1 Декабря 2015, 16:53. Эльбрус, все поездки »

До Эльбруса мы с мужем где только не были – даже до Гренландии успели добраться. А вот на самую высокую вершину Европы у себя под боком как-то смотрели сквозь пальцы. Точнее, сквозь лыжи - катались там неоднократно, а вот взглянуть на Эльбрус с другой точки зрения как-то не получалось. Но в сентябре 2014 сказали сами себе – хватит, непатриотично это совсем. Короче - «не нужен нам берег турецкий, и Африка нам не нужна…», тем более что на Килиманджаро и Маунт-Кении мы уже были.

С нашим гидом мы встретились в Минеральных Водах. Мы – из Москвы, он – прямо от станка, то есть прямо с горы – с Казбека. Зовут Владимир, фамилия - Котляр. В Клубе 7 вершин нам отрекомендовали Владимира как лучшего гида на Эльбрусе. Дескать, вам с ним повезло. Вова нам сразу понравился, мы, наверное, ему тоже. Просто он тогда и не подозревал, что ему с нами тоже очень повезло!

Этап первый. Акклиматизация к месту

Один наш знакомый, опытный альпинист еще советской школы, говорит, что привыкнуть надо не только к высоте, но и просто к месту: к другой погоде, еде, воде и воздуху.

Прибыли в Терскол. Решили сразу взять быка за рога – и с ходу привыкнуть к местной воде, еде и воздуху. Идем, значит, вдыхаем полной грудью непривычный пока приэльбрусский воздух. Акклиматизируемся на новом месте – прогулка до Поляны Нарзанов. Водички минеральной попить, заодно отведать местной кухни – шашлыка и хичинов.

Кто-то водичку минеральную пил…

…а кое-кто в ней даже купался

В национальном парке Приэльбрусье запрещено охотиться, костры разжигать, ягоды и грибы собирать. Об этом недвусмысленно предупреждает грозная табличка при входе на тропу. Но встретив местных жителей с корзинками (ну, не за шишками же они пошли!), мы тоже не удержались и попробовали местных лесных ягод. Перешли, так сказать, на подножный корм. Ем и чувствую, как улучшается на глазах моя акклиматизация.

Вид на Терскол с тропы, ведущей к водопаду «Девичьи косы» и метеостанции

Водопад «Девичьи косы»

Мемориал в поселке Терскол. Установлен в память советским воинам, погибшим при обороне Приэльбрусья. Находится недалеко от центра поселка – все желающие могут свободно его посетить

Этап второй. Акклиматизация к высоте

Надышавших местным воздухом, наевшись и напившись местных деликатесов, мы решили, что уже полностью привыкли к местности. И решили начать к высоте привыкать. Далее – кадры с первого акклиматизационного выхода на Чегет, как написано в программе Клуба 7 Вершин.

В 2013 году канатная дорога на Чегете отпраздновала свое 50-летие. Если учитывать, что канатка была установлена здесь уже не новой, в реальности она еще старше

К сожалению, кроме гордых транспарантов «Юбилей 50 лет» гордиться особо нечем. За эти годы максимум, что произошло – это покраска отдельных элементов канатки и периодически обновляемые настилы. Честь и хвала техникам канатки, которые поддерживают ее в рабочем состоянии все это время!

В Приэльбрусье катались на лыжах лет 12 назад. Сейчас ощущение, что время здесь остановилось. «Папа!» - закричал наш средний сын, увидев это фото. «Это же из мультика «Ну, погоди!», там волк на такой же креселке катался!»

Это фото нашего гида Владимира Котляра я по возвращении с Чегета послала старшей дочке через Контакт с подписью: «А вот это наш гид, дядя Вова. Очень опытный альпинист и профессиональный гид». Дочка в тревоге ответила: «Мама, ты уверена, что у вас все будет в порядке? Этот дядя Вова какой-то очень подозрительный».

Мы с Владимиром на максимально возможной точке подъема на Чегет. Вершина еще не достигнута, но туда не пускают бдительные пограничники

Где-то там вершину Чегета можно было увидеть издалека и в тумане

Этап третий. Дальнейшая акклиматизация к высоте

Пора и на гору вообще-то взглянуть. Поближе. Обычно в этом месте все наши знакомые, не бывавшие в горах спрашивают: «Ну и где у вас тут альпинизм, епрст?!! То к месту привыкаете, то к высоте, то еще к чему-нибудь! Где же снега, ледорубы, небритые, напряженные люди с перекошенными от усталости лицами? Одни шашлыки, хичины, минералка и прогулки с водопадами!» Скоро, скоро все будет, успокаиваю я.

Поляна Азау встретила нас, бывших здесь прошлый раз 12 лет назад, обилием новопостроенных гостиниц и разросшимися торговыми рядами

Свежепокрашенный вагончик старой канатки… Сколько же долгих романтических часов мы провели когда-то в очереди, ожидая с лыжами в руках, когда же он придет! Осенью, конечно, не было никаких очередей, да и желающих подняться на нем, кроме нас и еще пары-тройки маньяков, не было.

Все остальные нормальные туристы, приехавшие поглазеть на вершину Эльбруса с верхней станции, пользуются новой канаткой – гондольной. Новая гондольная канатка сейчас имеет две очереди, но технические специалисты и строители грозятся в ближайшее время достроить и третью очередь – до Гара-Баши. Тогда эта канатка станет самой высокогорной, обогнав знаменитый подъемник на Эгюий-дю-Миди в Шамони.

Вот и поднялись на станцию «Мир». Дальше идет креселка, но мы для акклиматизации идем до Бочек пешком.

