Внутренний курс компании: 1 $ = 106.72 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66
13 Ноября 2012, 20:47. Эверест, все поездки »

Объединяющая сила гор. Съезд восходителей – покорителей Эвереста в Москве был посвящен 30-летию первого советского и 20-летию первого российского восхождения на высочайшую точку планеты. В Политехническом музее собралось более 60 альпинистов, достигших вершины Эвереста: легенды советского альпинизма, а также сильнейшие альпинисты России, Азербайджана, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Грузии, Молдавии, Казахстана, Узбекистана и Киргизии.

Подобная встреча уже проходила в Непале в 2003 году. Тогда король Непала пригласил на эту встречу 250 человек. «Всех здесь притягивает эта высота, 8848 метров, - сказал выступая в Политехе посол Напала в Москве Рави Нохан Сапкота Копила. - Многие из вас были на этой вершине. К сожалению, я не был, но я горжусь тем, что многим из вас мне довелось пожимать руку. Надеюсь, что еще много лет мы будем дружить и друг друга приветствовать. Эверест находится на нашей территории, но он является достоянием всего мирового сообщества. Мы вместе сохраним нашу вершину. Надеюсь, отношения между Российской Федерацией и Непалом всегда будут на той же высоте, как Эверест».

175 человек из стран бывшего Советского Союза покорили Эверест. Из них в живых уже нет 26, четверо погибли на спуске с этой вершины.

История поколения Эвереста началась 100 лет назад, после того, как было установлено, что это самая высокая вершина. В 1920-х годах начали предприниматься первые экспедиции.

Об организации первой советской экспедиции на Эверест рассказал лауреат Ленинской премии по физике Иван Богачев: «Реальная программа была разработана Евгением Абалаковым (советским скульптором, который вместе с другими альпинистами принимал участие в обороне Кавказа, преподавал в школе военного альпинизма и горнолыжного дела Закавказского фронта и совершал восхождения, - прим. ред.). В 1948 году он утвердил эту программу у руководства и должен был сначала подняться на пик Победы, а уже в 1951 году – на Эверест. Это позволяло нашей стране быть первыми на той вершине. Но ряд трагических обстоятельств привел к тому, что, не начав экспедиции, Евгений Абалаков погиб в 1948 году (по одной версии, от взрыва газовой колонки в московской квартире, по другой - от отравления угарным газом, - прим. ред.).

В это же время в советском альпинизме появился сравнительно молодой альпинист Кирилл Кузьмин, который уже в 1948 году понял, что должен занять место Евгения Абалакова. Кузьмин приступил уже к подготовке к этому восхождению. В 1948 году он сделает восхождение на восточную вершину Домбая. В 1951 году – траверс в Шхельде, команда его занимает первое место в Советском Союзе. В 1953 году на Центральном Кавказе сделает траверс Безенгийской подковы – 24 дня на пятитысячниках Кавказа и первое место на чемпионате Советского Союза. В 1956 году Кузьмин уже вплотную подошел к возможности реализации восхождения на Эверест: он вместе с Евгением Белецким организует экспедицию на семитысячник Китая, Мустаг-Ата. Сборная команда Китая и советских альпинистов успешно преодолевает все склоны семитысячника высотой 7546 м, и 31 человек поднимается на высшую точку Мустаг-Аты. Это было первое восхождение совместное с китайцами на семитысячник. Тогда же предварительно было оговорено, что команда советских и китайских альпинистов пойдет на Эверест. Программа была подготовлена Кузьминым, но чиновники Комитета по делам физкультуры никак не могли окончательно получить разрешение на это восхождение».

