Азия - Страница 173
Александр Абрамов выступил на заседании правительства Непала, посвященного чествованию Мингмы и его сестер
Эверест.
Наша команда была приглашена на торжественный вечер, где сам Премьер-министр Непала чествовал семью нашего сирдара Мингму, которой принадлежит три рекорда Гинесса. Кроме того, что Мингма восемь раз был на Эвересте, он - первый ...
Наша команда была приглашена на торжественный вечер, где сам Премьер-министр Непала чествовал семью нашего сирдара Мингму, которой принадлежит три рекорда Гинесса. Кроме того, что Мингма восемь раз был на Эвересте, он - первый Шерпа на Эльбрусе.
Руководителя нашей экспедиции Алекса Абрамова тоже зачислили в компанию рекордсменов и почетных граждан, внёсших большой вклад в развитие Непала. И он сказал хорошую речь. Гордимся!
Аудиосообщение от Александра Абрамова
Здравствуйте! Сегодня первый день нашей экспедиции. Он немножко незапланированный, тем не менее, стал полноценным днем. Сегодня в Катманду прилетело практически 70% нашей команды. Перелет был достаточно тяжелый, Катманду был закрыт облаками и пришлось почти два часа кружиться в воздухе над Катманду. Вместо 9 мы приземлились в 11. Затем у нас случилась практически внеплановая встреча. Которую планировали, но я не ожидал. Нас пригласили на заседание кабинета министров Непала, на котором вручались ордена и медали. И наши друзья Мингма Гелу Шерпа и его сестра Лакпа Шерпа и также их младшая сестра получили всевозможные ордена-медали. И также подтверждения рекордов Гинесса как … допустим за то, что Лакпа взошла 6 раз и в настоящее время является самой результативной женщиной на Эвересте. У нее самое большое количество восхождений… и так далее. Мингме за большие заслуги.
Также было предоставлено слово Александру Абрамову, как общественному амбасадору Непала в России и большому другу семьи. Кстати, Лакпа Шерпа и Мингма Шерпа опять едут с нами на Эверест. Александр сказал очень неплохую речь, в конце которой ему также предложили вручить непальского правительства. Но я отказался.
После этого состоялся большой гала- мега-ужин, который закончился, как вы понимаете, ближе у ночи. И завтра по плану у нас встреча оставшейся части нашей экспедиции, проверка индивидуального снаряжения, закупка снаряжения. А также обалденный мега-гала-вечер, в Катманду, в Королевском дворце.
Всё. Таким образом, завтра мы официально открываем экспедицию… в 17 часов… используя символику Клуба 7 Вершин.
Также Лакпу мы приняли сегодня официально в состав Российской Женской экспедиции, теперь у нас в составе уже 8 человек. Остальные девчонки из нашей команды также подтянутся, международные…
Катманду – прекрасный город, Непал – прекрасная страна, до свидания!
Полностью…
Марина Геворкян: Восхождение на Эверест. День шестой. На границе Тибета
Экспедиция на главную вершину мира продолжается: «Сноб» и Toyota добрались до озера Цинхай на западе Китая и вплотную приблизились к Тибету Фото: Денис Провалов Сегодня мы ночевали на озере Цинхай. Формально ...
Экспедиция на главную вершину мира продолжается: «Сноб» и Toyota добрались до озера Цинхай на западе Китая и вплотную приблизились к Тибету
- Фото: Денис Провалов
Сегодня мы ночевали на озере Цинхай. Формально мы еще не в Тибете, он подальше, но «тибетское» уже началось. Например, на озере больше тибетцев, чем китайцев. При этом городок Улан, в котором мы находимся, совершенно китайский, но немного нетипичный: здесь ничего не строят, хотя весь остальной Китай — одна большая стройка.
В пути я расспросила нашего гида, почему в Китае сносят древние памятники (например, мы не нашли ничего исторического в городе VI века). Он рассказал, что это началось вместе с экономическим ростом около 30 лет назад: тогда китайцы стали активно переезжать в города. Центральные власти хотят сохранить историю, но у них не хватает рычагов воздействия. А региональным чиновникам выгоднее застроить города небоскребами, чем содержать древности и ждать, пока разовьется туризм. Не то чтобы китайцы плохо относятся к памятникам, просто, как говорится, бабло побеждает зло.
С машинами связано одно забавное впечатление. Весь Китай — это музей поддельных тачек. Повсюду копии, или, как модно говорить, реплики дорогих автомобильных марок. Столько незнакомых эмблем автомобилей я никогда в жизни не видела. Их так много, что отследить все названия и значки просто нереально. Среди фейковых машин попадаются и настоящие Toyota.
