+7 495 642-88-66

Марина Геворкян. О силе дружбы, или Кто делал экспедицию

Мы продолжаем следить за экспедицией на Эверест, которую предпринимают команды «Сноба», «Яндекса», РД Студии Валдиса Пельша, клуба «7 вершин» и Toyota. Сегодня Марина Геворкян рассказывает о водителях ... читать больше

Мы продолжаем следить за экспедицией на Эверест, которую предпринимают команды «Сноба», «Яндекса», РД Студии Валдиса Пельша, клуба «7 вершин» и Toyota. Сегодня Марина Геворкян рассказывает о водителях команды, доставивших ее к подножию Эвереста

 

Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов
 

У подножия Эвереста мы попрощались с командой водителей, с которой шли на Toyota Prado и Toyota LC 200 через весь Китай. За эти десять дней мы невероятно сдружились, а потому расставались очень тепло. Команда подобралась отличная: меня окружали профессионалы своего дела, которые хорошо разбираются в автомобилях. И хотя я была единственной женщиной, мне без вопросов уступили водительское место, и я рулила всю дорогу.

О каждом из водителей я хотела рассказать отдельно, а потому попросила своего напарника, альпиниста и фотографа Дениса Провалова сделать их портреты.

Максим Шишкин — технический директор нашей экспедиции. В прошлом он выступал как профессиональный автогонщик, а также участвовал в велогонках «Тур де Франс». Он разбирается в машинах лучше всех нас, поэтому можно было вообще ни о чем не беспокоиться. Справедливости ради стоит сказать, что и сами автомобили понятнее некуда: все интуитивно, просто и очень удобно.

Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

Андрей Цыганов — штурман, который следил по карте за маршрутом и отмечал, куда нам ехать. Он знает себе цену, молчалив, но при этом отличный командный игрок. С ним мы чувствовали себя в абсолютной безопасности, потому что в прошлом он неоднократно ездил в путешествия на автомобилях, в том числе в Китай, и из него вышел великолепный проводник.

 

Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

А это наш Ваня. Мы его прозвали «мечта китаянок». Рост у Вани 1 метр 92 сантиметра, поэтому он очень выделяется среди местных. Женщины головы сворачивали, когда он входил в ресторан или бар. Однажды на озере, когда мы остановились перекусить, Ване за стол принесли записку, где на ломаном английском было написано: «Поставь себе WeChat, будем вместе учить английский» — и номер телефона. (WeChat — это китайский аналог WhatsApp). За время путешествия он получил таких записок несколько штук.

 

Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

 

Про Ваню еще надо рассказать следующее: он хороший инструктор. Когда мы ездили среди песчаных дюн, мне в какой-то момент показалось, что мы не проедем бархан, но он легко успокоил меня, сказав: «Дави на газ» — и мы проехали. Ваня говорит спокойно, уравновешенно и всегда только по делу.

А вот дядя Саша. Он бывший дальнобойщик с высшим образованием — иногда кажется, что только в нашей стране можно встретить такие парадоксальные сочетания. Дядя Саша, как и Денис Провалов, имеет историческое образование, а поэтому у нас каждый день случались дебаты на философские или исторические темы. До хрипоты они спорили, можно ли считать историю наукой, как монголы повлияли на Россию, в чем заключается экономическое величие Китая и как это отразится на России. Это были серьезные беседы людей, знающих материал, с упоминанием разных авторов, с отсылками, цитатами и умозаключениями. Все это напоминало мне дискуссии на «Снобе», а потому было тепло и очень уютно.

 

Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

Узнайте больше об экспедиции на специальном сайте проекта #toyotaevertest

 

 

Читайте также:

На пределе возможностей. Экстремальное путешествие людей и автомобилей к высочайшей точке Земли

Восхождение на Эверест. День первый

Восхождение на Эверест. День второй. Туман над Янцзы

Восхождение на Эверест. День третий. Как взвесить «инь» и «ян»

Восхождение на Эверест. День четвертый. Яичница с помидорами как символ дома

Восхождение на Эверест. День шестой. На границе Тибета

Восхождение на Эверест. День седьмой. Голмуд как первый акклиматизационный пункт

Восхождение на Эверест. Восьмой и девятый дни. На пути в Лхасу

Восхождение на Эверест. Десятый день. А у нас Новый год

Восхождение на Эверест. Одиннадцатый день. На старт

Мужской разговор о машинах

Базовый лагерь Эвереста. Начало восхождения

Марина Геворкян. Базовый лагерь Эвереста. Начало восхождения

«Сноб» и Toyota добрались до базового лагеря высочайшей горы в мире! АвтомобилиToyota LC 200 и LC Prado прошли испытание Эверестом и 19 апреля доставили участников экспедиции и оборудование на высоту 5150 метров. За время ... читать больше

«Сноб» и Toyota добрались до базового лагеря высочайшей горы в мире! АвтомобилиToyota LC 200 и LC Prado прошли испытание Эверестом и 19 апреля доставили участников экспедиции и оборудование на высоту 5150 метров. За время экстремального путешествия машины преодолели 6192 километра

 
Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

 

Вместе с участницами первой женской русской экспедиции на Эверест мы доехали до базового лагеря! Здесь мы проведем день, а потом начнем восхождение. Я пойду до Северного седла Эвереста (7020 метров), еще три участницы — до вершины.

