Внутренний курс компании: 1 $ = 109.64 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66

Текущая ситуация (по Алану Арнетту). Наступают решающие дни на Эвересте.  Долгое время команда шерпов подготовщиков маршрута простаивала в ожидании подходящей погоды. Сильные ветра на высотах выше 7000 метров остановили  работу. Выше 7100 перила просто не были провешены. И вот ветер стих. Это означает, что на этой неделе будут повешены перила и огромная толпа восходителей и сопровождающих хлынет наверх. Следует учесть, что пока еще не поставлены лагеря  на Южном Седле. А значит, туда предстоит подняться сотням носильщиков для установки палаток и подъема огромного количества кислородных баллонов.

 

Эти ребята должны быстро справиться подготовкой маршрута

 

  Маршрут восхождения полностью обрабатывается  каждый год, начиная с 2001 года, за исключением лет, когда восхождений не было вообще.  Самое раннее веревки были повешены – 5 мая, самое позднее -18 мая. Чем позже, тем больше вероятность диких очередей на отдельных участках маршрута. Хотя более важно продолжительность погодного окна. В прошлом году все восхождения плавно растянулись по времени. Можно только пожелать, чтобы также было в этом году. В 2019 году окно было всего в три дня. Тогда и были сделаны самые шокирующие кадры переполненного Эвереста. В настоящее время прогнозы дают относительно благоприятную погоду в течение ближайших 10 дней. В них и попытаются прорваться к вершине 467 человек получивших пермиты и сопровождающих их шерпы. Впрочем, по мнению Алана Арнетта, 25% как правило отказываются от  решающего штурма по здоровью, либо понимая, что это им не по плечу. Так что к вершине пойдут примерно 350 альпинистов и шерпы, не менее 500 человек. Тысячи, скорее всего, не наберется.

 

Статистика восхождений по дням

 

 Пермитов на Эверест  выдано 467 . Предыдущий рекорд Эвереста составлял 408 в сезоне 2021. Китай имеет самое большое представительство - 96, за ним следуют США (87), Индия (40), Канада (21) и Россия (20). 44 страны представлены тремя или менее альпинистами.

 Всего Непал выдал разрешения на восхождение 1123 альпинистам из 80 стран на 27 вершин. По состоянию на 28 апреля 2022 года Министерство туризма Непала опубликовало следующие данные о выдаче иностранных разрешений:

Эверест: 467 на 44 команды

Лхоцзе: 126 на 14 команд

Ама Даблам: 79 на 8 команд

Нупцзе: 63 на 6 команд

Макалу: 58 на 7 команд

Аннапурна I: 54 на 5 команд

Канченджанга: 42 на 4 команды

Химлунг: 41 на 5 команд

Дхаулагири: 35 на 3 команды

Манаслу: 15 на 4 команды.

 

 

 

*** 

Все команды завершили акклиматизационный цикл и готовы к восхождениям. Количество «отсеянных»  предсказать невозможно. За период акклиматизации вертолёты десятки раз увозили вниз заболевших,  «пункт скорой помощи» зафиксировал более 300 обращений. Один альпинист умер. Это американский врач (на пенсии)  69-летний Джонотан Шугармен. Говорят, что его предки жили на территории Беларуси. Занимавшийся альпинизмом в молодости Джон  вернулся после 30-летнего перерыва в горы. Однако  большая высота ему категорически не шла. В 2016 году на Чо-Ойю и в 2022 году на Эвересте он был вынужден отказаться от восхождений из-за приступов высотной болезни. Но не сдавался, упорно тренировался, в том числе под руководством специального тренера. Не помогло, 1-го мая Шугармен скончался в лагере 2.

 

Джонотан Шугармен в 2022 году

  

***

 Альпинистский мир прощается с одним из героев Эвереста. В возрасте 92 году умер Томас (Том) Хорнбейн. Его имя закреплено на теле высочайшей вершины Мира. Есть «ступень Хиллари», есть «кулуар Нортона» и есть «кулуар Хорнбейна».  Это на долгую память о выдающемся альпинисте и хорошем человеке.  

 

 

Том вырос в равнинной местности, но однажды родители отправили подростка в скаутский лагерь в горы. И мальчик выбрал свой путь. Он решил стать геологом и поехал учиться в Боулдер в Колорадо, даже по названию видно, что это самое что ни есть альпинистское место. Том связался здесь с компанией  и забросил было учебу, только скалолазание! Но потом одумался, посчитал, что для альпиниста весьма полезно быть врачом. И выучился!  Причем в родном Сен-Луисе. Позже переехал в Сиэттл, где в конце карьеры возглавлял кафедру анестезиологии в университете.  Хорнбейн почти 50 лет совмещал врачебную практику, научные исследования и преподавание.  В частности, он внёс большой вклад в высокогорную медицину, исследования гипоксии и разработку соответствующей аппаратуры.