Что меня продолжает удивлять в нашей поездке, так это невообразимое число мечетей. Мы уже съехали с Шелкового пути, где их присутствие было вполне логично, и едем в сторону Тибета, а мечетей меньше не становится. В каждой деревне мы видим мечети, причем почти везде их только строят! На севере, западе и юге Китая живет почти 20 миллионов мусульман. И в каждой деревне они обращаются к местным властям с просьбой построить мечеть — те не возражают. Откуда мусульмане берут деньги — не знаю, наш китайский гид говорит, что на их строительство собирают всей деревней и, быть может, получают также помощь из арабских стран. Меня это поразило. Я думала, что Китай в этом смысле стоит особняком от мировой исламизации. Оказалось совсем не так, а потому, когда я вижу китайцев в тюбетейках и хиджабах, у меня голова идет кругом.
Еще один факт поразил меня в самое сердце: наш гид рассказал, что в Китае произошло историческое событие — отменили закон «Одна семья — один ребенок», который действовал не одно десятилетие. От этой политики отказались теперь повсеместно. Власти пошли на такой шаг из-за нехватки рабочих рук: в Китае живет 300 миллионов пенсионеров. Только представьте: две России пенсионеров!
Читайте также:
- На пределе возможностей. Экстремальное путешествие людей и автомобилей к высочайшей точке Земли
- Восхождение на Эверест. День первый
- Восхождение на Эверест. День второй. Туман над Янцзы
- Восхождение на Эверест. День третий. Как взвесить «инь» и «ян»
- Восхождение на Эверест. День четвертый. Яичница с помидорами как символ дома
Вчера вечером в Москве, сегодня – на приеме в Катманду…
Эверест.
Тибетские (китайские) власти вняли голосу разума и приняли решение открыть Эверест для восхождений. С большим облегчением наша команда восприняла эту новость, как сигнал к отлету в Гималаи. И вот, ночь перелетов позади, позади встреча ...
Тибетские (китайские) власти вняли голосу разума и приняли решение открыть Эверест для восхождений. С большим облегчением наша команда восприняла эту новость, как сигнал к отлету в Гималаи. И вот, ночь перелетов позади, позади встреча в аэропорту, и впереди торжественный вечер в Непале.
Экспедиция Клуба 7 Вершин на Эверест началась!
Шереметьево. Как то так случайно получилось, что в одно время и в одном месте стартуют совсем уж разные экспедиции Клуба 7 вершин. Кто летит на Эверест, а кто на Северный полюс.
Дан приказ ему на Запад (точнее на Восток в Непал), ей в другую строну (Север, Шпицберген и далее Северный Полюс, если льды срастутся)
Ну вот мы и в Катманду! Экспедиция на Эверест начинается
Что нужно сделать первым делом в Катманду? Конечно же прыгнуть в бассейн в командной куртке. Russian tradition!
Правильный напиток для восхождения на Эверест найден. Не хватает только Ивана Трофимовича для полного комплекта...
Наша команда прибыла на торжественный вечер, где сам Премьер-министр Непала будет чествовать нашего сирдара Мингму, обладателя трёх Рекордов Гинесса. Кроме того, что Мингма восемь раз был на Эвересте, он первый Шерпа на Эльбрусе;)
Восхождение на Эверест. День четвертый. Яичница с помидорами как символ дома
Экстремальная экспедиция на Эверест продолжается: «Сноб» и Toyota проехали древнюю китайскую столицу, наблюдали туман над Янцзы, успели заблудиться среди скал и наконец въехали в Тибет Фото: ...
Экстремальная экспедиция на Эверест продолжается: «Сноб» и Toyota проехали древнюю китайскую столицу, наблюдали туман над Янцзы, успели заблудиться среди скал и наконец въехали в Тибет
- Фото: Денис Провалов
Сегодня мы проехали около 500 километров и почти вплотную приблизились к Тибету. Перед нами расступились холмы и открылось тибетское плато, где раскинулись песчаные горы. Они еще не такие высокие (великаны под 5 тысяч метров нас ждут впереди), но от одного их вида у меня по телу пробежали мурашки. Предвкушение, что совсем скоро мы окажемся в Базовом лагере Эвереста, томящее и очень приятное.
Сегодня я вела наш Land Cruiser 200, а Prado шел впереди. В пути попалось много крутых поворотов, что на спуске, что на подъеме, но серпантины для наших машин вообще не проблема. Автомобили тяжелые, но послушные, ими приятно управлять. Сидя за рулем, я чувствовала себя уверенно и ничего не боялась, с грузовиками разъезжалась без проблем.