Перед базовым лагерем мы остановились в монастыре Ронгбук, который находится на высоте 4980 метров. Это самый высокогорный монастырь в мире и важное место паломничества для шерпов. Чтобы восхождение прошло успешно, мы сделали подношение Будде.

 

 
Фото: Денис Провалов
 

На финальном отрезке пути в Базовый лагерь нас ждало сильнейшее потрясение: китайцы на высоте в 5 тысяч километров над уровнем моря построили идеальное шоссе длиной в 91 километр. Я такого не видела не то что в России — в Альпах! Хочется даже по буквам это произнести: и д е а л ь н о е. Ровный черный асфальт, без единой зазубрины, без кочек — отличное дорожное полотно, по которому можно ехать хоть на велосипеде. Правда, нужно учитывать перепад высот в тысячу метров — дорога начинается с 4200, затем набирает высоту почти в тысячу метров. Мы все шутили, что благодаря этой трассе родится новый спорт — высотный велопробег по Тибету.  

По сравнению с российскими дорогами, где кочка на кочке, в рытвинах абсолютно все, а зиму с трудом переживают даже правительственные трассы, эта дорога выглядит абсолютной победой человека над обстоятельствами.

 

 
Фото: Денис Провалов
 

Эту трассу здесь называют «Дорогой ста поворотов», потому что она очень извилистая — разогнаться не получится. Не могу передать, какое удовольствие мы получили от этого финального перегона. Идеальные машины на идеальных дорогах среди бесконечной красоты — из-за перевалов выглядывают горы-восьмитысячники, бесконечное небо простирается над нами, тихий ход и неспешные, будто бы замершие разговоры.

Кстати, поразительно еще и вот что: китайцы не стали доводить трассу до самого базового лагеря — дорога заканчивается ровно за 7 километров до финальной точки. И сделано это не потому, что кто-то решил «сэкономить», а для того чтобы сохранить мелкий бизнес тибетцев и китайцев. Эти 7 километров туристы едут на небольших автобусах и останавливаются на плато, чтобы полюбоваться тремя роскошными восьмитысячниками — самыми высокими горами в мире. Дальше туристов не пускают. Чтобы попасть в Базовый лагерь, нужно специальное разрешение. Оно у нас было, и мы караваном автомобилей въехали в палаточный лагерь.

 

 
Фото: Денис Провалов
 

О лагере надо сказать отдельно. Наша часть — самая крутая! К нам даже ходят на экскурсии! Есть, как мы ее называем, IT-палатка. В ней — интернет, чай, снаряжение, тут отдыхают, есть столы, на которые мы тут же поставили вазы — Тибет зацвел нежными цветами.

Словом, здесь мы ожили, расправились и понемногу акклиматизируемся. Завтра начнем первые подъемы в горы.

Узнайте больше об экспедиции на специальном сайте проекта #toyotaevertest

 

Оригинал на сайте СНОБ

 

Читайте также:

На пределе возможностей. Экстремальное путешествие людей и автомобилей к высочайшей точке Земли

Восхождение на Эверест. День первый

Восхождение на Эверест. День второй. Туман над Янцзы

Восхождение на Эверест. День третий. Как взвесить «инь» и «ян»

Восхождение на Эверест. День четвертый. Яичница с помидорами как символ дома

Восхождение на Эверест. День шестой. На границе Тибета

Восхождение на Эверест. День седьмой. Голмуд как первый акклиматизационный пункт

Восхождение на Эверест. Восьмой и девятый дни. На пути в Лхасу

Восхождение на Эверест. Десятый день. А у нас Новый год

Восхождение на Эверест. Одиннадцатый день. На старт

Мужской разговор о машинах

Марина Геворкян. Восхождение на Эверест. По Тибету

Экспедиция к самой высокой горе в мире близится к завершению: «Сноб» и Toyota добрались до второго по значимости города Тибета и вскоре окажутся в базовом лагере Эвереста     Фото: Денис Провалов   Последние дни ... читать больше

Экспедиция к самой высокой горе в мире близится к завершению: «Сноб» и Toyota добрались до второго по значимости города Тибета и вскоре окажутся в базовом лагере Эвереста

 
Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

 

Последние дни мы готовились к восхождению. После Лхасы отправились в Шигадзе — это второй по значимости город в Тибете, в нем живет около 80 тысяч человек. Дошли до монастыря Ташилунпо XV века: его серьезно разрушили во время «культурной революции», но сейчас он частично восстановлен. В монастыре мы поднесли дары Будде, помолились — мы всегда так делаем перед Эверестом.

