12 Июля 2016, 18:32

Эльбрус - стратовулкан и самая высокая гора Европы. Она раздваивается на восточную (5625м) и западную (5642м) вершины (соответственно, самостоятельные жерла). Последнее извержение произошло около 2500 лет назад, и тогда "работала" только восточная вершина, но фольклор местных жителей сохранил это событие, а европейцы уже в Новое время изображали Эльбрус действующим вулканом. Гора видна с любой точки Ставропольского края, если ее не загораживают какие бы то ни было препятствия.

Эльбрус наделяли священными чертами самые разные народы и культуры. Он играл важную роль в арийском культе нацистов, и альпийские стрелки дивизии "Эдельвейс" по личному приказу Гитлера немедленно после завоевания района водрузили флаг со свастикой на восточную часть (август 1942 года). После отвоевания горы в феврале 1943 года советские военные альпинисты сорвали свастику, и водрузили красные флаги на обе вершины.

Эльбрус входит в список "семи вершин" - семи высочайших пиков всех континентов. Также в списке Аканкогуа (Южная Америка), Винсон (Антарктида), Данели (Северная Америка), Килиманджаро (Африка), Карстенз (Австралия и Океания) и Эверест (Азия). Подняться на все семь вершин - большая честь и челендж для путешественника-экстремала. Всего в мире это сделало около 2000 человек* (по нашим данным, чуть больше 400), и всего 14 (включая нашего гида Сергей Ларин - из России).

Мы поехали на Кавказ группой из 6 человек. Двое - с опытом 6 восхождений, четверо - с достаточно слабым представлением об альпинизме в целом и Эльбрусе в частности (я был во второй группе).

Мы прилетели в Минеральные Воды в воскресенье ночью и через пару часов были на высоте 2000 метров в отеле "Поворот". Кто-то почувствовал перепад высот, кто-то нет, но в целом на этом этапе все прошло безболезненно.

В понедельник мы поднялись на подъемнике на легендарный Чегет и далее пешком - вверх на 100-200 метров. Здесь я впервые в жизни увидел как меняется природа по мере подъема на высоту: гигантские сосны, затем березы все меньшей и меньшей высоты, потом цветущие альпийские луга, а потом - просто голые камни, кое-где поросшие мхом. По ощущениям, жизнь заканчивается на отметке 2500 метров, а на 3000-3500 метрах начинается вечная зима. По крайней мере жизнь растительная - на 5000м много ворон и бабочек (!) Наверное, тоже покоряют семь вершин, иной мотивации я не вижу. На пути вниз перекусили в кафе "Ай" - известное место для тех, кто любит Высоцкого и Висбора.

Во вторник утром мы выдвигаемся на Эльбрус. Три подъемника, покидать вещи на ратрак, и вперед - к одноименному приюту. Это 3900 метров, большая разница и нам необходимо провести здесь 3-4 дня для акклиматизации. Голова тяжелеет, из-за недостатка кислорода любые движения вызывают одышку. Гид постоянно подкармливает нас какими-то животворными таблетками.

Туристы в горах живут просто, если не сказать больше. Если это не палатка, то скорее всего, это "бочка" - теплоизолированная труба с трехярусными нарами по бокам. Есть прихожая и "гостинная", где можно почитать, попить чай или поиграть в карты. Вместимость - 18 человек. Туалет на улице, и в нашем случае он шикарен по местным меркам, правда, не работает большую часть нашего пребывания на горе. Приходится использовать знакомую всем москвичам синюю версию-лайт местрах в 50 от станции. Душа нет - вы в горы приехали, а не на СПА. Гид Сергей говорит, что это нормально, и в Альпах все так же.

Вокруг - зима, но днем при ярком солнце воздух сильно прогревается, иногда хочется надеть майку. Ночами, конечно, сильный минус.

Во вторник мы делаем спуск метров на 300 к кафе у верхней станции, пьем там чай и затем поднимаемся обратно. Подниматься тяжело, я в числе последних.

