Внутренний курс компании: 1 $ = 108.56 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66
22 Декабря 2015, 21:32

Восхождение на гору Белуха. Июль 2015г.


Гора Белуха, Алтай. Название очень простое и понятное, но сколько загадок, таинственности содержит в себе сама гора. Она является самой высокой вершиной Алтая и Сибири (4506). Николай Рерих считал эту вершину одной из нескольких мест нашей планеты, через которые наша Земля получает божественную энергию космоса, а уфологи пошли еще дальше, по их мнению, в ущелье Ярлу, что расположено в окрестностях Белухи, находится один из входов в загадочную страну Шамбала. Алтайские шаманы уточняют, что Шамбала находится внутри священной Белухи, но в другом пространственном измерении ……….

 

 

 


И чем больше я получал информации о загадочной Белухи, тем острее появлялась желание отправиться на Алтай и самому не только увидеть Белуху и её окрестности, но и совершить на неё восхождение.
Поискав в интернете клуб или турфирму, которая могла бы мне организовать такое путешествие, я остановился на оптимальном варианте, который меня устраивал по всем параметрам и заключил договор с «Клубом 7 вершин».
Добравшись до г. Бийск, в назначенное время за мной, подъехал микроавтобус и дальше мы отправились в село Тюнгур (700км), где расположена отправная база «Высотник». Прибыли мы на базу «Высотник» поздно, когда было уже совсем темно. Тем не менее, нас там ждали, накормили ужином, разместили на ночлег, я как всегда в таких случаях выбрал ночлег в палатке. Утром следующего дня, нам было предложено на выбор: либо отправляться, через перевал на реку Ак-кем и начать подъем по ней, либо немного сплавиться по реке Катунь до устья р. Ак-кем , которая берет свое начало от подножья г. Белуха и начать подъем с устья. Группа из 9 человек единогласно приняла решение, начать путешествие со сплава.
Сплавившись два часа, мы причалили к устью р. Ак-кем, где уже стояла группа из Тамбова. Это были две семьи, пенсионеры, приверженцы учения Рерихов и Елены Блаватской. Здесь они отдыхали, продолжая изучать их работы. Пообщаться с ними было интересно.

 


В течении 2-х дней мы поднимались по реке Ак-кем, задача была дойти до оз. Ак-кем, там находилась еще одна база, со столовой, баней и т.д. Преодолев без особых приключений это расстояние, к концу второго дня мы вышли на базу. Здесь нам необходимо было еще раз проверить свое снаряжение, познакомиться с инструкторами, а их теперь у нас стало три,
оставить лишние вещи, которые не понадобятся при восхождении, взять с собой продукты.


Укомплектовавшись, утром мы вышли из базового лагеря. Группа у нас состояла из девяти человек, из разных регионов нашей страны, в том числе швейцарец – Роллан. По возрасту, участники группы были примерно одинаковы от 40 до 50-ти лет, за исключением Роллана, ему было 56 лет и меня.

 

 

 


По широкой тропе мы двинулись на встречу, еще нам неизведанному, таинственному, напрямую к горе Белухи. Вскоре тропа нас привела на озеро Ак-кем, здесь на берегу стоит пограничный пост, где мы отметились, МЧС и множество палаток путешественников. Пройдя озеро, мы окончательно вышли из лесной зоны.


Дальше пошел более крутой подъем по курумнику. Пройдя не более часа, мы вышли к бревенчатой часовне, где путешественники преклоняются иконам, в том числе иконе Николая Угодника - покровителя путешественников. После часовни, мы двинулись к месту своего ночлега под названием «Томские стоянки». Подъем все увеличивался, снежники сменились ледниками, вперемежку с выступающим грунтом, ледник был сплошь прорезан руслами малых и больших ручьев, идти становилось все тяжелей, сказывался подъем и разряженный воздух. Так время от времени отдыхая, мы поднялись к вечеру на место ночлега.