Монастырь Ташилунпо — это резиденция Панчен-ламы, второго по значимости ламы в тибетском буддизме после Далай-ламы. Они между собой, условно, как президент и премьер-министр — страхуют друг друга. Когда умирает один лама, второй помогает найти мальчика, в котором тот переродился. Последнего Панчен-ламу, которого признал Далай-лама, китайцы в 1995 году вывезли в Пекин в возрасте шести лет, а на его место поставили своего человека. Далай-лама не признает назначенного Панчен-ламу.

 

 
Фото: Денис Провалов
 

Раньше в монастыре жили 10 тысяч монахов, сейчас — не больше 800. В нем стоят ступы с останками первого Далай-ламы и нескольких Панчен-лам. Честно, это очень похоже на саркофаги с мумиями.

После Шигадзе мы остановились в Шигаре. Особо про это место рассказывать нечего, обычный тибетский поселок на пути к Эвересту. Я уже была в нем в 2015 году перед землетрясением. У нас был акклиматизационный выход — мы вышли на высоту 4800 метров, что сравнимо с высотой Монблана.

 

 
Фото: Денис Провалов
 

Во время путешествия Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200 вели себя просто великолепно. Они без труда преодолевали перевалы и ехали по бездорожью. Они очень комфортные: все так и рвутся попасть ко мне в машину. Бывает, берешь интервью, а потом участники экспедиции отказываются выходить и так и едут со мной дальше. Местные жители просто в восторге от Land Cruiser. Мало того, что шикарная новая машина с иностранными номерами, так еще и за рулем сидит женщина.

Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200 без проблем справились с действительно серьезным испытанием. Toyota не подвела. За время путешествия я провела за рулем почти 3500 километров.

 

 
Фото: Денис Провалов
 

Узнайте больше об экспедиции на специальном сайте проекта #toyotaevertest

Читайте также:

На пределе возможностей. Экстремальное путешествие людей и автомобилей к высочайшей точке Земли

Восхождение на Эверест. День первый

Восхождение на Эверест. День второй. Туман над Янцзы

Восхождение на Эверест. День третий. Как взвесить «инь» и «ян»

Восхождение на Эверест. День четвертый. Яичница с помидорами как символ дома

Восхождение на Эверест. День шестой. На границе Тибета

Восхождение на Эверест. День седьмой. Голмуд как первый акклиматизационный пункт

Восхождение на Эверест. Восьмой и девятый дни. На пути в Лхасу

Восхождение на Эверест. Десятый день. А у нас Новый год

Восхождение на Эверест. Одиннадцатый день. На старт

Марина Геворкян: Восхождение на Эверест. Одиннадцатый день. На старт

Экспедиция к высочайшей горе в мире вышла на финишную прямую: «Сноб» и Toyota добрались до тибетской столицы Лхасы, откуда начинается восхождение на Эверест           Фото: Денис Провалов     ... читать больше

Экспедиция к высочайшей горе в мире вышла на финишную прямую: «Сноб» и Toyota добрались до тибетской столицы Лхасы, откуда начинается восхождение на Эверест

 
 
Фото: Денис Провалов
 
 

Мы приехали в Лхасу — это чарующий солнечный город, который стоит на высоте 3700 метров. Мы с участницами первой русской женской экспедиции прилетели из Катманду, а Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200 с остальными участниками команды и снаряжением добрались своим ходом по дорогам Тибетского нагорья.

Лхаса — это воздушные ворота Тибета. Только прилетев в Лхасу, альпинистские экспедиции могут попасть на Эверест. Дело в том, что, по решению китайских властей, все наземные границы для иностранцев закрыты, а по земле могут идти только граждане Китая и шерпы. Хотя логичнее, конечно, добираться до Эвереста напрямую из Непала, минуя Лхасу, но пока что одна граница закрыта, а другая не восстановлена.

 

 

 
Фото: Денис Провалов
 

 

В Лхасе живет 400 тысяч человек, причем тибетцы — в абсолютном меньшинстве. Большая часть населения — это китайцы, которые построили в городе аэропорт, вокзал, принесли с собой электричество, медицину, хорошие дороги — те блага цивилизации, которые присущи современности. Но нужно ли это тибетцам, еще вопрос.

Сейчас Лхаса — это китайский город с тибетским акцентом, но этот акцент запрятан глубоко внутри. С каждым годом в Лхасе остается все меньше тибетского, а город становится все более современным.

Тибетцы в Лхасе не агрессивны, поэтому китайцы их постепенно «прихватывают». И если бы популярные достопримечательности — Джоканг и Потала — не были настолько притягательны для туристов, то китайцы давно бы освоили и эту территорию.

Тибетцы продолжают жить в историческом центре Лхасы, где сохранился истинный дух Тибета. Особо интересно возле монастыря Джоканг, в котором хранится самая древняя статуя Будды в мире. Эту реликвию 2,5 тысячи лет назад привезла непальская принцесса, когда вышла замуж за тибетского принца. В Джоканге тибетцы устраивают религиозные обряды: ходят вокруг монастыря с молитвенными барабанами, выполняют простирания — идут ползком, словно гусеницы.

