Ольга Румянцева, гид и менеджер Клуба 7 Вершин, наш представитель в международной женской экспедиции на Северный полюс:

В программе нашего похода в качестве бонуса за невзгоды и лишения значилось купание в горячих источниках.

Собственно, это была главная цель нашего похода - дойти до горячих источниках и насладиться лежанием в них среди снежных пейзажей Исландии.

Ну, ладно. Главной целью всех - была тренировка по быстрой установке палаток. Но лично моей целью были горячие источники.

Но, как вы помните, уже в первый же день погода поменяла наши планы. Правда, как выяснилось потом поменялось не всё. В пункте плана "купание в горячих источниках" отменилось только два последних слова.

Я сначала думала, что это шутка. При чём не я одна. Но я ещё до последнего надеялась, что моего английского не совсем хватило для правильного понимания планов.
Оказалось нет, всё в порядке. Понимания хватило, а вот фантазии вообразить такое - уже нет.

А ведь всё так хорошо начиналось.

На третий день погода наконец-то решила прекратить испытывать нас. Ветер успокоился. Снег прекратился.
Согласно плану, мы проснулись в 7 утра и уже в 9.25 встегнулись в лыжи и санки, чтобы начать куда-то двигаться.

По плану выход был назначен на 9, но если учесть, что это был наш первый день, когда мы начали репетировать полноценный выход с момента подъёма, то, поверьте мне, это был очень достойный результат.

Заправились с утра привычной овсянкой - мои ветрозащитные штаны к третьему дню в начале похода еле налезавшие на тельце с приятной лёгкостью стали натягиваться даже на толстое термобельё.

И мы пошли.
Да! Вы не поверите! Мы наконец-то надели лыжи и пошли. На лыжах. В поход.
И наконец-то я смогла осознать и понять, что мне нравится ходить на лыжах с санками за спиной. Даже пусть уже и не одной. Мне уже всё очень нравилось.

Выползающее солнышко романтично окрашивало всё в розовые цвета и сулило много приятностей.

Виды опять же появились

Стремительные лидеры устремились вперёд. Ну и мы за ними в произвольном порядке.

Заодно я наконец-то на практике смогла ознакомиться с применением условных сигналов во время движения.

Движение в колонне по двое происходит следующим образом. Есть ведущий, есть ему сочувствующий идущий рядом, все остальные идут следом.
Час идём, 10 минут отдыхаем. За 10 минут нужно надеть или снять, то что нужно надеть или снять, попить, поесть, сходить в туалет. Как мне уже в первый день рассказала Стефани, вспоминая поход на Южный полюс: "Лично я всегда успевала сделать только каких-то две вещи."

И для того, чтобы движение шло красиво и без лишней суеты существует набор условных знаков.

Время от времени лидер вытягивает руку в сторону и оглядывается назад. Идущие за ним повторяют эти же движения.
Рука в сторону означает "всё в порядке". При чём это одновременно и вопрос и утверждение.

Скрещённые палки поднятые над головой означают остановку. По тем или иным причинам.
Лидер показывает это в момент остановки на отдых. Если этот сигнал показывает кто-то другой, значит случилось что-то глобальное. Для всяких мелочей типа завязать шнурок, не требуется останавливать всех. Можно это быстро сделать и продолжить движение.

И последний сигнал - за десять минут до планируемой остановки лидер поднимает одну палку над головой.

В общем, вы поняли, что у лидера очень много дел. Поэтому лидируют все по очереди, меняясь после каждого перехода.

Шли мы хорошо, но не очень долго.
Почему?
Странный вопрос. У нас же тент рутиииин. Ага. Поход походом, а рутина по расписанию. Надо же было отрабатывать все пропущенные из-за непогоды рутины.

Первый раз мы просто по-быстрому поставили палатки и даже распаковывать не стали.
Второй раз, правда, халява не прокатила. Мы поставили палатки и растили коврики. А потом посмотрели за сколько времени мы сможем выйти из палаток, собрать вещи, сложить палатки, всё упаковать и быть полностью готовыми к движению.
Уложились в 25 минут.

- Оуоооо, теперь ты в армиии... - всё время напевала я. Ну, чтобы как-то подбодрить себя.

