Внутренний курс компании: 1 $ = 101.87 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66
26 Июля 2023, 23:19

 Итак, команда Клуба 7 Вершин и Клуба 8000 начала решающий этап восхождения на вторую вершину Мира, величественную и жестокую К2 (8611 м). Маршрут – классический, то есть, это и путь, выбранный первовосходителями, и самый простой для прохождения технически. По-русски он называется «маршрут Абруцци», «ребро Абруцци» или Юго-Восточный гребень.  Для англоговорящих, включая местных - это  Abruzzi Spur,  итальянский оригинал Lo Sperone degli Abruzzi.  В русском языке не принято элемент горного рельефа называть «шпорой», у нас это или ребро или контрфорс. Для контрфорса общей крутизны не хватает.

Забавно происхождение слова. Исходно оно происходит от латинского слова abruptus – «обрывистый», «резкий», «крутой».  В действительности маршрут восхождения довольно крутой, особенно по отношению к классическим путям на другие восьмитысячники. Важна здесь не собственно крутизна, а длина крутых участков.  Это определяющая сложность первой части маршрута: от АВС лагеря до Лагеря-3.   Однако, думаю, большинству известно, что маршрут назван не за крутизну, а по имени руководителя экспедиции 1909 года, вовремя которой был сделан выбор этого маршрута. Хотя сам хозяин имени в результате экспедиции посчитал, что вершина горы К2 недостижима для альпинистов (можно добраться только по воздуху).  

Далее в череде последовательностей идёт название горного массива, высочайшей части Апеннинских гор. Горный массив Абруцци расположен в центральной их части.  Здесь расположена высочайшая точка Апеннин.  Горы дали название региону, итальянской провинции – regioni по-итальянски Абруццо.  Это была часть Неаполитанского (Сицилийского) королевства, получившая при объединении Италии статус «реджиони». До королей Неаполя она входила в состав разных герцогств лангобардов, но сама герцогством не была. Тем не менее, своего герцога она получила. И надо сказать, он много сделал по продвижению имени региона в Мире. Итак главная персона в нашем рассказе герцог Абруццкий, Луиджи Амедео ди Савойя.

 

 

Полное имя герцога (точнее "дюка" - duke) Абруццкого было Luigi Amedeo Giuseppe Maria Ferdinando Francesco.  Он был рожден в 1873 году, как сын короля Испании Амадея Первого. В скором времени, точнее через 6 дней после рождения будущего герцога, его отец (родной брат итальянского короля) был вынужден отказаться от трона. Семья возвращается в Италию. Позже для своего подросшего племянника король Италии Умберто придумал специальный, абсолютно уникальный титул – герцог Абруццкий. По большому счету, королевская семья всё время искала место, куда бы можно было получше пристроить подросшего Луиджи Амедео, на какое-нибудь на царствование. Он проходил претендентом на трон в Греции, Албании, а после большой войны был близок к тому, чтобы стать правителем Венгрии. 

  Хотя отец Луиджи в категорической форме отошел от политических дел, сына он позволил воспитывать по королевской программе. То есть, с прицелом на какой-нибудь трон и в строгом военном духе. Для специализации был выбран флот, мальчика с детства готовили к роли флотоводца. Однако каникулы часто проводились в горах, в компании королевы и воспитателей. Активно занялся альпинизмом Луиджи Амедео только после окончания учебы, в 19 лет. Первой его большой вершиной стал Гран Парадизо. Уже в первый год герцог прошел траверс Монблана, взошел на Монтерозу и затем принял участие в траверсе Маттерхорна.

 В Савойе издавна, практически с римских времен, был свой правитель. И уже к самому началу первого тысячелетия сложился устойчивый род правителей, который со временем получил название Савойский Дом или Савойская Династия. Герцоги Савойские находились в постоянной заботе, как расширить свои владения и как отстоять завоеванное. Волей исторических судеб им выпало стать королями Сардинии, затем еще и Пьемонта и, наконец, объединителями всей Италии. И в то же время, потерять свою историческую родину…

 В 1860 году после демонстративного референдума Савойя вместе с Шамони вошла в состав Франции. Результаты его были честными, но по большому счету, это была всего лишь плата за помощь, которую французский император оказал войскам Сардинского короля в войне с империей Габсбургов (Австро-Венгрией). По этому поводу подножье Монблана посетил сам Наполеон III с супругой. Они совершили экскурсию на ледник Мер де Глас. Император был в явной эйфории. Новый властитель явно пытался поддержать миф о своем великом предке Наполеоне Первом, который слыл покорителем Альпийских гор за переход через Сен-Бернар в 1800 году.