 

 

 
Фото: Денис Провалов
 

 

В Лхасе стоит царский дворец и храм Потала, который сейчас открыт как музей. Далай-лама XIV, сбежавший из Тибета во время вторжения китайцев, в нем не жил — для него построили Летний дворец, в котором соединились тибетские традиции и европейская культура. В годы Второй мировой войны юный далай-лама общался с австрийцем Генрихом Харрером, который сбежал в Тибет из лагеря для военнопленных в Индии — именно об этом говорится в фильме «Семь лет в Тибете».

Мы проведем в Лхасе один день, а после ночевки отправимся на Land Cruiser Prado и LC 200 в сторону базового лагеря Эвереста. На это уйдет около трех дней. На высоте 4200 метров мы сделаем двухдневную акклиматизационную остановку, чтобы привыкнуть к высоте. А дальше начнется самое главное — нас ждут базовый лагерь и восхождение!

Узнайте больше об экспедиции на специальном сайте проекта #toyotaevertest

ОРИГИНАЛ МАТЕРИАЛА НА САЙТЕ СНОБ

 

Читайте также:

Марина Геворкян. Восхождение на Эверест. Десятый день. А у нас Новый год

«Сноб» и Toyota продолжают экспедицию к самой высокой горе в мире: участники первой российской женской экспедиции на Эверест добрались до Катманду   Фото: Денис Провалов   Мы приехали в Катманду, и у нас Новый ... читать больше

«Сноб» и Toyota продолжают экспедицию к самой высокой горе в мире: участники первой российской женской экспедиции на Эверест добрались до Катманду

 

Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

 

Мы приехали в Катманду, и у нас Новый год! 12 апреля в Непале наступил новый 2073 год и официально стартовала экспедиция «Эверест-2016». В Катманду собралась все 28 человек (не считая шерпов) из России, Украины, Китая, Северной Ирландии, Польши.

 

Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

 

Мы живем в историческом отеле класса люкс Yak & Yeti — это легендарное место, из которого уходили все экспедиции на Эверест. Сейчас в отеле собрались почти все группы, которые начнут восхождение с севера — кругом альпинистские тюки. Раньше в отель первыми заезжали швейцарцы, а последними — русские. Все уходили в разное время, но сейчас из-за проволочек китайских властей все стартуют одновременно.

Дело в том, что 7 апреля китайцы тормознули всех альпинистов мира, которые собирались на Эверест, заявив, что могут никого не пустить. Власти объявили, что участникам экспедиций может не хватить продовольствия. И люди неделю сидели на чемоданах, гадая, откроют в 2016 году сезон Эвереста или нет. Слава богу, три дня назад шерпов пустили через границу, и они начали возводить альпинистские лагеря.

 

Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

 

Сегодня мы видели легендарного японского гида Хиро, который шесть раз поднимался на Эверест. Мы братались с ним еще в прошлом году. При встрече он пожелал, чтобы удача сопутствовала нам больше, чем год назад.

В Непале есть легендарная семья шерпов, которую в Новый год чествовали у премьер-министра Непала. Самый известный из них — это Мингма, который восемь раз поднимался на Эверест! Его семье принадлежит три рекорда, все они попали в Книгу Гиннесса: первый установила его младшая сестра Пасанг, которая покорила Эверест в 15 лет. Второй рекорд у его старшей сестры Лакпы, которая в этом году пойдет на Эверест в седьмой раз. А третий они установили вместе, когда втроем взошли на вершину.

 

Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов
Разрушенная площадь Дурбан

 

Их семья — одна из самых знаменитых в Непале. Из восьми детей пятеро были на вершине самой высокой горы. Все они родились на высоте четырех тысяч метров в ущелье, куда можно добраться на вертолете или пешком, потратив на дорогу шесть дней. Их родители — отцу 85 лет, а матери 82 года — до сих пор живут там и пасут 400 яков. Из всей семьи только Мингма живет в Катманду, все остальные — или в Европе, или в Штатах. Пасанг вышла замуж за европейца и сейчас владеет сетью магазинов в Европе.

Лакпа пойдет вместе с нами на Эверест. В прошлом году перед землетрясением она без умолку твердила, что видит — а шерпы реально видят, — что я дойду до вершины. Я ей отвечала, что не хочу, а она говорит, что мое тело создано для вершин. Но я пока все же пойду до северного седла Эвереста.

 

Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов
Экспедиционные мешки в гостинице «Як и Ети» готовы к отправке в Лхасу

 

Сегодня мы ездили на обзорную экскурсию по Катманду, чтобы посмотреть, во что превратился город после землетрясения. К сожалению, за год ничего не восстановили. На что пошли деньги, которые им посылали со всего мира, непонятно. Жители разобрали завалы, но все осталось как прежде, — правда, билеты в исторические места выросли в два раза.

Еще мы только сегодня узнали, что зимой Непал пережил блокаду. Она началась из-за восстания на юге страны: непальцы, недовольные новой Конституцией, перекрыли дорогу в Индию. Из-за этого страна на шесть месяцев осталась без газа и света. Только месяц назад все начало налаживаться.

