«Восхождение — это возможность почувствовать себя героем». Почему коммерческий альпинизм становится популярнее
Летом 2023 года российские альпинисты из клубов «7 Вершин» и «8000» совершили самое массовое в истории страны восхождение на вторую по высоте гору мира — К2 (Чогори), находящуюся в Пакистане. Как прошла экспедиция и почему альпинизм становится все популярнее — в материале интернет-издания «Сноб».
Альпинисты во время восхождения на гору Чогори
Фото: пресс-служба
31 июля завершилась самая масштабная в истории России экспедиция в Пакистан. Альпинисты из «Клуба 7 Вершин» и «Клуба 8000» покорили вершину К2 на высоте 8611 метров. Одновременно с этим летний сезон 2023 года в горной системе Каракорум, где находятся четыре из 14 самых высоких вершин мира, стал одним из самых массовых в истории мирового альпинизма. В регион массово приезжали «серийные» альпинисты, в рамках одной поездки они покоряют сразу по четыре «восьмитысячника» — так называют горы, высота которых больше 8000 метров.
В последние годы индустрия сильно «разогналась»: норвежская альпинистка Кристин Харила взошла на все 14 высочайших вершин мира всего за 3 месяца. Для сравнения: предыдущему рекордсмену, британцу Нирмалу Пурдже, для покорения тех же гор понадобилось полгода.
Почему горы стали покорять так быстро
Рекордно быстрые восхождения стали возможны благодаря помощи шерпов — местных жителей, которые профессионально водят туристов по горам, говорит руководитель «Клуба 7 Вершин» Александр Абрамов. «Горные гиды делают за альпинистов всю работу. Человек приезжает — и для него уже готов маршрут, разбит лагерь, закреплены веревочные перила. Все вещи, которые могут понадобиться при восхождении, несут на себе шерпы. Рекордсмену остается только пройти по подготовленному заранее пути и перелететь на вертолете на следующую гору», — рассказывает он.
Альпинисты во время восхождения на гору Чогори / Фото: пресс-служба
По словам эксперта, прежде, когда альпинизм был исключительно спортивной дисциплиной, никто и не думал покорять вершины на скорость. «В советское время смысл экспедиций был в том, чтобы проверить себя, в одиночку выдержать все испытания. Спортсмены в прошлом не пользовались помощью гидов, потому что их просто не было. Тогда даже кислородных баллонов не было. Покорить гору на тот момент было физически сложным испытанием, которое получалось пройти у единиц», — вспоминает Абрамов.
Новый вид туризма
За последнее десятилетие альпинизм перестал быть нишевым видом спорта для самых выносливых и превратился в популярный вид экстремального досуга, говорит руководитель «Клуба 7 вершин». Прежде недосягаемый для большинства людей Эверест теперь точка притяжения туристов со всего мира, где у любого желающего есть возможность «почувствовать себя героем», покорить знаменитую вершину. По мнению эксперта, новых путешественников привлекают хорошо исследованная местность, комфорт и относительная безопасность восхождения. «Огромное значение в коммерческих экспедициях имеет сервис. Например, на Эверест мы обязательно привозим шеф-повара из Чили, который все время находится в лагере и готовит фантастические блюда. Всегда закупаем новые палатки, лучшее снаряжение и нанимаем высокопрофессиональных гидов. Даем возможность нашей команде хорошо отдохнуть. Кроме того, мы все знаем про эту гору, и никаких внезапных ситуаций при подъеме на нее не происходит почти никогда», — говорит Абрамов.
