28 Января 2019, 18:50. Орисаба, все поездки »

Годы идут, моложе мы не становимся. И необходимо иногда испытать себя, проверить, на что ты еще способен. И с этой точки зрения идеально подходят восхождения на горные вершины, где можно проверить себя и в физическом плане, и в моральном.

Когда, в начале декабря я наметил куда-нибудь сходить в январе, почти сразу же остановился на Орисабе – крупнейшем вулкане Северной Америки, расположенном в Мексике, и, одновременно, являющемся высшей точкой Мексики. 5700 метров над уровнем моря – это, конечно же, не семитысячник, как Аконкагуа или Пик Ленина, где я уже бывал, но, тоже Вам не мелочь!

В общем, связавшись с Анастасией Кузнецовой, менеджером Клуба 7-вершин, мы быстро оформили договор. Я тут же купил билеты и на специальном сайте получил разрешение на въезд в Мексику.

Утром 3 января я вылетел из Махачкалы во Внуково, откуда сразу же переехал в Шереметьево и с пересадкой в Париже прилетел в Мехико. Пройдя по нескончаемым узким лабиринтам транзитной зоны аэропорта Хуарес Интернешнл в Мехико, я прошел паспортный контроль. Мысли уже были поскорее получить багаж и поехать в отель. Как бы не так! Как говорится, мы предполагаем, а Бог располагает!

После долгого пребывания у транспортной ленты в ожидании своего багажа я получил два сообщения на телефон, в которых была информация о моем багаже. Но толком я ничего не понял, так как, не силен в языках. Говорил же я в свое время себе: учи, Зиябутин, английский, он тебе обязательно понадобится! Не послушался себя. Вот и результат!  Я нашел встречавшего меня в аэропорту представителя Клуба 7-вершин Кристобаля и мы вместе поднялись наверх, в представительство авиакомпании Air France в Мехико. Параллельно связался по телефону с главным гидом Сергеем Лариным. Стало ясно, что багаж мой, включающий баул весом 23 кг и рюкзак в 12 кг, застрял в Париже. Нам обещали, что в ближайшие два дня его доставят в Мехико. Увы… Забегая вперед скажу, что рюкзак прибыл через два дня, когда мы были уже в пути, а баул, где было основное снаряжение, я получил, к большому моему сожалению, уже после спуска с горы. В итоге, мне пришлось почти все снаряжение и обмундирование взять на месте в аренду. И если все необходимые для восхождения вещи я мог взять в аренду, то достать дагестанский флаг и герб моего родного села Унчукатль, которые находились в бауле и которых я намеревался поднять на вершине Орисабы, уже было невозможно! Вот такая история получилась с багажом!

Меня доставили в отель Maria Cristina, где находились все участники группы восхождения во главе с Лариным, кроме одной девочки, которая должна была добраться до отеля утром. Представлю группу. Всего – пять человек вместе со мной. Дмитрий и Александр – друзья, единомышленники и коллеги по бизнесу, 36 и 32 года соответственно. Первый - с Иркутска, второй – с Екатеринбурга. Живут и работают в Москве и Варшаве. Прекрасные ребята, могу сказать о них только самое хорошее. Девочки – Елена и Ольга, живут в Угличе и Москве. Про девочек могу сказать то же самое, что и про ребят. Вообще, прекрасная получилась группа. Среди вершин, на которых ранее были другие участники группы, были Эльбрус, Казбек, Монблан, Демавент, Килиманджаро. Практически все активно занимаются спортом. За все время нахождения на горе, и не только, было полное взаимопонимание в группе, любой участник был готов в любую минуту прийти на помощь другому. Несколько слов о гиде тоже. Много говорить о Сергее Ларине нет смысла. Все, кто имеют какое-либо отношение к Клубу 7-вершин, да и, вообще, к альпинизму, Сергея знают прекрасно! Шесть раз был на вершине Эвереста! Комментарии излишни! Как человек, тоже, Сергей вел себя замечательно! Вот такая была у нас команда! Добавлю еще, что на самой горе к нам добавились еще местные гиды из сопровождавшей нас в экспедиции местной компании «OMG».