 

 
Фото: Денис Провалов
 

Все время, что я в Катманду, мне вспоминаются строчки из песни «Крематория»: «Мы любили танцевать / Босиком на битом стекле / Умели плавать в соляной кислоте / И ходить по тонкому льду / В своем родном Катманду». Это самый грязный город, в котором я когда-либо бывала, но я его обожаю.

В Катманду стоит ступа Боднатх, которая до недавнего времени считалась самой высокой в мире. Я не видела ее после землетрясения, а сегодня специально съездила: из-за подземных толчков ступе снесло крышу на уровне глаз Будды. Ее построили в VI веке, и 14 веков никто не знал, что находится внутри, поскольку в ступу входить нельзя. А после землетрясения все увидели, что внутри находится священное дерево, которое сейчас открыто для публики. Мы видели это дерево, и я даже прикоснулась к нему.

Узнайте больше об экспедиции на специальном сайте проекта #toyotaevertest

 

ОРИГИНАЛ НА САЙТЕ СНОБ

 

Читайте также:

Андрей Цыганов. Восхождение на Эверест. Восьмой и девятый дни. На пути в Лхасу

Экспедиция к высочайшей горе в мире продолжается — «Сноб» и Toyota едут по Тибетскому нагорью и вскоре прибудут в Лхасу   Фото: Андрей Цыганов   Мы ночевали в местечке под названием Танголашанжень, которое ... читать больше

Экспедиция к высочайшей горе в мире продолжается — «Сноб» и Toyota едут по Тибетскому нагорью и вскоре прибудут в Лхасу

 
Фото: Андрей Цыганов
Фото: Андрей Цыганов

 

Мы ночевали в местечке под названием Танголашанжень, которое находится в Тибете на высоте 4,5 тысячи метров. Потом мы пересекли два примерно одинаковых перевала: один — на высоте 5000 метров, другой — 5200.

Наши Land Cruiser Prado и LC 200 не подводят и едут очень уверенно. У нас к ним нет никаких нареканий: машины без проблем поднимаются и спускаются по извилистым дорогам, нам удобно обгонять идущий впереди транспорт. Опять же у Land Cruiser мощные моторы, что немаловажно в нынешних условиях.

Сейчас поднимаемся на Тибетское нагорье — это огромная территория, которая раскинулась с севера на юг примерно на тысячу километров. По идее, это пустыня, только на высоте четырех-пяти тысяч метров. Маршрут постоянно идет вдоль железной дороги: мы ее пересекаем то слева, то справа. Удивительно, как люди смогли построить столь грандиозное сооружение на такой высоте.

 

Фото: Андрей Цыганов
Фото: Андрей Цыганов

 

Мы едем по основной магистрали, которая связывает Лхасу с внешним миром. Дорога сильно загружена, не сказать, что есть «пробки», но трафик напряженный. В пути нет времени, чтобы расслабиться, работают все: и водитель, и штурман, который подсказывает, куда ехать, — часто водитель не видит, где и когда обгонять. По плотности поток машин напоминает трассу Москва — Питер.

В Тибете нет многомиллионных городов, а деревни встречаются редко — наверное, каждые 200 километров. Жить на высоте 4,5 тысячи метров — довольно сомнительное мероприятие. Конечно, здесь нет тех громадных небоскребов, что мы видели в Китае, — все проще и печальней.

 

Фото: Андрей Цыганов
Фото: Андрей Цыганов

 

Мы переносим высоту не то чтобы тяжело, но приятного мало. И только благодаря тому, что мы находимся в автомобиле, акклиматизация проходит не так интенсивно: когда едешь, почти не двигаешься, бережешь силы. К тому же в автомобилях комфортно, — и это только когда в рекламных текстах такое читаешь, думаешь: что за ересь люди несут? А когда находишься в тяжелой обстановке на дороге, ценишь каждую, даже самую маленькую деталь: материалы, угол обзора, подлокотники, наклон сидений. Ведь любой физический труд, например, выгрузка вещей из машины, дается с трудом. По ночам в гостиницах тяжело и спать, и дышать. Вчера вечером воспользовались баллоном с кислородом. Но мы в порядке.

 

Фото: Андрей Цыганов
Фото: Андрей Цыганов

 

Сейчас мы находимся посреди Тибетского нагорья в городе Нагчу, который стоит на высоте 4,5 тысячи метров. К нам присоединился тибетский гид — важный член команды, без которого въезд в Лхасу невозможен. Уже завтра мы спустимся в город (он на высоте 3,5 тысячи метров) и встретимся с остальными участниками экспедиции.

 

Узнайте больше об экспедиции на специальном сайте проекта #toyotaevertest

 

Читайте также:

 

ИСТОЧНИК СНОБ

 

Марина Геворкян. Восхождение на Эверест. День седьмой. Голмуд как первый акклиматизационный пункт

«Сноб» и Toyota продолжают путешествие к Эвересту. Автомобили достигли главного перевалочного пункта Китая — Голмуда   Фото: Денис Провалов   Голмуд — это город ни о чем. В том смысле, что делать здесь ... читать больше

«Сноб» и Toyota продолжают путешествие к Эвересту. Автомобили достигли главного перевалочного пункта Китая — Голмуда

 
Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

 

Голмуд — это город ни о чем. В том смысле, что делать здесь практически нечего. Это главный транспортный узел на границе Китая и Тибета, поэтому единственная его достопримечательность — столпотворение: очень много людей с тюками, повсюду большие и маленькие машины, небрежно груженные какими-то коробками и пакетами, запах железнодорожного полотна, телеги и тележки.

