21 Апреля 2020, 22:17. Эверест, все поездки »

Начало здесь...

Из сообщений Александра Абрамова, руководителя экспедиции:

1 Мая. Ситуация очень сложная. Шерпы ушли вниз. Работа стоит, такое бывает в Гималаях. Я переговорил с поваром Пассангой, он сказал, что это вечная проблема вопрос в том, что шерпы хотят поднять бонусы. Я пошел по экспедициям и узнал, что те бонусы, которые мы платим вполне нормальные, и многие экспедиции платят еще меньше. Я решил не идти на акклиматизацию 7900 метров, а спустится вниз в базовый лагерь, где засели наши шерпы.

2 Мая. Утро вечера мудренее. Просто удивительно, но нам удалось обсудить и решить все проблемы с шерпами. Мы обещали прибавить немного чаевых, и подписали соглашение. Завтра шерпы идут работать в ABC, просто фантастика. Много разговоров о новой болезни. Границу Китай и Непал закрыли. Как мы вернемся домой неизвестно?

Мы решили завтра утром уехать на отдых в деревню на три дня высота 4000м. Поспать в тепле, помыться, купить парочку овец и поесть свежего мяса. Целый месяц мы едим сушеное мясо яка, не моемся, не бреемся, ведем натуральный образ жизни…

3 Мая. Ветер рвет палатки. Мы срочно пошли к офицеру просить джипы. К этому времени палатка для кухни уже рухнула. И вот мы в деревне. Место прекрасное, погода чудесная, травка уже пробивается, и жители пашут огороды. Мы хотели купить пару овец, но жители не хотели продавать нам, объясняя это тем, что сейчас весна и овцы слишком худые. Потом нам предложили мертвую овцу за семь долларов, мы отказались. И вот наконец-то удача, нам продали овцу размером с собаку за 25 долларов. Кто будет резать? Саша Пашков заядлый охотник уже собрался, но не нашел ножа. На помощь пришел один кочевник. После этого мы варили мясо три часа, и в 11 часов ночи десять страждущих набросились на еду.

5 Мая. По информации у нас в ВС разорвало столовую палатку и много палаток в других лагерях. Дима Москалев передал, что шерпы, которые были в АВС, сообщили, что палатки улетели во всех высотных лагерях. Но в это не хочется верить, ведь у нас палатки на высоте 7500м и все палатки на 7000м там 12 спальников и много другого снаряжения, без которого нам не взойти на вершину.

6 Мая. В 10 часов утра связались с Москалевым. Дима Москалев сообщил, что ночью вставали укреплять столовую палатку, буря не прекратилась. Договорились выйти на связь в 4 часа дня. Конечно, в деревне теплее, больше воздуха. Ни одна экспедиция наверх не идет, поэтому разумнее сохранить силы в нашем оазисе, от базового лагеря примерно полтора часа езды.

7 Мая.  Когда мы приехали в базовый лагерь, то поразились большому количеству цветных кучек это лежат порушенные палатки в нашем лагере. Потерь мало - две палатки. Ветер не сильный. В палатках по сантиметру пыли, поэтому пришлось все вытряхивать, перетряхивать. В лагере сейчас 12 человек, что бывает очень редко.

8 Мая. …Снег, ветер ледяной пронизывающий, руки замерзли, ноги замерзли. Когда подходил к АВС обнаружил, что отморозил нос. Отморозил пальцы на руках и ногах. В таком положении я был в 2000г на Эвересте, когда мы с Сергеем Лариным спускались вниз. Мне нужно обязательно дойти до лагеря. Я чудом дошел до лагеря в 20.30 мин. Ребята бросились отпаивать меня чаем, бульоном, водкой, аспирином, но все бесполезно меня колотила дрожь. Все прошло только к 11.00 ночи. Теперь итоги урагана: в АВС половина палаток разорвано, на седле две палатки тоже разорваны в клочья.

9 Мая. На высоте 6000м температура примерно -14С,-16С, ветер. Есть небольшие проблемы в ВС с яками, так как нужно организовать яков со снаряжением до высотных лагерей. Держу связь с шерпами, на 7500 не обнаружено даже следов палаток. У нас сейчас есть 4 палатки, 5 спальников пока непонятно, сколько горелок и кастрюлек.