До гостиницы, которая стоит на озере Цинхай — это самое большое бессточное соленое озеро в Азии, — добрались к вечеру. Сначала хотели поселиться в другом месте, но в той гостинице лопнул водопровод, и нам пришлось ехать в новую. Мы наметили примерную точку, думали, что проедем 3–5 километров, а вышли все 50 — фактически ехали в полутьме через перевал по наитию.
Гостиница стоит прямо на берегу, но постояльцев здесь немного: китайские студенты да мы. Не сказать, что это рай для туриста — быть может, когда-нибудь здесь появится рекреационная зона, но пока все довольно аскетично. Типичная китайско-тибетская гостиница, которую не отапливают. Ничего другого я и не ожидала. Но здесь отменно кормят: нам приготовили яичницу с помидорами — такую же вкусную и сочную я пробовала только в Ереване. Эта яичница, как бы глупо это ни звучало, подарила нам чувство дома. Как будто бы мы снова в привычной обстановке, где все понятно, все предсказуемо, тепло и дружелюбно.
Во время нашей поездки мы опровергли распространенный миф, что в Китае, как и по всей Азии, очень грязно. Это неправда. Везде, где мы останавливались, очень чисто.
Пока главным впечатлением для меня стало огромное количество мечетей на пути. Никогда прежде я не встречала их так много в неисламской стране: а тут в каждой деревушке — по две, причем новые, красивые, ладные. У меня есть предположение, что связано это с тем, что мы идем по маршруту Великого шелкового пути. Я уже рассказывала, что многие мусульмане пришли в Китай именно по этой караванной дороге. Тем не менее этот архитектурный паноптикум и понимание, какой Китай на самом деле, рождает странное и немного тревожное чувство. Между собой мы перешучиваемся: «Говорят, что нас завоюют китайцы? Ничего подобного! Нас завоюют китайцы-мусульмане».
Читайте также:
Марина Геворкян: Восхождение на Эверест. Как взвесить «инь» и «ян»
«Сноб» и Toyota продолжают путешествие к главной вершине мира: участники экспедиции на Эверест добрались до города Тяньшуй Фото: Денис Провалов Сутки прошли бурно: мы ночевали в городе Тяньшуй, с утра сходили в ...
«Сноб» и Toyota продолжают путешествие к главной вершине мира: участники экспедиции на Эверест добрались до города Тяньшуй
- Фото: Денис Провалов
Сутки прошли бурно: мы ночевали в городе Тяньшуй, с утра сходили в древний монастырь, побывали в храме первого императора Китая, успели заблудиться, оказаться на бездорожье, испытать новые функции машины, потерять интернет и снова его найти. Но обо всем по порядку. А скорее, вообще без порядка.
Сначала мы отправились в даосский храм. В Китае вообще четыре официальные религии — буддизм, даосизм, христианство и ислам. Даосы — последователи Лао-Цзы, который жил 2000 лет назад. При этом есть два течения в даосизме — северяне и южане. Северяне во всем «следуют природе», то есть живут с ней в гармонии, не едят мясо, не женятся и всячески отождествляют себя с мирозданием. Обратная сторона этого в том, что они не моются, не стригут волосы и вообще выглядят, мягко скажем, необычно. Но я не буду вдаваться в подробности — понимаю, сейчас меня закидают помидорами и что я ничего не понимаю в этой философии и религии. У южных, кстати, все нормально: они женятся, моются, а мясо не едят только в пост. Так вот, мы оказались в северной части, в монастыре, где живет около 20 человек. Это очень красивое и тихое место. То ли третий век, то ли шестой век (в Китае вообще все построено либо в III и VI веке, либо в VIII и X веках, а потом все было разрушено землетрясением, случившимся 1200 лет назад).
После монастыря наша команда на Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado отправилась в храм Фу Си. Фу Си считается прародителем китайцев, он жил восемь тысяч лет назад. Город Тяньшуй, как говорят гиды, является центром китайского мироздания, откуда пошел прародитель китайцев Фу Си и откуда пошли все китайцы, а дальше весь мир. Но это версия гидов, конечно.
В храме Фу Си изображен сидящим на троне в набедренной повязке из листьев. Он сконцентрирован на том, что все в мире есть «инь» и «ян». Гид рассказывал, что китайская медицина основана на балансе между «инь» и «ян». И, если человек заболел, значит, что-то из этого перевешивает. Ровно так лечат китайские доктора — собирают всякие травки, заваривают их и смотрят, чего тебе не хватает: «инь» или «ян». Отмеряют, взвешивают и так лечат.