Для нас самым главным впечатлением стало, наконец, первое испытание для людей и автомобилей: на пути к Голмуду мы начали делать акклиматизационные остановки. Как это выглядит и что это такое?

Акклиматизационные остановки — это когда экспедиция делает перерыв на маршруте и привыкает к высоте. Несмотря на то что пока мы на 3200 метрах над уровнем моря, для новичков это сложное испытание. Поэтому мы специально заезжали на автомобилях к подножию гор — обычно это такая вязкая песчаная поверхность, — парковали наши Toyota LC Prado и LC200 и поднимались на горы: 150 метров вниз и наверх, 250 метров вниз и наверх. Автомобили, кстати, в отличие от людей, чувствовали себя прекрасно — никаких изменений мы не заметили: идут ровно, не вязнут, ведут себя уверенно и маневренно.

 

 
Фото: Денис Провалов
 
 

Со стороны подобное мероприятие выглядит как зарядка, еще можно подумать, что 250 метров — это совсем не высота, а ерунда какая-то; но на самом деле, это очень важная часть пути на Эверест. Если не делать остановки, вас замучает «горняшка»: от недостатка кислорода начинаются головные боли, головокружения, тошнота, слабость, тремор конечностей. Снять симптомы можно только при помощи кислорода или специальных препаратов. Кстати, все поезда, идущие из Голмуда в Лхасу, оснащены кислородным оборудованием, поскольку железнодорожный путь пролегает сквозь горы и перепад высот составляет до 2000 метров: в районе города Нагчу поезд идет на высоте 5200 метров над уровнем моря, а в районе конечного пункта спускается на 3200 метров.

Наша экспедиция на двух автомобилях Toyota проделает этот путь до Лхасы в ближайшие два дня. 

Узнайте больше на специальном сайте проекта #toyotaevertest

 

Читайте также:

Марина Геворкян: Восхождение на Эверест. День шестой. На границе Тибета

Экспедиция на главную вершину мира продолжается: «Сноб» и Toyota добрались до озера Цинхай на западе Китая и вплотную приблизились к Тибету   Фото: Денис Провалов   Сегодня мы ночевали на озере Цинхай. Формально ... читать больше

Экспедиция на главную вершину мира продолжается: «Сноб» и Toyota добрались до озера Цинхай на западе Китая и вплотную приблизились к Тибету

 
Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

 

Сегодня мы ночевали на озере Цинхай. Формально мы еще не в Тибете, он подальше, но «тибетское» уже началось. Например, на озере больше тибетцев, чем китайцев. При этом городок Улан, в котором мы находимся, совершенно китайский, но немного нетипичный: здесь ничего не строят, хотя весь остальной Китай — одна большая стройка.

В пути я расспросила нашего гида, почему в Китае сносят древние памятники (например, мы не нашли ничего исторического в городе VI века). Он рассказал, что это началось вместе с экономическим ростом около 30 лет назад: тогда китайцы стали активно переезжать в города. Центральные власти хотят сохранить историю, но у них не хватает рычагов воздействия. А региональным чиновникам выгоднее застроить города небоскребами, чем содержать древности и ждать, пока разовьется туризм. Не то чтобы китайцы плохо относятся к памятникам, просто, как говорится, бабло побеждает зло.

 

 
Фото: Денис Провалов
 

С машинами связано одно забавное впечатление. Весь Китай — это музей поддельных тачек. Повсюду копии, или, как модно говорить, реплики дорогих автомобильных марок. Столько незнакомых эмблем автомобилей я никогда в жизни не видела. Их так много, что отследить все названия и значки просто нереально. Среди фейковых машин попадаются и настоящие Toyota.

 

 
Фото: Денис Провалов
 

Что меня продолжает удивлять в нашей поездке, так это невообразимое число мечетей. Мы уже съехали с Шелкового пути, где их присутствие было вполне логично, и едем в сторону Тибета, а мечетей меньше не становится. В каждой деревне мы видим мечети, причем почти везде их только строят! На севере, западе и юге Китая живет почти 20 миллионов мусульман. И в каждой деревне они обращаются к местным властям с просьбой построить мечеть — те не возражают. Откуда мусульмане берут деньги — не знаю, наш китайский гид говорит, что на их строительство собирают всей деревней и, быть может, получают также помощь из арабских стран. Меня это поразило. Я думала, что Китай в этом смысле стоит особняком от мировой исламизации. Оказалось совсем не так, а потому, когда я вижу китайцев в тюбетейках и хиджабах, у меня голова идет кругом.

