совсем не кувыркнулась, и подняли и меня и лошака. Почувствовала сильную боль в руке, Хасан стащил меня с лошака, я стекла на камни, ничего не понимаю… второй погонщик проверяет руку, вытягивает каждый палец, вроде все в рабочем состоянии, перелома нет. Сказал, что все в порядке. Надо продолжать путь. А как мне быть дальше? Как вновь довериться этому животному?

Слезы текут, состояние шока, и я благодарю судьбу, что это произошло на ровной широкой дороге. Если бы это случилось на узкой тропке, с одной стороны которой обрыв, не знаю, чем бы закончилась эта история. В общем, пришлось мне снова оседлать мула, которому я теперь вообще не доверяла. Конечно, всегда был вариант идти пешком, но состояние усталости и шока, отодвинули этот вариант в сторону. Как потом я поняла, что впереди была еще добрая половина пути, и снова узкая тропка и обрыв, и крутые серпантинные повороты. Страх и напряжение не покидали весь остаток пути. Уже смеркалось. Когда показалась деревня, счастью моему не было предела.

Когда я наконец-то слезла с мула и ощутила почву под ногами, подумала: Фуф, все закончилось. Конечно, спасибо большое Хасану и моему лошаку, что доставили меня на «большую землю» в целости и сохранности! Я поймала себя на мысли, что мне очень холодно, хотя на улице градусов 25 было, я стою во флиске, куртке и шапке и меня продолжает знобить. Шок давал о себе знать.

Дождались всю нашу команду, погрузились в автобусы и помчались в отель. А в голове стучала мысль: «Слава Богу, все закончилось». Очень был тот день сильный на эмоции, ощущения и впечатления…эти чувства и эмоции были такие разные, мне кажется, что я испытала всё, что только можно испытать и все это за один день. Конечно, это все останется в моей памяти: и камни, и обрыв, и красивущие ущелья, и приют, и рассвет в горах, и седловина, и вершина, и близость к облакам, и мой усталый лошак. Только горячая ванна в отеле привела меня в чувство от этого сумасшедшего и прекрасного дня, я отошла от шока и сладко уснула. Наверное, мне снились горы...

Я так рада, что это было в моей жизни, что у меня, несмотря ни на что, получилось. Там, на горе не то, что каждый метр.... каждый шаг - это испытание и преодоление. Преодолевала себя с каждым шагом. Пусть я пришла последняя, но главное я поборола свои страхи, боль, себя, в конце концовЮ и считаю это своей личной маленькой победой. Все это вдвойне приятно благодаря такой сильной поддержке всей команды. Спасибо, ребята, всем, всем, всем и каждому отдельно за это незабываемое и сложное и радостное одновременно приключение!

Эмоций масса, впечатлений буря, океан восторга! Понравилось все....все было насыщенно, разнообразно и интересно. Однозначно, марроканские каникулы удались , и я уже скучаю. Это лучшее приключение в моей жизни.

Фотогалерея 1

Фотогалерея 2

И стихи:

Начну, пожалуй, я свой сказ,
Все ждали , когда пробьет час
И наша дружная команда
Поедет покорять Атлас!
И вот уже в Марокко мы
Все веселы, сильны, полны
Надежд, эмоций и восторга
Везут в отель, а там "пятерка".
Мы отдохнули на "ура",
Гуляли, пели до утра.
Свой в Марракеше колорит,
Там манит всё и всё пленит!
Но отдых кончился...пора!
Нас ждет вершина, ждет гора!
И вот несет автомобиль
В местечко под названием Имлиль.
С Имлиль начнется маршрут наш,
Стою и жду ...в душе мандраж...
Идём, проходит час, другой
Настрой в команде боевой !
К приюту к вечеру дошли ,
Устали очень , все в пыли...
Переоделись, отдохнули ,
Но глаз мы ночью не сомкнули....
И вот день штурма наступил!
К вершине шли мы нелегко,
В желудке булькало пивко (шутка😊)
Дышать старались глубоко,
Но пик Тубкаля высоко ....
Идем мы долго...прошел час
Хотелось крикнуть: "все....я пас...
Не покорится мне Атлас".
Но слышу Насти я наказ:
"Наташа, темп твой просто класс,
Дойдешь....получится.....сейчас".
Хватило пары ее фраз,
И я , как будто, скалолаз иду....
ЧерезО время снова боль
Я в восхождении полный ноль,
И слезы потекли ручьём,
В душе я чувствую разгром,
Но Настя молвит:"Все смогём"!
Мы шли последние....вдвоём,
Она твердила , что дойдём!
И получилось, все срослось,
Так рада , что все удалось!
Взбираться в гору - тяжкий труд,
Все новички меня поймут!
Нелегкий вовсе был маршрут,
Пришлось мне соли скушать пуд!
Мораль стиха же такова,
Насколько цЕнна и важна
Поддержка Ваша, мои любимые друзья!
"Мерси, спасибо ",- вам кричу,
С вами все мне по плечу!
Идем к приюту снова мы
Сильны и гордости полны!
Закончен марокканский трек,
Но в сердце и в душе навек
Тубкаль, приют и весь Атлас!
Марокко покорил всех нас!
Любимой Альпари за шанс
Командой покорить Атлас
Мы дружно говорим СПА-СИ-БО!