Помимо этого, Фу Си наблюдал за восемью стихиями — в частности, небо, земля, гром, вода — все они изображены на потолке. А на полу находится карта, на которой нет не то что Москвы, даже Россия не указана. Там есть Кейптаун, Сидней, Вена, но Москвы нет. Мне еще показалось, что на карте сдвинут масштаб, и поэтому русские земли немного зажаты. Не то чтобы у меня были имперские замашки, но масштаб явно не соблюли.
После мы поехали в национальный парк, в котором находится одно из самых больших в мире наскальных изображении Будды. Это огромный портрет величиной со скалу, на котором видны натуральные краски синего, зеленого, красного цветов. Интересно, как 1500 лет назад рабочие нарисовали Будду на скале? Они должны были либо спускаться сверху со страховкой, что исключено, либо построить гигантские леса.
Здесь мы немного отвлеклись от дороги и заплутали, а навигатор не смог показать, как спуститься. Мы по наитию съехали в месте, где заканчивалась дорога. А дальше оказались, что называется, in the middle of nowhere, или, проще говоря, в глуши.
Мы искали дорогу и поехали по глинистому бездорожью, где наш Land Cruiser 200 творил чудеса. На подъем я включала «понижайку», а при спуске использовала функцию Crawl Control. Это похоже на круиз-контроль, но очень специфический — внедорожный. Обычно, когда тормозишь на спуске, то колеса блокируются и ты теряешь управление. Но с этой опцией все проще: она сама за тебя всё делает, и на газ жмёт и на тормоз, когда надо — ты, главное, рули.
Я ехала на третьей скорости этого Crawl Control’а из пяти доступных в среднем темпе 5-7 км/час. Машина сама выбирает, как ей лучше всего спуститься, чтобы колеса не заблокировались. Бывает так, что одно колесо проворачивается, крутится, а другое, наоборот, стопорится. Это полезно тем, кто любит offroad, особенно на спуске.
После мы благополучно добрались до Ланьчжоу — это небольшой по китайским меркам город, в котором живет четыре с небольшим миллиона жителей. Город появился в VIII–X веках. Как и Сиань, в котором мы были пару дней назад, он — часть маршрута Шелкового пути. По этому городу видно, как китайцы на самом деле «гордятся» своей древностью. Кажется, здесь можно встретить только одну пагоду X века. Я спросила у местных, где же старые постройки, а мне сказали, что их снесли местные власти. Город хаотично застраивают жуткими небоскребами, что понятно — проблема расселения полутора миллиардов стоит острее. Но я тем не менее была неприятно поражена; стало обидно за жителей, которые лет через двадцать будут жить в стране nowhere.
В основном, достопримечательности, в которых мы пока были, находятся вдали от городов, в горах — там, где невозможно построить небоскреб. А если, не дай Бог, храмы стоят на месте, пригодном для строительства, то обычно конец храму. Я не была в Шанхае, но говорят, именно в нем лучше всего сохранился старый город. Видимо, Шанхай — самый богатый и может себе позволить хранить старину.
Сегодня мы с моим компаньоном, оператором Денисом Проваловым ужинали в хорошем ресторане при отеле. На 1800 рублей мы объелись крабами и креветками так, что нас можно было выносить. В провинции еда в Китае недорогая даже, если ты живешь в отличном отеле.
Наше путешествие продолжается: дальше мы отправимся на западный берег озера Цинхай на западе Китая — это самое большое горное озеро в Центральной Азии.
#toyotaevertest
Читайте также:
На пределе возможностей. Экстремальное путешествие людей и автомобилей к высочайшей точке Земли
Сергей Ларин открывает экспедицию на Эверест 2016
Эверест.
Сегодня врач экспедиции Сергей Ларин улетел в Катманду, где он будет готовить материальное обеспечение большой экспедиции Клуба 7 Вершин на Эверест. По полученным только что данным, китайские власти отложили выдачу виз в Тибет ...
Сегодня врач экспедиции Сергей Ларин улетел в Катманду, где он будет готовить материальное обеспечение большой экспедиции Клуба 7 Вершин на Эверест. По полученным только что данным, китайские власти отложили выдачу виз в Тибет до 15 апреля. Поэтому планы нашей экспедиции могут сместиться на несколько дней.
