Игорь Черкашин о восхождении команды Клуба 7 Вершин на Гилуве
Восхождение на Гилуве (гору, которая считается высочайшим вулканом Австралийского континента)....
Мы заселились в лодж, и пошёл дождь. Он шёл до темноты и полночи. Всё вокруг было укутано туманом, так что сбывались обещания всех наших предшественников: идти придётся в мокроте, по топям, дрожа от промозглости. На утро был объявлен ранний (часов в пять) подъём. Наутро дождя не было. Забегая вперёд, скажу: в этот день его вообще не было, он случился только со следующей темнотой.
Кстати, лодж, где мы поселились (Magic Lodge) был вполне себе ничего. Домики на сваях на двух человек, электричество, туалет в каждом, горячая вода, чистое бельё, тёплые одеяла (важно! – ночью внутри градусов 12), вкусная еда от местного шеф-повара, много фруктов. Особенно на ура шли ананасы и passionfruit’ы разных видов. У нас разгорелись споры, как их называть, т.к. маракуйа (моё предложение) все относили только к одному виду passion’а – который фиолетовый. Думаю, надо всё это называть по-русски – страстоцвет или страстофрукт.
Отвлёкся.
Утром сели в джипы и через час доехали до села Малка на высоте где-то 2550 м. Там встретили носильщиков в количестве 14 человек (по 2 на брата). Гид Люк (не Скайуокер!) приехал с нами, он был из деревни Пайя. Носильщики делились ровно пополам на босых и обутых.
Распределили груз и пошли. В этот день Ольга Румянцева (гид Клуба 7 Вершин) обещала нам 7 часов изнурительного перехода. Сначала немного вдоль полей, потом вошли в непролазные джунгли. Часа четыре шли по еле заметной тропке, перелезая через поваленные стволы деревьев и продираясь сквозь кустарник. Иногда носильщики должны были работать мачете. Один из местных жителей периодически читал нам короткие лекции о местной флоре (фауна там бедновата).
Первый нормальный привал сделали через четыре часа, выйдя из леса на альпийский луг. Поднялись примерно на тысячу метров. Настроение было хорошее: ещё часа три по открытой местности с небольшим подъёмом – и мы в лагере. Однако через три часа сопровождающие нас папуасы не выказали никаких признаков того, что скоро будем камповать. А рассчитанные силы на исходе. Спрашиваю, когда, получаю ответ: часа через три. Упс. Может, ошибка? Ждём Люка, переспрашиваем. Подтверждает. Это стало неожиданностью даже для Румянцевой. А Люк объясняет тем, что, во-первых, нормальное место для лагеря не раньше, чем через три часа, а во-вторых, это место максимально приближено к подножию вершины.
Идём злые и измочаленные, понимая, что он прав: вокруг топи баскервильские, палатку негде поставить. Кто-то пытается шутить, мол, у папуасов часов нет, поэтому их понятие времени растяжимо. Зря. Папуасы оказались очень пунктуальны (сказали, завтрак будет в 6-30 – так и было), и чувство времени у них было правильным. В результате самые первые действительно шли три часа, самые последние ( это, естественно, я) все четыре. Всё это времени шли по длинному гребень примерно на высоте 3800-4000 метров, тропа то поднималась на 50-100 м, то соответственно опускалась. В конце таким трудом набранные метры ухнули вниз на 300 м, к реке и лесу, где действительно была подходящая для лагеря поляна. Час ушёл на разбивку лагеря, палатки оказались какие-то нестандартные: с отсутствующими предбанниками, так что для защиты от дождя пришлось просить поставить дополнительный тент. Спать лёг на голодный желудок, хотелось только пить.
Выход на вершину был довольно поздним (кажется, часов в 7 вышли). Подъём на вершину несложен, если не считать двух не очень приятных мест, где есть, куда упасть. Как их проходить, есть определённая дискуссия. Даже в нашей команде высказывалось мнение, что достаточно разумной осторожности, и никакие приспособления не нужны. Тоже мнение я слышал от наших предшественников (В. Бобок, В. Адров). И только капитан 7 Вершин Саша Абрамов, пробивший на склоне 11 шлямбуров, категоричен: только с верёвкой. Ведь и по склону скалы где-нибудь в Форосе с осторожностью можно без приспособлений залезть, но стоит чуть ошибиться… В общем тебе, точнее, твоему гиду мало не покажется. Тебе уже ничего казаться не будет. Нога, обутая в сапог, а сапоги здесь must, особенно на мокром покрытии, может поскользнуться очень легко. Держаться можно только за пучки травы, а это не самые надёжные опоры. Чуть выше я неправильно поставил ногу и полетел вниз. Там, правда лететь было некуда – не более трёх метров, хорошо, об скалу черепом не стукнулся. А если бы это произошло в ТОМ месте? В общем, Абрамов категорически прав.
Часа через четыре после выхода мы были на вершине. Светило во всю солнце (впрочем, как и накануне). Да вы сами на фото видели. Давно такого удовольствия от встречи с вершиной не получал.
Спустились где-то к часу, а ровно в 15-00 зарядил дождь. Опять повезло. Вообще, если бы мы накануне остановились где-то на три-четыре часа раньше, то велик был шанс оказаться под дождём. А так пронесло.
Пронесло и на следующий день, во время спуска. Побрызгало чуть-чуть в лесу, «для зачёта» (Румянцева грозилась не зачесть вершину, если дождём не замочит)))) и всё. Дорога, правда, особенно в конце была совсем раскисшей (чернозём и глинозём) так что кое-кто (ваш покорный слуга в т.ч.) несколько раз грохнулся.
Проливной дождь начался, когда мы были уже под крышей лоджа. Но это был приятный проливной дождь.
Несколько практических советов для будущих восходителей.
1) Три дня – оптимальное время. Для менее подготовленных групп возможно даже увеличение до четырёх дней. Два дня, как это делали некоторые наши предшественники – фанатизм. Идти придётся по темноте по мокрым джунглям, можно все кости переломать.
2) Обувь – никакой альтернативе сапогам, хотя это не самая удобная горная обувь, особенно на спуске. Пойдёте в кроссовках – они превратятся в мокрые тряпки. Самые лучшие ботинки всё равно промокнут. А сапоги потом не жалко местным подарить, они будут очень рады.
3) Верёвка! Шлямбура там есть в количестве 11 шт.
4) На трекерские палки стоит надеть «звёздочки». Снега здесь нет, но почва мягкая, палка погружается наполовину, потом вы поскальзываетесь и падаете, палка пополам (у меня так было, хорошо, что в самом конце).
А вообще хорошая гора. Хорошо, что сходили. Хотя даже там пару раз вспоминалась суть альпинизма : «Сочетание неприятного с бесполезным».
Фотографии Ольги Румянцевой: