Внутренний курс компании: 1 $ = 98.11 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66

Группа  Клуба 7 Вершин «Без Оливье» отметила Новый Год в Дебоче и поднялась в Дингбоче. Погода и виды великолепны!

Базовый лагерь Эвереста (Непал). Максим Шакиров, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Всем привет и поздравления с Новым Годом из Дингбоче от команды «без Оливье»! На связи Макс Шакиров. 31 декабря, к вечеру, мы дошли до Дебоче, любуясь по пути на Эверест, Лхоцзе, Нупдзе и ... читать больше

Максим Шакиров, гид Клуба 7 Вершин, из Непала:   Всем привет и поздравления с Новым Годом из Дингбоче от команды «без Оливье»! На связи Макс Шакиров. 31 декабря, к вечеру, мы дошли до Дебоче, любуясь по пути на Эверест, Лхоцзе, Нупдзе и Ама-Даблам. Погода и сотни отснятых по дороге фотографий сделали настроение нашей новогодней вечеринке. Открыв бутылку привезённого из Москвы шампанского, мы дружно встретили Новый Год по Магаданскому времени. Правда, без салата оливье, но за то с хамоном и колбасой. 1 января. Погода не перестала нас баловать и всю дорогу от Дебоче до Дингбоче мы то и дело останавливались, чтобы запечатлеть окружающее нас великолепие.

Завтра выходим в Лобуче. И надеемся на продолжение погодной феерии!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Намче-Базар в снегу. Группа  Клуба 7 Вершин «Без Оливье» в восторге картинок зимней долины Кхумбу

Базовый лагерь Эвереста (Непал). Максим Шакиров, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Всем привет от команды «Без Оливье» из Намче! На связи Макс Шакиров. Здесь вчера ночью выпало полметра снега, красота – неописуемая. Погодные катаклизмы внесли изменения в график нашего ... читать больше

Максим Шакиров, гид Клуба 7 Вершин, из Непала:  Всем привет от команды «Без Оливье» из Намче! На связи Макс Шакиров. Здесь вчера ночью выпало полметра снега, красота – неописуемая. Погодные катаклизмы внесли изменения в график нашего продвижения к цели и теперь мы идём вверх без остановок на отдых. Встречать Новый Год будем в Дебоче, но скорее всего без связи. Наша команда поздравляет всех с Наступающим и желает каждому из вас здоровья, любви и красивых восхождений!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа Клуба 7 Вершин «Без Оливье» перелетела в Луклу и совершила первый переход по пути к Эвересту

Базовый лагерь Эвереста (Непал). Максим Шакиров, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Всем привет из Пахдинга от команды «Без Оливье»! На связи Макс Шакиров! Сегодня нам всё же удалось вылететь из Катманду в Луклу и совершить переход до места первой ночевки. До Пакдинга шли чуть ... читать больше

Максим Шакиров, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Всем привет из Пахдинга от команды «Без Оливье»! На связи Макс Шакиров! Сегодня нам всё же удалось вылететь из Катманду в Луклу и совершить переход до места первой ночевки. До Пакдинга шли чуть более двух часов (что очень неплохо). С хорошим настроением и аппетитом пришли в уютную «Sherpa Guide Lodge”, вкусно поужинали и ложимся спать. Завтра непростой переход в Намче.  Настроение и самочувствие в команде - отличное!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоотчет Виктора Володина о восхождении на гималайскую вершину Ама-Даблам. Приглашаем в весенний Непал с нашими лучшими гидами!

Ама-Даблам. 16 ноября 2021 года команда Клуба 7 Вершин во главе с гидом Виктором Володиным поднялась на высшую точку красивейшей вершины Гималаев – Ама-Даблам. Вашему вниманию подборка фото и видеокадров, сделанная в качестве отчета об экспедиции. читать больше

16 ноября 2021 года команда Клуба 7 Вершин во главе с гидом Виктором Володиным поднялась на высшую точку красивейшей вершины Гималаев – Ама-Даблам. Вашему вниманию подборка фото и видеокадров, сделанная в качестве отчета об экспедиции.

 

 

Идет набор в группы весеннего непальского сезона.  Приглашаем открыть для себя Непал с Супер-Гидами Клуба 7 Вершин - Владимиром Котляром, Александром Дорожуковым и Сергеем Автомоновым!

Наши программы и подробности

можно посмотреть здесь…

 

 

 

 

 

 

 

Приглашаем в Непал! Оля Румянцева. По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.