Мы будем ждать следующей информации, которая должна быть 9 апреля утром, после специального совещания в Лхасе…
Шерпы уже готовы
Марина Геворкян: Восхождение на Эверест. День второй. Туман над Янцзы
Экстремальная экспедиция к высочайшей горе в мире продолжается: «Сноб» и Toyota оказались в самом сердце Китая — на горе Циньлин Фото: Денис Провалов Сегодня мы добрались до горного хребта Циньлин, это ...
Экстремальная экспедиция к высочайшей горе в мире продолжается: «Сноб» и Toyota оказались в самом сердце Китая — на горе Циньлин
- Фото: Денис Провалов
Сегодня мы добрались до горного хребта Циньлин, это 700-километровая гряда в центре Китая. Гора делит страну на северный и южный Китай, по хребту проходит водораздел между реками Хуанхэ (местные называют ее Желтой рекой) и Янцзы. Здесь мы посетили буддистский храм Майцзишань.
Впереди нас в Land Cruiser Prado едет первая группа: в ней водители, директор и представитель road-агентства. Мы едем на Land Cruiser 200 следом за ними, переговариваемся по рации.
Весь день шел дождь. На нашем Land Cruiser мы проехали около 400 километров. Если вчера наш автомобиль прошел проверку на прочность в многомиллионном городе, то сегодня мы испытали его на дождливом шоссе. Для Land Cruiser дождь вообще не проблема: машина едет гладко, уверенно и ровно, так что доехали мы с комфортом: включили адаптивный круиз-контроль, установили нужную скорость, расстояние между машинами и покатили с ветерком.
По пути мы проехали много тоннелей, самый длинный из них достигает 12 с половиной километров, самые короткие — 500 метров. Тоннели так органично вписаны в природный ландшафт, что возникает причудливое ощущение, будто это не люди, а кроты прорыли длинные норы под горами.
Было очень туманно, из окна машины открывался невообразимой красоты вид, и у меня в голове все время крутилась песня Гребенщикова: «Туман над Янцзы. Душистый, как шерсть небесной лисы».
Вместе с оператором Денисом Проваловым мы добрались до вершин горного хребта Циньлин. Здесь мы осмотрели буддистский храмовый комплекс Майцзишань, один из четырех важнейших буддистских храмов Китая. Он находится на горе, которая напоминает человеческую голову: лес на вершине похож на волосы. Хотя Википедия считает, что прототип храма — муравейник высотой 142 метра.
От подножия горы и до 84-метровой высоты тянутся песчаные гроты, в которых стоят многовековые статуи Будды. Им больше полутора тысяч лет! Они появились здесь в IV–VI веках нашей эры. Всего на горе две сотни гротов. Чтобы увидеть все каменные и глиняные скульптуры, нужно пройти по деревянной дорожке, которая проходит над обрывом. Дух захватывает.
Храм и скульптуры серьезно пострадали во время землетрясения, которое случилось 1200 лет назад, но все же многое сохранилось. На статуях можно увидеть оригинальные краски, которые были нанесены больше тысячи лет назад.
Часто здесь Будду изображают в виде женщины или красивой девушки. Мне понравилась одна статуя — с интригующей улыбкой. И стоило мне только подумать, что эта улыбка напоминает улыбку Джоконды, как к нам подошел экскурсовод и сказал: «А это наша Мона Лиза».
Храм открыли не очень давно — в 1941 году. В 1982 году здесь завершилась реставрация и стали пускать туристов. Но надо понимать, что не всякий турист доедет до этого храма, поэтому иностранцы здесь редкие гости. Однако Денису Провалову удалось встретить двух русских женщин: мать и дочь. Все потому, что в Китае иностранцы видят друг друга издалека — мы тут пучеглазые. Обе женщины колесят по стране автостопом, старшая из них — ей 70 лет — знает китайский, поэтому их путешествие проходит довольно гладко.
Завтра мы едем в сторону парка Шуйляньдун, который известен своими наскальными рисунками. Наше путешествие к Эвересту продолжается.
Марина Геворкян: Восхождение на Эверест. День первый
Экстремальное восхождение людей и автомобилей на высочайшую точку Земли началось с города Сиань. «Сноб» и Toyota преодолеют сотни километров на пути к Эвересту Фото: Денис Провалов Наш маршрут начался с древней китайской ...
