Ольга Румянцева, гид и менеджер Клуба 7 Вершин, наш представитель в международной женской экспедиции на Северный полюс:

На второй день нашего похода случился снежный шторм.
Штормом этим накрыло центральную часть Исландии. Дороги перекрыли, людей эвакуировали, самолёты отменили.
И только мы по-прежнему репетировали поход на Северный полюс.

Похоже, такого развития событий не ожидал никто.
И шторм этот внёс окончательные коррективы с наш поход.

Впрочем, ещё утром ничто не предвещало, так сказать...
Мы, как было положено, согласно плану Бе, проснулись по будильнику в семь утра.
На общем собрании палатки единогласно решили поспать ещё пять минут.

Конечно хотелось бы растянуть удовольствие подольше, но у нас каникулы строгого режима. В семь подъём. Далее завтрак, сборы и в 9 утра все должны стоять в лыжах запряжённые в сани.

И вот тут внезапно выяснилось преимущество игры в команде аутсайдеров.

Пока наши товарищи из службы обеспечения быта разжигали горелку, кипятили воду, мы могли ещё минут 15 поваляться в спальниках.
Лично для меня это такой бонус - прям целый бонусище. Ради такого не жалко даже две стены вокруг палатки построить.

Погода за бортом не сулила ничего хорошего. Ночью ветер заметно усилился и к утру дул уже вполне серьёзно. Ещё не критически, но когда я сказала, что пойду на улицу, все с уважением посмотрели.

- Вот она - смелая женщина! - сказала Стефани.
- Я не смелая, у меня выбора нет, - грустно ответила я.

На улице было ооочень неприятно.
Но ветер ветром, а график превыше всего. Поэтому мы бодро позавтракали. На завтрак была сладкая овсяная каша с молоком и кусочком масла, который мы, опять же единодушно, решили выкинуть.
Желающим ещё давали горячий шоколад. Пахло очень вкусно. Но так как я такое не пью, то не могла разделить радость товарищей, хотя они очень уговаривали.

К восьми часам мы закончили трапезу. Постановили, что мы - молодцы.

И на этом тренировку мы решили временно приостановить. Потому что было понятно, что в такой ветер мы вряд ли куда-то пойдём.
Вскоре пришла Фелисити и подтвердила наши лучшие догадки.

Она сказала, что по прогнозу ветер после обеда стихнет. А до этого времени мы можем отрабатывать технику лежания в спальных мешках. Моё любимое упражнение. Особенно в первой половине дня.

Немного поснимав, как бьются рукавицы в палатке под ветром, как трясётся палатка, как сползает снег по её стенкам, мы продолжили наши лежательные упражнения.

В целом мне всё уже начинало нравиться.
Мы лежали. Время шло. А это значит уменьшалось количество потенциальных тент рутинов. И приближалось окончание нашего тренинга.

Ветер усиливался. Даже я бы сказала, к этому моменту он достиг такой силы, что казалось дальше уже некуда.
Наш домик трёх поросят четырёх мушкетёров нещадно качался и трещал. А снег пользуясь силой ветра постепенно отвоёвывал территорию палатки. Я это ощущала лучше всех, ибо основное действо разворачивалось как раз с моей стороны.

И вот среди этого шума ветра, трясущейся палатки, падающего снега вдруг на улице раздались какие-то подозрительные крики.
А потом ещё.
А потом к нам заглянула Фелисити и сообщила, что палатку Мишбы с Асмой сломало и надо выходить на улицу помогать им.

Тренировка переставала быть рутинной, а в воздухе запахло приключениями...

- Мне кажется Ольга может первой выйти из палатки, - сказала добрая Сьюзен.
А я как раз только попыталась поглубже залезть в спальный мешок, сделав вид, что я их английский не очень понимаю.

Нет, всё конечно было очень логично, учитывая что я уже вылезала на улицу и была действительно одетее всех на тот момент. Но первой мыслью было "ну почему опять я?!"

На самом деле за мной почти сразу вышли все остальные, никто даже не пробывал отсидеться (ну, кроме меня, но я свою идею не озвучила и никто ничего не заметил).

А на улице творилось нечто невообразимое. То есть не то, что я воображала, представляя наш поход по Исландии.

Кому хватило лопат, схватили лопаты. Кому лопат не хватило, помогали вручную.
Все стали быстро откапывать заваленную палатку.
Откуда-то взявшаяся съёмочная группа тоже немного поснимав взялась за лопаты.

Часть народа помогла девушкам эвакуироваться во вторую палатку и сложить их поверженную палатку.

Остальные же принялись укреплять ту самую вторую палатку, ибо у неё тоже явно намечались проблемы.