5-января, позавтракав, мы собрались в сторону горы Ла Малинче высотой 4500 метров, куда нам предстояло взойти на следующий день в целях акклиматизации. А по пути мы направились к древнему археологическому памятнику Какакштла в штате Пуэбла. Мы поднялись на Великую пирамиду Чолулы, самую большую по объему пирамиду в мире, на вершине которой расположена церковь, построенная испанскими колонизаторами в 16-веке. Также мы посетили (прошли) туннель под пирамидой длиной, наверное, метров 500-700. Движение там только в одну сторону. Очень узкий тоннель, высотой в человеческий рост, не более. Зашли с одной стороны, вышли с другой. Посмотрели также другие достопримечательности Чолулы и пообедали. Кстати, наш обед в Чолулу проходил под аккомпанемент игры местного виртуоза на музыкальном инструменте, напоминающем арфу, которую организовал наш вездесущий Александр. После мы направились в национальный парк Ла Малинче, где в довольно комфортабельном, ухоженном приюте на высоте 3100 метров над уровнем моря мы остановились на ночлег.

Переночевав в приюте, где несмотря на зимний период, высоту 3100 метров и отсутствие отопления, было не так холодно, утром вышли на акклиматизационный подъем на гору Ла Малинче. Кстати, утром мне доставили мой рюкзак из аэропорта. И была большая надежда, что на следующий день прибудет и баул. Увы… Как я писал выше, этим надеждам не суждено было сбыться!

Тропа на Ла Малинче шла резко вверх меж высоких вековых деревьев. Вообще, в Мексике деревья растут аж до 4500 метров над уровнем моря в то время, как у нас дома выше 3300 метров даже трава не растет. …Идти было приятно. Мы довольно быстро набрали 900 метров по вертикали, но, к сожалению, дальше подниматься нам не позволила местная полиция, которая на нескольких квадроциклах поднималась вверх. Выяснилось, что на вершине горы было совершено убийство. Туда, кроме полиции, потянулись многие местные жители, видимо, родные и знакомые убитого. История темная! Выхода не было. Нам пришлось спускаться вниз. Учитывая, что Ла Малинче не была нашей основной задачей в Мексике, мы восприняли это более-менее спокойно.

На спуске мы встретились с группой под руководством Людмилы Коробешко, которые также направлялись вверх для акклиматизации. Они тоже были вынуждены спускаться с высоты 4000 метров, не дойдя до вершины все по той же причине, что и мы. Эта группа в составе шести участников почти параллельно с нами шла на Орисабу. И мы еще не раз встретимся с ними на маршруте. А с Людмилой мы еще накануне встретились в отеле Maria Cristina, где она ожидала приезда своей группы. Кстати, Людмила за пару дней до этого уже успела подняться на Орисабу без акклиматизации для оценки состояния маршрута восхождения! Профессионал! Что тут скажешь!

Спустившись вниз и пообедав, мы выехали уже в сторону непосредственно Орисабы. За несколько часов, еще до вечера, доехали до приюта Зоапан у подножия вулкана на высоте 3000 метров. Тоже довольно симпатичный приют, в два этажа. Находится в одноименном поселке. Здесь нас встретил шеф компании «OMG» Роберто, довольно колоритный мужчина. Отношение самое дружелюбное, обслуживание на «отлично»! На крыше приюта находятся солнечные батареи и емкости для воды. Благодаря этому в кране всегда есть горячая вода. Наверху, на крыше, можно сидеть долго и любоваться окружающими видами, особенно видом на вулкан  Орисабу, который отсюда виден как на ладони!

Отмечу, что за два дня мы проехали от Мехико к подножию Орисабы не одну сотню километров. Вокруг простираются огромные, весьма ухоженные поля. Заняты они, в основном, кукурузой. Встречаются плантации кактусов, агавы. Пока едешь, приятное чувство не оставляет тебя. Дороги достаточно хорошего качества, есть, в том числе, и с цементобетонным покрытием. Надо сказать, что практически все города и поселки в Мексике расположены на высотах от 2200 метров до 3000 метров над уровнем моря, на высотах, где в Европе практически нет поселений. Близость экватора чувствуется. Климат позволяет.