О своем восхождении на Эверест рассказал новый президент Международной федерации альпинизма и скалолазания Фритц Вриджлант: «В 1990 году я встретил Мишу Туркевича у себя дома, в Голландии. Он говорил по поводу восхождения на входе на южную стену, показывал видеоматериалы, и для нас это было феноменально. Он сделал выдающийся новый маршрут на Эверест. Для меня это был блестящий пример. Он для меня стал первым великим представителем советского и российского альпинизма. 16 мая 2007 года мне самому удалось взойти на Эверест, и когда я шел вверх, мне удалось встретить четырех российских восходителей, которые уже спускались. Они были первые, кто взошел в том сезоне, и мы шли по их ступеням. Мы очень благодарны за то, что они для нас сделали».

Об объединяющей силе гор говорил трехкратный покоритель Эвереста Казбек Хамицаев: «Я 46 лет в альпинизме, пахал и буду пахать, служить нашему любимому советскому, российскому альпинизму. Экспедиция 1995 года называлась «Алания – Гималаи-95». Она была непростая. Там были наши сильные ребята, были из других команд. Но там самое главное, как и в любой команде – дружба. Из 22 спортсменов 8 человек взошло, это тоже хороший показатель. Я счастлив, что там много друзей заимел. Наших друзей из Прибалтики там встретил. Именно там я полюбил Непал, считаю второй родиной. Именно там мне удалось, на вершине, произвести первые профессиональные видеосъемки, я этими кадрами горжусь, это находка. И самое главное – то небо, которое там было. Как будто я с богом общался. Это был космос. Я до сих пор каждое утро в конце зарядки ухожу в это небо и молюсь за всех вас, за нас, и дай бог, чтобы наши вершины еще продолжались. Свой день рождения - 64 года – я отмечал на Казбеке. И всем того желаю».

«Три маршрута на Эверест из 16 принадлежат Советскому Союзу и России, - заявил «Вестнику Кавказа» руководитель экспедиции сборной команды России по альпинизму. - Виктор Козлов. - Три наши экспедиции проложили новые маршруты на Эвересте, что, естественно, намного сложнее и интереснее. Это первая экспедиция 1982 года, сборная команда Советского Союза по альпинизму, юго-западная стена, потрясающий они маршрут прошли, и никто до сих пор его даже не повторил. 1996 год – красноярская экспедиция прошла новый маршрут по северо-восточному гребню. И в 2004 году наша команда, сборная России по альпинизму, прошла северную стену. Уверен, что в ближайшие 15-20 лет никто не повторит этих маршрутов – настолько они сложные».

О «своем» Эвересте «Вестнику Кавказа» рассказал президент Федерации альпинизма Азербайджана Исрафил Ашурлы.

- Как вы пришли в альпинизм?

- Совершенно случайно, сам того не понимая, я оказался в компании, которая совершала трекинг в Индию. Это вообще была моя первая поездка за границу. Меня спросили: «За границу хочешь поехать?» Я сказал: «Хочу». Я даже не совсем представлял, куда они идут и зачем. Мне просто сказали: «Возьми с собой кроссовки, у нас будет прогулка». В результате мы прогулялись до перевала высотой 5 тысяч метров. Мне понравилось, я сказал: «А можно еще?» Мне сказали: «Можно». И через полгода мы уже восходили на Килиманджаро. После этого я решил заняться альпинизмом серьезно. Каждая гора по-своему интересна, и с каждой горой у альпинистов какая-то своя сакраментальная история, свое восхождение. Каждая вершина по-своему хороша. Я очень люблю Кавказ, очень люблю французские Альпы, люблю Гималаи, конечно. Я думаю, каждый горный уголок по-своему хорош и красив. Нет некрасивых вершин, нет нежеланных регионов. Просто есть более сложные, более холодные, более удаленные – и более доступные, комфортные и теплые.

- Что вы почувствовали, оказавшись на вершине Эвереста?

- Я там был всего лишь один раз, поэтому не могу сказать, что это часто повторяющееся явление, но это было ощущение… Это крыша мира. Нет точки выше. Когда я стоял на вершине, я себя убеждал, что выше этой точки нет ничего на Земле, я стою на той высоте, где летают обычно самолеты, и что исполнилась моя мечта, к которой я долго шел и которую я успешно выполнил. Я очень долго готовился к Эвересту, переживал, тренировался, нервничал. В момент, когда надо было подняться и выполнить задачу, я поднялся и ее выполнил.