Базовый лагерь Эвереста (Непал). Волшебные вершины Непала, его тропы, мосты и монастыри, шум Катманду и вечерняя тишина высотного лагеря, выброс адреналина во время перелёта в Луклу и долгожданный взгляд Эвереста. В эту чудную страну хочется возвращаться и возвращаться. ... читать больше

Волшебные вершины Непала, его тропы, мосты и монастыри, шум Катманду и вечерняя тишина высотного лагеря, выброс адреналина во время перелёта в Луклу и долгожданный взгляд Эвереста. В эту чудную страну хочется возвращаться и возвращаться. Да… как Вам идея встретить Новый Год в походе к подножью высочайшей горы Мира. У нас есть для Вас чудная компания во главе с опытным гидом и интереснейшим человеком Максом Шакировым.  Присоединяйтесь! А также у нас уже идёт активная запись на весенние треккинги с супер-гидами Клуба 7 Вершин!

 

Оля Румянцева. По дороге к Мере

(путешествие осенью 2021 года)

В чудесном местечке под названием Чутанг, где вечера окутаны облаками, иногда сквозь облака в особо правильных местах пробивается немного интернета в телефон, а по ночам слышно, как в соседней комнате стучат от холода зубы у коллег-путешественников, зато утро радует божественными видами, мы провели два дня и две ночи.

Конечно, это не то место, где хочется остаться подольше. И можно было так долго не задерживаться в Чутанге.
Но из него нам предстояло дойти до посёлка Тули Кхарка, пройдя через перевал высотой почти 5000 метров.
А для этого, знаете ли, акклиматизация нужна.
Да и сам посёлок Тули Кхарка находится на высоте 4250 метров. И без должной акклиматизации ночь на такой высоте может подкинуть немало неприятных сюрпризов.

Нет, если бы у нас была цель просто проскочить перевал, как-нибудь переночевать в этой самой Кхарке и валить вниз - оно бы можно было проскочить и на второй день похода.
Но у нас-то была более далеко идущая цель - как следует акклиматизироваться по дороге к главной цели нашего похода - горе Мера пик.
Акклиматизироваться и не растерять остатки здоровья.
А для этого пришлось потерпеть бытовые неудобства Чутанга - на нашем пути здесь были самые, мягко говоря, скромные для выживания условия.
Потерпеть, погулять и только освоившись на высотах в районе 4000 метров идти дальше и выше.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

А вы как думали?
В горы ходить - это вам не в шахматы играть. Здесь торопиться не надо.
Я вон и так уже в первый же день умудрилась голос потерять и ходила грустная и безголосая, активно осваивая азбуку мимики и жестов и очень надеясь найти голос где-нибудь там, по другую сторону перевала.

Впрочем, не так уж всё было и грустно. По крайней мере прогулки наши были чудесны, скрашены живописными картинками осеннего Непала.

С красивых картинок начиналось наше утро.
Солнце, лениво вылезая из облаков окрашивало рыжим верхушки дальних гор.
Облака потихоньку уползали вниз, в долину, уступая место короткому немного тёплому осеннему дню.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

В первый день мы прогулялись в сторону перевала. Посмотрели, куда нам на следующий день предстоит залезть.

Хотели сначала пойти погулять по тропинке на соседний холм, да решили этого не делать - из-за дождей и снега, которые активно шли всю предыдущую неделю, тропинка представляла собой грязевое месиво.

Вот и пришлось нам два дня по одной дорожке туда-сюда ходить.
Но повторение, как известно, мать приключения.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Я же уже говорила, что осенний Непал хорош?
Какой-то изысканной неброской красотой.
То тут, то там, словно многослойные накидки, словно лоскутное одеяло, какие-то цветовые пятна не слишком яркие, не кричащие о своей красоте, но завораживающие переходами и разнообразной фактурой.
Всё это хочется смотреть, видеть, осязать, ощупывать. Если не руками, так хоть глазами.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Весной, когда я здесь была в предыдущие разы, всё вокруг цвело - яркие ковры цветов на земле, разноцветные от нежно-розового до малинового цветы рододендронов на деревьях.
Я думала, мне этого будет очень не хватать.
Ан нет. Всё хорошо. Даже не знаю теперь, какой Непал мне нравится больше.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Наверное всё-таки осенний. Когда яркие цветы не отвлекают от мелочей и можно вглядываться в детали: в камни, мох, капли на ветках.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Хотя и осенью остались здесь самые стойкие бойцы цветочного фронта.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

В первый день мы поднялись где-то до высоты 4200 метров. Посидели, подышали разреженнымм воздухом и вернулись в наш приют.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

А уже на следующий день с утра пораньше - день-то предстоял долгий - собрали пожиточки и пошагали наверх, в сторону перевала.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

К этому времени голос мой пропал окончательно. Я даже шептать не могла. Впрочем, знающие товарищи подсказали, что шёпот только усугубит ситуацию со связками.
Так что я шагала сзади своего бодрого отряда и мысленно рассказывала им, как надо правильно ходить в походы.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Нашлись, правда, особые знатоки, которые рассказали, что наш голосовой аппарат устроен настолько сложно, что даже когда мы мысленно что-то говорим, то всё равно напрягаем связки. Чего в моём случае делать никак нельзя было.
Поэтому, говорят, что в случае потери голоса для его скорейшего восстановления надо исключить даже мысленную речь.