Утром, 7-января, после завтрака все еще раз посмотрели свои вещи и взяли в прокат недостающее снаряжение. У меня была еще надежда, что, хотя бы в базовый лагерь на 4200м. успеют доставить мой баул, и брать снаряжение в прокат я пока не стал. Вскоре двинулись в путь до горного приюта Пьедра Грандэ (базовый лагерь). Ехали часа два на джипе 4x4 с тремя рядами. Дорога здесь уже была, конечно же, грунтовой, извилистой, с крутыми подъемами. Скорее пролаз, а не дорога!

Наш лагерь размещался чуть ниже приюта, в двухспальных палатках. Дима с Сашей устроились в одной палатке, как и Лена с Олей. У нас с Сергеем были отдельные палатки. Были еще три большие палатки: кухня, столовая и кладовая. После размещения мы немного прогулялись, в частности, до приюта, осмотрели его. Приют немаленький, но было там всего несколько американцев, которые прибыли сюда из штата Вирджиния на двух джипах. Далее, еще до обеда, мы все вместе с главным гидом Сергеем поднялись на небольшой близлежащий пик, набрав метров 150 по вертикали.

Высота уже чувствовалась. У кого-то болела голова, у кого-то возникали другие проблемы. Хорошо, что Ларин по совместительстве еще и врач, и сразу же оказывал своевременную помощь кому требуется. А у меня, как обычно в горах, резко упал аппетит, да и бессонница даст еще о себе знать.

К вечеру заметно похолодало. Была минусовая температура, а я остался в тонком пуховике. Немного помогло 50 грамм текилы. Тем не менее, холод я чувствовал. К тому же, спальный мешок, который дали мне на ночь местные гиды, был, мягко говоря, не самого хорошего качества. Спасибо участникам моей группы! Выход был найден, и утром я был согретым и бодрым, хотя поспал всего два-три часа!

Было решено, что днем мы поднимемся выше и устроим высотный, штурмовой лагерь на 4750м., откуда уже ночью будем выходить на штурм вершины! Утром, наконец, прояснилась картина с моим багажом. Передали, что багаж прибыл в Мехико и находится в аэропорту. Без меня его не передают никому, и надо, либо ехать самому в Мехико за ним, либо передать доверенность кому-либо из местной компании для его получения. В таком случае я терял минимум сутки и идти на вершину со своей группой уже не мог. Созвонились по спутниковому телефону с приютом Зоапан, дали примерные размеры одежды, обуви и всего остального снаряжения, чтобы выслали к нам, благо, скоро к нам должна была выезжать оттуда группа Людмилы Коробешко. Решили, что группа во главе с Сергеем и местными гидами пойдут в верхний лагерь, а я со своим гидом остаюсь до прибытия снаряжения. Так как, я не владею английским, чтобы, в случае чего, общаться с местным гидом, Дима сам вызвался остаться со мной и после вместе идти наверх, за что ему спасибо!

Часа через два, два с половиной прибыла группа Коробешко. Всего в ее группе было шесть участников. План у них был остаться здесь и в час ночи выйти на штурм с этого же лагеря. … А у нас был свой план. Я померил на себя «новую» амуницию. Сидела она на мне, скажем прямо, мешковато. Да и немного было противно от чужой одежды и обуви, хоть и верхней. Термобелье, слава богу, у меня оказалось в рюкзаке и было свое. Но выхода не было! Взял все необходимое: спальник, ледоруб, кошки и т.д., и направились с Димой и гидом втроем наверх. Переход был нетрудный и через два с половиной часа мы уже присоединились к нашей группе на высоте 4750м.

Отбой намечался ранний, так как, ночью предстояло выйти на штурм вершины. Подъем был намечен на час ночи. Необходимо было до отбоя заранее подготовить все снаряжение для восхождения. Я, тем не менее, ничего заранее не приготовил и решил встать пораньше для этой цели, зная, что нормально спать на этой высоте я все равно не смогу. Так и получилось: поспал я от силы час и проснулся. И дальше пришлось коротать время, лежа в спальном мешке. Мне это в конце концов надоело и в первом часу ночи я уже приступил к подготовке снаряжения. Перед выходом я немного попил то ли чаю, то ли горячей воды. Поесть ничего не смог.