За ночь ветер не только усилился, но ещё и поменял направление. И теперь дуя в бок и наваливая туда снег, пытался сломать дуги.
Так что мы дружно принялись строить стену, чтобы защитить палатку.

И только наша палатка стояла несокрушима, как скала. Тем более, что накануне мы её очень удачно поставили, и там откуда дул ветер, у нас был холм частично защищавший от ветра.

Впрочем, и у нас не всё было так уж хорошо. Где-то на четверть палатка оказалась засыпанной снегом.
То есть то место, где я должна была спать, теперь покоилось под толщей снега. Это было как минимум обидно. А кроме того увеличивало шансы тоже лишиться домика.

Поэтому мы со Стефани прежде чем залезть в палатку, пошли её откапывать.
Ну, как пошли. Поползли.

А заодно решили прикопать все лыжи и палки, укрепить сани. Ну, в общем, рутиной заняться.

Ветер бил, снег летел. В общем, движуха.
На обратном пути в палатку Стефани просто легла на снег и перекатываясь докатилась до входа. Я же решила так просто не сдаваться. Поэтому до входа гордо доползла на четвереньках. Стоять к тому моменту уже не получалось совсем.

В палатке было хорошо. Нам удалось путём откапывания отжать у снега часть территории. Для пущей убедительности, мы подпёрли стенку спинами.

Если внимательно посмотреть фотографии эпопеи по спасению соседней палатки, то можно увидеть среди закутанных людей девушку без шапки.

Нет, это не мы такие мерзлявые.
Я уже рассказывала, что Стефани - прошедшая уже экспедицию на Южный полюс, слегка как бы бравировала своей крутизной. Нет, это никак не выражалось в отношении к другим участницам. А проявлялось именно в таких мелочах - то без шапки, когда ветер и снег, то куртка нараспашку. Мол, что мы, снега что ли не видали.

Не, может это конечно лишь мои предположения. И она просто забывала застегнуть куртку или надеть шапку. Но тем не менее.

В итоге выйдя из этой снежной эпопеи, вернее зайдя в палатку, она обнаружила, что вся её одежда мокрая, сама она замёрзшая. И даже не помогло закутывание в спальный мешок и пуховки.
Впрочем, наши пуховки к тому моменту имели довольно жалкий мокрый вид.

Я конечно знала, что пуховка не лучший вариант в таких условиях. И что на Северный полюс нельзя ни пуховые спальники, ни пуховые куртки. Но собираясь в Исландию, решила, что что там за три дня случится, и так сойдёт. Ну и вообще, думала, что это будет приятная прогулка в немного прохладном климате.

Хорошо, что по дороге на полюс у нас будут другие куртки и другие спальные мешки.
Ну и само собой сразу пришло понимание, что мою любимую тонкую пуховочку, которую я использую как промежуточный слой одежды, поддевая под мембранную куртку или тёплую пуховку, придётся оставить дома.

А наша борьба за жизнь палатки продолжалась. Ветер не собирался сдаваться. Мы тоже. Однако через пару часов стало понятно, что если не выйти и снова не начать откапывать палатку, то она может не выдержать напора ветра и снега.
Мы её конечно держали и даже пытались отжать снег немного спинами. Но снег явно побеждал. При попытке найти термос, я очень быстро обнаружила, что он, как и многие мои вещи, плотно прижат стенкой палатки.

Пришлось снова собираться на выход.

- Я пойду с тобой, - сказала Ламис. Чем меня сильно удивила.
- Вы уверены? - спросила Стефани.
Мы уверенно закивали головами.

Уже не пытаясь встать на ноги, стоя на четвереньках, мы откапывали палатку.
Вот видите фотографию предыдущего дня, не сочтите это за рекламу, сейчас речь не об этом :)

Что бы понимать масштабы бедствия, верхняя граница надписи Kaspersky появилась только после того, как мы уже немного дружно в четыре руки покопали.

Было невыносимо приятно наконец докопаться до знакомых букв.

Неосторожно подняв лопату чуть выше, я едва не лишилась её. Лопату удалось удержать, а вот на четвереньках удержаться уже нет.
Вернувшись в палатку я обнаружила, что несмотря на то, что у меня все куртки были тщательно застёгнуты, снег был везде. Под всем слоями одежды. Просто какой-то ходячий сугроб. Естественно очень влажный внутри.

Судя по фотографиям, которые мы потом посмотрели, в соседней палатки подошли к её спасению более креативно - они все дружно держали её стенку ногами.
Ну там, учитывая наличие потерпевших крушение, ног было полно.

Пять часов продолжалась наша борьба за выживание.

После того, как мы откопались пространства в палатке стало ощутимо больше. Так что теперь мы могли все спокойно лежать и даже пытаться дремать.
Ламис даже реально заснула. А проснувшись решила помолиться.

И вот тут наверное настало время рассказать ещё про одну особенность нашей экспедиции. До этого мне никогда не приходилось ходить в группах, где участники или участницы совершали религиозные обряды.
Можно сказать, первый такой опыт.

Впрочем, в нашей палатке этим занималась только Ламис. Я так и не поняла, было ли какое-то специальное время для молитв. У меня сложилось такое впечатление, что это время наступало тогда, когда не мешало основной деятельности и другим людям.
Она вставала на свой коврик и начинала молиться.

Мы же в это время продолжали заниматься своими делами.
Как-то раз во время молитвы, Сьюзен вернулась в палатку. Когда она заходила, Стефани её предупредила: "Заходи аккуратнее, Ламис молится" - та располагалась рядом со входом.
Ламис передвинулась в дальнюю часть палатки и продолжила молитву.

В общем, молящийся старался делать это так, чтобы не мешать другим. Мы старались не мешать этому непродолжительному действу.
Но в этот раз, глядя как она совершает поклоны, мне очень захотелось попросить, чтобы она там заодно намекнула, что пора бы уже ветер выключить.

Конечно я ничего не сказала ибо с уважением отношусь к вероисповеданию других, если они только не пытаются меня приобщить.
Но ветер после молитвы действительно как-то поутих.
А мы разожгли горелку, затащили её в палатку и устроили небольшую просушку.

Снег всё ещё продолжал идти. Ветер дуть. Но уже можно было вылезти из палатки и оглядеть поле боя.
А заодно ещё немного покопать. Мне кажется ко второму дню я уже срослась с лопатой.
На этот раз Сьюзен решила присоединиться к копаниям.

И наконец, ближе к закату свершилось чудо. Как впрочем и в предыдущий день. Ветер утих и появилось солнце.

Появилась даже возможность осмотреть окрестности.

А заодно откопать поверженую палатку и оценить ущерб.
Одно из металлических колен у стойки оказалось переломанным пополам.

Вы думаете, на этом наши тренировки закончились?
Нет, это других любителей прогулок на свежем воздухе эвакуировали спасатели.
А у нас война войной, а тент рутин по расписанию.

Хотя у меня уже на самом деле к этому моменту немного отваливалась спина, руки, а лопата практически срослась с организмом.
Теперь я хожу в зал, закачиваю спину и руки.

Фелисити, Сьюзен и Ламис немного прогулялись. После чего вернулись и Фелисити сказала, что мы сейчас снова соберём весь лагерь, потом немного пройдём на лыжах (можно и без лыж, но их всё равно тащить, поэтому на лыжах), метров сто и снова будем ставить лагерь.
Потому что надо тренироваться.

Несмотря на беспокойный день, снежный шторм и прочие непогодности, все были бодры, веселы и готовы продолжить рутинные занятия.

Солнце клонилось за горизонт, а мы опять собирали лагерь, чтобы построить город-сад на новом месте.

И мы его построили. При чём, все три палатки, решив что одна палатка вполне себе и на двух дугах простоит. Тем более, что очередное ухудшение погоды ожидалось только через сутки.
Так что Мишба и Асма снова обрели дом.

И вы не поверите... Отошла я такая в сторону... Ну, на природу посмотреть отошла.
Возвращаюсь и слышу из соседней палатки: "Хэлп кто-нибудь!"
Ну я по привычке лопату в руки.
Нет, я не ходила всё время с лопатой в руках, хотя уже почти срослась с ней.
Лопата и я мы случайно оказались рядом с тем местом, где Мишба в очередной раз пыталась спалить палатку.
И Стефани очень удачно неподалёку оказалась.

В общем, мы по уже отработанной схеме спасли соседей от пожара. Вытащили горелку на улицу. Потом, когда она нормально заработала, вернули на место. Заодно разобрались, почему такое происходит. И в дальнейшем у девушек проблем с горелкой не было. Работала как часы. Палатка не горела. Но несмотря на это, Мишба решила по возвращению домой купить такую же горелку, чтобы тренироваться дома разжигать её.
Ну а я заслужила репутацию человека, который всегда молчит но в нужный момент оказывается в нужном месте.

А пока мы проделывали все эти вечерние процедуры, наша команда тыла уже навела уют в палатке и приготовила ужин.
Правда на ужин подразумевались макароны, которые как мы потом выяснили всё-таки надо было варить. Они же их залили кипятком.
Так что ужин прошёл в весёлой хрустящей атмосфере.

- А давайте вспоминать, кто что самое гадкое в жизни ел. Ламис, какую самую невкусную еду ты ела?
- Вот эти макароны...

Но после целого дня физических упражнений даже полусырые макароны зашли неплохо.
А северного сияния мне опять не показали.