Внутренний курс компании: 1 $ = 106.00 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66
4 Сентября 2013, 20:36. Денали, все поездки »

В этом году я решил посвятить отпуск давнишнем мечте - восхождению на самую высокую вершину Северной Америки - Мак-Кинли. Названная в честь 25-го американского президента эта гора на Аляске - одна из самых сложных даже для подготовленных альпинистов. Мак-Кинли не самая высока» - всего 6208 метров, но из-за того, что всего в двух сотнях километров от нее плещется Северный Ледовитый океан, характер этой горы капризен и суров. Местные называет ее Денали, что означает «величественная».

 

 

В ГОСТЯХ У ДЖЕКА ЛОНДОНА

Наша экспедиция отправилась на Мак-Кинли в самом конце сезона. Это всего полтора-два месяца: с середины мая до начала июля. Время от времени предпринимаются попытки восхождения на Мак-Кинли зимой, обычно с северной стороны. Этот маршрут еще называют «путь Кука», хотя дошел он до вершины или нет - до сих пор вопрос открытый. Тем не менее, в Анкоридже, самом крупном городе Аляски, этому прославленному путешественнику установлен памятник.

Аляска мне очень понравилась. Местные жители не скрывают и даже всячески культивируют напоминания о русском происхождении этой территории - и матрешек расписывают, и пельмени лепят. Наша культура для них такой же бренд, как для Техаса нефть, а для Невады Лас-Вегас. Вообще, эти края похожи на Камчатку, только без вулканов, Первозданная природа, все с приставкой «эко». Вкуснейшие морепродукты, рыба, стойки. До сих пор сохранились названия, в которых, несмотря на латиницу, слышны русские корни: Ninilchik, Soldotna, Tok, Chugiak, Salamatof...

Забавно было увидеть ожившие иллюстрации из книг Джека Лондона. В Анкоридже, например, до сих пор работает деревянный салун с распахивающимися дверями Chilkoot Charlie's. Там проходят самые крутые вечеринки в городе. Это самый настоящий кабак с низкими потолками. Только дым коромыслом там не стоит - курить запрещено. И на входе обязательно просят документы. Даже мне пиво без паспорта нигде не наливали. Больше всего в этом салуне меня поразила «русская комната». Огромный, на всю стену портрет царской семьи, повсюду русские воинские награды, карты, хоккейные трофеи. Сталинский период, брежневская эпоха... как в музее. Кто-нибудь в России видел подобное в баре?

Климат на Аляске не такой уж суровый. Снег лежит только в национальном парке Денали, где как раз и расположена гора Мак-Кинли. В остальных местах все цветет и +28. За двадцать пять минут маленькое аэротакси переносит тебя из лета в зиму, из маленького городка Талкитна на ледник. Талкитна был последним перевалочным пунктом для золотоискателей, отправлявшихся в погоню за дачей. До сих пор там стоят деревянные хижины. Кстати, оказалось, что попасть из лета в зиму легче, чем потом вернуться обратно. Организм этот фокус категорически не принимает, и какое-то время ты ощущаешь себя не в своем теле.

 

 

ФАКТОР КОМАНДЫ

Я отправился на Мак-Кинли со своим товарищем. Mы познакомились в горах и периодически вместе совершаем восхождения. Наша экспедиция была очень ответственной. Два года подряд команды нашего клуба «Семь вершин» не могли зайти на вершину Мак-Кинли. На этот раз с нами поехал президент клуба, опытный альпинист Александр Абрамов. Получалось, что до начала восхождения из всей группы я знал всего двоих. В принципе это обычная практика. Бывает, что команда не складывается и восхождение не получается. В этом случае очень многое зависит от турлидера. У нас тоже был шанс не зайти. Нас спасло то, что мы в итоге стали командой. Говорю это без пафоса. Нам просто пришлось ей стать. В горах все трудности нужно преодолевать самому, но не забывать, что ты идешь в одной связке. Даже если ты молодец и чемпион, но кто-то рядом не справится - развернут всех.

Во многом успех восхождения зависит и от местных гидов. На Мак-Кинли ты целиком и полностью в их власти - такого больше нет нигде в мире. Американцы чрезвычайно законопослушны и выполняют многочисленные инструкций с каким-то нереальным рвением, иной раз вопреки здравому смыслу. Если в инструкции написано, что при облачной погоде группа не может выдвинуться из лагеря - малейшее облачко, и вы останетесь на месте. Оспаривать его решения - дело неблагодарное. Гид может в любой момент развернуть группу на полпути, заявив, что она ему не подчиняется. Это на Мак-Кинли самое большое преступление, Я видел несколько групп, которые не зашли на вершину именно из-за не сложившихся отношений с проводниками. Нам повезло: наш главный гид был эквадорцем по происхождению. Жители этой страны, как сказалось, схожи с нами по менталитету и допускают послабления в правилах. Несмотря на то, что в нашей группе было трое участников, побывавших на вершине Эвереста, а один из нас поднимался на эту сложнейшую вершину целых пять раз нам приходилось безоговорочно подчиняться гидам. Порой это было нелегко.

Еще одна особенность Мак-Кинли - все вещи во время восхождения здесь приходится нести самостоятельно. У нас в группе было три девушки, соответственно, мы забрали у них и распределили между собой все общественные вещи. Нам нужно было беречь их силы. На высоте каждый килограмм может затруднить или даже вовсе сорвать восхождение. Палатки, одежда, снаряжение - все рассчитывается до мелочей. Штурмуя вершину, альпинисты берут с собой самый минимум. В моем случае: рюкзак, термос, варежки и что-то сладкое.

15 МИНУТ НА ВЕРШИНЕ

Как я уже говорил, погода на Мак-Кинли - это лотерея. В нашем случае до последнего было не ясно, пустит ли нас гора на вершину. Мы несколько дней терпеливо мерзли и ждали погоду в штурмовом лагере. Нам повезло: образовалось небольшое окошко - всего один ясный день. Мы рискнули и зашли. У нас даже не было возможности толком сфотографироваться на вершине - буквально через пятнадцать минут гиды погнали нас вниз, поскольку начался страшный ветер, который мог буквально смести нас в пропасть. Если бы мы вышли из лагеря на четверть часа позже, мы бы опоздали. В итоге восхождение на вершину и спуск в штурмовой лагерь (5 200 м) заняла у нас 14 часов,

На каждой вершине есть свой знак. На Эвересте вершину узнаешь по тоннам странного хлама, который принесли альпинисты, желая оставить на вершине «частицу себя». На Аконкагуа стоит крест, который периодически кто-то уносит на память. На Килиманджаро - табличка. На Эльбрусе и Костюшко - камень. На вершине Мак-Кинли мы нашли медаль, похожую на шляпку гвоздя. Кстати, всe перечисленные вершины, плюс Массив Винсона в Антарктиде, как раз и составляют ту самую программу «Семь вершин», которую я выполняю.

Добравшись до заветной цели, все альпинисты ведут себя по-разному. Кто-то молится, кто-то фотографируется. Один из членов нашей экспедиции подпрыгивает на каждой из вершин, чтобы быть еще сантиметров на двадцать выше преодоленной высоты. Мак-Кинли была предпоследней из семи вершин в его списке. И первая, где не удалось запечатлеть ритуальаный прыжок. Погода не позволила. Впрочем, это никого не разочаровало. Учитывая все сложности, с которыми приходится столкнуться, добираясь до этой вершины, ты абсолютно счастлив, просто постояв в этой точке всего несколько минут. Я обычно фотографируюсь с флагом любимого футбольного клуба «Зенит» и российским флагом, В этом году это был флаг «Галса».

 

Чисто физически мне было несложно совершить это восхождение. Видимо, я правильно подготовился. Но морально безумно устал. Отдал себя без остатка, был абсолютно без эмоций. Спустившись, я уже понимал, что теперь готов взойти на Звереет, В то же время я еще явственнее сочувствовал, насколько это опасно и сложно. Нельзя относиться к горам пренебрежительно. Я никогда не употребляю слова «покорил». Не из суеверия. Из уважения. Гора пустила, отпустила, и слава Богу.

Я советую любому попробовать совершить восхождение. И не обязательно потом становиться альпинистами - достаточно сделать это хоть однажды. Горы - просто уникальный опыт преодоления себя. Конечно, можно делать это и другими способами -бегать, плавать, выучить английский... Но в горах победа над собой бывает особенной, какой-то первобытной, ты находишься не в нашей сегодняшней рафинированной жизни, а там - наедине с природой. Вот гора, вот твои ноги - иди и побеждай. Eсли ты сможешь это, потом сможешь всё. Этот успех потом можно экстраполировать на что угодно. Может бить, именно это я и ищу в горах.

Денис А.