Мисхорские гроты — это удивительное природное образование  на скальной стене массива Ай-Петри (Восточная стена).   В принципе, это часть пещерной системы карстового плато Ай-Петри. Но в результате обвала  скрытые обычно в глубине полости оказались  раскрытыми в сторону Южного берега Крым. Эти пещерные образования были впервые исследованы легендарными пионерами крымского скалолазания и спелеологии в 1960 году.  С тех пор они долгое время были объектом посещения только со спуском  по веревке сверху.

И вот теперь мы имеем маршрут  "Мисхорские гроты" снизу – доверху. Это стало возможным  благодаря  работе команды  крымских гидов  Клуба 7 Вершин. В создании маршрута принимали участие: Александр Маринкевич, Кирилл Гостев, Александр Носков, Александр Рушковский и Алексей Ямковой.

Красивейшая нитка маршрута ведет через Восточную стену Ай-Петри.  Это 20 веревок (от 4 до 6-а категорий лазания), протяженность стены около 400 метров.  Финиш на отметке 990 метров, совсем недалеко от Верхней станции канатной дороги Ай-Петри.  Маршрут отличается редким для Крыма разнообразием рельефных форм. Здесь  есть и участки обычного стенового лазания, и траверсы над огромными карнизами,  в самих пещерных гротах - прохождение пещерных каминов.

Подходы.

Остановка "Самота" (Севастопольское шоссе), стартуем по системе грунтовок - "Мисхорская тропа", ведущая на Ай-Петри. По дороге открывается вид на маршрут - с самого края восточной стороны Ай-Петринского массива - огромный грот с небольшими "дырочками" на ним. Примерно, на уровне начала скальных поясов, (мы как бы заходим справа от них, не "в лоб") мы начинаем встречать велосипедные трамплины, должны выйти на основной ориентир - действующий источник. От него перпендикулярно влево уходит хорошая тропа, горизонтально уводящая на пологую турстоянку (с кострищем и большой бочкой). Далее, держась левой стороны от стоянки, хорошая тропа медленно впадает в уходящую вниз грунтовку - по ней идем вниз 300 метров и ныряем направо вверх под стену (наверху можно увидеть большие карнизы). На деревьях - красные вешки (надо поискать). Они приведут через 5-10 мин к началу маршрута. На старте - дерево с вешкой. Считайте, что самая сложная часть маршрута уже пройдена.

Маршрут восхождения

Координаты GPS N 44. 27.144 Е 34. 04. 011

Часть 1

R0-R1, 45 м, 5-А

Двигаемся по косой щели, уходящей немного вправо, затем вертикально вверх. На середине веревки один крюк спрятан в "ямке" - его не сразу видно. Выходим на станцию на полке.

R1-R2, 35 м, 6-а

Ключевая веревка. Левее, выход на гладкую седловину, затем вертикально вверх, местами может быть живье. После выхода на большую полку – возле крюка нацарапанная стрелка показывает резко влево, на станцию. Она отведена от обстрела со следующей веревки.

R2-R3, 32 м, 4

От станции немного правее и вверх, большие карнизы обходим слева по разрушенной, но легкой части. Аккуратно с живьем.

R3-R4, 20 м, 4 – скобы

Вверх по скобам + пару движений по рельефу до станции на удобной полке.

R4-R5, 10 метров,4

Вправо траверс по косой полке до начала вертикальной части.

R5-R6, 30 м, 6-а

Ключевая веревка. 2 метра правее, за перегиб и вертикально вверх, сначала по монолиту (приятное лазание), затем по внутреннему углу (неприятное лазание).

R6-R7, 20 м, 4

По наклонному внутреннему углу, выход на огромную зеленую полку, станция на дереве.

ВЫХОД НА БОЛЬШУЮ ЗЕЛЕНУЮ ПОЛКУ. ПЕРЕД НАМИ СКАЛЬНЫЙ ПОЯС ТОЛЩИНОЙ ОКОЛО 20 МЕТРОВ. Пересекая полку, поднимаемся по ней примерно метров на 50 выше, подходим к камину, у основания стены – станция.