Но внутреннего гида, как говорится, не задушишь, не убьёшь.
К тому же, на второй день безголосья я уже мысленно смирилась с тем, что навсегда лишилась голоса.
С одной стороны я радовалась - наконец-то с полным правом и чистой совестью я смогу больше никогда не разговаривать с людьми по телефону.
С другой, как-то перспектива была так себе... Как же теперь люди смогут оценить мой искромётный юмор, послушать мои бесконечные рассказы. Да я ещё и песни петь люблю.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Вон вокруг красота-то какая. А я даже рассказать об этом не могу.
Участники мои ходят сами по себе, улыбаются, фотографируются.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

А я только руками машу, мол, поглядите-ка.
А они думают, что это я говорю: "Пойдёмте все вместе сфотографируемся."

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

- Не-не, - машу я руками, - Я не это имела в виду. Просто смотрите, какая красота.
А они:
- Наверное она хочет одна сфотографироваться.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Так потихоньку-полегоньку доползли мы до места, куда накануне дошли - до небольшого чайного домика на пути.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Смотрите, как красиво он из камней сложен.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Кстати, при желании здесь тоже можно переночевать.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Но мы ограничиваемся только чаем.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Вот гостеприимные хозяева запечатлевают это эпохальное чаепитие.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Мы же выдвигаемся дальше.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Постепенно набирая высоту и поднимаясь выше облаков.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

На перевал ведёт вот такая дорожка, выложенная из камней. Представляете, какой труд был выложить её.
Нам идти-то по ней нелегко, а каково было тем, кто таскал и укладывал эти камни.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

И вот наконец кажущийся бесконечным подъём заканчивается. Мы на перевале Затрва Ла.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

На самом деле я знаю, что это ещё не тот перевал, который нам нужен.
Когда я первый раз шла с группой на Мера пик, я по привычке не посмотрела на карту. Забравшись к этим флажкам, мы все радостно покричали "ура-ура!", устроили фотосессию. Дальше я думала, что нам предстоит головокружительный спуск вниз.
Каково же было моё удивление, когда пройдя немного вниз, мы опять полезли наверх.
Про удивлённых участников и их немой вопрос, застывший в глазах, я промолчу.

Чтобы дойти до настоящего перевала Затрва Ла надо было набрать ещё где-то сто метров по высоте.
Но там нет такого красивого места для фотографирования.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

И вот наконец перевал.
Посмотрите на счастливые и одухотворённые лица людей, достигших высоты 4800 метров.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

В это время на улице ещё и снег пошёл.
Так что из этого каменного строения их удалось выудить только обещаниями, что дальше - никаких подъёмов, только спуск.
А впереди чудеснейшая Тули Кхарка.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Оглядываюсь назад, чтобы оценить масштабы пройденного.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

А вот и Тули Кхарка.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

По сравнению с Чутангом - почти цивилизация.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

Почему "почти цивилизация"?
Здесь как и в Чутанге не было электричества и не было никакой связи.
Зато жилище было гораздо комфортнее. И туалет находился внутри помещения.
Казалось бы, какая мелочь. Ага. Когда на улице тёмная ночь и минусовая температура - это вот прям совсем не мелочь.

Как только мы пришли, опять повалил мокрый снег.
И даже терпеливые яки заглядывали в жилище, желая узнать, не пустят ли их погреться.

 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 
 
 
По дороге к Мере. Чутанг - Тули Кхарка. Как мы через перевал ходили.
 

 

 

Источник: Жизнь как приключение

 
 

По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери

Мера Пик. Ещё утром ты просыпаешься на кровати с белыми простынями в Катманду, который хоть и немного странный, но всё-таки город. А уже спустя несколько часов и один небольшой перелёт из Катманду до Луклы ты шагаешь по тропе с рюкзаком, мысленно ... читать больше

Ещё утром ты просыпаешься на кровати с белыми простынями в Катманду, который хоть и немного странный, но всё-таки город. А уже спустя несколько часов и один небольшой перелёт из Катманду до Луклы ты шагаешь по тропе с рюкзаком, мысленно прощаясь с городами, цивилизацией, белыми простынями и горячим душем на неопределённое количество дней.

Это ли не чудо!
Во всех смыслах.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Если и не чудо, то везение.
Чтобы рано утром без каких-то задержек и отмен рейсов долететь из Катманду в Луклу, должно сильно повезти.
Ещё сильнее вам повезёт, если ваш багаж долетит до Луклы вместе с вами.

У нас всё сложилось удачно (кроме развязавшейся красной верёвочки, которую накануне повязал мне и зашептал молитвами монах жаждущий денег якобы на удачу), и солнце ещё не согрело землю, а мы уже шагали по улицам Луклы.

