Внутренний курс компании: 1 $ = 108.56 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66
26 Января 2018, 13:01. Кения, все поездки »

Андрей Ерохин, профессиональный горный гид из Киргизии и один из лучших друзей Клуба 7 Вершин Анна Рыбакова совершили восхождение на один из объектов программы Клуба 7 Вершин, который мы назвали «Семь супергор». Высочайший из пиков горы Кения носит название Батиан и к нему нет простых и безопасных путей. Это техническое восхождение не просто далось нашим друзьям, о чем повествует Андрей Ерохин.

 

О программе «Семь супергор»

  

«В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие, злые крокодилы. Будут вас кусать, бить и обижать, - не ходите, дети, в Африку гулять!» Это как вызов, брошенный еще в детстве, но ты был слишком мал в то время, чтобы его принять…

 

 

Я всегда хотел побывать в Африке, причем совершенно не важно, где, в какой стране, главное -- прикоснуться к этому континенту, почувствовать его. А потому, когда поступило предложение поехать в Кению, да еще и залезть на вторую по высоте вершину Африки – я без малейших колебаний согласился. И вот я на борту самолета Кенийских авиалиний – ощущение полета в прямом и переносном смысле… 5 часов перелета из Дубаев – и мы приземляемся в аэропорту «Jomo Kenyatta» (имя первого президента Кении). Быстренько прохожу паспортный контроль, темнокожая женщина удивленно вертит в руках мой кыргызский паспорт: «А вы, собственно, откуда, где находится ваша страна?» Короткий экскурс в географию – и офицер с улыбкой и словами «welcome to Kenya» пропускает меня. Отличное начало, -- подумал я и проследовал к выходу из терминала.

 

В Кении приятная зима: +22 днем, +14 ночью, невысокая влажность, одним словом – климат субэкваториальный. Столица Найроби производит впечатление достаточно чистого и цивилизованного города, несмотря на огромные трущобы, в которых выросло не одно поколение людей. В благополучных районах предпочитают не замечать этой проблемы, возводят заборы вокруг luxury микрорайонов и ставят охрану у ворот. Дороги в хорошем состоянии, движение левостороннее, колесят по просторам Кении в основном японские машины (made in Japan). К хаосу, царящему на дорогах, быстро привыкаешь, а так как я из центральной Азии, то родное броуновское движение даже радует глаз.

 

Дорога до ворот национального парка заняла 5 часов, пейзажи и колорит за окном не давали скучать ни на минуту. Сам парк очень цивилен… ну или мне так показалось: джунгли, флора и фауна – все, как у людей😊

 От ворот парка начинается треккинг по…автомобильной дороге! Поначалу я не понял, зачем тратить 2 часа на подъем до первого лагеря, когда можно на машине добраться туда за каких-то 15 минут. Но гид объяснил, что, мол, это нужно для акклиматизации, ну окай. К вечеру подошли к метеостанции, где нас ждал ужин и ночлег. Следующим утром широкая дорога сменилась узкой тропой. Постепенно мы покидали зону леса, с интересом наблюдая, как меняется растительность с набором высоты… 8 природных зон – это вам не шутка! Вскоре стали попадаться высокогорные эндемики: гигантская лобелия, крестовник и прочая трава с замысловатыми латинскими названиями. Через 4 часа мы добрались до лагеря 2, Mackiders Camp, на высоте 4300м. Солнце то и дело скрывалось в облаках, африканские Альпы, затянутые туманом, создавали ощущение какой-то первобытной древности и таинственности. Именно в тот вечер мы впервые увидели нашу цель.

 

 

 

Гора Кения является стратовулканом, который возник приблизительно спустя 3 млн. лет после образования Восточно-Африканского рифта. На протяжении многих тысяч лет она была покрыта ледовой шапкой, в результате чего её вершины подверглись большой эрозии и имеют множество долин, расходящихся от центра.

 

Ну, это все Википедия, а для альпиниста характеристика ограничивается словами «знатная развальня», что подразумевает под собой не очень надежную страховку и риск камнепада. На следующий день мы поднялись в 3-й штурмовой лагерь – Austrian top hut на высоте 4720м.