R7-R8, 20 метров, 5-а

Правее, вверх по камину к верхнюю часть скального пояса до станции.

R8-R9, 15 метров, 4

Остается буквально 2 метра до выхода на полку, но сразу вверх не стоит лезть, а нужно спуститься вправо по земляной полочке 4 метра до бокового внутреннего угла, а по нему уже вверх по крючьям до большой полки с борщевиками, дойти до ближайшего дерева и сделать там станцию.

ВЫХОДИМ НА БОЛЬШУЮ ПОЛКУ С БОРЩЕВИКАМИ. ЗДЕСЬ МОЖНО ПРИ ЖЕЛАНИИ ВЕРНУТЬСЯ НА МИСХОРСКУЮ ТРОПУ, НАПРАВО ВНИЗ, ЧЕРЕЗ БОРЩЕВИКИ, ТАКЖЕ ОТСЮДА МОЖНО И НАЧАТЬ МАРШРУТ, СОКРАТИВ ЕГО НА ПОРЯДОК.

Часть II

С места выхода последней веревки, по проекции прямо, пересекая пешеходную полку, упираемся в соседний скальный пояс, ориентир – справа – небольшой карнизик (5 метров) с гротом. Большой, основной грот от нас – немного правее, наверху.

R9-R10, 25 м, 4

От небольшого деревца, вверх – крюк плохо заметен, по покрытым землей, слегка разрушенным ступеням, выходим под главный Мисхорский грот, на протоптанную тропку, уходящую на правую стенку внешней части грота. Внизу -  крюк для станции.

R10-R11, 28 м, 5-а

Веревка уходит по наклонному рельефу, в направлении к правому внешнему краю грота. По крючьям до станции.

R11-R12, 25 м, 5-б

Вправо горизонтальный траверс 5 метров, затем за перегиб вверх и левее. Выход под скобы на станцию.

R12-R13, 15 м, 4, скобы

По правому краю грота, вверх уходят скобы + пару движений по рельефу, до станции на полке.

R13-R14, 20 м, 5 –б

Веревка уходит налево, над карнизом (траверс) на полку со спусковыми кольцами, станцию можно сделать чуть раньше (мультипитчевая станция), по удобнее на большой полке.

R14-R15, 20 м, 5-б

Вверх, в толщу массива, уходит внутренний, вертикальный  камин (пещера), выходящая в большие, основные окна. Станция (она же дюльферная) прямо на выходе их камина в зал, справа.

R15-R16, 26 м, 5-с

С центра зала уходят крючья, кругообразно огибая внутреннюю стену с натеками и вертикально выходит в маленькому окну. Оттяжки стоит сильно удлиннять. Станция перед разрушенным окном, немного неудобна – висячая.

R16-R17, 15 м, 5-а

Выход из окна, смотря на стену – вправо, обогнуть нависающий камень и вверх – на большую полку, по полке – немного вверх к крюку – это станция.

R17-R18, 28 м, 5-а

От станционного крюка пройти 7 метров вниз и по стене, залазая на карниз уходить на правую наклонную часть в сторону внутренней трубы. Станция на полочке.

R18-R19, 25 м, 4

Вправо и вверх в наклонную трубу, при выходе из трубы – выглянуть налеву вверх – станция. – неудобная, полу-висячая, на земляной полке .

R19-R20, 20, 6-а

Ключевая веревка. Направо, заворачиваем за перегиб и вверх, по монолиту. Есть долбленки под руку и ногу. Конечная станция прямо перед выходом на поверхность.

Еще: Необход. Кол-во оттяжек – 13 штук

Макс длина веревок      -  30 метров

Макс сложность – 6-а, несколько мест, где нужны хорошие туфли. Если не лень – оптимально взять еще одни туфли (большие) на пещерные (грязные) и легкие веревки.

Маршрут относительно живой, местами стоит быть аккуратным.

Сократить маршрут можно, выйдя сразу к большому гроту, верхняя часть – самая красивая и интересная.