Вулкан Сидлей. Программа «Семь вулканов». Антарктида
Явление вулкана Сидлей
Крестным отцом программы «Семь вулканов» безусловно является Президент Клуба 7 Вершин Александр Абрамов. Почему, об этом - ниже по тексту. Однако нельзя не отдать должное человеку, который первый сформулировал идею и красочно представил её в интернете. Это американский физик, индийского происхождения Амар Андалкар (Amar Andalkar). Именно с его сайта и его публикаций сформировался список высочайших вулканов континентов. Именно оттуда мы узнали это слово, это имя – Маунт Сидлей. И начали искать о ней (горе) информацию по всем источникам. Она представлялась каким-то марсианским объектом. Почти таким и оказалась.
Край географии
Вулкан Сидлей (4181 метр) - высочайшая вершина всего огромного региона Земля Мэри Бёрд, очень редко посещаемого как туристами, так и учеными. Ранее поблизости (относительно) существовали антарктические станции. Ближайшая из них, на побережье - станция Русская, была законсервирована с 1990 года по 2007, сейчас работает в сезонном режиме, посещается не каждый год. Побережье в этом районе крайне неблагоприятно для захода кораблей, да и погодные условия отличаются сильными ветрами. Законсервированы и две американские станции.
Весь горный массив, расположенный в центре Земля Мэри Бёрд, носит название Executive Committee Range. Экзекьютив Комити, что можно перевести как «исполком» Там протянулась вереница гор, многие их которых не имеют названий и восхождений. Вот только торчат изо льда они лишь макушками. Сам Сидлей – это большой вулканический массив, с огромной кальдерой, которая образует стену высотой 1200 метров. Противоположные обрыву склоны горы пологие и сама вершина может быть легко достигнута, пешком или даже на лыжах. Слой льда в этом районе достигает трехкилометровой толщины. Современная вулканическая активность особо себя не проявляет, по данным ученых извержение происходило около 4,7 миллионов лет назад.
Ученые-исследователи на передовой
Вершину в 1934 году обнаружил легендарный исследователь Арктики и Антарктики адмирал Ричард Бёрд во время очередного самолетного облета. Он же присвоил потухшему вулкану имя дочери одного из товарищей по изучению ледового материка. Вообще, значительную часть исследователи ледового континента посвящали женщинам. В честь своей жены Бёрд назвал в 1929 году весь этот район Антарктиды: "Новой земле я присвоил имя Земли Мэри Бёрд в честь своей жены, моего неизменного помощника и друга, своей чуткостью и пониманием облегчившей мне мои многочисленные скитания, и на чьи плечи легла немалая доля трудностей нашей экспедиции". Сейчас с названиями стало строже.
Впервые подножья вулкана Сидлей достигли ученые Американской антарктической экспедиции на вездеходах в сезон 1958-59 гг. Руководил походом известный шотландский гляциолог Джон Пиррит. Через каждые 50 км пути проводились сейсмические измерения толщины льда. Оказавшись у подножья вулкана Сидлей, Пиррит поднялся по его склону почти до вершины, но до высшей точки не дошел. Во время более поздних исследований, по имеющейся информации, 11 января 1990 года вершины достиг работавший в американской научной экспедиции новозеландский гид-альпинист Билл Аткинсон. На следующий день его восхождение повторили двое американских ученых.
Еще четыре представителя научного сообщества, также из США, поднимались к вершине Сидлея в 1994 году, во время следующей исследовательской экспедиции.
Как идея быстро материализовалась
Новый этап в истории этой горы начался с экспедиции января 2011 года, организованной Клубом 7 Вершин. И решающую роль в её организации сыграл Александр Абрамов. Именно он задумался о реализации программы «Семь вулканов». И было ясно, что ключевым моментом является восхождение на гору Сидлей, о которой мало кто чего знал. За год до начала экспедиции начались разговоры и переговоры с американской компанией ALE (Antarctic Logistics & Expeditions), которая обеспечивает логистику в этом районе Антарктиды. Благо наше сотрудничество уже длилось несколько лет, и мы успели сработаться с нашими коллегами из США и Канады. Специалисты ALE оценили все сложности организации, и в том числе оценили их в долларах.
В процессе подготовки экспедиции, мы вышли на связь с двумя альпинистами, которые уже «собирали» коллекцию «Семь вулканов». Они как раз нашли деньги для своего заключительного в этой эпопее восхождения (то есть, шесть вулканов они уже «покорили»). Это были опытный коллекционер вершин из Италии, отличный альпинист Марио Тримери и 15-летняя красавица из Румынии Крина (Коко) Попеску, которую активно двигал по жизни ее гиперактивный папа. Вместе с Президентом Клуба 7 Вершин Александром Абрамовым они составили команду, к которой был присоединен американский гид компании ALE Скотт Вуламс.