Еще один факт поразил меня в самое сердце: наш гид рассказал, что в Китае произошло историческое событие — отменили закон «Одна семья — один ребенок», который действовал не одно десятилетие. От этой политики отказались теперь повсеместно. Власти пошли на такой шаг из-за нехватки рабочих рук: в Китае живет 300 миллионов пенсионеров. Только представьте: две России пенсионеров!

#toyotaevertest

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ

 

Читайте также:

Восхождение на Эверест. День четвертый. Яичница с помидорами как символ дома

Экстремальная экспедиция на Эверест продолжается: «Сноб» и Toyota проехали древнюю китайскую столицу, наблюдали туман над Янцзы, успели заблудиться среди скал и наконец въехали в Тибет   Фото: ... читать больше

Экстремальная экспедиция на Эверест продолжается: «Сноб» и Toyota проехали древнюю китайскую столицу, наблюдали туман над Янцзы, успели заблудиться среди скал и наконец въехали в Тибет

 

Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

 

Сегодня мы проехали около 500 километров и почти вплотную приблизились к Тибету. Перед нами расступились холмы и открылось тибетское плато, где раскинулись песчаные горы. Они еще не такие высокие (великаны под 5 тысяч метров нас ждут впереди), но от одного их вида у меня по телу пробежали мурашки. Предвкушение, что совсем скоро мы окажемся в Базовом лагере Эвереста, томящее и очень приятное.

Сегодня я вела наш Land Cruiser 200, а Prado шел впереди. В пути попалось много крутых поворотов, что на спуске, что на подъеме, но серпантины для наших машин вообще не проблема. Автомобили тяжелые, но послушные, ими приятно управлять. Сидя за рулем, я чувствовала себя уверенно и ничего не боялась, с грузовиками разъезжалась без проблем.

До гостиницы, которая стоит на озере Цинхай — это самое большое бессточное соленое озеро в Азии, — добрались к вечеру. Сначала хотели поселиться в другом месте, но в той гостинице лопнул водопровод, и нам пришлось ехать в новую. Мы наметили примерную точку, думали, что проедем 3–5 километров, а вышли все 50 — фактически ехали в полутьме через перевал по наитию.

 

 
Фото: Денис Провалов
 

Гостиница стоит прямо на берегу, но постояльцев здесь немного: китайские студенты да мы. Не сказать, что это рай для туриста — быть может, когда-нибудь здесь появится рекреационная зона, но пока все довольно аскетично. Типичная китайско-тибетская гостиница, которую не отапливают. Ничего другого я и не ожидала. Но здесь отменно кормят: нам приготовили яичницу с помидорами — такую же вкусную и сочную я пробовала только в Ереване. Эта яичница, как бы глупо это ни звучало, подарила нам чувство дома. Как будто бы мы снова в привычной обстановке, где все понятно, все предсказуемо, тепло и дружелюбно. 

Во время нашей поездки мы опровергли распространенный миф, что в Китае, как и по всей Азии, очень грязно. Это неправда. Везде, где мы останавливались, очень чисто. 

 

 

 
Фото: Денис Провалов
 

Пока главным впечатлением для меня стало огромное количество мечетей на пути. Никогда прежде я не встречала их так много в неисламской стране: а тут в каждой деревушке — по две, причем новые, красивые, ладные. У меня есть предположение, что связано это с тем, что мы идем по маршруту Великого шелкового пути. Я уже рассказывала, что многие мусульмане пришли в Китай именно по этой караванной дороге. Тем не менее этот архитектурный паноптикум и понимание, какой Китай на самом деле, рождает странное и немного тревожное чувство. Между собой мы перешучиваемся: «Говорят, что нас завоюют китайцы? Ничего подобного! Нас завоюют китайцы-мусульмане».

#toyotaevertest

ОРИГИНАЛ

 

Читайте также:

Марина Геворкян: Восхождение на Эверест. Как взвесить «инь» и «ян»

«Сноб» и Toyota продолжают путешествие к главной вершине мира: участники экспедиции на Эверест добрались до города Тяньшуй   Фото: Денис Провалов   Сутки прошли бурно: мы ночевали в городе Тяньшуй, с утра сходили в ... читать больше

«Сноб» и Toyota продолжают путешествие к главной вершине мира: участники экспедиции на Эверест добрались до города Тяньшуй

 
Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

 

Сутки прошли бурно: мы ночевали в городе Тяньшуй, с утра сходили в древний монастырь, побывали в храме первого императора Китая, успели заблудиться, оказаться на бездорожье, испытать новые функции машины, потерять интернет и снова его найти. Но обо всем по порядку. А скорее, вообще без порядка.

Сначала мы отправились в даосский храм. В Китае вообще четыре официальные религии — буддизм, даосизм, христианство и ислам. Даосы — последователи Лао-Цзы, который жил 2000 лет назад. При этом есть два течения в даосизме — северяне и южане. Северяне во всем «следуют природе», то есть живут с ней в гармонии, не едят мясо, не женятся и всячески отождествляют себя с мирозданием. Обратная сторона этого в том, что они не моются, не стригут волосы и вообще выглядят, мягко скажем, необычно. Но я не буду вдаваться в подробности — понимаю, сейчас меня закидают помидорами и что я ничего не понимаю в этой философии и религии. У южных, кстати, все нормально: они женятся, моются, а мясо не едят только в пост. Так вот, мы оказались в северной части, в монастыре, где живет около 20 человек. Это очень красивое и тихое место. То ли третий век, то ли шестой век (в Китае вообще все построено либо в III и VI веке, либо в VIII и X веках, а потом все было  разрушено землетрясением, случившимся 1200 лет назад).

