22 Мая 2020, 19:28

Предисловие.

В раннем детстве, отец мне с упоением рассказывал невероятные истории про далекий край нашей страны. Рассказывал про какие-то совсем малопонятные гейзеры, вулканы, океаны. Его повествование было захватывающим, подробным и очень эмоциональным, мне нравилось слушать про далекую Камчатку, хоть я и мало что понимал. Позднее, повзрослев, когда пошел в школу и стал изучать географию, я понял, о чем говорил мне папа. Это были удивительнейшие по своей мощи и красоте места, о которых невозможно рассказывать спокойным тоном. Последние несколько лет, меня одолевало непреодолимое желание посетить самый отдаленный кусочек нашей необъятной родины. И Вселенная дала мне эту возможность в 2018 году.

24.07.2018 «Подготовка и сборы» или «как собраться за месяц в самый долгий поход в нашей жизни».

Скажу сразу, от принятия решения о путешествии на Камчатку до вылета, прошел всего лишь месяц. Самым трудным оказалось достать 2 билета на самолет в обе стороны. На прямые рейсы билетов Аэрофлота/России МСК — Петропавловск уже не было в продаже, но меня почему-то это нисколько не настораживало, от куда-то была стойкая уверенность, что все обязательно должно получиться. Ежедневно я мониторил все возможные сайты, торгующие авиабилетами. По истечении недели, ничего выгоднее чем S7 за 78к на одного, с пересадкой в Новосибирске не попадалось на глаза (при чем, это еще были билеты эконом класса, на самолеты Airbus 320 и шести- и четырехчасовые перелеты в скрюченном состоянии). Но даже и этот факт меня никоим образом не смутил. На следующий день, на сайте Аэрофлота чудесным образом появилось 2 билета Петропавловск — МСК на 12.08.2018 г., не колеблясь ни секунды приступил к бронированию билетов. Затем еще через пару дней мониторинга мне удалось поймать билеты на рейс МСК — Хабаровск 24.07.2018 и Хабаровск — Петропавловск — 25.07.2018.

Параллельно с подбором билетов, занимались поиском информации по возможным коммерческим экспедициям. Вывод у меня один — все коммерческие экспедиции по вулканам стоят капец как много, а существенной разницы в комфорте не дают)) Нам повезло, у подруги друга моего друга отыскался товарищ, который родился и вырос на Камчатке, исходил ее вдоль и поперек, и самое главное — собрался снова прогуляться по родным территориям ровно в те даты, которые нам были нужны. Списавшись с ним в WhatsAppе пришли к соглашению топать по вулканам вместе под его чутким надзором и руководством. Надо отдать должное, он оказал нам очень большую услугу и точно сориентировал по необходимой экипировке, благодаря чему мы смогли основательно подготовиться и закупить все необходимое, ибо опыта подобных прогулок у нас не было.

25.07.2018 Хабаровск

Город на амуре встретил нас тропическим ливнем, который я не видел никогда в жизни!!! За несколько секунд спуска по трапу самолета и пробежки до автобуса, пассажиры вымокли до нитки. Нам повезло больше, треккинговая наноодежда, как мы ее окрестили, не дала нам вымокнуть. Чистая магия, мембранная куртка с GORETEXом не пропускает воду))

Яндекс такси оказывается есть и на востоке страны, вызвали машину и помчались в заранее забронированную гостиницу в центре города. Изначально по плану была прогулка и знакомство с местными достопримечательностями, но тропический ливень и разница во времени внесли коррективы в наши планы. Почувствовав на себе всю мягкость и притягательность подушки с одеялом, сил встать уже не оказалось. Посреди ночи проснувшись, решили, что ранним утром должны все-таки выбраться из номера и пойти гулять. Мне утренний Хабаровск понравился, тишина, спокойствие, полное отсутствие населения на улице.

К сожалению, тогда набережную еще только реставрировали и нам не удалось пройтись по ней.