Палатки там уже стояли, постарались наши инструктора. Нам осталось разобрать наши вещи, переодеться и начинать готовить ужин. В это время со склонов гор, которые нас окружали, постоянно слышен был грохот падающих камней, притом этот грохот не прекращался и всю ночь. Утром нам было предложено еще раз отработать навыки подъема-спуска на леднике, чем мы и занялись, посвятив день тренировкам. С вечера еще раз перетряхнув свои вещи, решено было часть из них оставить на этой стоянке, с собой взять только минимум. Утром, вернее в 3-00 ночи, попив чая, облачившись уже в альпинистские ботинки, прихватив альпснаряжение и тот минимум, который потребуется при восхождении, мы выступили из лагеря. Шли гуськом в темноте, освещая себе путь налобными фонарями. Подъем становился все круче, идти было все тяжелее. Так медленно, шаг за шагом мы поднялись по леднику к перевалу «Делоне», состоявшего из одного льда, с уклоном 45-50*. Перила уже были навешаны. Одев «кошки», пояс с карабинами, жумаром, восьмеркой, повесив ледоруб за пояс, мы по очереди осторожно начали подъем на перевал. Когда поднялась вся группа, на перевале было уже светло. Далее, уже в связках, начался спуск с перевала в снежную долину, чтобы далее подняться на следующий перевал, обходя многочисленные расщелины, лавируя между ними, а иногда и перешагивая через них. Так связки групп (альпинистов) медленно и осторожно продвигались вперед. Перешагивая через расщелины, видна бездна, невольно возникает мысль, что если свалишься в неё, шансов, остаться в живых, нет, если до конца не расшибешься, то нескоро тебя из нее вытащат, да и вытащат - ли. Так во второй половине дня поднялись до штурмового лагеря. Здесь нам предстояло отдохнуть и начать готовится к штурму вершины. К вечеру погода начала портиться, подул ветер, небо все заволокло тучами, а потом еще и опустился туман, видимость сократилась до минимума. Штурм вершины пришлось отложить на неопределенное время. Ночью порывы ветра усилились, порой до такой степени, что начало, казаться, будто злые духи гор на нас разгневались и хотят сорвать наши палатки вместе с нами и сбросить вниз. Так прошла, беспокойна ночь. Наступило утро, которое не принесло нам особой надежды, погода так же не улучшилась, ветер стих, но туман заволок все кругом. Мы все это время отлеживались в палатках, в спальниках, поворачиваясь сбоку на бок, Так прошел весь день. У нас уже стали возникать сомнения, сможем ли мы совершить восхождение, вспоминая группы, которые так и ушли со штурмового лагеря вниз не солоно хлебавши. Но ближе к вечеру на небе начали появляться проблески голубого неба, это нас обнадежило. А к десяти вечера небо все очистилось от туч, стали видны звезды.

 

 

 


Решение было - готовиться к восхождению. К двенадцати ночи мы, уже обвешенные полным снаряжением, начали восхождение, освещая себе путь налобными фонариками. Группа была поделена на отдельные связки. В связке, в которой оказался я, был еще Олег из Питера, мастер спорта по альпинизму, с титулом «снежного барса» и инструктор. Не торопясь, мы по ледникам и снежникам, полезли на вершину, время от времени останавливаясь, чтобы перевести дыхание. На одном из снежных выступов, вперед пошел Олег, вонзив в склон горы свой ледоруб, он начал подтягиваться, в это время ледоруб сорвался и Олег через голову, кубарем полетел вниз, остановившись на снежной полке, которая находилась немного ниже, в трех метрах от расщелины. Решение у меня возникло моментально, преодолеть эту высокую ступеньку самому, а потом уже помочь подняться остальным участникам связки. Я находился в более выгодном положении, чем остальные участники связки, во-первых: я был выше их, а во вторых легче. И так подошел к этому препятствию, вонзил в снежник свой ледоруб на вытянутую руку и начал медленно подтягиваться. Подтянувшись до ледоруба, я перевел дыхание, осторожно освободил ледоруб и опять на вытянутую руку вонзил его в склон горы и еще раз подтянулся и вот я уже на ступеньке прессованного снега. После, передав свой ледоруб Олегу, он начал подъем. Поочередно вонзая ледорубы в толщу снега, свой и мой, подтягиваясь, преодолел это препятствие. Утро нас застало, когда мы были еще на склоне вершины Белухи. Так осторожно, шаг за шагом мы через четыре часа вышли на гребень горы. До вершины оставалось рукой подать, оставался последний рывок. Ребята, которые шли впереди, успели навесить к вершине веревочные перила, поэтому нам было уже проще. Закрепив на перилах свой жумар, застраховавшись карабином, мы поочередно начали подъем, оставался последний рывок на вершину. Наконец, через пять часов напряженной работы на склоне, мы вышли на вершину. Всё! Очередная победа над собой, мы взяли высоту!


Вершина нас встретила колючим, холодным, пронизывающим ветерком, но это было неважно, мы его не замечали, мы были счастливы, поздравляли друг друга и с вершины приветствовали остальных участников группы, которые подходили к вершине. Запечатлев своё восхождение на фотоаппараты, настал момент, когда надо было прощаться с вершиной.
Спуск с любой вершины не менее сложен, чем подъем. По статистике на спуске восходителей гибнет больше, чем на подъеме, помня это, мы осторожно начали спуск, постоянно страхуясь ледорубом и стараясь правильно ставить ногу, цепляясь за склон горы «кошками». Но все равно спуск проходил значительно быстрее, чем подъем. Через два с половиной часа мы уже были в штурмовом лагере. Спускаясь, мы все время оглядывались назад, как бы прощаясь с вершиной, что-то все таки в ней есть притягательное.

 

 

 

 

 

 

 


Остальной спуск на базу, которая расположена на озере Ак-кем, прошел без особых приключений, разве, что спускаясь от «Томских стоянок», ребята на уже на выположенном леднике увидели вытаявший труп альпиниста, пропавшего еще в девяностых годах прошлого века и обнаруженного недавно. Но я лично ничего не видел, где-то прошел мимо, и слава богу.
В целом, выражаю благодарность «Клубу 7 вершин», организовавшим мне такое незабываемое и недорогое путешествие на Алтай, с восхождением на самую высокую вершину Алтая и Сибири - Белуху.