Как и ожидалось, первоначально проблемой было как добраться до этого отдаленного почти на 1000 километров от базы Юнион Глетчер региона. К счастью, опыт полетов над Антарктидой уже был значительным и всё решилось силами организаторов из американской компании ALE. Оказалось, что самолет с базы Юнион Глетчер не могут выполнить программу без дозаправок. Так что предварительно был организован промежуточный пункт. На него самолёт садился для дозаправки. Посадка самолета под Сидлеем была вторым ключевым пунктом. Никто из пилотов здесь ранее не был, но опыт подобных экстремальных действий уже имелся. Приземление потребовало нескольких заходов с целью определения качества поверхности. В общем, всё получилось довольно гладко, полёт 23 января 2011 года завершился успешно. А уже 24 января 2011 года состоялось первое, подтвержденное по всем правилам, восхождение на высшую точку вершины Сидлей.
Свежие впечатления и эмоции от Александра Абрамова
Александр Абрамов по спутниковому телефону передал по свежим следам следующий отчет:
«Я бы назвал это «Антарктический уикэнд», так как вылетели мы в субботу утром, с Юнион Глетчер. И вот сегодня, в воскресенье вечером мы уже закончили свою программу. Ну, честно говоря, нам очень сильно повезло с погодой. Тут район, где очень сильные ветра… и снег окружающий, вообще зализанный абсолютно до состояния практически льда, фирн. Говорит о том, что да, тут творится такое… А, и эти снежные грибы, которые стоят на вершине, ну в районе вершины… там их штук 300, наверное… плутаешь … типа по 20 метров, такое творение ветра и снега, который отполировал всё это. Даже непонятно, откуда они взялись… В общем да, то есть, поблуждали мы сегодня хорошо...
Когда поднялись, несколько раз мы находили вершину, но каждый раз за этой вершиной шла следующая вершина. Мы же, в общем, первые кто поднялся на эту вершину, горы Сидлей. До нас не известно, где восходители останавливались. И вот, наконец, находим мы саму вершину, фотографируемся на ней и потом смотрим – в 50 метрах, (черт!), еще одна вершина. Так как гора Сидлей, ну как бы составлена из вулкана и обвалившегося кратера, то вершина, естественно, как бы находится на краю кратера. В общем, две вершины абсолютно одинаковой высоты, ориентировочно 4200 метров, как и есть по карте. Вот, разница у них – полтора метра, кажется, они находятся на расстоянии в 50 метров.
Мы побывали на той и на другой вершинах, как бы вершинный гребень, мы его назвали. Ну, просто, вершина длиной 50 метров с понижениями и повышениями» …
А дальше – поехали! И понаехали
В 2013 году маршрут был повторен второй командой Клуба 7 Вершин, усиленной (на деле, оказалось, что ослабленной) представителями ALE. Нашими восходителями стали: Ольга Румянцева, Вячеслав Адров и Виталий Симонович. Все трое позже «закрыли» программу Семь Вулканов. С тех пор программа восхождения на Сидлей находится в обойме программ компании ALE. Почти каждый год туда отправляются группы восходителей. В этом, 2025 году, благодаря самой большой в истории компании восходителей от Клуба 7 Вершин, общее количество восходителей на Сидлей превысило 100.
Команда 2025 года
Итоги сезона 2024-2025 еще не подведены окончательно. Но можно примерно оценить количество восходителей на Сидлей в 120 человеко-восхождений и порядка 30% из них россияне. Все – от Клуба 7 Вершин! Есть чем гордиться!
Крайний юг, южнее только Антарктида
Маршрут восхождения на Сидлей, а также на Винсон, Южный полюс и другие туристические объекты внутренней Антарктиды, начинается в чилийском городке Пунта-Аренас («Песчаный мыс» в переводе). Так и хочется сказать, что природа здесь по северному сурова и красочна. Но это крайний юг континента Южная Америка и по климатическим особенностям это похоже на юг Аляски. Считается, что здесь просто нет климатического лета, в декабре-феврале (это лето там) обычная температура 10-15 градусов. Климат морской, воздух влажный от близости океана, но осадков выпадает не так много – раза в два меньше, чем в Москве. Население города около 130 тысяч человек. Интересно, что по происхождению больше всего потомков хорватов. Благодаря развитию туристического бизнеса (круизы, Патагония) здесь имеются гостиницы высокого качества, что нам в основном и надо. Рекомендуется прилетать в Пунта-Аренас дня за три до планируемого вылета в Антарктиду. Здесь проводятся проверки снаряжения и брифинг по безопасности. А также по особенностями поведения на Ледовом континенте, имеется в виду правила посещения туалетов и утилизации отходов. Обычно участники наших групп осуществляют пару экскурсий по окрестностям, посещают берег океана и место обитания пингвинов. Если вылет задерживается, то как опция – визит в Национальный парк Торрес дель Пайне. Стоящее место!