Самый трудным квестом оказалось найти бутылочку хорошего пива для того, чтобы отметить начало трипа. Оказывается, в Хабаровске алкоголь продается только с 10 утра. После танцев с бубном вокруг айфона, удалось раздобыть гостишку с ресторанчиком, там уже с утра говорливые китайцы принимали свой завтрак со шведского стола. И мы смогли утолить нашу жажду хлеба и зрелищ, отметив старт каким-то китайским пенным напитком, закусывая китайской лапшой с китайским супом. Дальше нас ждал перелет в Петропавловск.

26.07.2018 Камчатка

Вам наверняка знакомо ощущение предвкушения чего-то долгожданного, я испытал его в полной мере, когда шасси нашего небольшого Боинга компании Аврора, оторвался от взлетки в Хабаровске. Последующие 2 часа, я усиленно вглядывался в землю в надежде увидеть снежные пики вулканов, но так ни одного и не показалось из-за густой облачности. Аэропорт Петропавловска маленький, расположен недалеко от города Елизово, лента выдачи багажа расположена можно сказать на улице, под пластиковым навесом, зато тележек было в достатке, не пришлось тащить на своем горбу тяжеленные рюкзаки. На выходе нас ждал владелец забронированного жилья, на камчатке многие арендодатели предлагают услуги трансфера. Пока ехали, разговорились, перед выходом на маршрут, супруге очень хотелось побывать в горячих источниках и Евгений предложил свозить нас вечером в «Озерки». Заселились в квартиру около 17:00, а в 19:00 поехали купаться в источники. База «озерки» представляет из себя небольшое помещение с раздевалками и кафе, а сам бассейн расположен на улице под открытым небом, глубина бассейна от метра до двух. Честно сказать, я ничего сверхудивительного в этом источнике не нашел, подобные есть во многих городах и все очень похожи, но после долгой дороги расслабиться, повалявшись в горячей t+40 °C воде, было в кайф, вот только голодные надоедливые огромные монстры-комары норовили залезть во все отверстия на голове, которые только находили. Вообще комары на камчатке — это отдельный вид летающих убийц, которые готовы высосать из тебя всю кровушку до последней капельки!

27.07.2018 Петропавловск-Камчатский

Следующий день у нас полностью свободен для планомерной прогулки по городу. В Елизово смотреть нечего, обычный маленький городишко. Добраться до самого Петропавловска очень легко, идете на автостанцию, там стоят микроавтобусы № 113, садитесь на него и через 40 минут вы в городе. Мы вышли немножко не доезжая, чтобы посмотреть на Стелы с макетами пакетботов «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел», расположенный на окраине.

Наш маршрут проходил через проспект Победы, улицу Тушканова и Зеркальную, каждая последующая является продолжением предыдущей. В районе 10 км у торгового центра есть небольшая площадка с открытым видом на бухту. Самая главная достопримечательность Петропавловска — это так называемые домашние вулканы. В безоблачную погоду очень хорошо видно Корякский, Авачинский и Козельский вулканы.

Очень бросается в глаза облицовка жилых пятиэтажек какими-то листами железа, по всей видимости для утепления (я могу ошибаться, ни в одном городе страны я не видел ничего подобного). Местные жители довольно приветливые надо сказать, как и в любом суровом регионе нашей страны. Центральную улицу прошли за пару часов наверно, что послужило хорошей разминкой перед предстоящим выходом в дикую природу. В одном уютном пабе бармены подсказали нам путь на Мишенную сопку (двигаясь по проспекту 50 лет октября, поворачиваете направо на улицу Автомобилистов, затем метров через 200, когда главная дорога пойдет направо, вам налево во дворы и наверх, 2GIS подскажет) , туда можно добраться спокойно пешком, таксисты ломят цену в 500р за 5 минут езды. Вид с нее открывается просто потрясающий на все 360 градусов.

Вулканы великолепны, очень повезло с погодой, были высокие облака, которые не помешали наслаждаться видами

Самый популярный вид транспорта — большие машины на больших колесах) Даже хрупкие девчонки ездят в магаз за хлебом на огромных праворуких крузаках. Вот например такие Делики встречаются повсеместно.

У подножия сопки креативные жильцы организовали сушилки для белья. Вообще это довольно распространенное явление в Петропавловске, на соседние дома крепятся ролики, протягивается веревка и вещи спокойно сушатся на свежем воздухе и впитывают ароматы моря и гор.

Спустившись обратно вниз, мы двинулись на главную площадь города — площадь Ленина. По пути встретился красивый Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы.

Площадь Ленина находится на самом берегу бухты, ее обдувает соленый воздух океана. Тут установлен памятник апостолам Петру и Павлу. Памятник святым покровителями города был открыт 16 октября 2005 года в рамках празднования 300-летия православия на Камчатке.

Нагулялись мы, конечно, вдоволь, прошли почти 18 км в общей сложности и решили, что готовы к путешествию. Под конец дня пришла пора возвращаться в апартаменты. Вызвали такси через приложение «Максим» и погнали спать, завтра нас ждал переезд в Козыревск.

28.07.2018 Переезд в Козыревск, подготовка к заброске на вулкан Плоский Толбачик.

Нам не удалось побаловать себя лишними часами сна, так как накануне долго проковырялись со снаряжением, необходимо было снова по 10 му кругу все перепроверить, обошлось без сюрпризов.

И вот настал этот так называемый день Х, за нами в 9 утра приехали друзья на своей небольшой, но проходимой Судзуки, на ней то нам и предстояло проделать путь в 500 км от Петропавловска-Камчатского до поселка Козыревск. По пути решили заехать в Малкинские горячие источники, чтобы оздоровиться и набраться сил. Сие место представляет из себя небольшое скопление ванночек, которые подпитываются подземными горячими источниками, все облагорожено, соблюдается чистота и порядок. Народ туда приезжает на выходные с палатками и устраивает пати до утра))

Накупавшись и погревшись, двинули дальше. Дорога первые 200 км хорошая, асфальтированная — ехать одно удовольствие, а потом она резко заканчивается и начинается обычная сельская грунтовка, не страшно, у нас же внедорожник. На обед останавливались в поселке Мильково. Где-то в центре есть небольшая столовая с приличной едой. И снова в путь.

По рассказу наших друзей, мост через реку построили только в 2012 году, а до этого переправлялись паромом. Теперь с него открывается потрясный вид на вулканы северной группы.

Когда собираешься в дальнюю дорогу по не самой хорошей дороге, обязательно должна быть запаска. Нам она пригодилась, где-то в середине пути пробили колесо, пришлось в срочном порядке менять его. Действо очень сильно осложнялось обилием местных летающих комаров-убийц. Эти твари не оставили на нас живого места за несчастные 20 минут. Единственное кого они непродолжительное время боятся это репеллент гардекс красного цвета.

К вечеру добрались наконец до Козыревска, небольшого поселочка у подножия Плоского Толбачика. Разместились на базе у Марины (она известна на весь поселок) в деревянных двухместных домиках. Чисто, комаров нет, розетка есть, что еще надо для счастья вдали от дома. Оставшееся время ужинали, снова перекладывали рюкзаки, теперь к шмоткам добавилась еда и газ на дни похода. По итогу мой рюкзак весил 27кг, у супруги — 21кг.

Подъем был назначен на 6 утра, так что без долгих брожений, около 22 часов мы благополучно вырубились.

29.07.2018 Заброска на вулкан Плоский Толбачик.

Пожалуй, одно из самых волнительных началов дня из всех начал. Все утро пока собирались, мылись, завтракали, я предвкушал красоты, которые мы вскоре должны были увидеть. И знаете, что я вам скажу, дамы и господа, реальность на этот раз превзошла все ожидания. Но об этом чуть позже) погрузились мы в ГАЗ-66 Шишигу, оборудованной со всевозможным комфортом и поехали на гору.

Но для того, чтобы далеко уехать надо что? правильно! заправиться!

Путь на вулкан пролегает напрямую через лес, протяженностью примерно в 90 км. Мне говорили, что дорога плохая, но это же не дорога, а просто 2 колеи проезженные тяжеленными машинищами повышенной проходимости. 5 часов дикой тряски и ни минуты покоя — вот что такое плохая дорога на вулкан)) но это все конечно же несущественные мелочи.

По плану у нас было заехать на высоту 1000 м к подножию вулкана и прогуляться сперва по Северным и Южным прорывам БТТИ (Большое Толбачинское трещинное извержение) 1975 г. Пейзаж справедливо называют марсианским, ни единой травинки, только пепел, камни, шлак и прочие земные породы.