9-января 2019г. Два часа ночи. Вся группа готова выйти на штурм вершины. Рюкзаки за спиной, налобные фонари включены, страховочные системы на поясе, ледорубы на месте! Палки в руки и вперед! Пройдя несколько десятков метров, одели кошки. Начался скально-ледовый участок метров 150 по вертикали. Подниматься необходимо было очень осторожно с максимальной концентрацией, хорошо фиксируя кошки на льду! Любое неосторожное движение могло кончиться печально! Этот участок все шли общей группой: гид, участник, гид, участник и так далее, благо, с учетом наличия местных гидов, на каждого участника приходился персональный гид. Пройдя этот непростой участок, сняли кошки. Впереди был примерно такой же высоты несложный участок. Здесь уже группа начала расслаиваться. Предвидя это, главный гид Сергей Ларин заранее довел до всех, что каждый может подниматься в своем темпе вместе со своим гидом. Так и получилось. Дима, Саша и Оля со своими гидами пошли в более быстром темпе, я держался за ними, а Лена с Сергеем замыкали группу.

Вскоре подошли к предвершинному куполу, который был весь покрыт очень плотным, залежавшимся снегом, местами напоминавшим лед. Естественно, опять надели кошки. Каждый шел в связке со своим гидом. Предстоял затяжной, изматывающий подъем метров 600 по вертикали. Наверное, при виде его можно было взгрустнуть из-за предстоящей работы. Но, была ночь, видно ничего не было, и все медленно, монотонно начали брать подъем. На каждом привале приходилось зарубаться ледорубом в снег, так как, в случае срыва, остановиться на крутом подъеме было бы невозможно!

Скажу прямо: было нелегко! Конечно же, закрадывались мысли: какого черта я, вообще, прилетел в Мексику, что мне здесь надо? Отдыхал бы себе сейчас где-нибудь в комфортном месте! Или же возникали мысли поскорее добраться до палатки и лечь. Но я быстро гнал от себя эти мысли и лез выше и выше. Тут встала и другая проблема. Меня начало клонить ко сну. Это неудивительно, учитывая, что за последние две ночи поспал в общей сложности не больше трех часов, да и, перед этим тоже спал не блестяще. Часа два, два с половиной я поднимался вверх и все время боролся со сном. Все это сильно изматывало! Вдобавок, забегая вперед скажу, что за все время подъема и спуска, а это, не много, не мало – 12 часов с учетом спуска до базового лагеря, я сумел съесть всего один финик и сделать пару глотков чая. При этом, в рюкзаке у меня были и шоколадные батончики, и орехи, и урюк, и финики, и вода. Но я не мог на это даже смотреть! Это – серьезная проблема, которая всегда беспокоит меня на больших высотах!

В 7 утра рассвело. До вершины оставалось, наверное, метров 200. Не останавливаться! Вверх, и только вверх! Уже ближе к кратеру, я встретил одного за другим Сашу, Диму и Олю, спускающихся с некоторыми интервалами вниз с вершины. Перебрасывались парой слов. Я поздравлял их с вершиной, они подбадривали меня, мол, давай, еще немного, и вершина! Где-то ближе к 9 часам утра я достиг края кратера, который представляет собой красивую картину. Стало немного легче. Еще один рывок и в ровно 9 утра я на вершине!

Ура! Я на вершине самого высокого вулкана Северной Америки, на вершине Орисабы! Есть 5700 метров! Отмечу, что на протяжении всего подъема было довольно холодно и ветрено. А на вершине ветер еще усилился. Когда я туда поднялся, он был почти ураганный, потом чуть стих. Немного отдохнув, я решил запечатлеть себя на вершине и снять несколько видеороликов. Перед выходом из штурмового лагеря я зарядил свой Айфон 7 от блока питания и со стопроцентной зарядкой вышел на восхождение. Однако, достав телефон на вершине, я увидел, что осталось всего 14 процентов зарядки, то есть почти на нуле. Во время подъема я его не доставал, зарядка села из-за мороза. Мне удалось сделать несколько снимков, а о роликах речи уже не было.

Здесь я исполнил ритуал, который совершаю на любой вершине. Вытащил из рюкзака камень, который привез сюда со своего родного села Унчукатль в Лакском районе Дагестана, закинул его метров на десять ниже вершины, а взамен взял себе другой камень с вершины Орисабы. У меня уже собралась дома неплохая коллекция камней с разных вершин.