 

Маска конструкции Хорнбейна

 

 В 50-е Хорнбейн достиг больших успехов на скальных маршрутах в Скалистых горах, был здесь одним из лидеров и автором рекордных маршрутов. В высоких горах ему до поры до времени не везло. Во время попыток первых восхождений на супер-вершины Машербрум в Каракоруме и Хантингтон на Аляске Томас был близок к успеху, но чуть-чуть не хватало удачи. Медицинская профессия помогла Хорнбейну попасть в национальную команду для участия в восхождении на Эверест 1963 года.  Американцам очень хотелось отличиться, отметиться чем-то новым. Хотя сначала сходили, для гарантии, по маршруту первовосходителей.  Затем занялись Западным гребнем.  В конце концов, оказалось, что на решающий штурм отправились Том Хорнбейн и Вилли Ансолд. 22 мая 1963 года они осуществили первый траверс Эвереста,  фактически они зашли с севера, с территории Тибета. По глубокому снегу и обледенелым скалам кулуара. Сейчас его называют кулуаром Хорнбейна.

 

 

На вершине были в 6:30 вечера. Незадолго до них там побывала другая американская связка Барри Бишоп и Лют Джерстад. По их следам начали спуск в сторону Южного Седла. Догнали в темноте. Ночь провели на 8500 все вместе. У всех обморожения с ампутациями, кроме Хорнбейна. Его ноги согревал своим телом Ансолд.

 

 

 

 В начале нового века Хорнбейн оставил профессиональную деятельность (почувствовал, что есть достойная смена) и переехал в городок Эстес парк в горах Колорадо. До 70 лет он еще ходил сложные маршруты, потом попроще, после 90 – небольшие прогулки. Тома вспоминают как доброго человека,  сторонившегося почестей, но всегда готовым к общественно полезной работе. Как в науке, так и в альпинизме.

  

***

Из юбилеев.

 45 лет первому бескислородному восхождению. Из интервью Петера Хабелера

Вопрос:  8 мая 1978 года, вскоре после 13:00, вы и Райнхольд Месснер стали первыми людьми, поднявшимися на вершину Эвереста без кислородных баллон. Чем запомнился Вам этот момент?

 Петер Хабелер: Мы обнимались, задыхались, плакали и смеялись одновременно. Наконец-то я был на вершине, наконец-то мне не нужно было лезть дальше. Но быстро возникли опасения: как нам спуститься по ступени Хиллари? Сколько продержаться погода?

 

 

… Месснер немного задержался со съемками, я же хотел как можно скорее вернуться в безопасное место. Мне хотелось нормально подышать. Также было очень туманно и ветрено. Я боялся, что ветер сдует наши следы, я собьюсь с пути и упаду.

  Я спешил, съезжал по снегу, потерял ледоруб и подвернул правую лодыжку, но я что точно знал, что делаю...

  В то время еще не было опыта относительно того, приведет ли недостаток кислорода к долговременному повреждению мозга. Многие исследователи мозга настойчиво предупреждали нас, что мы серьезно пострадаем. Даже наши друзья крайне скептически относились к тому, что Эверест можно пройти без кислородных баллонов.

  Мне просто не хватало настроя, и я должен благодарить Райнхольда за то, что он всегда заботился обо мне и говорил: «Петер, мы сделаем это, мы сможем это сделать!» Он всегда был рядом, когда я нуждался в нем.

  Я не буду вдаваться в подробности. Мы просто расстались тогда. Райнхольд сделал остальные 8000, я вернулся домой. Очень важно, чтобы мы сейчас снова дружим. Ничего плохого о Райнхольде сказать не могу. Он был лучшим партнером, который у меня когда-либо был. Когда мне было плохо на Эвересте или у меня болела голова на Хидден пике, Райнхольд очень заботился обо мне.

 

 

35 лет.

Один из самых выдающихся подвигов в истории альпинизма был совершен 35 лет тому назад.

В 1988 году лёгкая американо-британская экспедиция поднялась по новому маршруту с востока, из долины Канчунг.  По крутому, опасному склону на Южное Седло забрались четверо альпинистов.  Они были бескомпромиссны в своем решении проводить всю экспедицию без использования дополнительного кислорода.  Однако вершины из команды достиг только англичанин Стивен Венейблс, американцы Эд Уэбстер и Роберт Андерсон остановились на Южной вершине. Спуск, то есть, самоспасение было эпическим. Но ребята выжили. И даже без больших потерь для здоровья.

 

Жёлтая линия - маршрут 

 

 Таким Стивен спустился к палатке