Вы были когда-нибудь в лавоводе? 70 метров узкого хода по которому когда-то текла раскаленная лава… Такое себе удовольствие)

Следующей остановкой был мертвый лес. Жуткое зрелище. Тысячи высохших макушек деревьев безмолвно торчат из-под пепла, место очень подходит для размышлений о жизни и смерти.

Ближе к вечеру добрались к месту ночевки. У подножия плоского Толбачика, на высоте около 1200 м любители активного отдыха заняли небольшую плоскую площадочку для обустройства лагеря. И мы свои палатки поставили там же.

30.07.2018 Восхождение на вулкан Плоский Толбачик.

У пеших туриков есть система подъема/выхода на маршрут, обычно этот процесс занимает 2 часа. Подъем у нас назначен был на 3 часа ночи, завтрак до 4х и выход в 5 утра. В горах более-менее хорошая погода обычно бывает в первой половине дня, соответственно для того, что бы успеть полюбоваться видом вулканов, мы хотели подняться на вершину до 12 дня. Путь на верх пролегает через лавовые потоки, снежники, сыпучий шлак.

Пройдя лавовый поток от извержения 2013го года, мы наконец в предрассветном небе увидели нашу цель. Ощущения поистине непередаваемые.

В целом путь довольно простой, нет каких-то крутых серьезных подъемов, снег большой опасности не представляет. Практически до самой вершины шлось не очень трудно, сил придает невероятный вид по пути...

Заключительные метры до вершины мы преодолевали на последнем издыхании, мало того, что уклон сильно увеличился, так нам еще пришлось бежать наперегонки с туманом, который поднимался из долины и очень хотел лишить нас возможности увидеть кратер. Но мы победили!

Диаметр его около 600 метров, глубина 300. Когда стоишь там, у обрыва в трехсотметровую пропасть, тебя охватывает невероятное чувство преклонения перед природой, достаточно только представить, как из этого жерла в одночасье может выстрелить огромный столп пепла с лавой, ощущения еще усиливает оглушающий грохот из горловины, вулкан живет, вулкан дышит, вулкан как огромный зверь в спячке ждет своего часа.

В общей сложности у кратера мы провели наверно около часа, трудно было себя заставить уйти оттуда, на столько он потрясает. Но нужно возвращаться, чуть ниже на полкилометра остался ждать наш товарищ, которому горняшка не позволила взобраться выше. Времени он даром не терял, пролетавший мимо Кутха посоветовал ему выстроить туры, для нашего успешного восхождения, спасибо Кутха.

В общей сложности, если верить айфону, мы прошли 28 км, это достаточно много по горизонтали то, а мы сбегали на 2 км вверх еще. Так что, придя в расположения лагеря около 18:00, сил практически не было. Поели, попили, отметили удачное восхождение ста граммами на всех и спать. Завтра 1й ходовой день, к подножию вулкана Удина.

01.08.2018 Разминочный переход на Толуд.

После трудного дня мы дали себе возможность немного больше понежиться в спальниках и не стали гнать поперек батьки в пекло. Выходили по 7/8/9, переход ничем особо не примечательный, проходит он у подножья Толбачика, спускаясь в зеленку, с этим связана одна маленькая неприятность — МОСКИТОС!!! У меня нет слов для описания этих гадов, они самые натуральные вампиры. По пути приходилось нескольно раз форсировать реки.

С 25кг рюкзаком это то еще занятие надо сказать. Где-то к обеду мы добрались-таки до хижины вулканологов, приготовили обед. Остаток дня отдыхали.

02.08.2018 Переход на перевал Толбачик.

Это, пожалуй, был самый тяжелый день из всех, проведенных у северной группы вулканов. Ландшафт на пути был просто отвратительный, склон подножия вулкана весь изрыт руслами рек шириной в 10 метров, глубиной в 2. Вот так мы и скакали там по этим руслам как блохи по расческе. Еще и туман застилал весь простор, видимость весь день была метров 50. Кто будет переходить с Толуда на Толбачик, берите правее, ближе к Удине, по низине будет проще идти, без русел этих проклятых хотя и километраж немного увеличится.