Лукла, если кто не помнит, находится на высоте 2860 метров. Так что без солнца было весьма прохладно.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Мы ещё вернёмся в Луклу и погуляем по улочкам этого нашего последнего оплота цивилизации.
Сейчас же нам надо было ещё раз проверить наличие всего необходимого для успешного мероприятия, позавтракать, перепаковать вещи, отдав тяжёлые сумки на попечение и понесение портерам и с маленькими рюкзачками выдвинуться в путь.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Вот они - моя бравая команда, ещё не очень понимающая, что нас ждёт впереди.

А что, собственно нас ждало?

- Прощай, Лукла! Прощай, цивилизация! - написала я в ФБ, используя остатки доступного интернета.
И почти сразу получила комментарий в духе:
- Ой-ёй-ёй. Скажи ещё, что в Намче нет цивилизации.

И здесь надо сделать небольшое лирическое отступление для тех, кто не силён в топографии Луклы и района национального парка Сагаматра.
Для кого все вышеперечисленные названия пока ещё неведомые зверюшки.

Лукла - небольшой городок, расположенный на высоте 2860 метров, крайняя точка, где приземляются самолёты, привозящие людей, желающих прогуляться в сторону Эвереста.
Здесь нет дорог, здесь нет машин.
Как и много-много лет назад, если забыть про самолёты и вертолёты, уйти отсюда можно только пешком.

Собственно, за этим люди со всего мира сюда и прилетают - чтобы дойти до какой-нибудь красивой горы и по возможности забраться на неё.

Самый популярный маршрут - треккинг к базовому лагерю Эвереста.
Он не сильно изменился со времён как только люди задумались о восхождении на Эверест. Разве что стало как-то многолюднее.
Так же тропа идёт вверх-вниз, а по ней идут караваны яков, мулов, десятки портеров тащат нелёгкую поклажу, перенося вещи туристов, продукты питания, строительные материалы, да что они только не переносят, и идут сотни туристов, желающих посмотреть на Эверест.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Благодаря большому туристическому потоку, здесь неплохо развилось всё, что обслуживает этот самый поток.
Построены десятки отелей. От совсем простых дешёвых лоджей - фанерных неотапливаемых комнаток с кроватями, где надо спать в своём спальном мешке. До настоящих комфортабельных
гостиниц с кислородом в номерах и простынями с электроподогревом.
По дороге куча ресторанчиков.
И практически на всём пути к Эвересту работает мобильная связь с вполне приличным мобильным интернетом.

А в 20 километрах от Луклы находится Намче Базар - столица шерпов. Из небольшого посёлка Намче сейчас превратился в настоящий городок, побольше Луклы, с кафешками, ресторанами и магазинами.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

В эту сторону из Луклы идут люди чей путь, как я уже сказала, лежит к базовому лагерю Эвереста. Или те, кто хотят взойти на такие знаменитые непальские треккинговые шеститысячники как Айленд пик или Лобуче.
В этой же стороне находится красавица Пумори и Лходзе. И жемчужина здешних мест, самая красивая гора Гималаев, да что уж там, в принципе одна из самых красивых гор мира - Ама-Даблам.

Прочитав всё это вы уже хотите поинтересоваться, почему же я прощалась с цивилизацией, если на пути к горам всё так хорошо.

А потому что мы-то собирались взойти на Мера пик, для чего нам предстояло отправиться из Луклы в диаметрально противоположную сторону.

Дело в том, что в той стороне кроме Мера пика ничего нет. То есть туда идут только те люди, которые хотят взойти на эту гору.
Идти надо до посёлка Кхаре, который находится у подножья Мера пик на высоте 4800 метров. Путь занимает 5-6 дней в зависимости от программы акклиматизации.
И так как народу ходит в эту сторону немного, здесь, особенно в первые дни треккинга, нет выбора гостиниц, ресторанов и прочих излишеств.
Есть совсем простые лоджии, где можно пожить и поесть.
А мобильная связь пропадает практически сразу после выхода из Луклы и появляется потом весьма эпизодически.

И как это не парадоксально звучит, именно за это я и люблю восхождение на Мера пик. Ну, кроме других очевидных преимуществ перед Айленд пиком, с которым её чаще всего сравнивают.

По-моему, да и не только по-моему, треккинг до Меры - один из самых красивых треккингов Непала. А главное - почти безлюдный.
Особенно по сравнению с путём к базовому лагерю Эвереста.

Ох, что-то я заболталась. Нам же уже в путь пора.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

В первый день путь совсем недолгий.
Вы же помните, мы же утром ещё на белых простынях. Потом перелёт почти на 3000 метров.
А к вечеру нам надо было оказаться в посёлке Чутанг на высоте 3370 метров.

