Из всех гор, вершина Килиманджаро мне казалась всегда самой романтичной. Книги, фильмы, фотографии. И вот осенью 2019 мы приняли решение сходить на высочайшую вершину Африки на новогодних каникулах, взяв с собой детей. Инициатором выступил Фёдор Конюхов. В 1997 году он поднимался на Килиманджаро, в рамках реализации своей программы Семь Вершин (высочайшие вершины каждого континента).

Изначально планировали пойти узким, семейным, кругом: Фёдор (68 лет), Оскар (44), Николай (14) и Аркадий (14) – все Конюховы. Сообщили друзьям и знакомым о своих планах. В итоге наша команда превратилась в дружный коллектив из 20 человек. Программу восхождения заказали у профессионалов -  компании «Клуб 7 Вершин». Фёдор ходил с командой «Клуба 7 Вершин» на Эверест в 2012. Гидом на Килиманджаро был назначен Дмитрий Ермаков (Снежный Барс + 2 Эвереста).

Гора Килиманджаро находится на 3 градусе Южной широты, а в Южном полушарии в это время лето. Летели по маршруту: Москва – Дубай – Килиманджаро (5 + 5 часов). Удобно прилетать в международный аэропорт Килиманджаро.

Проживали в отеле Aisha Machame 3* (г. Моши), который находится под управлением семьи из Екатеринбурга (Сергей и Александр, отец и сын).

28 декабря у нас был посвящён сборам, подгонке снаряжения, отдыху после перелета. В пункте проката оборудования от компании Altezza Travel можно взять практически любую экипировку, от трекинговых палок до спальников и баулов. Пункт проката находится на территории гостиницы.

День 1. 29 декабря утром была заброска на автобусе к границе Национального парка, на высоту 1 800 метров. Здесь пришлось провести пару часов, пока были оформлены разрешения (пермиты) на восхождение каждому участнику, а нас 20 человек, плюс несовершеннолетние, к ним особое внимание, требовались сканы паспортов, предъявление копий медицинских страховок.

К обеду все организационные формальности были решены и мы начали свой путь к первому лагерю Мачаме (Machame) на высоту 3 000 метров.

Как только мы двинулись в путь, на нас обрушился тропический ливень. Никакие ветровки и куртки не помогают, вода найдёт себе путь. Только дождевики-пончо спасали в этой ситуации. В первый день мы познакомились с тропическим лесом, тропическим дождем и фразой на суахили «pole – pole» (аналог «take it easy» или «тише едешь, дальше будешь»).

Уникальность восхождения на Килиманджаро - каждый день проходишь один климатический пояс.  Первый пояс – дождевые леса. 100% влажность + дожди. Огромные, в пять обхватов деревья, папоротники. Идёшь по тропе, как в фильме «Аватар».

В первый день мы прошли 18 км, перепад высоты 1200 метров, к вечеру вышли к нашему лагерю Мачаме (Machame) – 3 000 метров.

Первая ночевка в палатках. В палатке по два человека, можно взять опцию один человек в палатке. Ужин, разбор первого дня, брифинг от нашего гида Дмитрия Ермакова и спать.

Мы специально выбрали маршрут Мачаме и ночевку в палатках. Проживание в палатках дает больше эксклюзивности, чем в домиках с фанерными перегородками, в каждой комнате по 6 человек.

День 2. Подъем в 7 утра. Завтрак и в 8 утра мы на маршруте. В этот день нам предстояло дойти до лагеря Шира Кейв 2 (Shire Cave), высота 3 900 метров.

Шли около 6 часов. После прибытия в лагерь и короткого отдыха, наш гид отправил нас «прогуляться».

Прогулка на пару часов по склону с набором высоты и спуском. Классический вариант акклиматизации. Климатический пояс – вересковые луга.

День 3.  Переход от лагеря Шира 2 (3 900 м) через Лава Тауэр (4 630 м) к лагерю Баранко (3 960 м).

Вот это был сложный, но важный переход. Мы впервые вышли на высоту 4600 метров. На этой высоте провели несколько часов, легкий обед. Важно было зафиксировать высоту, дать организму почувствовать и начать адаптироваться к этой высоте.

Проведя два часа на 4600 мы начали спускаться к лагерю Баранко (3 960 метров). К вечеру подошли к этому знаменитому лагерю, визитной карточкой которого является стена, высотой несколько сот метров. В этом замечательном месте нам повезло встретить 2020 год.

Наши африканские гиды и портеры исполнили музыкальную программу (что оказалось полным сюрпризом) и даже испекли торт (а возможно несли его с собой)!

Кончено, до полуночи никто не досидел. Взяв за основу часовой пояс Сибири (а сибиряки у нас были в команде), мы отметили приход Нового года и разошлись по палаткам. Завтра снова в путь и вверх.

День 4. В этом день нам предстояло штурмовать стену Баранко. Гид Дмитрий Ермаков из своего многолетнего опыта предложил пропустить другие группы вперед, чтобы не стоять на горе в очереди. Скальная тропа настолько узка, что разойтись, обогнать там бывает очень сложно.

Это было правильным решением, подождав пару часов в лагере с чаем и «прошлогодним» тортом, мы выдвинулись на скалы в районе 11 часов и весь оставшийся день не встретили ни одной группы, по сути, имея всю тропу в своем распоряжении.

Нашей команде очень понравился этот отрезок, он разнообразный, много лазания, хорошая физическая нагрузка и при этом мы не выходили за пределы 4 000 метров. Идеальный день для акклиматизации и тренировки.