Люди, увлекающиеся альпинизмом сегодня, ходят в горы по самым разным причинам, делится управляющий партнер венчурной фирмы K2_Syndicators Владимир Белькович. «Есть внутренняя мотивация — показать самому себе, на что ты способен. Есть внешняя — признание, чтобы незнакомые люди сказали: “Вот он крутой, на Эверест залез!” А вообще в горах каждый человек находит что-то свое», — считает альпинист. По его мнению, главная ценность восхождения заключается не в постановке рекордов, а в общении с единомышленниками. «В коммерческом альпинизме участвуют взрослые, обеспеченные люди, которым заводить новых друзей уже не так просто. А опыт совместного восхождения всегда сближает, помогает найти общий язык», — говорит Белькович.
Альпинисты во время восхождения на гору Чогори
Фото: пресс-служба
Из-за большой популярности горных экспедиций покорять огромную высоту часто отправляются люди с недостаточным опытом восхождений. Некоторые непальские компании берут в свои туры всех, вне зависимости от уровня подготовки, рассказывает эксперт. «В первые же дни при таком подходе больше половины участников сходит с дистанции, потому что альпинизм — это в первую очередь физический труд, которым неподготовленный человек заниматься не может», — считает Абрамов. По его словам, начинающий альпинист должен покорить хотя бы пять-шесть вершин пониже, от 5000 до 7000 метров, перед тем как взбираться на Эверест. Человек с опытом восхождений лучше оценивает собственные возможности и не захочет подниматься туда, где ему будет физически невыносимо находиться, говорит эксперт. «Ежегодно к нам приходит тысяча туристов, из которых подниматься на Эверест отправляются в лучшем случае 10», — замечает руководитель «Клуба 7 Вершин».
Альпинисты во время восхождения на гору Чогори
Совершить восхождение на Эверест и другие восьмитысячники с хорошим оборудованием, шерпами и достойными условиями проживания обойдется путешественнику в 50–100 тысяч долларов, говорит Абрамов. За эту цену альпинисту гарантируют достойный сервис и продуманный план экспедиции, который составляет и реализует опытная команда. Взобраться на восьмитысячник можно и дешевле, однако экономия напрямую отразится на безопасности альпинистов, замечает эксперт.
Насколько сложно подняться на К2
На сегодняшний день К2 — одна из наиболее трудных для покорения вершин, считает Абрамов. По его мнению, гора не представляет интереса для коммерческого альпинизма, поскольку гарантировать безопасность там практически невозможно.
Палаточный лагерь
Фото: пресс-служба
«При восхождении на Эверест альпинисты используют разные вспомогательные средства — стационарные лестницы или веревочные перила, которые существенно облегчают дорогу. Идти участникам экспедиции на Джомолунгму (тибетское название Эвереста. — Прим. ред.) предлагают по пологим и довольно безопасным снежным склонам. Покорять К2 приходится в куда более суровых условиях: нестабильная погода, лавины и камнепады», — поясняет Абрамов. Страховочные тросы часто рвутся, путешественники травмируются, попадая под камнепад, — такие случаи при восхождении были, замечает руководитель «Клуба 7 Вершин». Кроме того, своих горных гидов в Пакистане почти нет, а уровень подготовки имеющихся недостаточный. Шерпов приходится привозить из Непала как участников экспедиции, а это значительно увеличивает расходы, говорит Абрамов.
Альпинисты во время восхождения на гору Чогори
Фото: пресс-служба
Для помощи в экстренной ситуации на К2 есть только военные вертолеты, заказать которые можно, но это очень дорого. Полет в базовый лагерь для двух человек обходится в 20–25 тысяч долларов. Ждать его приходится по несколько дней, притом, что альтернативы нет — пеший путь до основания горы займет еще неделю. Кроме того, погода в регионе меняется резко, из-за чего летать становится небезопасно. Получить помощь от других путешественников тоже затруднительно: альпинистов в Пакистане мало, позаимствовать провизию, медикаменты и снаряжение зачастую не у кого, говорит эксперт. По всем этим причинам процент смертности на К2 рекордно высокий — 25%, притом что поднимались на нее существенно реже, чем на тот же Эверест, около 500 раз за всю историю восхождений.
Подготовил Егор Спесивцев