Проведя на вершине минут сорок, мы начали спускаться. Но не успели сделать еще с десяток шагов вниз, как увидели приближающихся к вершине Сергея и Лену. Хочу здесь отметить, что все участники группы – большие молодцы, но, особо отмечу Лену, которая показала себя по настоящему волевым человеком! Я сделал гиду знак подождать их. Почти одновременно с ними  поднялся и первый участник из параллельной группы - Камиль. Надо учесть, что эта группа начала свое восхождение прямо с базового лагеря (4200м.), выйдя на штурм вершины в час ночи. Сделав с ними общее фото на фоне флага Клуба 7-вершин, мы со своим гидом начали спуск, оставив Сергея и Лену на вершине. Спустившись метров на 200 вниз, мы встретили идущих вверх остальных участников параллельной группы. Группу замыкала Людмила Коробешко. Поздоровавшись со всеми, я перебросился несколькими словами с Людмилой. Пожелав друг другу удачи, мы пошли вниз, а они – наверх. Отмечу, что из участников этой группы до вершины дошли четверо, а еще двое не дотянули до вершины всего 200 метров. Учитывая, что стартовали они ниже нас и имели на день меньше на акклиматизацию, чем мы, результат неплохой! …Спуск прошел без приключений и через два с половиной часа после начала спуска мы были в штурмовом лагере на 4750м., где уже отдыхали спустившиеся раньше наши друзья.

Я чувствовал сильную усталость после восхождения и перед дальнейшим спуском до базового лагеря ввалился в палатку для небольшого отдыха. Саша сразу подошел ко мне и предложил свою помощь. Но, пролежав минут 10-15, я отдохнул и почувствовал себя достаточно хорошо. Вскоре мы все один за другим спустились вниз, на 4200м. Здесь Оля где-то выкопала бутылку пива, которой она поделилась со мной. Я выпил с большим удовольствием. Если не считать нескольких глотков чая с Диминого термоса, которые удалось мне сделать на пути к вершине, эта была первая жидкость, которую я выпил за более, чем 12 часов.

Орисабу иногда сравнивают по сложности с Эльбрусом, тем более, они практически одинаковой высоты. Но, могу утверждать, что Орисаба сложнее Эльбруса, технически тем более. Этого же мнения придерживаются и все участники группы Людмилы Коробешко. Об этом она написала на своей странице в Фейсбуке. На Эльбрус я езжу почти каждый год и поднимаюсь туда без всякого гида, а иногда, даже, без акклиматизации. А восхождение на Орисабу мне далось тяжелее. Правда, для этого были и другие причины, главная из которых, обострившиеся в последние месяцы проблемы со спиной. Но, как бы там не было, вся команда поднялась на вершину и благополучно спустилась! Это – главное! Спасибо, Ларин! Спасибо, гиды! Спасибо всем участникам!

Пробыв недолго в базовом лагере, мы собрали свои вещи, сели в джип и поехали вниз, в приют Зоапан. Первое, что я увидел, выйдя из джипа, это мой красно-оранжевый баул, который недавно был доставлен из аэропорта сюда и мирно покоился в углу. Как говорится, лучше поздно, чем никогда! Здесь все привели себя в порядок, приняли душ, отдохнули. За ужином синьор Роберто угостил нас первоклассной текилой. И ко мне, конечно же, вернулся аппетит!

Утром, после завтрака мы направились в сторону Мехико. По пути заехали осмотреть древний город Теотиуакан, расположенный в километрах пятидесяти от Мехико. Здесь нас уже ждала гид Наташа, наша соотечественница, живущая в Мексике более десяти лет. Мы поднялись на пирамиду Луны, прошли часть Дороги Мертвых, протяженность которой составляет пять километров, осмотрели останки жилищ местных жителей. Закупили себе небольшие сувенирчики. В конце уже поднялись на самую высокую пирамиду Мексики – пирамиду Солнца, которая является второй в мире по высоте после пирамиды Хеопса в Египте. Высота пирамиды Солнца – 66 метров. Всего пять ярусов, вершина – плоская, то есть, пирамида является усеченной, как и пирамида Луны. Туристов тут хватает.