Очень приятно, что Федерация альпинизма России нашла такую возможность – собрать восходителей на Эверест, пусть хотя бы из стран бывшего СССР, но это большое мероприятие. В 2003 году подобное мероприятие, но в рамках более широких, проводилось в Непале. Тогда король Непала в честь 50-летнего юбилея первого восхождения на Эверест пригласил восходителей со всех стран мира приехать в Непал. Я рад, что Андрей Евгеньевич Волков выступил инициатором сбора альпинистов стран бывшего СССР в Москве сегодня, в этом прекрасном месте. Я рад, что большое количество восходителей нашли возможность, откликнулись на это приглашение и приехали в Москву.

"Вестник Кавказа"

 

--

Телеканал Russia Today

 

 

С тех пор как первая советская экспедиция поднялась на вершину Эвереста, самой высокой горы мира, прошло 30 лет. По случаю этой годовщины в Москве в четверг собрались 70 альпинистов, покоривших гору, и поделились своим уникальным опытом. Константин Потапов.

 

 

Вот уже какой век Эверест привлекает тысячи альпинистов, опытных и любителей. Впервые вершину покорила британская экспедиция в 1953 году. И только через 29 лет это совершили советские альпинисты. Зато сделали они это со стилем: выбрали самый сложный маршрут на юго-западном гребне горы. Этот маршрут так до сих пор никто и не повторил.

КАЗБЕК ВАЛИЕВ, участник советской экспедиции 1982 года на Эверест: Для нас это было воплощение мечты в реальность. Это был пик нашей альпинистской карьеры. Мы не знали, чего ждать. У нас не было опыта покорения вершин выше 7,5 километра. Для нас и для всего альпинистского сообщества это был настоящий вызов, мы стали подниматься по одному из самых сложных маршрутов. Все получилось благодаря нашей работе в команде. Когда мы вернулись домой, встречали нас как олимпийских чемпионов.

ФРИЦ ВРИДЖЛАНД, президент Международного союза альпинистских ассоциаций: Это было серьезным испытанием. Особенно это касается сложности маршрута, который выбрали русские альпинисты. Они не пошли простым путем.

Несмотря на то что Эверест покорило уже более 4 000 человек, об этом мечтают еще тысячи других. И, как говорят сами альпинисты, сделав это однажды, мечтаешь повторить.

ИВАН ДУШАРИН, трехкратный восходитель на Эверест: Вернуться зовет не только Эверест, но вообще все горы. Мне повезло дойти до вершины трижды, и я бы хотел попасть туда снова.

КАРИНА МЕЗОВА, пятая россиянка, взобравшаяся на вершину Эвереста: Это как зависимость. Побывав в горах однажды, всегда думаешь вернуться снова. Идея подняться на Эверест стала преследовать меня с тех пор, как я начала заниматься альпинизмом.

Несмотря на усовершенствования в технологии погодного прогнозирования и альпинистского снаряжения и улучшение физического состояния, что сделало достижение высочайшей вершины мира немного легче, предугадать все в горах до сих пор невозможно. А Эверест может приготовить крайне неприятные сюрпризы.

 

КАЗБЕК ВАЛИЕВ: Гора такая же, какая и была – она зовет, манит. И прежде чем предпринять попытку восхождения, необходимо много и тщательно готовиться. Это крайне опасно, ошибки непростительны. В 1996 году в неудачной экспедиции погибло семеро альпинистов – так Эверест показал свою смертоносную природу.

Именно из-за такого высокого риска покорение высочайшей горы на Земле всегда будет символом высочайшего мужества. И если теперь кто-то решит повторить советский маршрут от 1982 года, то без такого мужества не обойтись и сегодня.

Константин Потапов, Russia Today