«Савойские» не сильно переживали потерю родной Савойи, они уже к тому времени вполне ощущали себя будущими итальянскими монархами. И приобретение Ломбардии для них было более важным событием. Вскоре большая часть Италии объединилась под властью короля Виктор Эммануила (Витторио Эммануэле) Второго, дедушки нашего героя. Для страны это тоже был период патриотического подъема, почти националистической эйфории.

 Альпинистский дух проник в королевскую семью ди Савойя на этой итальянской патриотической волне. Одним из главных действующих лиц эпохи объединения Италии и ее становления был Квинтино Селла, который в течение пары десятилетий занимал главные посты в королевстве. Будучи министром финансов, он был по существу главным, самым влиятельным чиновником в окружении короля. И Селла много сил вложил в развитие альпинизма в стране. Он был инициатором создания Итальянского Альпинистского Клуба, по его воле в горах строились приюты, образовывались профессиональные объединения гидов. В истории альпинизма Квинтино Селла отмечен активным участием в открытии маршрута на Маттерхорн с итальянской стороны.

 Главным проводником альпинизма в семье оказалась ставшая в 1878 году королевой Маргерита ди Савойя. Между прочим, она была первой королевой в истории страны. Так получилось, что Маргерита стала супругой своего двоюродного брата Умберто и для Луиджи Амадео приходилась дважды тетей. Мать будущего герцога умерла, когда мальчику было три года и королева, в какой-то мере, ее заменяла. Она привела мальчика в горы.

 
 
Королева Маргерита во время открытия приюта на вершине Монте-Розы
 Королева Маргерита во время открытия приюта на вершине Монте-Розы
 
 

Королева Маргерита в 1893 г поднялась на Монте-Розу (Пунто Нифетти), на вершине которой торжественно открыла самую высокую в Европе горную хижину, носящую ее имя. Высота хижины – 4559 метров. Это было значительное событие для всей нации и, особенно, для двадцатилетнего герцога Абруццкого. Это был его второй сезон в альпинизме. В этот же год его командируют в Сомали, где он получает боевое крещение, участвуя в подавлении мятежей.

 

В 1894 году герцог совершает несколько технически сложных восхождений в массиве Иглы Шамони, поднимается на Пти Дрю. В Шамони он познакомился и подружился с ведущим альпинистом того времени англичанином Альфредом Маммери. Они вместе едут в Церматт, где проходят маршрут Цмутт на Матерхорн. Это было первое прохождение этого сложного маршрута без гидов. Затем герцог поднимается также на Дан д’Эрен и Габельхорн.

В 1895 году Маммери с двумя носильщиками исчез во время первой серьезной гималайской экспедиции на склонах Нанга-Парбат. Через два года герцог профинансировал поисковую экспедицию, которая не нашла тел, но определила примерное место гибели альпинистов. И причину – лавина. В память о Маммери герцог решил обязательно совершить серьезное восхождение в Гималаях. Но для начала ему предстояло совершить кругосветное путешествие в роли капитана корабля. По дороге итальянцы зашли в порт Калькутта и герцог с небольшой группой отправился в горы, к подножью Канченджанги. Однако тогда они уперлись в запрет английских колониальных властей, по причине эпидемий.

В это время итальяно-савойский королевский дом находился в подавленном настроении. Военное поражение в Эфиопии было самым настоящим позором. Поди, повоюй там! Но на объективные трудности никто не обращает внимания: итальянцы проиграли дикарям – вот и вся тема. Именно под цель подъема национального духа и взял Луиджи Амадео деньги на проведение экспедиции на Гору Святого Ильи.

 Их удачное восхождение стало большим событием. На тот момент, возможно, это было величайшее достижение в альпинизме. А затем последовала величайшая исследовательская экспедиция в район Рувензори. Герцог с гидами и сопровождающими изучили ранее не посещаемый район и совершили восхождения на главные его пики.