 

Погода нас не особо баловала – туман, холод, температура опустилась до -2… нормальная такая Африка. Ночью не спалось: в голове беспрестанно вертелся список необходимого снаряжения и сам маршрут, что мешало полноценному отдыху. Моя напарница и вовсе не спала: побравировав накануне своими прежними высотными достижениями и беспечным пренебрежением к высоте, она всю ночь промучилась головными болями, горняшка долбила ее, а надежды на успешное восхождение таяли с каждой минутой…

 

И вот неутешительный итог: 4 утра, почти полная деморализация, настроение ленивое, в голове и на улице туман…  Но собрав последнюю волю в кулак, делаем над собой усилие и выходим на маршрут. Причем Аня делает усилие в кубе. Пересекаем ледник, по осыпи, подходим к началу скального маршрута. Выглянуло солнышко – и сразу плюс и к карме, и к настроению😊

 

Начало маршрута представляет собой пешеходные скалы, веревки 3 просто идешь и кайфуешь, затем начинается несложное лазание до гребня, опять пешкарус и ключ 20м относительно крутых скал. Заплутать легко, поэтому внимательно читайте описание. Скорость подъема поначалу была хорошей, и я рассчитывал за один день подняться на обе вершины – пики Нелион 5188м и Батиан 5199м, затем заночевать в хижине на пике Нелион и на следующий день спуститься вниз.

 

 

Но моим планам не суждено было сбыться – Аня резко сбавила скорость на сложных участках и тратила много времени на то, чтобы вынуть закладные элементы… В итоге почти спустя 11 часов восхождения мы наконец-то втащились на Нелион 5188м – второй по высоте пик горы Кения. На предвершинном участке я услышал голоса со стороны наивысшего пика Батиан и подумал, что нам нужно поторопиться, дабы занять места в крошечном бивуаке Ian Howell hut, который словно гнездо орла ютится прямо на вершине Нелион и в котором с большим трудом размещается 4ро человек.

 

На момент подхода нас уже было 4ро – я, Аня и 2ое австрийцев, которые лезли следом за нами. Ночь провели в холоде, тесноте и опять без нормального отдыха. В 7 утра погода окончательно изговнялась. Подул холодный ветер, температура упала до -10, все покрылось инеем, и на минуту я подумал, что опять вернулся в Ала-Арчу. Австрийцы, оценив зорким глазом представший перед ними whiteout, как-то сразу, без сомнений, пошли вниз, объяснив свое решение тем фактом, что оставили кошки у подножия горы, а без них дальнейшее восхождение никак не представляется возможным. Мы же решили не ждать, пока погода прояснится, и сразу начать работать до Батиана – благо кошки мы взяли, да и снаряги набрали на 5ку с хвостиком.

 

Каково же было мое удивление, когда в 20 метрах от бивуака за скальным жандармом я увидел ребятишек, которые накануне задубасили более сложный direct North огород, но увы, а может и к счастью… нашему, по крайней мере, не нашли вечером хижины. Кениец, француз и американец с понурыми и пасмурными лицами после холодной ночевки лениво мотали веревки и досадовали, что так и не поднялись на Батиан. С большой охотой они «консультировали» нас и в один голос нагоняли жути, что там страх, сложное лазание, вертикальный лед и вообще все не так, и нам лучше повернуть вниз…

 

Но ведь русские как только услышат – «да вы что, там смерть!», они всегда реагируют: «да ну нах!»… И вот мы лезем… замерзшие скалы, кошки на ногах, холодно и грустно – то есть все, как мы любим. Через 2 часа напряженного местами лазания, мы наконец-то стояли на 2ой по высоте вершине Африки Батиан 5199м. В награду нам открылись поистине великолепные виды -- на мои ботинки, покрытую изморозью веревку, ну и все остальное… в кромешной мгле.

 

Спуск с горы отнял 4 часа времени, кучу нервов, да и в целом напоминал Тарантиновский боевик, так как приходилось искать спусковые станции, пробитые шлямбурами, расположение которых знали только те, кто их организовывал, и они явно не хотели делиться этим знанием ни с кем другим. Говорят, восхождение дарит радость дважды – когда стоишь на вершине и когда спускаешься к подножью. Так оно и есть, друзья. Усталость улетучилась, как только мы вернулись в хижину и все начали нас поздравлять и обнимать. Нам также рассказали, что за последнюю неделю мы были единственными, кто совершил восхождение с выходом на Батиан, и этот факт сделал наш маленький триумф еще более значимым. На следующий день на радостях мы сбегали на пик Ленана 4985м, а затем начали спуск в долину, с чувством выполненного долга, в тепло и уют мамы Африки, оставляя позади суровые горы и ледники. Ну а дальше… дальше была уже совсем другая история…