Из плюсов было то, что в этот день светило солнышко - наконец-то! И ходили мы значительно больше, чем стояли и ставили лагеря.
Из минусов - да достала меня уже эта тент рутина! И спина разболелась. И копать больше не хотелось. Я уже начала тихо ненавидеть лопату, а при словосочетании "тент рутин" и меня начинался нервно подёргиваться глаз.

Но, как вы видите, два существенных плюса легко перевешивали один незначительный минус.

По пути мы встретили практически непреодолимую преграду в виде горки. Которую все ловко преодолели. Правда, каждая своим способом.

Ловчее всех справилась Наташа. Она села на санки верхом и руля лыжами, быстро съехала вниз.
Многие попробовали повторить её способ. Но ни у кого не получилось это сделать так же ловко. Некоторые даже лыжи сняли.

Ну, я скромненько бочком сползла. Съезжание с гор с санями за спиной - не самая сильная моя сторона :))
Впрочем, по дороге к полюсу гор вроде как не намечается.

Третий раз мы встали уже на большой перерыв.

Остановились мы на неопределённое время. Отдохнуть, перекусить, попить чаю. Заодно можно было прогуляться по окрестностям.

И съёмочная группа тут как тут. Мало того, что сами всё время снимают. Для разнообразия ещё и камеру 360 градусов посередине установили. Чтоб уж ничто не ускользнуло от их взора.

Они ещё и дрон запустили. Чтоб уж наверняка совсем никто не спрятался.

Ну и я тоже пошла гулять и запечатлевать красоты. Набор красот все три дня был неизменным. Лыжи, палатки, снег.

И тут случилось страшное. Мало нам было нашей съёмочной группы. Так к нам ещё и фотограф пришёл. Мужчина.
Об этом Фелисити объявила нам весёлым криком:
- К нам пришёл фотограф! Он мужчина.

Мы были настолько добры, что пригласили его в гости, чтобы он мог заснять наш быт.
Ну, как пригласили.
Мы сидели в палатке. Девушки уже выпили горячий шоколад. А я на третий день поняла, что уже стесняться нечего. Взяла свой пакетик и начала поглощать этот самый горячий шоколад в холодном и сухом виде при помощи ложки.

И вот в тот момент, когда я пытаясь не очень обляпаться черпала шоколад из пакетика попутно объясняя своим попутчицам этот удивительный феномен, почему я терпеть не могу пить горячий шоколад, но очень люблю нюхать и есть в сухом виде, пришёл фотограф и стал всё это снимать. Так что если я и войду в его репортаж, то в очень странной роли.

Заодно он заснял нашу кухню, чтобы показать быт ходительниц на полюс.
Я тоже решила запечатлеть это, ну надо же мне что-то показывать кроме лыж и палаток.

Кстати, многие девушки ответственно подошли к тому, что зрители жаждут подробностей. Они для фейсбука, для сайта, для каких-то образовательных проектов постоянно снимали видео.
При чём все снимали разное, чтобы не было повторений. Каждая свою авторскую версию.

Они снимали короткие видеоролики про то, как устроена кухня. Как готовится еда. Что мы едим. Как упаковываются вещи для передвижения. Что находится в мешках на санях у участников. При чём они не просто снимали, а подробно рассказывали. В общем, молодцы.

Пользуясь хорошей погодой мы наконец-то устроили фотосессию с флагами и всяческими спонсорскими няшками.

Ну и конечно - себяшечки. Наша палатка была чемпионами по себяшничеству.

Наконец мы начали собирать лагерь для последнего перехода.
Все камеры были пристально следили за этим процессом.

Я радостно отсчитывала часы оставшиеся до конца дня, прикидывая, что ура-ура, за оставшееся время вряд ли мы ещё будем лагерь устанавливать кроме как на ночлег.

Мы прошли где-то час в одну строну. Лидировала Мариам. Я шагала рядом, следя за временем, чтобы мы лишнего не находили.
Потом, когда уже вот-вот пришло время делать остановку на отдых, да и вообще мы не очень понимали, куда идти дальше учитывая, что перед нами уже была дорога, нас догнала Фелисити, до этого шедшая где-то сзади и что-то рассказывая нашей съёмочной группе.
Она сказала, что мы не так всё поняли, и пошли не туда. И теперь нам надо идти в другую сторону. Потому что...
Потому что нам нужна речка, где мы будем купаться.

И мы пошли к речке.

Ну, ладно. Не совсем к речке. К её открытой части. Не очень глубокой, но даже на вид было понятно, что она холодная и мокрая.