Довольные и не сильно уставшие мы пришли в лагерь Каранга (4 035 м). Это будет наша первая ночевка на 4000 метров.

День 5. Гиды настраивали нас, что в этот день будет пахота на горе. Мы идем в штурмовой лагерь Барафу (4673 м). Именно из него нам предстоит ночной штурм пика Ухуру (5895 м). Зона высокогорной пустоши. Растительности нет, камни, пыль, палящее солнце. Идем выше облаков. Голова гудит. Переходы по 45-50 минут, затем отдых 10 минут.

Слева видны ледники вершины Килиманджаро. Во второй половине дня пришли в штурмовой лагерь. Задача – постараться уснуть днем, набраться сил. Выход на штурм в полночь.

Кому-то удалось поспать, кто-то просто лежал в палатке, пытаясь уснуть, но к полуночи все уже были на ногах. Нашу команду разбили на две группы, исходя из скорости движения. Первый состав вышел в полночь, второй состав вышел в 1 час ночи. По плану мы должны к рассвету встретиться у Стелла Поинт (5 756 метров).

День 6. Штурм. В первом часу ночи мы двинулись вверх. К тому времени большинство групп уже пробивались к вершине, ночь безоблачная, но сильный ветер. Вся тропа заполнена светом налобных фонарей, вереница фонариков уходит в точку и сливается со звездным небом. Из-за сильного ветра шли медленнее чем планировали и рассвет встретили на балконе 5 500 метров. С этого места, один из членов нашей группу ушел вниз по состоянию здоровья, остальные продолжили восхождение.

К 7 утра вышли к Стелла Поинт, первая вершина. Ветер усилился до 50 км в час (по ручному анемометру 30 узлов). Основная вершина – пик Ухуру 5 895 метров, разница по высоте между Стелла Поинт и пик Ухуру всего 100 метров, но это час хода в одну строну. Снега на вершине достаточно много.

В 8:30 подошли к пику Ухуру (на суахили «Свобода»). Ветер продолжал усиливаться, к тому же вершину начали накрывать облака со снежными зарядами. После быстрой фотосессии, Дмитрий скомандовал всем на спуск. Наша молодёжь шла в связке с гидами, чтобы их просто не сдуло ветром с узкой тропы.

На фото: Фёдорр Конюхов, Нколай Конюхов, Аркадий Конюхов, Оскар Коннюхов

Перегруппировавшись на Стелла Поинт, мы начали спуск вниз, в лагерь Барафу. К 12 часам дня мы всем составом вернусь в штурмовой лагерь. Таким образом с момента выхода на штурм мы провели 12 часов на ногах. Короткий отдых и за пару часов мы совершили еще один переход вниз в лагерь Миллениум, на высоту 3 800. Как только вышли из зоны 4000 метров, дышать стало легче, хотя этот заключительный переход всем дался с трудом.

День 7. Ночевка в лагере Миллениум (3 800м) и пятичасовой спуск вниз, к воротам Национального парка (1 600 метров).

За спиной гора Килиманджаро и масса впечатлений. Очень полезное восхождение для укрепления отношений отцов и детей. Проживание в палатке, упаковка каждое утро своих вещей, работа на горе, чувство ответственности, работа в коллективе, в сложный условиях. Мы сразу договорись, если чей-то сын вынужден прервать восхождение из-за травмы или по состоянию здоровья, то отец должен уйти вниз вместе с ним. К счастью, этого не случились и все семейные команды-двойки вышли на вершину Ухуру.

Мы осознано выбрали семидневный маршрут Мачаме, чтобы иметь дополнительный день на акклиматизацию. Восхождение с опцией проживания в палатках позволяет спуститься по другому маршруту, чего нельзя сделать, если вы идете маршрутом с проживанием в домиках.

Гора требует к себе уважения и нужно тренироваться. Желательно также прилетать на восхождение за несколько дней, чтобы иметь возможность акклиматизироваться и настроиться на восхождение.

По экипировке. Успех любой экспедиции, будь то в горах, на просторах океана, в Арктике или в Антарктиде напрямую зависит от качества экипировки. Для восхождения на Килиманджаро компания «Клуб 7 Вершин» представила очень подробный список необходимой экипировки и оборудования. За многие годы организации и проведения экспедиций в горах, этот список претерпевал множество изменений и теперь представляет из себя 5 сбалансированных страниц и все, что в нем написано, нам пригодилось.

Наша семья, почти всю одежду, включая, пуховики, термобельё, спальники, пончо от дождя, получили у нашего партнёра, российской компании – Red Fox для тестирования. Перечисляю некоторые позиции по экипировке Red Fox, возможно эта информация пригодится для тех, кто собирается на Килиманджаро в этом сезоне.

Пуховая куртка Flight Lite

Ветрозащитная куртка Munnar

Куртка Softshell Yoho

Спальный мешок Yeti -20C

Штурмовые рюкзаки Sand Hill 35 и Sand Hill 45

От нашего партнера Альпиндустрия мы взяли на тест:

Ботинки Zamberlan 960 Guide GTX RR

Налобные фонари Petzl Actik Core

Треккинговые палки Alpindustria Carbon из углеволокна

Солнцезащитные очки от нашего партнера Julbo

Наша команда:

Виктор Зеленцов

Сергей Патрикеев

Гид – Дмитрий Ермаков

Материал подготовил Оскар Конюхов. Килиманджаро. Маршрут «Мачаме». Даты восхождения 28 декабря 2019 – 4 января 2020.