Экстремальное восхождение людей и автомобилей на высочайшую точку Земли началось с города Сиань. «Сноб» и Toyota преодолеют сотни километров на пути к Эвересту
- Фото: Денис Провалов
Наш маршрут начался с древней китайской столицы Сиань — это крупный город в самом центре Китая. Во времена расцвета Римской империи Сиань был больше Рима. Перед поездкой нам много рассказывали о том, что в Сиане нас встретят миллионы туристов — наверное, так и есть, но мы их не заметили. Со стороны кажется, что иностранцев в городе мало и все они живут в нашей гостинице.
Меня и оператора, опытного восходителя Дениса Провалова, встретили в аэропорту на машинах Toyota — Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200. И почти сразу же нам отдали «двухсотый крузак», — так, сменяя друг друга и автомобили, мы будем ехать через весь Китай до города Лхасы и рассказывать обо всем, что попадется нам на пути.
Сразу хочу сказать, что машины наши производят неизгладимое впечатление на местных жителей. Причины две: во-первых, здесь не много иностранцев, а во-вторых, здесь нет автомобилей с иностранными номерами. И вот представьте себе: мы, пучеглазые, белолицые, едем на белоснежных красавцах с московскими номерами — конечно, все на нас оборачиваются.
- Фото: Денис Провалов
Самое главное правило вождения в Сиане — это что здесь нет никаких правил. Все ездят как хотят, и кто громче гудит, у кого круче машина, тот и прав. Наши ребята быстро привыкли к такой манере езды, так что мы тут почти короли. Еще, по счастью, нам довелось почти сразу же испытать активный круиз-контроль, который очень нас выручил. Это новая опция в Land Cruiser, когда водитель может выставить расстояние до следующей машины, и автомобиль сам контролирует дистанцию. Таким образом, мы еще и никому не дали залезть между нашими автомобилями — так и шли по городу маленькой колонной. И это не снобская ремарка, а вынужденная необходимость: движение в городе хаотично, и потеряться тут ничего не стоит. Возможно, это еще связано с тем, что сегодня в Китае праздник, и все платные дороги, обычно перекрытые шлагбаумами, открыты.
Сиань известен Терракотовой армией, которую случайно обнаружили во второй половине прошлого века — в 1974 году. Это захоронение около восьми тысяч глиняных солдат (это примерная оценка, поскольку еще не все откопаны). Их приказал изготовить император Цинь Шихуанди — первый правитель, объединивший Китай на рубеже III и II веков до нашей эры. Собственно, название Китая — China пошло как раз от его имени — Цинь.
Китайские гиды рассказывают удивительные небылицы о Терракотовой армии — ну или во всяком случае, то, что никак не укладывается в официальную версию событий. По их мнению, гробница императора Цинь не открыта до сих пор, поскольку она обнесена ядовитой стеной, а противоядие до сих пор не найдено. И якобы японцы как-то предлагали поучаствовать в разработке противоядия за 30% сокровищ, что найдут внутри, но китайцы, разумеется, гневно отказались. Еще рассказывают, что лица воинов вылепили с реальных людей — с настоящей армии императора — и часть армии все же похоронили живьем, и именно этим объясняется, что у некоторых статуй нет голов или они выглядят так, будто бы были сожжены. Википедия на этот счет говорит совсем другое: Цинь начал делать глиняную армию, еще будучи 13-летним подростком, и ни один воин так и не был с ним вместе похоронен, в отличие от крестьян и слуг — и вот здесь цифры называют чудовищные: до 70 тысяч человек.
Терракотовую армию посещают тысячи туристов. В 2012 году был установлен рекорд: за один день раскопки посетили 460 тысяч человек. И это стоит того.
Вообще Сиань удивителен. Здесь, например, живет почти 700 тысяч мусульман — это 10% населения города, — и называют их поэтично: «люди, которые уйдут домой». Возможно, потому что именно здесь в далеком прошлом начинался Великий Шелковый путь — многие мусульмане пришли в Китай по этому маршруту из арабских стран, кто-то из них вернулся, а кто-то остался на века. В мусульманском квартале все время что-то жарят, парят, варят, тушат, но мы так ничего не попробовали, только осмотрелись. Единственное, что сделали, — купили орешков, думали, они сладкие, а оказалось, настолько острые, что чуть пакет не прожгли.
В основной части города с едой полной порядок — все очень вкусно и наесться до отвала можно на 1500 рублей в русском эквиваленте. Мы ели в таверне, которой больше 100 лет, она специализируется на китайских пельменях — димсамах. Подают самые разные их виды, но в каждый добавляют свинину.