10 Мая. ..На Седле Москалев, Латинский, Сойфер ведут раскопки и находят все новые и новые вещи. По плану завтра ребята уходят на 7500, а шерпы закидывают груз на 7500 и ставят лагерь на 7900. К сожалению, погода постоянно меняется. Лагерь на 7900 мы пытаемся ставить с 26 апреля, пока ни у одной экспедиции палатки не стоят выше 7500. …

11 Мая. Сегодня Москалев, Литинский, Сойфер пошли ночевать на 7500, но сильный ветер не дал им подняться до лагеря 2. Абрамов, Ларин, Пашков пошли наверх, сегодня дошли за 3.30. Китайцы снимают телепередачу о восхождении экспедиций. Мы пришли на Седло и шерпы подсказали, что в трещине глубиной 15м лежит наш спальник. Взяли веревку, Ларин страховал, я спустился в трещину и с трудом достал спальник. Второй спальник нашли неподалеку, а третий спальник нам отдала экспедиция эстонцев. Вскоре шерп нашел нам еще один спальник. Так что жизнь налаживается.

12 Мая. Прогнозы получаем ежедневно, и они оправдываются. Ночью на седле сильный ветер 20м/сек. Наша попытка взойти на 7500 опять не удалась. Мы смогли пройти 100 м вверх и вниз с обмороженными носами. Самое полезное, что мы сделали, это сфотографировались на фоне вершины Эверест. Если не идти вверх, тогда нужно идти вниз.

13 Мая…. В 17.00 собрание лидеров всех экспедиций. Китайцы просят объединить усилия в провешивание перильных веревок выше 8300м. Часть лидеров больших экспедиций выделили 16 шерпов. У нас всего три шерпа и я выделил 200 долларов на бонусы. Такой вариант участия в провешивании перил. Сейчас в АВС идет снег, потеплело. Если верить прогнозам с 19 по 23 мая хорошая погода.

14 Мая. ... В АВС спустились Царев, Пушкарев, а также три шерпа. Из-за ураганного ветра не удалось пройти выше седла и поставить лагерь 8300м. Вот так ломаются наши планы. Елагин, Гуджабидзе, Каймачников спустились на 7500 м вчера, они героически в течение полутора часов устанавливали палатку. Всю ночь не спали, держали углы палатки своими телами. Она назвали 7500 м - "Мертвый город", кроме них никого. Сегодня ветер еще усилился. Никто не пошел наверх даже шерпы...

15 Мая. Опять унесло палатку туалет, и приходиться ходить за серак. Погода в этом году необычная, шерпы говорят, что в прошлом году такой ветер был всего один день. Странно то, что небо абсолютно ясное, а наверх не пробиться. Были годы, когда на Эверест ни один человек не мог взойти, неужели юбилейный год готовит нам такой подарок. Погода становиться теплее каждый день. Палатка перестала намерзать изнутри. Шерпы работают, унесли 20 кислородных баллонов на 7500 м и 8300 м. Сегодня опять пытаемся поставить палатку на 8300м…

16 Мая. Вы смотрели фильм "День Сурка"? Каждое утро встаю и замечаю, что повторяется один тот же день. Мы находимся на высоте 6500м уже девять дней. Ждем погоды, а ее нет. Для здоровья и энергии высота очень вредная, особенно для мозгов. …

17 Мая. Утром пришли прибалты. Весь день играли в карты, погоды нет. Игорь Царев положил спальник сушиться, и спальник улетел на 200 м в соседний лагерь. В основном все экспедиции планируют восхождение на 22 Мая. Вечером пришли Юра Сойфер и Дима Москалев. В АВС сплошной пеленой идет снег. Сегодня нас пригласили на день рожденья в экспедицию из Питера.