Всё ещё надеясь на лучшее, мы поставили лагерь. Впереди маячил ужин, отдых и прочие приятности.
Светило заходящее солнышко. И к моей великой радости, я понимала, что всё - с тент рутин покончено.

И тут Фелисити попросила нас всех собраться возле вот той лужи.
Мы собрались.
А дальше она рассказала увлекательную историю.
О том, что по дороге на Северный полюс может случиться такая неприятность, как попадание в воду. Идёшь-идёшь, бац и вот ты уже плывёшь.
Понятно, что оказавшись первый раз в ледяной воде (между прочим воде с минусовой температурой) человек может испытать шок. И растеряться.
И чтобы вот этот шок не испытать, мы сейчас смоделируем ситуацию, когда человек проваливается в воду.
А чтобы все были готовы к такой ситуации и никому не было обидно, моделировать мы будем 10 раз. То есть каждая сейчас подойдёт к этой луже, куда будет заботливо постелен коврик и ляжет сперва на спину, потом на живот, чтобы как следует промокнуть, потом при помощи палок (нет, лыжи мы для упрощения процесса так уж и быть надевать не будем) надо выбраться по крутому обледенелому склону. Покататься по снегу, чтобы снег абсорбировал воду. А дальше надо бежать в палатку греться.
Потому что подразумевается, что в реальной ситуации, если человек проваливается в воду, часть народа начинает заниматься его спасением, а его сопалатчики быстро устанавливают палатку, зажигают горелку и расстилают спальный мешок.

Я всё это выслушала с мыслью: "Ухи, мои ухи, наверное вы ослышались. Или нет, я просто всё не так поняла. Сейчас мы ещё проговорим как там и что, и разойдёмся по палаткам."

Впрочем, для смягчения процесса, нам же так, нужно было только ознакомиться, что такое ледяная вода и как в ней купаться, как я уже сказала делать мы это должны были без лыж. И не во всей одежде.
Всем предлагалось разойтись по палаткам. Остаться в термобелье и носках. А дальше по очереди идти и купаться.
При чём у каждого купающегося должен быть сопровождающий, страхующий. И добрый товарищ в палатке следящей за горелкой.

И как самый большой бонус, Фелисити выдала главную тайну. К ночи опять ожидалось усиление ветра, снежный буран. И чтобы мы точно могли завтра оказаться в Рейкьявике (у некоторых был самолёт уже), после всех этих купаний и отогреваний, мы снова собирали лагерь и уходили к дороге, где нас должны были забрать выехавшие из города машины.
Ибо очень большой шанс, что дорога опять будет закрыта.

Первой на экзекуцию отправилась самая отважная Мишба. Мы же, как самые опытные со Стефани дотянули до последнего, надеясь, что про нас забудут. Но что-то про нас не забыли. Разве что к тому моменту страхующие уже закончились, так как все искупались и сидели по палаткам, грелись.

Наташа, отвечавшая за медиа активность, уже запостившая на фейсбук рассказ про нашу тренировку смеясь сказала:
- Мои друзья спрашивают, как показал себя сухой костюм.
У нас оказывается был ещё и сухой костюм с собой для преодоления водных преград.
- Напиши - прекрасно, он по-прежнему сухой, - посоветовала я.

Ну, в общем, ладно. Всё оказалось не так уж страшно. Хотя мокро и холодно. Ноги только немного отмёрзли в носках туда-сюда бегать.

После этого успешного посвящения в братство полярных моржей, мы отогрелись, переоделись и стали паковать имущество.
А потом уже в сгущающихся сумерках, переходящих в темноту шли куда-то по лавовым полям. Час, другой. Поднялся ветер, начал идти снег. В общем, всё было как обычно.
На горизонте немного вяло разгоралось небольшое зеленоватое пятно, опять обманывая моё ожидание северного сияния.

И уже в полной темноте, когда мы вышли на дорогу и стояли красивой вереницей к нам подъехали машины: муж Фелисити и их друзья приехали возвращать нас в цивилизацию.

Нет, ну там ещё были конечно разнообразные приключения и какая-то рутина, но уже не связанная с тентами (ещё бы я уже не пережила).
Но в целом наш поход закончился ночью в доме Фелисити, где мы расположились в предоставленном нам помещении дружной компанией в спальных мешках. Главное, что там было тепло. И снова начавшийся снежный шторм был уже не страшен.