03.08.2018 Переход на Плотину.

После этого супертяжелого перехода, спалось очень даже сладко. Стоило больших усилий заставить себя достаться из теплого спальника и вылезти на свежий воздух. Ночью был обильный дождь, так что все вокруг было сырое, благодаря чему вес рюкзака немного увеличился из-за мокрой палатки. Хочу отметить что наша RedFox очень хорошо себя показала, не промокла ни разу сверху и не пустила влагу снизу, вес всего 2300грамм. Единственное — очень мало места для рюкзака, но это расплата за маленький вес. Путь наш пролегал через живописнейшие места. На перевале Толбачик еще кое-где встречался снег.

Часам к 11 мы вышли на огромное плато с кратером Юпитер. Туман благосклонно развеялся, и мы наконец смогли видеть всю окружающую нас красоту. Не передать словами, как приятно после 2х дней тумана, сквозь которые ничего не видно, после полной апатии, полученной в результате знакомства с унылой хмурью-серью, наконец вывалиться из всего этого безобразия.

Плотина — это экспедиционная база вулканологов. Обычный деревянный полуразвалившийся домик с деревянными нарами, защищает от ветра и дождя, а больше и не надо.

Стоит он у подножия действующего вулкана Безымянный, он коптит и периодически ругается на блуждающих туриков.

Нам повезло, внутри никого не было, так что мы с комфортом разместились, поужинали и благополучно отрубились.

04.08.2018 Радиалка к камушку

С утра мы очень надеялись на благоприятную погоду, хоть прогноз и был неутешительным. Но дождь не прекратился, туман не рассеялся и наш выход на Безымянный не мог состояться. Было принято решение прогуляться к ближайшей достопримечательности, находящейся всего лишь в 14 км от Плотины, камню Аббандон.

Его было видно задолго до того, как мы приблизились. На пути к камушку есть одно большое и неприятное препятствие: огромный естественный ров с быстротекущей рекой, которая наполняется по мере таяния ледника на Ключевской сопке. Говорят, видели, как менее чем за час он наполовину заполнился водой, якобы прорвало какую-то ледяную пробку на склоне вулкана.

Но несмотря на все трудности природного ландшафта, мы-таки добрались до этого маленького камушка, который вероятно скатился с Ключевской во время одного из извержений.

05.08.2018 Радиалка на Удину

На удивление, погода не стала лучше и на следующий день… Киснуть в сыром домике совсем не хотелось, поэтому мы пошли ходить по округе. Единственной возможной целью оказался вулкан Удина, на него мы и пошли.

Снег окрашен в красный вследствие жизни в нем каких-то бактерий, шлака и железа. Но это не точно. Вылазка настроения нам, конечно, прибавила, но густой туман и низкая облачность все-таки немного омрачали, не видно НИЧЕГО! Мы находимся в окружении 4х!!! вулканов и ни одного не видим, знаете как это обидно? да писец просто как!

Вернувшись к ужину в хижину, обнаружили новых соседей, пришли французы, собирающиеся на штурм Ключевской. От них получили свежие сводки по погоде, огорчились еще больше и решили сваливать из этого мерзлявого места на следующий день.

06.08.2018 Очень долгий, нежданный переход на Бараньи скалы.

Вообще по плану мы должны были пройти 13 км и стать лагерем на Каньонах, но там не обнаружилось совсем воды. Зато живописные нерукотворные каньоны речки прекрасны.

Во время таяния снегов, река становится полноводной и очень опасной, если она застанет внутри, боюсь, что живым оттуда не выбраться.
Делать нечего, воды нет, придется топать еще 10 км до Бараньих скал. Благо рюкзаки наши были уже почти пусты и такое расстояние не вызывало тихий ужас и трепет.

До скал мы дошли уже ближе к вечеру, уставшие разбили лагерь с живописнейшим видом на скалы.