18 Мая. Вчера был сильный ветер. Шерпы категорически отказываются идти наверх. …. Провели собрание и решили, что первыми будут: Абрамов, Царев, Пушкарев и Каймачников. Москалев, Сойфер, Латинский идут следом,  затем Ларин, Пашков, Елагин, Сергеев…

19 Мая. Абрамов, Пушкарев, Царев и Каймачников вышли из АВС около 12.00 и за три с половиной часа взошли на Седло. Погода супер! Ветер не сильный, но с порывами. Сегодня на седло вышли более 100 человек. Планируем восхождение 22 мая. Чувствуем себя хорошо, аппетит хороший…

20 Мая. По прогнозу с утра сильный ветер. Толпы людей идут вверх медленно по пять, шесть шагов в минуту, дышать трудно. Переход на 7500м очень трудный и длинный. Сильный ветер и холодно. По дороге вверх мы встретили наших шерпов, они не смогли опять поставить лагерь 8300м. Всю неделю шерпы других экспедиций провешивали веревки и носили кислород. Сегодня на вершину взошли первые экспедиции, три японца, три шерпа и один англичанин. Шерпы работают отвратительно. Придется проситься на 8300м в другие палатки…

22 Мая. Сейчас 3 часа ночи. Мы шли целый день вверх 21мая и сейчас находимся на высоте 8300м, наш последний лагерь. Прекрасный вид на Эверест. Буквально через полчаса или меньше планируем штурм вершины. Пьем чай, отдыхаем, предстартовая суета. По прогнозу сегодня хорошая погода…

24 Мая. Наша группа Абрамов, Пушкарев, Царев и Каймачников работали в таком темпе и выполнили такой объем работы, что многие альпинисты говорят, что мы сделали невозможное. 21 мая. Двое из трех шерпов заболели. Погода плохая. Мы поставили лагерь на 7900м, нам помогал один шерп. Идем с кислородом с 7500м на 7900м, нашли площадку и ставим лагерь. Время 17.00, горло болит от нехватки воды, кислород из баллона сушит горло. По прогнозам сегодня ночью и завтра утром хорошая погода для восхождения. Мы принимаем решение идти дальше и установить лагерь 8300м. Обычно это еще один день. До темноты четыре с половиной часа. В 17.15 включив расход три литра кислорода в минуту, стартуем вверх. Идти тяжело, в полной темноте подходим к лагерю 8300м. Каменистый склон уклоном 25 градусов. Все нормальные площадки под палатки уже заняты. Очень хочется пить, но нет укрытия, для того чтобы вскипятить воду и укрыться от пронизывающего ветра. Мы стали руками разгребать смерзшиеся камни. Вдруг в темноте мимо нас пролетел кислородный баллон какой-то экспедиции. Сегодня здесь собралось около 100 восходителей. Около полутора часов мы пытались сделать каменную площадку. Площадка получилась 1 м на 1,50 м. Мороз примерно -30С. Примерно в 1.00 ночи ввалились в палатку. Спальники не взяли, надеясь просидеть в палатке полностью одетые только жечь горелку топить воду и пить ее. Но в палатке все сразу уснули. Около трех часов мы встали, натопили по 200 гр воды на человека и в 5.00 ч утра в темноте вышли к вершине. По всему маршруту даже на высоте 8600м горели фонари восходителей. Рассвет застал на 8500м. Мы вылезли на гребень 8600м. Маршрут провешен веревками, можно идти.

Первое препятствие стенка 20 м. На ней 20 восходителей. Ждали очереди больше часа. Вдруг погода стала резко портиться, пошел снег, ветер усилился. Мы подошли ко второй ступени 8700 м, там опять очередь человек 30. Все лезут очень медленно. Погода портится, идет снег. Вершины не видно. Вспомнился 1996 г, когда из-за резкого ухудшения погоды на Эвересте осталось 11 человек. Вверх продолжают лезть люди.

Я отвечаю за людей, как это не обидно,  я разворачиваю группу. Мы начинаем спуск, вместе с нами уходят вниз еще несколько экспедиций. В этот день вероятность взойти или погибнуть была одинаковая. Все участники нашей команды получили незначительный обморожения и огромный опыт. Но все целы и здоровы. Достигли высоты 8700 м.