Еще в Сиане мы опровергли миф, что в Китае продают дешевую технику. На самом деле, она очень дорогая. Мы специально зашли в китайский магазин фототехники, чтобы присмотреть себе камеру, и просто остолбенели от цен: все стоит в полтора-два раза больше, чем в России. При этом говорят, что Сиань — в два раза дешевле Пекина.
Сколько еще нам придется развенчивать мифов про Китай, что мы еще сможем увидеть, что нам еще расскажут местные гиды — пока остается только догадываться. С утра мы снова отправляемся в путь — курс на Майци и Тяньшуй. Наше путешествие продолжается.
«Сноб» и Toyota на Эвересте. Экстремальное путешествие людей и автомобилей к высочайшей точке Земли
На пределе возможностей«Сноб» и Toyota на Эвересте. Экстремальное путешествие людей и автомобилей к высочайшей точке Земли Эверест — «самая дикая мечта человечества». Покорить высочайшую точку ...
На пределе возможностей
«Сноб» и Toyota на Эвересте. Экстремальное путешествие людей и автомобилей к высочайшей точке Земли
Эверест — «самая дикая мечта человечества». Покорить высочайшую точку планеты — 8848 метров — хотят многие, но доступно это лишь самым отважным и удачливым. С момента первой попытки восхождения на Джомолунгму в 1924 году, предпринятой Джорджем Мэллори, тысячи смельчаков пытались повторить его подвиг. В чем загадка Эвереста? Почему он так манит и влечет? Таинственный безмолвный гигант, возвышающийся над облаками, видный из всякого самолета, летящего ранним утром на Восток, — как люди могут взбираться туда, куда ни одна живая душа более не добирается? Зачем им Эверест? «Потому что он есть», — ответил на этот вопрос Мэллори. Преодолевая себя, испытывая мир на прочность, человек на самом деле ищет опору — и находит ее, вонзая свой флаг в промерзший снег на высоте 9 км над уровнем моря.
Путешествие на вершину начинается задолго до самого восхождения. Для него подбирают самых опытных спутников, самое проверенное снаряжение, самые надежные автомобили, в которых можно быть уверенными так же, как в самом себе. Каждый готовится по-своему. Для кого-то это история про физическую выносливость, для кого-то — про психологическую. Плюс техника, финансы, выбор маршрута — ведь до самого Эвереста еще надо добраться, преодолевая бездорожье, серпантины и сложнейший перепад высот. Множество факторов должны соединиться в замысловатый пазл, который не развалится от напряжения в экстремальных условиях. Личные качества, навыки, взаимопонимание в группе — тут важно все. И что самое сложное, до тех пор, пока не начнется восхождение, всех нюансов не предсказать.
Команда мечты
Участники, вошедшие в одну команду, — сильные и смелые люди, которые идут вперед и не боятся испытаний. Собрать такую компанию и отточить ее взаимодействие в обычной жизни очень непросто. И редкая удача, когда людям удается найти друг друга и совпасть настолько, чтобы у них появилась внутренняя готовность вместе дойти до такой цели, как Эверест. Toyota, «Сноб», съемочная группа РД Студии Валдиса Пельша и «Яндекс» одновременно решили испытать себя на прочность.
Toyota Land Cruiser 200 и Toyota Land Cruiser Prado — автомобили, впечатляющие своим видом, известные как эталон надежности и качества, — автомобили под стать амбициозной цели покорить высочайшую вершину мира, автомобили, для которых нет ничего невозможного. Оба автомобиля без проблем пройдут даже самые сложные участки пути, они готовы к любым препятствиям. На этих машинах участникам экспедиции предстоит пересечь с северо-востока на юго-запад весь Китай — по живописным местам и сложным дорогам, включая пустынные и высокогорные участки, чтобы добраться до подножия Эвереста. Многодневное ралли по одному из самых суровых регионов планеты станет прекрасным подтверждением непревзойденной надежности и легендарной проходимости автомобилей.
Марина Геворкян, генеральный директор проекта «Сноб», альпинист, опытный восходитель, за плечами которого Эльбрус, Казбек, Iceland Peak, Монте-Роза, гора Кайлаш и базовый лагерь Эвереста. О прошлогодней экспедиции на Эверест, в планы которой вмешалось землетрясение, она написала большой репортаж в журнал «Сноб».