Белые цветочки — это эдельвейсы. Знайте, как они выглядят на самом деле. Мы, придя на скалы близ поляны эдельвейсов, замучались наводить справки о том, как же на самом деле выглядят эти мифические обрядные цветы, инета то нет, не загуглишь)))

Пришло время показать вам еще и представителя местной фауны. Знакомьтесь — это евражка. Как бы суслик. Очень милое и наглое существо, которое сожрет все что найдет у вас, или утащит на худой конец к себе в нору. Единственное — экологи очень настоятельно рекомендуют не кормить их сушками-баранками, так как эти продукты портятся в норах. Лучше всего подойдут орехи.

07.08.2018 Возвращение в цивилизацию.

Это было самое прекрасное утро за последние несколько недель. Лучи солнца только озарили землю, мы по какому-то волшебному зову проснулись в 5 утра. Я вылез первым из палатки и обомлел. Впервые за 2 недели было чистейшее небо, полный штиль и все вулканы как на ладони. От радости я не мог сдерживать своих эмоций, восторженными криками «вулканы! вулканы!!!» поднял всех вокруг. Чему люди были несказанно рады, это зрелище стоило того, чтобы отложить сон и вылезти на свежий, холодный утренний воздух.

Очень уж не хотелось покидать это приятное место стоянки. Но все рано или поздно заканчивается, так и наш поход по северной группе вулканов тоже подходил к концу. Нужно было завтракать, собираться и выдвигаться к месту встречи с уже знакомой Шишигой из Козыревска. Вулканы как будто провожали нас как давних друзей, приходивших к ним в гости, всю дорогу молча стоя за спинами. Спасибо камчатские вулканы, что показались нам в заключительный день!

Вечером мы уже были в Козывревске, в домике вулканологов. Нас там ждала горячая банька, свежее холодное пиво и теплые воспоминания о 150 км пройденного пути.

08.08.2018 Путь Козыревск — Петропавлоск.

Просто выкинуть день из хронологии событий было бы не очень круто, поэтому напишу, что мы ехали. Очень долго ехали, снова ехали, а потом опять ехали. В конце дня спали.

09.08.2018 Халактырский пляж.

Дни отдыха у нас еще оставались, а не посещёнными еще были некоторые интересные места полуострова. Один из них — пляж с вулканическим черным песком. Я впервые видел океан вживую, и он очень сильно отличается от моря. Океан дикий, необузданный, от него веет силой и бессмертным величием.

10.08.2018 Бесцельное брожение по городу.

Этот день мы посвятили празднику живота и брожению по улицам города. Ничего в общем то необычного, хорошая послеобеденная прогулка, приятный ужин в китайском ресторане. Покатались на каяках по авачинской бухте. Интересное занятие — каякинг. Всем советую, кто не боится перевернуться и вымокнуть, мы вышли сухими из воды. Спать мы легли рано, ибо на следующее утро нас ждало чудесное морское путешествие в океан.

11.08.2018 Океанская прогулка на 12 часов.

В 6 утра мы уже стояли на борту катера, готового понести нас по волнам авачинсокой бухты и дальше в открытый океан. Как и везде на камчатке, виды поражают воображение. Погода выдалась чудесная, легкий бриз и небольшая облачность, позволили наслаждаться красотами полуострова теперь уже с воды.

В программе похода было обозрение всех торчащих из воды камней, на некоторых из них попадалась всякая живность. Вот например, стая сивучей обожравшись рыбы отдыхает на солнышке.

В пути лакомились крабами, свежей рыбой и просто с удовольствием проводили время созерцая воды Тихого океана. В середине дня зашли передохнуть на берег, к старому кораблю. Красиво.

На обратном пути случилось то, чего больше всего наверно хотелось увидеть в морской прогулке. Нам повстречалась стая косаток из 10 особей. Их очень трудно заснять, но из воды они показывались постоянно и кружили вокруг лодки, одна даже выпрыгнула и показала свое брюхо.

Это был славный день. Самая замечательная морская прогулка.

12.08.2018 Домой.

Вот и подошло к завершению это увлекательное путешествие на край земли русской. Камчатка прекрасна, товарищи. Исполнилась давняя мечта, сюда хочется вернуться снова, очень многое осталось неизведанным, вулканы не хожеными, гейзеры неувиденными, а тропы нетоптаными. Я вернусь сюда, когда-нибудь вернусь, обязательно.