Среда - первая серьезная тренировка. Ратрак довозит нас до "скал Пастухова" (4200м), затем нужно идти самим. Тем, кто думает, что ходить по горам легко, предлагаю мысленно одеть себя в трехслойную зимнюю одежду и горнолыжные ботинки, и затем пару часов идти по бесконечному крутому склону с глубиной сугробов 20-30 сантиметров. Да, не забудьте чем-нибудь ударить себя по голове - она должна немного болеть. Недостаток кислорода можно компенсировать противогазом - наденьте его и наслаждайтесь видами за окном.

Условную зону цивилизации отмечает брошенный на склоне ратрак. Я поднимаюсь последний с дикими усилиями. Удается пройти 5-10 шагов, затем необходимо успокаивать дыхание. Сердце колотится как никогда в зале. Объективно я к Эльбрусу не готов.

Немного отдышавшись, мы начинаем обсуждать планы. Завтра - великолепное погодное окно, в пятницу погода однозначно не для восхождения, в субботу - должна улучшаться. Гид предлагает опцию идти завтра, предупреждая, что могут дойти не все. Я представляю, насколько хуже мне будет, если восхождение усложнит ветер и метель, и голосую за завтра. И до восхождения остается 13 часов.

Спускаемся, обедаем, готовим вещи. Одеться нужно как в космос - три слоя снизу, четыре сверху, балаклава, перчатка, варежки, фонарик, запасной пуховик в рюкзак и так далее. Пытаемся поспать, у меня получается, но немного. Ужинаем, еще раз проверяем вещи. Гашу мандраж и усыпляю себя медитацией, где-то в процессе приходит интуитивное ощущение - смогу.

Просыпаюсь с чистой и свежей головой, одеваюсь. Завтракаем - и на улицу. Нужно правильно надеть страховку, гамаши и кошки, что непросто сделать ночью и во второй раз в жизни. В рюкзаке - куртка на мембране, пуховик, термос с горячей водой (от чая наверху может быть плохо), еще вода, запасные перчатки, варежки, пара "Твикс", какие-то орехи и печенье. Он забит до отказа. Несмотря на плотную одежду, я немного мерзну.

Темноты освещают фары ратрака. Мы вешаем рюкзаки на ковш и прыгаем внутрь. Едем вверх. Луны нет, только яркие звезды. Обгоняем сюрреалистические кавалькады менее ленивых альпинистов - человек по 5-10. Их хорошо видно из-за налобных фонариков. Я не включаю свой, берегу батарейки.

Ратрак идет резко вверх. Я сижу сбоку и постоянно валюсь на соседа слева. Можно держаться левой рукой за кузов, но это крайне неудобно, и она немеет. Мы едем дольше, чем я планировал, и адреналин зашкаливает.

Ратрак берет влево и останавливается. Здесь на 5200м заканчивается условная зона цивилизации, дальше техника заехать не может. Как десант выпрыгиваем из кузова, хватаем и надеваем рюкзаки, берем лыжные палки. Сергей ставит меня вторым - сразу за собой - хочет держать под максимальным контролем.

Пошли наверх. Метров 50 склон очень крутой, дальше тропинка уходит налево в обход западной вершины. Дорога на Эльбрус кажется очень простой издали и становится невероятно сложной, когда ты подходишь ближе, но сейчас ночь, мы не видим реальных масштабов пути, и это сильно облегчает задачу.

Сергей объясняет мне, как надо дышать: вдох-выдох на один шаг, выдох, когда поднимаешь ногу, вдох, когда ставишь. Это понятный мне язык, спасибо последнему году тяжелого бодибилдинга. Дыхание выравнивается. Чтобы переключить мозг, начинаю думать о разных приятных вещах. Периодически оглядываюсь по сторонам, начинаю получать удовольствие от процесса. Поднимаемся долго, очень долго, но наконец дорога выравнивается. Идти становится легко и приятно. Справа - за громадой западной вершины, которую мы должны обогнуть, начинает светать.

Дорога идет чуть вниз и мы оказываемся в седловине - долине между западным и восточным вершинами. Делаем привал, бросаем рюкзаки, пьем горячую воду, перекусываем. Мы первые, кто сегодня поднимается на гору. Нас пятеро, еще трое (два члена экспедиции и второй гид Саша) существенно отстают. Пока меняю перчатки на более теплые, руки успевают заледенеть. Впереди - второй огромный подъем, теперь на склон западной вершины. Солнце встало и фонарики убираются в рюкзаки. Все надевают очки с затемнением, я - горнолыжную маску сверху на свои обычные хамелеоны.

Снимаемся, идем вверх. Руки не отттаивают, прошу остановится, меняю перчатки на варежки. Становится теплее. Идти вверх тяжело, но мы держим темп, обгоняем пару, которая нас опередила во время привала. Краем глаза вижу движение слева, и нас обгоняет девушка в красной куртке и брюках. Без рюкзака и палок. Бежит почти бегом и быстро исчезает за поворотом. Нет сил удивляться, а позже Сергей Ларин расскажет, что здесь вообще можно увидеть много странных персонажей: люди босиком, какие-то чабаны ночью и пр.

Силы и дыхание заканчиваются, прошу сделать привал. Виды вокруг космические - справа и слева горизонт формируют горы Большого Кавказского хребта. В бесконечности внизу - летние зеленые леса.

Снова идем наверх и наконец достигаем плато. Идти осталось совсем немного, но и сил почти нет. Усиливается ветер. Вершина Эльбруса - это небольшой холмик на плоскости. Забраться на нее страшно тяжело, преодолеваю себя, скидываю рюкзак.

Здесь может поместиться человек 15, и примерно столько людей здесь сейчас и собралось. Очередь на фотографирование. Ты один, ты с ребятами, флаг, один, второй третий. Ждать вторую группу приходится минут тридцать, и мы начинаем мерзнуть, несмотря на одетые пуховики. Снова фотографируемся все вместе. Обхожу вершину и пытаюсь навсегда запомнить виды вокруг - ведь вряд ли вернусь сюда еще когда-нибудь. Нет особых эмоций, только страшная усталость и напряжение. Начинаю понимать, что спуститься будет не менее тяжело, чем подняться. Но сквозь стресс - и приглушенная эйфория.

Пошли вниз. Перед спуском в седловину связываемся страховками. Навстречу поднимаются караваны туристов, каждый приходится обходить снизу по глубокому снегу. Один раз теряю равновесие, но не падаю, а застреваю в сугробе. Гид чужой группы хватает меня за страховку и кричит какие-то ЦУ, которые я не в состоянии воспринять.

Снова седловина, привал. Лежим на рюкзаках, бесконечно ждем отстающих. Когда видим их на склоне, поднимаемся и идем вдоль западной вершины. В пуховиках жарко, снимаем их, запихиваем в рюкзаки. Начинается спуск, вижу, какой путь вниз предстоит проделать, становится страшно. Если соскользнешь вниз с тропы, будешь катиться вниз с километр, пока не окажешься в зоне трещин. Сергей командует впечатывать кошки в снег, но делать это качественно нет сил. Если по пути наверх основная нагрузка приходится на дыхалку, то здесь - на ноги, и они начинают уставать.

Доходим до места высадки, валимся и отдыхаем. Идти вниз еще часа три. Через полчаса устаем настолько, что с радостью хватаемся за возможность сесть на один из дежурящих на склоне снегоходов. Пятнадцать минут слалома - и мы в своем приюте.

Переодеваюсь, отпаиваюсь горячим чаем, звоню домой. На часах 10 утра. Часа через два подтягиваются все остальные, и мы радостно собираем вещи, вызываем ратрак и едем к подъемнику, чтобы вернуться в лето на три дня раньше запланированного. И вот это сейчас радует гораздо больше, чем факт восхождения на Эльбрус.

В итоге: мы взошли на гору полным составом и почти без акклиматизации, что невероятно круто. Наша группа дошла до вершины за 3 часа 40 минут, что тоже гораздо круче обычных средних 5 часов. Составляющие успеха - невероятно профессиональный гид и вся команда компании "7 вершин", отличная погода и командный дух.

Понравилось ли мне? Да, хотя думаю, что это подойдет не каждому. Хочу ли я снова в горы? Пожалуй, что да. Изменилось ли во мне что-то после восхождения? Да, хотя осознать, что именно, я смогу через какое-то время.

Эльбрус, спасибо, что пустил к себе наверх и отпустил обратно!

P.S. Это не рекламный ролик. Все было круто, и Эльбрус безопасней и цивилизованней Эвереста, но в этом, едва начавшемся сезоне здесь уже погибло 8 человек. Я искренне думаю, что это подходит не всем.