Так что впереди нас ждал приятный переход часа на 3-4.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Вот уже Лукла осталась где-то далеко позади и внизу и лишь последними кусочками домиков напоминает о том, что она была.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Приятно, когда можно идти, никуда не спешить, смотреть по сторонам, разглядывая детали и постепенно привыкая к новым картинкам перед глазами.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Осень в Непале - время разноцветных красок и прозрачного воздуха.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Днём, когда светит солнце и нет ветра, совсем хорошо. Тепло.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Вот наш непальский гид Нгатемба со своим юным помощником тоже радуется - хорошо.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Правда, в первые дни погода нас не сильно баловала.
Уже часам к трём дня всё затягивало облаками.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

А после четырёх погода и вовсе портилась.
Поэтому мы каждый день старались выйти пораньше, чтобы к обеду уже добраться до крыши над головой.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 
 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

А вот, кстати, да. Мы ж уже и пришли.
Вот он какой - этот Чутанг.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Вы хотели узнать, как выглядят эти самые лоджи, где находят приют путники?

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Вот так они и выглядят.
В каменных строениях комнаты с земляным полом. В комнате две кровати.
Весьма спартанские условия, учитывая, что ночью температура воздуха опускается ниже ноля.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Единственное место, где можно немного согреться - столовая.
Там обычно с пяти вечера на несколько часов затапливают печку, которая становится центром притяжения всех жителей лоджа.
От неё хоть немного можно погреться.

 
 
По дороге к Мере. Лукла - Чутанг. Первый день треккинга, первые потери.
 

Здесь нам предстояло прожить два дня.
Следующий день мы собирались посвятить неспешным прогулкам и акклиматизации, после чего, день спустя должны были отправиться на преодоление перевала Затрва Ла высотой почти 5000 метров. А это уже ого-го какая высота.

Ну, и завершая рассказ о нашем первом дне треккинга настало время рассказать об обещанных первых потерях.
Вернее, об одной потере. Но какой.

Я улетала из дома с немного больным горлом. Благодаря чудесам медицины горло удалось быстренько подлечить и не дать болезни развиться.
В первый день нашей программы горло у меня ещё более, но я невзирая на трудности и не жалея живота своего, то есть горла, целый день что-то говорила-говорила. Потому что какой же ты гид, если ты не разговариваешь.

На следующий день, когда мы прилетели в Луклу я продолжала что-то говорить, правда, уже немного осипшим голосом.
И вот к тому моменту как мы пришли в Чутанг, я вдруг обнаружила, что мой голос пропал.
Совсем.

Если у вас никогда голос не пропадал (завидую), то вам сложно будет понять ту гамму чувств, которая охватывает человека, когда он открывает рот в надежде произнести речь, а вместо этого, как в стихотворении: открывает рыба рот, но не слышно, что поёт.

Вот и я стала такой рыбкой.
Нет, у меня и раньше были проблемы со связками. Я в принципе начинаю хрипеть и сипеть, если долго поразговариваю. Я даже пару раз лишалась голоса. Но чтобы вот так, в боевых, можно сказать, условиях...

Я могла ещё коммуницировать с миром посредством шёпота. Но лёгкий гугл-поиск выловленным из воздуха интернетом тут же подсказал, что шёпот - верный путь к ухудшению ситуации с голосом.
Что его вообще на всю жизнь можно лишиться.

Итак, я стала немым гидом.
Слепой художник, безрукий сталевар... продолжать список можно долго.
Но это вряд ли опишет всю глубину проблемы.

Мы только начали наш путь к вершине. Впереди - дни с набором высоты и более суровыми условиями. У меня группа, которая ждёт моих ценных руководящих слов, я уже не говорю про светскую беседу по вечерам...

А я нема, как рыба об лёд. Да ещё и эта красная верёвочка развязалась...
Хорошенькое начало путешествия.
На месте участников, лично я бы возможно тут же сбежала обратно, пока бежать недалеко. Хорошо, что мне попались ребята с крепкими нервами.

 

Источник: Жизнь как приключение

Ольга Румянцева. Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.

Мера Пик. Этот аэропорт находится на высоте 2860 метров. Длина его единственной взлётно-посадочной полосы всего 527 метров. При этом её наклон 12%. Очень, знаете ли, удобно для самолётов, которые взлетают, словно падая в пропасть и тормозят ... читать больше

Этот аэропорт находится на высоте 2860 метров. Длина его единственной взлётно-посадочной полосы всего 527 метров. При этом её наклон 12%.
Очень, знаете ли, удобно для самолётов, которые взлетают, словно падая в пропасть и тормозят закатываясь вверх по склону и останавливаясь носом прямо перед горой.
Заход в этот аэропорт происходит из узкого ущелья, где практически нет места для манёвра самолёта. Взлёт и посадка в аэропорту осуществляются в ручном режиме по правилам визуальных полётов, а из навигационного оборудования здесь только радиостанция. Поэтому летают в Луклу самолёты только при хорошей видимости.
Расписание полётов определяет в основном погода.

