Фотография, как наши альпинисты укрыли тело Марко Лихтенекера, словенского альпиниста погибшего в 2005 году
Олег Савченко, восходитель на Эверест в составе команды Клуба 7 Вершин, бывший депутат Думы РФ:
Да, мы успели всё-таки, как и обещали, законсервировать полностью одно тело. Это тело Марко Литенекера из Словении. Все альпинисты, которые лежат на склонах, они находятся в разных позах. Я просто ужаснулся. Я предполагал, когда объявлял об этой акции, я же видел в интернете фотографии, но не настолько. Это ужасное зрелище - видеть людей, которые лежат 20 лет, 40 лет в том состоянии, с тем выражением на лице, с которым они погибли. И мы все же успели.
Я очень благодарен шерпам, которые нас сопровождали, что они согласились нам помочь. По их вере им запрещено прикасаться к телам умерших. Мы шли в одной группе с Александром Сидякиным, моим другом и депутатом Госдумы. Нас сопровождали еще два шерпа.
Нам также удалось прикрыть «знаменитые» зеленые ботинки. Все знают, что уровень 8 500 метров… (говорит с сильной одышкой - прим. ред.)… Извините, мне и сейчас воздуха не хватает… В 1996 году там погиб индийский альпинист Цеванг Палджор, он просто прилег отдохнуть и замёрз. Его тело прямо вмерзло в камень. У него были зелёные альпинистские ботинки. И все альпинисты стали для определения высоты говорить про зеленые ботинки. Это и есть отметка 8 500 метров.
Это, конечно, цинизм, который ужасает. Пришлось и здесь приложить усилия. Мы смогли сделать некоторое подобие могилы - прикрыли его тело камнями. Теперь там нет этого ориентира. Я считаю, что лучше по приборам, по гаджетам ориентироваться, чем по телу когда-то живого человека, которого помнят родные и близкие.
Еще одно тело альпиниста из Ирландии мы попробовали, но не смогли вытащить. Он висит на веревках на страховке высоте 8 600 метров. Мы попробовали сделать страховку, но у меня «улетела» перчатка, в результате я обморозил руки. И дальше невозможно было продолжать.
Для родственников альпинистов мы сняли видео. Качество может и не очень хорошее – был очень сильный ветер, настоящий ураган, быль жуткий холод. Руки сильно дрожали.
Самое главное, что все без исключения альпинисты в базовом лагере поддержали нашу инициативу. Это порядка 600 альпинистов всех национальностей, со всего мира. От Южной Африки, Индии и до Северной Америки. Более того, это поддержали и официальные китайские лица (восхождение проходило с китайской стороны Эвереста – прим. ред.).
Мне удалось здесь познакомиться с легендарной альпинисткой, американкой непальского происхождения. Она сама покорила Эверест, у нее здесь погиб муж. Она до сих пор не может его найти. Она была вся на эмоциях, плакала и благодарила нас, что мы пошли на эту акцию. Она каждый год обходит Эверест в память о своем муже. Такая вот трогательная история. И очень сильная женщина.
Отметим, что сейчас на южной стороне Эвереста проходит сразу две операции по съему тел погибших (в этом году) альпинистов
Марко Лихтенекер (1959 -2005) был одним из первых иностранцев, которые приняли участие в восхождении на Эверест в составе экспедиции Клуба 7 Вершин под руководством Александра Абрамова. Он и его партнер Виктор Млинар позиционировали себя как опытные, сильные спортсмены, которые хотят совершить быстрое восхождение прежде, чем на вершину пойдет основная масса восходителей. И не пользоваться при этом услугами шерпов.
Двойка на Северном Седле, Марко в красном
Марко был членом сборной Словении по ски-альпинизму и марафонцем, никаких сомнений в его физическом состоянии не возникало. И его товарищ Виктор не сомневался, что ничего страшного того в том, что его товарищ отстает нет. Просто Марко всё время имел проблемы с кислородным оборудованием, настраивал его. Млинар же боялся обморожений и поэтому решил спускаться с вершины без задержек. Будь с ними кто-то из шерпов несчастья, скорее всего можно было бы избежать. Лихтенекер умер на спуске с вершины Эвереста. Неполадки в кислородном оборудовании, по-видимому, сыграли главную роль в этом. Замерзшее тело словенского альпиниста, зависшее на перилах на высоте 8800 м, более 10 лет наводило ужас на поднимавшихся восходителей. И вот теперь тело укрыто. Надеемся, что надолго. Проверим через год.