Учитывая, что мой багаж прибыл только после нашего восхождения и я не смог развернуть и запечатлеть на вершине Орисабы Дагестанский флаг и герб моего родного села Унчукатль, которые находились в бауле, я решил сделать это на вершине пирамиды Солнца. Мы с Сашей взялись за флаг с двух сторон, а Дима собрался запечатлеть этот момент. И в это время слышу женский крик по-русски: «О, наш флаг, давайте фоткаться!». И от группы в 7-8 девочек, находившейся неподалеку от нас, две девушки подбежали к нам. Сначала я подумал, что это девушки из России, увидели надпись по-русски. Каково же было мое удивление, когда сказали, что они обе из Дагестана! Я был поражен! Встретить за тридевять земель от родной земли, за океаном, не просто россиянок, а непосредственно своих землячек! Да, мир тесен и удивителен! Девочки сказали, что отдыхают в Мексике в составе Российской группы. Мы сделали несколько совместных фотографий, девочки, в свою очередь, запечатлели все это на свои камеры. Я пожелал девочкам приятного отдыха, попрощались и мы спустились вниз. Экскурсия в Теотиуакан заканчивалась. Нас ждало Мехико.

В отеле мы закинули вещи в номера и пошли в ресторан, где отметили успешное восхождение. Сидели мы долго, ели мексиканские стейки и салаты под аккомпанемент текилы и пива. И, конечно, было сказано много добрых слов. После еще прогулялись час, другой по вечернему Мехико. Отмечу, что Мехико находится на высоте более 2200 метров над уровнем моря. Соответственно, к вечеру и ночью температура падает градусов на 10-15. Большие современные красивые здания тут соседствуют с небольшими неприглядными зданиями. Людей на улицах очень много. Во всем, что видишь там, есть свой особый колорит! И нам доставляло немалое удовольствие бродить по городу.

На следующий день мы дружно сходили в Дом-музей Троцкого. Как известно, последние годы своей жизни он провел в Мексике, где и был убит наемным убийцей. Не вникая сейчас в детали его деятельности и не обсуждая его революционные пристрастия, скажу просто, что я был приятно удивлен, как бережно хранится память о нашем соотечественнике в далеком Мехико. Вилла, на которой он жил со своими близкими, прислугой и охраной, превращена в музей. Все его вещи, включая одежду, посуду, мебель, книги и так далее, хранятся в отличном состоянии и находятся в том виде, в каком они служили Троцкому. Сама вилла производит великолепное впечатление и размерами, и количеством комнат, и огромным, красивым садом. Все это находится в очень ухоженном состоянии.

После музея и огромного супермаркета, где приобрели себе кое-какие гостинцы, подарки, мы успели пообедать на «русской» улице. Еще до восхождения мы наткнулись на эту улицу совершенно случайно, так как, она, по счастливому стечению обстоятельств, оказалась буквально в 50 метрах от нашего отеля. На всем протяжении улицы через каждые десять метров висят революционные плакаты на русском языке, такие, как: «Вперед к коммунизму», «Коммунизм – это Сов. власть+электрификация», «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» и т.д. Да, это – удивительно!

Вот так, на мажорной ноте, подходила к концу наша экспедиция. Оля оставалась на отдых в Канкуне, в мексиканском курортном городке. Мы, все остальные, разными рейсами собирались домой, в Россию. Причем, оказалось, что Дима, Саша и я с Мехико до Парижа летим вместе, одним рейсом. Мы втроем сели вместе. Для этого нам пришлось «арендовать» самый задний, 52-ряд, огромного двухэтажного аэробуса А-380. Мы даже не заметили, как пролетели 11 с лишним часов полета, настолько было комфортно вместе. В Париже мы тепло попрощались, дальше наши пути расходились. Дима летел в Варшаву, Саша – в Москву через Прагу, а я – через Москву в Махачкалу. Напоследок Дима, несмотря на мое сопротивление, позвонил в Москву и дал задание своему зятю встретить меня в Шереметьево.

Вот и все! Благодарю всех за совместную экспедицию! Было очень приятно сознавать, что рядом с тобой в горах находятся настоящие друзья, каждый из которых готов всегда поддержать друга словом и делом! Это была Команда! Хочу пожелать всем красивых и успешных экспедиций и новых восхождений! Успехов Вам и удачи, друзья мои!