  

В 1909 году герцог проводит историческую по значению экспедицию, благодаря которой его имя сейчас постоянно на слуху у тех, кто интересуется альпинизмом. Ребро Абруццкого – так называется самый популярный маршрут на К2. Итак, итальянцы отправляются в Каракорум, к подножью второй вершины мира. В составе всё те же лица, прежде всего, постоянные гиды герцога из Аосты.

 
 
Более 20 лет назад мною был написана глава об иностранных альпинистах для
 

Сама вершина К2, «Капо дуэ» - как говорят итальянцы, в рамках экспедиции была изучена со всех сторон. С запада герцог с гидом Петижаком поднимается на перевал, именуемый теперь Савойским (6666 метров). С востока делают попытку восхождения на семитысячник Скианг Кангри. Лагерь 1 был установлен на высоте 6500 метров. Однако выше пройти далеко не получилось, путь преградили огромные трещины.

Попытку восхождения на К2 итальянцы предприняли по маршруту, который называется сейчас маршрутом Абруцци. Попытку безнадежную. Технические сложности маршрута абсолютно не позволяли на нём работать местным носильщикам. Да и для альпинистов требовалось провешивание сотен метров перильных веревок. Их было в экспедиции рекордное для того времени количество – 400 метров. Смешно по нынешним меркам. Выше 6000 метров команда подниматься не стала. Причины или поводы: непогода, обледенелые скалы, камнепады... Вывод герцог Абруццкий сделал очень категоричный – "на К2 можно подняться только на самолете".

 

Уйдя из базового лагеря К2, герцог выбирает объектом восхождения вершину Чоголиза (7670 м), тогда называемую Брайд Пик. К ней ведет логичный маршрут по длинному гребню. На восхождение выходят 18 июня 1909 года. На высоте 7500 метров подъём был прекращен из-за тумана и сильного ветра. Выше всех поднялся гид Жозеф Петижак. Это был высотный рекорд, который был побит только англичанами на Эвересте в 1922 году.

 
 
Экспедиция герцога под К2, на дальнем плане справа - Чоголиза
 
Экспедиция герцога под К2, на дальнем плане справа - Чоголиза
 

Это был последний альпинистский подвиг герцога. Его призвали государственные дела. Италия вступает в войну с Турцией и герцог Абруццкий возглавляет королевский Адриатический флот, сыгравший важнейшую роль в победе его страны. Затем грядет Первая мировая, в которую Италия вступает в 1915 году. Флот под командованием Луиджи Амедео господствует в Адриатическом море и герцог проводит блестящую операцию по эвакуации сербской армии (более 100 тысяч человек). Правда, в 1918 году австрийцы устраивают несколько удачных диверсий против кораблей флота. И по настоянию союзников, герцога отстраняют от командования. Но в конце войны в стране царит эйфория – и герцог Абруццкий вновь национальный герой. Не надолго. В начале 20-х к власти в стране приходит новый герой - Муссолини, королевская семья начинает уходить в тень.

С 1923 года Луиджи Амедео окончательно становится «колонизатором», в самом положительном смысле этого слова. Он полностью посвящает себя развитию сельского хозяйства в Сомали. Его усилиями было построено большое агропредприятие, которое стало снабжать Европу свежими овощами и фруктами. Важнейшим фактором было искусственное орошение. Воды в этих местах катастрофически не хватало. Для создания системы водохранилищ герцог предпринимает ряд исследовательских экспедиций к истокам рек, в горные районы Эфиопии. В ходе последней из них, Луиджи Амадео тяжело заболевает. Неизвестная инфекция либо обострение старой болезни, врачи так и не определили.

 
 
Последняя награда герцога Абруццкого
 
Последняя награда герцога Абруццкого
 

В 1933 году, в феврале, герцог Абруццкий приезжает в Италию, прощаться. Его друг король Бельгии, известный альпинист Альберт Первый – самый желанный гость. Они расстаются с грустной улыбкой, обоим великим альпинистам королевских кровей осталось жить совсем недолго. Один из них знает об этом, другой – нет…. Альберт Первый вскоре трагически погиб в горах своей страны.

 
 
Более 20 лет назад мною был написана глава об иностранных альпинистах для