25 Мая. Сегодня утром Гуджабидзе, Елагин, Литинский при сильном ветре делали переход 7500 м – 7900 м и завтра собираются на 8300 м. Я посоветовал идти сегодня на 8300м и завтра на вершину. Завтра 26 мая День Независимости Грузии и Бидзине еще в Непале в начале экспедиции мечтал взойти в этот день на вершину. В 12 ч радиосвязь. Сергеев и шерп перешли с 7000м на 7500 м, и есть силы идти в лагерь на 7900 м, но я остановил их -  на 7900 м уже три человека. Сергееву уже 67 лет и если он взойдет, тогда станет старейшим на планете из восходителей.

26 Мая. Северный шквальный ветер в АВС рушит все надежды на покорение Эвереста. Ждем связь с лагерем 8300м. Палатки в АВС прыгают, того и гляди улетят. В 12 ч связь с Сергеевым. Он сообщил, что ветер на 7500 м очень сильный и холодный. Вверх идти нельзя, поэтому он хочет спуститься, и я одобрил это решение. Сергей Ларин с Седла идет вверх на 7500м, встретил Сергеева. Ларин уронил рацию и Сергеев дал ему свою. В 18.00 Ларин на 7700 м и остается ночевать в палатке Питерской экспедиции. Питерская экспедиция уже уехала. В 22.00 Ларин сообщил, что в палатку к нему пришел лидер итальянской экспедиции. Он видел трех русских альпинистов, которые ожидают погоды на 8300м. У них 16 баллонов кислорода. Непальское радио сегодня сообщило, что с юга на вершину взошел Лакпа Гелу Шерпа за 10.40мин. из базового лагеря 5300м, он установил новый рекорд.

Гуджабидзе и Елагин в палатке

Сообщение 2. В 22.00 неожиданно заработала рация, и Гуджабижзе сообщил, что они только что вышли в темноте в лагерь 8300 м и ищут нашу палатку и кислородные баллоны. Я объяснил, где все это находится. Сегодня ночью они выходят на штурм вершины. Ребята с вами бог! Завтра Абрамов и Пушкарев выйдут на повторную попытку восхождения по плану 26 мая -7500 м, 27 мая – 8300 м, и в случаи погоды 28 мая на штурм вершины….

27 Мая. Наш флаг на вершине Эвереста. Елагин и Гуджабидзе взошли на вершину. Хочется отметить, что на этот успех работали все 12 участников экспедиции. Эверест еще раз доказал насколько это сложная и суровая гора. Такой плохой погоды не было несколько лет. Сейчас Гуджабидзе спустился в АВС.

28 Мая. Теперь отчаянную попытку предпринимает Сергей Ларин. Сейчас он в лагере 8300м и передал, что сегодня ночью попытается покорить вершину. Сейчас кроме Сергея нет других восходителей на горе. Ветер сильный. Сергей очень опытный альпинист и если погода не измениться, то он не станет подвергать свою жизнь риску. Сегодня уже пришли 36 яков в АВС. В АВС пришли сверху Вася Елагин и Михаил Литинский.

29 Мая. Сегодня 50 лет со дня первого восхождения на Эверест. Утром вся команда собралась в столовой. Вдруг в 9.40 утра абсолютно бодрый голос Сергея Ларина сообщил: "Я нахожусь на вершине Эвереста, водружаю флаг России".

Напряжение последних дней вылилось во всеобщее ликование. Два месяца тяжелой работы закончились победой. Сейчас мы спускаемся в базовый лагерь, где будем ждать спуска Сергея Ларина. Затем вся экспедиция уезжает в Катманду. А там нас встретят около 30 сильнейших российских альпинистов. Это будет прекрасная встреча. Вся команда полна энтузиазма и дальнейших планов покорения новых вершин.

2 июня. Сегодня Мистер Анг Тцеринг Президент Федерации Альпинизма Непала вручил памятные медали в торжественной обстановке нашим восходителям на Эверест. Сегодня прошел первый дождь в Катманду, это начало муссона. Все экспедиции свернулись, уезжаем и мы. Команда приезжает в Москву 4 июня, в 8.40 мин утра в Шереметьева 2, рейсом 536К Дели-Москва. Встречайте!!!