Этот аэропорт официально признан самым опасным аэропортом в мире.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

И несмотря на все вышеперечисленные трудности и страшности, если погода позволяет, в этом аэропорту достаточно оживлённый трафик.
Ибо больно уж популярное направление.
Для большинства туристов из Луклы начинается путь на вершины или в треккинги.

На маршруте Лукла - Катманду работают пять авиакомпаний.
Начиная с раннего утра десятки самолётов один за другим, словно маршрутные такси, вылетают из Катманду.
Приземляются в Лукле, загружают новых пассажиров и летят обратно.
И так где-то до обеда, пока облака не закрывают возможность летать.

Все авиакомпании летают приблизительно одинаковыми и по характеристикам, и по состоянию самолётами короткого взлёта, которые, да не обидятся они на меня, я называю "летающими табуретками", вмещающими около 20 пассажиров.

У всех авиакомпаний для иностранцев билеты стоят одинаково - 170 долларов в одну сторону. Включено 15 кг багажа. За перевес, который случается практически у каждого туриста, предполагается какая-то небольшая доплата.

И сколько бы и какой авиакомпанией вы не летели в Луклу или из Луклы, неизменно одно (уж вы мне поверьте, я в этот раз по данному маршруту летала четыре раза тремя разными авиакомпаниями) - чувство страха и восторга.

Ну, что. Полетели?

Хоть я и назвала эти самолётики летающими маршрутками, здесь всё по-настоящему.
Регистрация, после чего пассажиры получают вот такие посадочные талоны, контроль безопасности, зал ожидания.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

И вот уже маленький автобус везёт к крошечному самолёту.

В доковидные времена в сезон покупать билеты на самолёт надо было сильно заранее.
На самые ранние рейсы, которые начинаются с шести утра, билеты обычно раскупают местные компании.
Самостоятельным туристам оставались только рейсы попозже. А чем позже вылет, тем меньше шансов, что он состоится.
Затянется ущелье облаками - и привет.

Сейчас же с билетами и местами в самолёты попроще.
Забегая вперёд расскажу, что когда я второй раз летела из Катманду в Луклу, на стойке регистрации неожиданно обнаружилось, что местные ребята перепутали и купили мне билет не Катманду - Лукла, а Лукла - Катманду.
Ну, бывает.

На моё счастье, тут же выяснили, что самолёт в Луклу этой компании ещё не улетел, но уже вот-вот вылетит, и в нём есть одно свободное место.

Посадочный талон и прочие документы мне оформляли в автобусике по дороге к самолёту.
Я же говорю, это почти как маршрутка. Только воздушная.

Ну, ладно. К этой забавной истории мы ещё вернёмся.
Сейчас же мы просто летим в Луклу.

Заметили, что в посадочном талоне нет места?
Правильно. Здесь действует принцип, кто успел, тот туда и сел.

Если хотите красивые виды, то вылетая из Катманду надо садиться слева, где одинарные кресла. А из Луклы, соответственно, справа, где по два кресла.

Сели, ремни пристегнули, прослушали инструктаж по технике безопасности.
Раньше перед полётом стюардессы раздавали карамельки и ватные тампоны в уши. И дверь в кабину пилотов не закрывали, можно было смотреть, как они управляют самолётом.
Сейчас дверь к пилотам наглухо закрыта, а стюардессы в костюмах медрабодников только схему эвакуации показывают.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Вот, можете заранее изучить.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Один раз я сидела у аварийного выхода. Для таких пассажиров проводится отдельный инструктаж, который сводится к фразе:
- Пожалуйста, ничего здесь не трогайте.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Ну, полетели.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Всего полёт длится от 30 до 40 минут.

Сразу же за Катманду начинаются зелёные холмы.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Потом самолёт поднимается к облакам, из которых (если вы ничего не перепутали и сели по левому борту), вдруг появляются белые верхушки гор.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Облака расходятся и снова видны, покрытые лесами горы, на которых каким-то причудливым образом расположились домики.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Самолёт входит в то самое ущелье, где у него совсем мало места для манёвра, и летит совсем рядом со склоном.
Этот момент мне всегда почему-то не нравится.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

И наконец, ура, Лукла! Самолёт забегает в горку и останавливается.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Оценили, какой уклон взлётно-посадочной полосы? Именно он помогает затормозить при посадке и разогнаться при взлёте при такой скромной длине полосы.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Как только самолёт приземляется и подъезжает к терминалу, его сразу начинают разгружать.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Прилетевшие заходят в здание аэропорта, чтобы получить свой багаж и идти дальше по своим делам.
И тут же выстраивается очередь из улетающих.
Самолёт загружают, пассажиры проходят в салон.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

И вот уже самолёт готовится к взлёту.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

От момента прилёта до вылета может пройти минут пятнадцать.
Обычно неторопливые непальцы, здесь как нельзя быстры. Пока погода позволяет, надо летать.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Так и снуют всё утро - только один улетел, а навстречу ему уже другой летит.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Здесь же рядом, справа от взлётно-посадочной полосы находится вертолётная площадка.
И вертолёты тоже добавляют движа, постоянно то взлетая, то приземляясь.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Иногда просто диву даёшься, как они здесь разлетаются и как при кажущемся хаосе всё функционирует.