После монастыря наша команда на Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado отправилась в храм Фу Си. Фу Си считается прародителем китайцев, он жил восемь тысяч лет назад. Город Тяньшуй, как говорят гиды, является центром китайского мироздания, откуда пошел прародитель китайцев Фу Си и откуда пошли все китайцы, а дальше весь мир. Но это версия гидов, конечно.

В храме Фу Си изображен сидящим на троне в набедренной повязке из листьев. Он сконцентрирован на том, что все в мире есть «инь» и «ян». Гид рассказывал, что китайская медицина основана на балансе между «инь» и «ян». И, если человек заболел, значит, что-то из этого перевешивает. Ровно так лечат китайские доктора — собирают всякие травки, заваривают их и смотрят, чего тебе не хватает: «инь» или «ян». Отмеряют, взвешивают и так лечат.

 

 
Фото: Денис Провалов
 

Помимо этого, Фу Си наблюдал за восемью стихиями — в частности, небо, земля, гром, вода — все они изображены на потолке. А на полу находится карта, на которой нет не то что Москвы, даже Россия не указана. Там есть Кейптаун, Сидней, Вена, но Москвы нет. Мне еще показалось, что на карте сдвинут масштаб, и поэтому русские земли немного зажаты. Не то чтобы у меня были имперские замашки, но масштаб явно не соблюли.

После мы поехали в национальный парк, в котором находится одно из самых больших в мире наскальных изображении Будды. Это огромный портрет величиной со скалу, на котором видны натуральные краски синего, зеленого, красного цветов. Интересно, как 1500 лет назад рабочие нарисовали Будду на скале? Они должны были либо спускаться сверху со страховкой, что исключено, либо построить гигантские леса.

Здесь мы немного отвлеклись от дороги и заплутали, а навигатор не смог показать, как спуститься. Мы по наитию съехали в месте, где заканчивалась дорога. А дальше оказались, что называется, in the middle of nowhere, или, проще говоря, в глуши.

Мы искали дорогу и поехали по глинистому бездорожью, где наш Land Cruiser 200 творил чудеса. На подъем я включала «понижайку», а при спуске использовала функцию Crawl Control. Это похоже на круиз-контроль, но очень специфический — внедорожный. Обычно, когда тормозишь на спуске, то колеса блокируются и ты теряешь управление. Но с этой опцией все проще: она сама за тебя всё делает, и на газ жмёт и на тормоз, когда надо  — ты, главное, рули.

Я ехала на третьей скорости этого Crawl Control’а из пяти доступных в среднем темпе 5-7 км/час. Машина сама выбирает, как ей лучше всего спуститься, чтобы колеса не заблокировались. Бывает так, что одно колесо проворачивается, крутится, а другое, наоборот, стопорится. Это полезно тем, кто любит offroad, особенно на спуске.

 

 
Фото: Денис Провалов
 

После мы благополучно добрались до Ланьчжоу — это небольшой по китайским меркам город, в котором живет четыре с небольшим миллиона жителей. Город появился в VIII–X веках. Как и Сиань, в котором мы были пару дней назад, он — часть маршрута Шелкового пути. По этому городу видно, как китайцы на самом деле «гордятся» своей древностью. Кажется, здесь можно встретить только одну пагоду X века. Я спросила у местных, где же старые постройки, а мне сказали, что их снесли местные власти. Город хаотично застраивают жуткими небоскребами, что понятно — проблема расселения полутора миллиардов стоит острее. Но я тем не менее была неприятно поражена; стало обидно за жителей, которые лет через двадцать будут жить в стране nowhere.

В основном, достопримечательности, в которых мы пока были, находятся вдали от городов, в горах — там, где невозможно построить небоскреб. А если, не дай Бог, храмы стоят на месте, пригодном для строительства, то обычно конец храму. Я не была в Шанхае, но говорят, именно в нем лучше всего сохранился старый город. Видимо, Шанхай — самый богатый и может себе позволить хранить старину.

Сегодня мы с моим компаньоном, оператором Денисом Проваловым ужинали в хорошем ресторане при отеле. На 1800 рублей мы объелись крабами и креветками так, что нас можно было выносить. В провинции еда в Китае недорогая даже, если ты живешь в отличном отеле.

Наше путешествие продолжается: дальше мы отправимся на западный берег озера Цинхай на западе Китая — это самое большое горное озеро в Центральной Азии.

#toyotaevertest

Оригинал статьи

Читайте также:

На пределе возможностей. Экстремальное путешествие людей и автомобилей к высочайшей точке Земли

Восхождение на Эверест. День первый

Восхождение на Эверест. День второй. Туман над Янцзы