Гора и страна, вызывающие изумление или маршрут на Демавенд доступный и рекомендуемый всем
Клуб 7 Вершин уже хорошо протоптал собственную тропку к вершине высочайшего вулкана Азии, одного из объектов программы «Семь вулканов». Наш стандартный, отлично проработанный маршрут начинается в столице Исламской республики Иран, древней Персии, стране тысячелетней своеобразной культуры, полной поэзии и театральности. Восходителей из России ждет маленький спектакль, в котором свои роли сыграют сама гора Демавенд , современный мегаполис Тегеран, многочисленные архитектурные памятники страны, ее сады, скверы, гостиницы, а главное – конечно, люди. Они охотно подыграют вашим желаниям увидеть необычное, чисто азиатское и мусульманское в их поведении. С другой стороны, покажут вам, что они такие же, как мы, вполне современные люди. И что больше всего они хотят мира.
Программа Клуба 7 Вершин Восхождение на Демавенд
Из истории и поэзии
Демавенд – гора, которая постоянно находится на горизонте для жителей иранской столицы. На протяжении тысячелетий она была на виду, манила смелых духом, вызывала интерес ученых… Ее доступность, то есть возможность совершить восхождение без особых технических навыков или специального снаряжения, наверняка, привела к тому, что первые восхождения на вершину были совершены еще в древнем мире. Достоверно известно о восхождениях X века, о том, что пару веков спустя из района вершины вниз сносили куски серы. Так что задолго до «рождения альпинизма» в Альпах, он уже существовал в Персии. Впрочем, заслуживают и упоминания первые восхождения нового времени. Возможно, со времен монгольского нашествия XIII века их и не было. Первым во многих источниках называют англичанина Тэйлора Томпсона, поднявшегося на вершину в 1837 году. А в 1857 году на вершину поднялись персидские военные под руководством полковника Мохаммада Гайяра.
С одной стороны, Демавенд давно занял прочное место в местной мифологии, в местной культуре и литературе. Так или иначе, он упоминается большинством писателей. С другой стороны, персидская культура, впрочем, как и вся средневековая, мало внимания уделяет природным объектам, больше задумываясь о внутреннем мире человека и его взаимоотношениях с богами. Поэтому самые поэтические слова о Демавенде принадлежат военному, английскому офицеру, много путешествовавшему и воевавшему в этих местах.
Генерал Перси Сайкс в книге "История Ирана" написал следующее: "На юге Каспийского моря расположен грандиозный вулкан Демавенд, высота которого достигает более 19 тысяч футов и который считается самой высокой точки на азиатском континенте, к западу от Гималаев. Безусловно, поэтические представления о горной вершине Демавенд оказывают свое воздействие на любого человека, особенно тех, кто посчастливиться в середине зимы лицезреть величественный заход солнца над этой горой. После того, как последний солнечный луч исчезает за пиками Эльбурса и на горы опускается темнота, перед взорами открывается коническая форма Демавенда, отражающего красный свет. Эта красная аура медленно поднимается в верх и наконец доходит до верхушки конуса. После этого наступает настоящий мрак. Я не видел панорамы более красивой и впечатляющей. Это мое самое любимое воспоминание об Иране".
Немного географической информации
Точность определения высоты Демавенда вызывает сомнения у специалистов. Долгое время она определялась в 5604 метра, но затем иранские власти ввели в обиход новую цифру – 5671 метр. Неизвестно, на основании каких исследований и измерений это было сделано. Измерения NASA двух разных лет дали цифры 5660 и 5680 метров. Есть данные по измерениям высоты альпинистами при помощи своих GPSов. Они свидетельствуют о том, что Демавенд выше нашего Эльбруса и его точная высота определенно не меньше 5650 метров.
Само название вершины в русском языке имело варианты Демавент, Дававенд и т.д. В западных странах принято написание Damavand, что может читаться по-разному. История этого имени уходит в далекое прошлое и там теряется. Демавенд - высшая вершина горного массива под названием Эльбурс, проходящего через всю страну в ее северной части, вдоль каспийского побережья. Это часть альпийско-гималайской складчатости, молодого геологического формирования. Демавенд – потухший вулкан, предположительно, что последнее его извержение было не менее 100 тысяч лет тому назад, его вулканическая активность на данный момент ограничена выбросами сернистых газов.
Иран – большая страна, 18-я в мире по площади и 17-я по количеству населения. Примерно такие же места она занимает по валовому продукту. Нефть составляет основу благосостояния нации. Однако нужно отметить, что совместная работа государства и бизнеса приносит хорошие плоды и в других областях деятельности. Тем не менее, в целом, в последние годы Иран находится скорее в кризисном положении. Прежде всего, из-за серьезных экономических санкций со стороны Запада.
Об иранцах
Как пишет один исследователь: «Сегодня в Иране на официальных церемониях, при открытии высоких собраний, выставок, симпозиумов, торжественно, и совершенно непривычно для иностранцев, звучат стихи. Таков протокол. Рожден же данный обычай благодаря гениальному поэтическому творчеству талантливых таджидско-персидских литераторов, поэтов, философов, оставивших человечеству в наследство героический эпос, рубаи, суфийские месневи и так далее, на языке дари (фарси)».
Да, иранцы идентифицируют себя с поэзией. Многое в их жизни похоже на спектакли. Сам религиозный строй заставляет большинство людей жить двойной жизнью, что способствует раскрытию талантов в лицедействе. Нужно только спокойно к этому относиться. Строгость исламских законов способствует порядку и определенности в стране. Уровень преступности невысок.
