Калейдоскоп 8000. Январь 2026 года. О зимних восхождениях этого и минувших сезонов
Еще месяц впереди ли даже почти два* по польской версии, но итоги зимнего сезона на восьмитысячниках уже можно подводить. Итоги не впечатляют. У последнего из могикан Симоне Моро не получилось даже начать объявленную экспедицию на Манаслу. Здоровья ему!
Трагически закончилось зимнее восхождение на Макалу в январе этого года. К вершине направилась команда шерпов во главе с одним из самых именитых из них Сану (первый, кто дважды побывал на всех восьмитысячниках). Они сопровождали иранского альпиниста Абофазла Гозали. Группа успели сообщить о большой победе, но следом пришло сообщение о произошедшей трагедии. Обстоятельства описывались по-разному. В целом, можно утверждать следующее. 15 января на вершине побывали четыре альпиниста Сану с Гозали, а также шерпы Пурба Онгел (младший брат Сану) и Лакпа Ринджи. А спуске Пурба сорвался и погиб. Сану пытался оказать ему помощь, или просто спуститься к телу. В это время иранец самостоятельно отправился в штурмовой лагерь. Гозали был опытным альпинистом, профессиональным гидом и «Снежным барсом». Сказать, что бросили клиента, как-то даже некрасиво звучит. Опыту иранца мог бы позавидовать и сам Сану, который ходил всё время по классическим обработанным маршрутам. Но факт таков, что с возвращением в лагерь Гозали не справился. И вероятно нашел свою смерть в одной из трещин на относительно плоском участке. Примерно там, где 20 лет тому назад исчез выдающийся французский альпинист Жан-Кристоф Ляфай.
Потом были безуспешные попытки поисковых и транспортировочных работ. В их результате Сану попал в госпиталь с повреждением ноги. А ранее на лечении с обморожениями оказался и четвертый восходитель Лакпа Ринджи.
Ну следуем вспомнить и еще одну команду, которая предприняла попытку выйти на зимнее восхождение на Макалу. Как раз к началу спасработ подгадали свой выход шерпы из компании Altipro Adventures. Вероятно, они хотели использовать веревки и тропу от предыдущей группы. Но не успели. Непогода сорвала их планы, так же, как и спасработы.
* Еще раз о теории и практике. И о том, как что называть.
Зима может быть календарная, климатическая и астрономическая. С первыми двумя всё понятно – и они в принципе совпадают. Это самый холодный период года и чисто цифры календаря. И абсолютно ясно, что при разборках «было ли восхождение зимним?» необходимо ориентироваться на эти два представления. А точнее, на климатическую зиму. Самая холодная четверть года – когда взойти на вершину холоднее всего. Однако судя по Википедии и большинству прочих источников, общепринятой для альпинистских статистикой считается версия, что нужно использовать понятие астрономическая зима. И она почему-то считается от зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия. В Википедии так написано в первом предложении. А во втором утверждается (что более логично), что это период с наименьшим количеством получаемых солнечных лучей, то есть, светлого времени. Из этого следует, что астрономическая зима начинается в ноябре и заканчивается к середине февраля.
Речь идёт о приоритете сразу по четырем позициям. Дхаулагири, Шиша Пангма, Броуд Пик и Гашербрум I, по которым поляки считают себя зимними первовосходителями. По последним двум скажем так, их можно было бы признать зимними, но только условно. В холодное полугодие – но весной, в марте. Ясно, что температурный режим в марте намного более благоприятен чем в конце ноября. Да и продолжительность светлого времени - а это важнейший фактор. Первые два – отрицают восхождения других альпинистов, совершенные в середине декабря. То есть, в критически короткие световые дни. По меньшей мере некрасиво.
О зимних восхождениях истории, как о них мы написали в уходящем январе.
Канченджанга. Грустное завершение, смерть Анджея Чока была совершенно неожиданной.
Манаслу зимой. Как спаслись участники первого зимнего восхождения.
Дхаулагири в январе. Первое зимнее бескислородное восхождение. С полным набором холодных ночевок.