Аэропорт Пунта-Аренаса – исходный пункт перелёта в Антарктиду, на базу компании ALE.
Логистический феномен – Юнион Глетчер (Глеше), Union Glacier
Лагерь Юнион Глетчер компании ALE (Antarctic Logistics & Expeditions) 79°46′ южной широты 82°52′ западной долготы. Высота над уровнем моря: 700 метров. Лагерь расположен в живописном уголке гор Эллсуорта, на обширной территории ледника Юнион, уходящего с гор в бесконечное ледяное море. Добираются туда по воздуху. Здесь находится уникальная естественная взлётно-посадочная полоса из голубого льда, требующая минимального ухода. Долгое время перелеты в Антарктиду выполнялись только на нашим самолётах ИЛ-76. Сейчас они используются только как грузовые и туристы летают на комфортабельных Боингах. Расстояние до южной оконечности Чили – 2991 километр, до Южного полюса – 1138 километров. Лагерь находится всего в нескольких минутах полёта от горы Винсон, самой высокой вершины Антарктиды.
Лагерь «Union Glacier» — единственный в своём роде объект в Антарктиде. Это частный лагерь с полным спектром услуг. Он работает в течение антарктического лета (с ноября по январь) и демонтируется в конце каждого сезона. Лагерь не только предоставляет жильё гостям, но и служит логистическим центром, поддерживающим частные экспедиции и национальные антарктические программы. Клуб 7 Вершин является традиционным партнером управляющей базой компании ALE, нашему сотрудничеству уже больше 20 лет.
В зависимости от погоды мы можем находиться в лагере несколько дней. Минимум 2 дня на прилёте и день на вылете. Погода может заставить сидеть на Юнион Глетчер довольно долго, почти каждый год повторяются недельные задержки и выпадения из графика. При этом в лагере есть всё для нормально отдыха и культурного досуга. Включая возможности для поддержания физической формы.
Сидлей. Перелёт и восхождение.
По плану вылет из лагеря Юнион Глетчер под Сидлей осуществляется на четвертый день пребывания в Антарктиде. Однако всё зависит от погоды. Решают лётные бригады. Старт может осуществиться даже в день прилёта с материка, если впереди плохой прогноз. И наоборот, задержаться если непогода уже имеет место. Пока полной отмены программы из-за погоды не было.
Перелет занимает примерно 5 часов. Расстояние – 885 километров. Не самый приятный полёт, комфорта в самолёте немного. После разгрузки команда транспортирует грузы на площадку базового лагеря. Высота примерно 2100 метров.
Перепад высот с Юнион Глетчер требует времени на адаптацию. В идеале необходимо провести полноценный день в Sidley Base Camp, затем сделать радиальный выход и установить High camp (Верхний лагерь), он же штурмовой, километром выше. Может быть применена и другая тактика восхождения. Выход на штурм может быть осуществлен с ночевкой в штурмовом лагере либо просто с длительной остановкой в нём. До штурмового лагеря путь идёт ровным и пологим склоном. Выше него становится круче и маршрут выводит на длинный вершинный гребень. Он состоит из разной формы, часто причудливых, снежно-ледовых образований. Поиск главной вершины, высшей точки является самым утомительным моментом восхождения. В общем, технических сложностей и объективных опасностей на маршруте нет. Однако ветра и постоянный холод позволяют сказать, что восходителей ждёт непростое испытание. Тут недопустимы любые небрежности в экипировке, пренебрежение к состоянию собственного здоровья. Ну и физическая нагрузка получается достаточно серьезной. На спуске предстоит еще демонтировать Верхний лагерь. Ничего оставлять нельзя. А хочется в тот же день достичь базы. Усталость всем восходителям гарантирована, они заслуживают нескольких дней отдыха.
Восхождение на вулкан Сидлей недешевое мероприятие. Оно действительно походит на полёт на другую планету. И остаётся в памяти нереальным сном, незабываемым и ни с чем не сравнимым.