Постороннему наблюдателю, туристу, может показаться, что иранцы однородны в этническом плане. Однако это вопрос непростой. Кроме того, что здесь полно этнических меньшинств (азербайджанцы, курды, армяне, евреи и др. – их в стране около 40% ), сами иранцы, которые еще недавно были просто персами, это сложный продукт многовекового смешения народов. Они также подразделяют себя на разные группы и группировки. На протяжении тысячелетий проходил здесь циклический процесс создания мощных империй и их разрушения. Основной причиной разрушений чаще всего была междоусобица, противоборство кланов, часто представлявших разные регионы страны. Сейчас страна находится на подъеме, но наполняется всё больше и больше нерешаемыми противоречиями. Оппозиционные настроения очень широко развиты, что при поддержке извне представляет реальную угрозу правящему клерикально-бюрократическому режиму.
Все, кто посещал с нами Иран, едины в своей оценке иранцев как очень дружелюбных людей, уважительно относящихся к гостям их страны. Они гордятся достижениями и могут пошутить над недостатками, они уважают прогресс и пытаются соответствовать быстро меняющемуся времени.
В целом, ко многим из своих рабочих обязанностей типичный иранец может относиться с легкостью азиатского человека, не считающего своей обязанностью куда-то спешить. Наши маршруты хорошо отлажены и у наших иранских партнеров нет шансов сделать что-либо не так. Но во время экскурсий и свободных прогулок, нужно об этом помнить.
Акклиматизация
Среди опасностей, которые ждут альпинистов, поставивших своею целью восхождение на Демавенд, выделим следующие: недостаток акклиматизации и физической подготовки, выход на жесткий снег без снаряжения, ошибки при ориентировке в тумане, отсутствие питьевой воды, слишком легкая одежда и обувь….
Все они не угрожают нашим группам в полном объеме. Наши гиды проследят за этим. Однако всё же приходится мириться с тем, что восхождение будет совершаться при недостаточной акклиматизации. Для нее требуется как минимум неделя пребывания в горах. У нас же есть только два дня, за которые мы совершаем восхождение на вершину под названием пик Тучал (3981 м) в ближайших окрестностях Тегерана. Горная болезнь, которая может возникнуть на восхождении, лучше всего лечится быстрым спуском. На Демавенде это очень просто – повернулся на 180 градусов и идешь вниз. Не нужно рисковать своим здоровьем.
Маршруты
Благодаря правильной форме вулканической пирамиды, на Демавенд можно подниматься с любой стороны и можно выбрать десятки вариантов подъема. В литературе упоминается 26 ребер горы, официально иранский путеводитель насчитывает шестнадцать основных маршрутов. Но, как правило, речь идет о четырех основных направлениях и четырех главных тропах.
По желанию восходителей, Клуб 7 Вершин может повести к вершине разными маршрутами. Но обычно, наши гиды с группами ходят по самому популярному и самому прямому маршруту – по Южному. Из всех троп, эта – самая утоптанная и удобная по крутизне.
Расстояние от Тегерана до последнего населенного пункта на пути к вершине - Полура примерно 80 км, это примерно 2 часа на автобусе. От Полура до лагеря 2 еще примерно 1 час на автомобиле ( это 11.3 км асфальтовой дороги + 6.4 км гравийной дороги). На маршруте поставлено несколько хижин, рядом с ними есть площадки для установки палаток. Проблемы могут возникнуть с чистой водой, так как вода текущая со склонов и снег полны примесей серы и не может быть использована в пищу.
Перед выходом на восхождение ночуют на приюте, который называется Бархав Севом (4250 м). Само здание названо английскими словами New Hut. Это действительно новая постройка. Особым комфортом она не отличается, но позволяет продержаться ночь примерно 100 человекам. Для большинства людей, ночь там становится бессонной, но какой-никакой отдых обеспечивает.
Снег, как правило, не составляет серьезного препятствия для восходителей. По краям тропы имеются снежники, по которым иногда спускаются знатоки техники альпинизма.
Демавенд хорош в любое время года. В начале сезона он радует яркими красками, но могут быть проблемы с протаптыванием тропы. Легче всего восходить в августе, но и народу на маршруте бывает слишком много.
Западный маршрут
К началу этого маршрута дольше добираться на машине (также через поселок Полур), чем к началу южного маршрута, но по популярности западный маршрут занимает второе место. Технически этот маршрут несложен, но спускаться вниз лучше по южному маршруту. На пути с Запада на высоте 4200 м есть новый двухэтажный приют «Симорг» (Simorgh).
Восточный маршрут
Этот маршрут проходит по северо-восточному гребню. По популярности этот маршрут занимает третье место. Восхождение связано с некоторыми техническими трудностями. Здесь часты сильные холодные ветра. На высоте 4300 м есть приют Takht-e Fereydoun. Исходный пункт - Селение Нандал.
Северный маршрут
Это наиболее сложный маршрут, подъем по крутой тропе, иногда со скальными выходами. Это самый холодный и ветряный из путей к вершине. Однако он дает возможность избежать большого количества попутчиков и перенаселенки в местах ночевок. На маршруте есть два простеньких приюта, расположенные на высоте 4000 и 5000 метров.
Иран больше, чем вы думаете
Во многих местах хочется и стоит побывать. Но времени на это очень мало...
Тегеран стал столицей страны только с начала XIX века. До этого главными центрами культуры и традиций были другие города. Прежде всего – Исфахан.
Так что быть в Иране и не побывать в Исфахане, это совершенно неправильно. Специально приезжать туда удастся не каждому. В Исфахан мы летим самолетом.
Древняя поговорка гласит — «Исфахан — половина мира». Это преувеличение, но оно впечатляет: жемчужина древней Персии и один из самых красивых городов исламского мира, Исфахан утопает в роскошных садах, завораживает лазурными куполами мечетей, а на своих базарах предлагает заезжему путешественнику абсолютно всё, что его душе угодно.