Я как-то провела пару часов на вертолётной площадке, наблюдая за всеми этими полётами туда-сюда.
Но это уже совсем другая история.

Мы же с моей командой благополучно приземлились а аэропорту Луклы, забрали вещи и пошли в город.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Чтобы быстренько позавтракать, ещё раз проверить, ничего ли не забыли и начать наш поход к Мера пику.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

 

 

 
 

Группа Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» прибыла на отдых в Катманду, после исполнения мечты

Айленд Пик. Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Всем доброго времени суток! Мы добрались до Катманду. Отъедаемся, отсыпаемся, завтра будем стараться вылететь домой. Всем большое спасибо, что переживали за нас! читать больше

 Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: 

 Всем доброго времени суток!  Мы добрались до Катманду.  Отъедаемся, отсыпаемся, завтра будем стараться вылететь домой. Всем большое спасибо, что переживали за нас!

 

  Гид группы Виктор Володин

Приглашаем в поездки в Непал!

 

 

 

 

 

 

ВЕРШИНА!  Группа Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» совершала успешное  восхождение на Ама-Даблам! Наши поздравления!

Ама-Даблам. Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Дорогие друзья, вчера, 15.11, сбылась мечта альпиниста. Мы сходили на красивую, прекрасную гору Ама-Даблам! Спасибо, что поддерживали нас! читать больше

 Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: 

  Дорогие друзья, вчера, 15.11, сбылась мечта альпиниста. Мы сходили на красивую, прекрасную гору Ама-Даблам! Спасибо, что поддерживали нас!

 

  Гид группы Виктор Володин

Приглашаем в поездки в Непал!

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» вышла на восхождение на Ама-Даблам

Ама-Даблам. Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Группа Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» сегодня выходит из базового лагеря и поднимается в лагерь-1. Всё хорошо, всё идёт по плану. читать больше

 Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: 

Группа Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» сегодня выходит из базового лагеря и поднимается в лагерь-1.  Всё хорошо, всё идёт по плану.

 

  Гид группы Виктор Володин

Приглашаем в поездки в Непал!

 

 

Фотографии из базового лагеря Ама-Даблам от группы Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста»

Айленд Пик. Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Группа Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» находится в базовом лагере Ама-Даблам. Всё в порядке, всё идёт по плану. читать больше

Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: 

 Группа Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» находится в базовом лагере Ама-Даблам. Всё в порядке, всё идёт по плану.

 

  Гид группы Виктор Володин

Приглашаем в поездки в Непал!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» выходит в базовый лагерь Ама-Даблам. Всё по плану

Ама-Даблам. Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Завтра утром выходим в базовый лагерь своей мечты. Пока всё идёт по плану. читать больше

Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: 

 

Завтра утром выходим в базовый лагерь своей мечты.  Пока всё идёт по плану.

 

  Гид группы Виктор Володин

Приглашаем в поездки в Непал!

 

 

Вершина!  Вчера супер-гид Клуба 7 Вершин Ольга Румянцева совершила успешное восхождение на вершину Ама-Даблам. Наши поздравления!

Ама-Даблам. Вчера, 9 ноября, Супер-Гид Клуба 7 Вершин Ольга Румянцева совершила восхождение на Ама-Даблам. Мечта исполнилась! Мы гордимся и сердечно поздравляем с совершением сложного восхождения! С победой! Ольга Румянцева: Как это было? Как и ... читать больше

Вчера, 9 ноября, Супер-Гид Клуба 7 Вершин Ольга Румянцева  совершила восхождение на Ама-Даблам. Мечта исполнилась!  Мы гордимся и сердечно поздравляем с совершением сложного восхождения!  С победой!

 

 

 Ольга Румянцева: Как это было? Как и предполагалось. Трудно, холодно, временами страшно.

Пока сложно описать всё произошедшее за последние дни….

Спасибо, что пустил и отпустил.

 

 

 

 

 

 

 

Вершина! Команда Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» совершила успешное восхождение на Айленд Пик

Айленд Пик. Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Сегодня, ни свет ни заря, в 1.30 ночи наша команда вышла в полном составе из базового лагеря на штурм Айленд пик. С погодой повезло, и в 8.30 мы были уже на вершине. Всем большое спасибо ... читать больше

Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: 

Сегодня, ни свет ни заря, в 1.30 ночи  наша команда вышла в полном составе из базового лагеря на штурм Айленд пик.  С погодой повезло, и в 8.30  мы были уже на вершине. Всем большое спасибо за поддержку!