Вот и знаменитые Бочки…

Веселенький антуражик, флаги, транспаранты. Сами бочки, уже слегка облезлые, выкрашены в патриотические цвета российского флага

В общем, романтическая атмосфера цыганского табора. Бродят группы странных полуодетых или точнее полураздетых (термобелье, пуховка и высотные ботинки босу ногу) и небритых граждан российского и иностранного происхождения. Понимаю, что вскоре мы будем выглядеть почти также. Акклиматизируемся и сольемся с толпой.

Середина сентября. Вид с Бочек на тропу наверх. Снега так мало, что ратраки на этом летне-осеннем пейзаже смотрятся чужеродно. Мы еще не знаем, что нас ждет впереди – погода в горах переменчивая…

На пути к приюту Леапрусс

Фото на память со снеговиком-альпинистом

Мы уже на приюте Леапрусс. Осматриваем окрестности.

Первым делом решили совершить акклиматизационный выход в туалет. Вообще-то на приюте имеется это заведение прямо в бочке. Но нам повезло – по причине окончания сезона восхождений и специально для нас туалет перенесли в другое место – прямо на краю пропасти…Чтобы добраться до этого жизненно важного заведения, нужно было спускаться по о-о-очень крутой лестнице с кривоватыми деревянными ступеньками.

После снегопада путь по этой лестнице представлял вот что… Романтическое путешествие вверх и вниз.

Наш жестокий гид, одержимый идеей усиленной акклиматизации, заставляет нас еще и снег разгребать у приюта

Уже к вечеру первого дня подъема для пущей акклиматизации (все-то нам неймется) поднимаемся еще выше – к разрушенному Приюту 11-ти. Грустное зрелище… Бывшие подсобные помещения Приюта 11-ти сейчас функционируют как приюты… Очень похоже на сооружения из кинофильмов «Кин-дза-дза» или «Безумный Макс»

Внутренняя обстановка приюта Леапрусс – жилой блок

Задумалась я…Завтра выход на Скалы Пастухова

В общем, чуяло мое сердце… Акклиматизационный выход до Пастухова у нас не получился в первый раз. Ночью была погода отличная, кто-то даже на восхождение пошел…К утру – снег с дождем. На Скалы Пастухова вышли. Встретили спускающихся альпинистов иностранного происхождения. Они пожаловались, что вышли ночью в хорошую погоду, а там, наверху стало твориться черт знает, что. «It was a hell» - сказала одна дама. Не доходя до 4500, мне показалось, что я слышу глухие удары, затем, что у меня блики в глазах и трещит в голове что-то. Все, думаю, наверное приступ горняшки накрыл, может даже ВОМ или, как там это называется, начинается. Оказалось, просто гроза началась. Гид отобрал у нас все палки и ледорубы, привязал их на веревку и велел максимально быстро спускаться… На такой высоте я так быстро еще никогда не бегала.

Гид Вова начинает понимать, как ему с нами повезло…

Совершенно мокрые спустились в Терскол и провели день в гостинице, зализывая моральные раны и просушивая одежду…

Через день погода наладилась. Обещали один и еще полдня погодного «окошка». И нам надо в него влезть. А мы еще и на Скалах Пастухова не были.

И мы снова наверху… Муж вспомнил про акклиматизацию и дал мне понести свой рюкзак – сказал, для твоей же пользы…Гид Вова тоже хотел дать понести свой, но вешать уже было некуда.

Контраст с нашим первым подъемом на Бочки… Снежку подвалило, ратраки уже органично смотрятся на свежевыпавшем снегу.

Со второго раза на Скалы Пастухова мы поднялись…

…а потом наш строгий гид Вова велел подниматься еще выше – до 5000. На всякий случай.

На Скалах Пастухова с группой соратников, проходивших мимо. Организовали массовку, т.к. по одному было трудно фотографироваться – сносило ветром.

Следующий день мы провели, отдыхая. Точнее, с утра Вова нам сказал: «Ну, ребята, сегодня у нас день отдыха перед восхождением. Поэтому мы отдыхаем - выходим к Приюту 11-ти и проводим там ледовые занятия».

Скала у Приюта 11-ти с мемориальными табличками с именами погибших альпинистов.

На следующее утро мы отправились на восхождение. Ничего не фотографировали, пока не начался рассвет, который скрасил наше проползание по бесконечной Косой полке.

На фото видна тень от вершины Эльбруса. Свои напряженные лица, перекошенные от усталости, мы предусмотрительно прятали под балаклавы и маски. Замаскировались, так сказать, чтобы не пугать народ.

На седловине было как-то холодно и неуютно. Быстро попив чайку, мы пошли на крутой подъем, где склон уже освещался солнцем.

В начале предвершинного плато мы отдохнули, сняли пуховки и балаклавы. При виде вершины невдалеке наши напряженные и перекошенные от усталости лица волшебным образом нормализовали свое выражение и стали почти счастливыми. Поэтому те, кто ожидал увидеть иное, не дождутся.

Первые шаги на вершине. Мне почему-то тяжелее всего дался не крутяк, а именно финальный подъем по почти плоскому участку перед самой вершиной. Эх, не надо было балаклаву волшебную снимать!

Коллективное фото на память. Гид Вова окончательно поверил, что повезло не только нам с ним, но и ему с нами.

На подходах к вершине мы познакомились с героическим альпинистом польского происхождения. В то время, как мы сладко спали в теплом приюте, он ночевал в брошенном ратраке у начала Косой полки. Пошел на восхождение в одной перчатке – вторую где-то потерял.

Гиду Владимиру – большое спасибо! Он нам тоже оценку поставил – не зря снег разгребали…

На спуске с Косой полки. После вершины на 5000 дышалось легко и непринужденно.

И вот мы уже на приюте! Финальное фото на фоне горы.
Спасибо Владимиру Котляру и Клубу 7 вершин за содействие и помощь в восхождении!