 

  Гид группы Виктор Володин

Приглашаем в поездки в Непал!

 

 

 

 

Группа Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» сегодня поднялась в базовый лагерь под Айленд пиком

Айленд Пик. Группа Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» с гидом Виктором Володиным сегодня осуществила переход из поселка Чукунг в базовый лагерь под Айленд Пиком. Со связью в этом месте традиционно есть проблемы. Полноценного сообщения мы не получили, ... читать больше

Группа Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» с гидом Виктором Володиным сегодня осуществила переход из поселка Чукунг в базовый лагерь под Айленд Пиком. Со связью в этом месте традиционно есть проблемы. Полноценного сообщения мы не получили,  зато получили фотографии. Завтра по плану  намечено восхождение на Айленд Пик.

 

 

 

 

 

 

 

Группа Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» переместилась в поселок Дингбоче и выходит в Чукунг

Ама-Даблам. Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Вчерашний день закончился большим переходом до Дингбоче. Здесь нас ждала хорошая лоджия с теплым душем и вкусным ужином. Сегодня переход до Чукунга, в этом районе возможны перебои со связью. ... читать больше

Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: 

Вчерашний день закончился большим переходом до Дингбоче. Здесь нас ждала хорошая лоджия с теплым душем и вкусным ужином.  Сегодня переход до Чукунга, в этом районе возможны перебои со связью.  Тем не менее,  всех с праздником 7 ноября! Придется отметить с размахом.

 

  Гид группы Виктор Володин

Приглашаем в поездки в Непал!

Команда Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» поднялась на вершину Калапатар

Ама-Даблам. Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Всем доброго времени суток! Cегодня мы вышли в ночь на Калапатар. Вся команда поднялась на вершину в полном составе. Погода с утра очень холодная. Днём прекрасно… читать больше

Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: 

Всем доброго времени суток! Cегодня  мы вышли в ночь на Калапатар. Вся команда поднялась на вершину в полном составе. Погода с утра очень холодная. Днём прекрасно…

 

  Гид группы Виктор Володин

Приглашаем в поездки в Непал!

 

 

 

 

 

 

 

Команда Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» посетила базовый лагерь Эвереста

Базовый лагерь Эвереста (Непал). Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Сегодня группа Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» в полном составе посетила базовый лагерь Эверест. Там довольно пустынно, по сравнению с весной. Желающих восходить на Эверест осенью нет. ... читать больше

Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: 

 Сегодня группа  Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» в полном составе посетила базовый лагерь Эверест.  Там довольно пустынно, по сравнению с весной. Желающих восходить на Эверест осенью нет. Хотя погоды стоят хорошие, но сейчас гораздо холоднее, чем весной. Всем удачи, и большой любви!  И не только к горам.

 

  Гид группы Виктор Володин

Приглашаем в поездки в Непал!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда Клуба 7 Вершин «Мечта альпиниста» приближается к базовому лагерю Эвереста на леднике Кхумбу

Айленд Пик. Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: На календаре 5 ноября. Группа в полном составе добралась до последних лоджий. Сейчас будет ланч и мы двинем дальше, в базовый лагерь. Сегодня перешагнули пятитысячный рубеж. Самочувствие у ... читать больше

Виктор Володин, гид Клуба 7 Вершин, из Непала: 

  На календаре 5 ноября.  Группа в полном составе добралась до последних лоджий. Сейчас будет ланч и мы двинем дальше, в базовый лагерь. Сегодня перешагнули пятитысячный рубеж. Самочувствие у всех хорошее, погода радует. Всем привет!

 

  Гид группы Виктор Володин

Приглашаем в поездки в Непал!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путешествие по Непалу заканчивает группа Клуба 7 Вершин, заслужившая название «Узнавшие Меру»

Мера Пик. Ольга Румянцева, супер-гид Клуба 7 Вершин, из Непала: Всем привет из Непала, от группы «Узнавшие Меру»! Вчера мы стремительным броском переместились из Кхаре сначала в Луклу на вертолёте, а к вечеру прилетели в Катманду. Всего сутки назад ... читать больше

Ольга Румянцева, супер-гид Клуба 7 Вершин, из Непала: 

 

Всем привет из Непала, от группы «Узнавшие Меру»! Вчера мы стремительным броском переместились из Кхаре сначала в Луклу на вертолёте, а к вечеру прилетели в Катманду. Всего сутки назад мы были на вершине Мера пика, и вот уже Катманду, отель, горячий душ и настоящие кровати.

Сегодня те, у кого остались силы, прогулялись по Катманду. Съездили в Сваямбутнатх - одну из главных достопримечательностей города, которую ещё называют обезьяньим холмом.

Сегодня вечером все участники улетают домой.

 

Гид группы Ольга Румянцева

Приглашаем  в поездки в Непал!