Съемочная группа РД Студии Валдиса Пельша, снимающая документальный фильм «Ген высоты, или Как пройти на Эверест». В команде — режиссер-постановщик и продюсер фильма — Кристина Козлова, оператор-постановщик Александр Кубасов и высотные операторы Денис Провалов и Владимир Котляр. Кристина Козлова — режиссер многих документальных фильмов, развлекательных и познавательных программ. А один из высотных операторов — Денис Провалов, гид и альпинист, который принимал участие в множестве экспедиций. Он рекордсмен Книги рекордов Гиннесса как первый человек, спустившийся в самую глубокую пещеру Земли, а через год он покорил Эверест — высочайшую точку планеты. Также среди его восхождений — Альпы Grandes Gorasses, Монблан, Маттерхорн, Эйгер, прохождение нескольких технически сложных маршрутов на Torres del Paine и Cerro Torre в Патагонии, покорение Autana Tepui в Венесуэльских джунглях и множество прохождений на Кавказе и Средней Азии.
«Яндекс», компания, которая поставила себе, возможно, самую амбициозную цель: они мечтают создать интерактивный маршрут на самую высокую точку мира и тем самым проложить путь на Эверест для всех людей Земли.
«Клуб 7 вершин» — одна из крупнейших компаний России, которая занимается коммерческими восхождениями на высочайшие горы Земли, в этом году ведет на Эверест семь россиянок, собрав, таким образом, уникальную в своем роде женскую группу. Экспедицию возглавляет директор клуба «7 вершин» Людмила Коробешко, которая дважды поднималась на вершину Эвереста. Тренер команды — президент клуба, шестикратный восходитель на Эверест Александр Абрамов.
Уникальный маршрут экспедиции
«Приключение под стать смелым» — так называют эту экспедицию. Ее маршрут, с одной стороны, невероятно сложный, с другой — составлен с учетом всех пожеланий участников, а потому доступный, насколько это возможно, когда речь идет о восхождении на 8848 метров.
Автомобили Toyota Land Cruiser 200 и Toyota Land Cruiser Prado стартовали в конце марта из Улан-Удэ. Затем в течение трех дней команда блогеров провела предэкспедиционную обкатку автомобилей по территории Бурятии и Монголии, испытывая их на прочность — они тестировали машины на ледяных переправах и на бездорожье, — при этом никакой специальной подготовки автомобили не проходили! А после автомобили отправились в Китай. Общий путь, который пройдут эти автомобили, составит порядка 12 000 км до подножия Эвереста и обратно в Россию.В китайском городе Сиане к экспедиции присоединятся Марина Геворкян и Денис Провалов. Их задача — проехать через весь Китай на машинах, фиксируя каждый этап перегона, и через 10 дней оказаться в городе Лхаса. Здесь состоится встреча всех участников экспедиции — «Яндекса» и и съемочной группы РД Студии Валдиса Пельша. Отсюда и начнется восхождение на Эверест.
Мы будем следить за участниками в режиме онлайн.
Интерактивная карта маршрута
Каждый день на сайте Snob.ru и на официальной странице проекта вы сможете наблюдать за тем, как участники экспедиции преодолевают километр за километром. Интерактивная карта маршрута покажет вам, где находится команда прямо сейчас, а в специально созданной рубрике «Эверест. Великое путешествие людей и автомобилей» мы будем публиковать тексты и фотографии с рассказами и впечатлениями путешественников.
Оставайтесь с нами, не переключайтесь — будет очень интересно. #toyotaevertest
Пресс-релиз “1-й Российской женской экспедиции на Эверест”
31 марта на торжественном вечере проводов экспедиции на Эверест вице-президент Федерации Альпинизма России Иван Трофимович Душарин сказал ...
31 марта на торжественном вечере проводов экспедиции на Эверест вице-президент Федерации Альпинизма России Иван Трофимович Душарин сказал напутственное слово участницам 1-й Российской экспедиции на Эверест. Он напомнил, что данная экспедиция официально поддержана ФАР и внесена в календарь мероприятий ФАР, а также вручил участницам маленькие флаги ФАР для водружения на вершину.
Президент Московской Федерации Альпинизма Алексей Слотюк вручил участницам один, но большой флаг для занесения на вершину.
А днем спустя команду благословил известный путешественник и священнослужитель Федор Конюхов в своей часовне в центре Москвы.
Пресс-релиз
“1-й Российской женской экспедиции на Эверест”
Сроки проведения с 12 Апреля по 31 Мая 2016
Организатором является Клуб 7 Вершин.
В ходе экспедиции будет сниматься фильм съемочной группой Первого Канала студии Валдиса Пельша.
При поддержке Федерации Альпинизма России, Федерации Альпинизма и Скалолазания г. Москвы, компании Red Fox.
О самом проекте и участницах:
Этом году в экспедиции на Эверест принимают участие 7 Российских женщин, и такого никогда не было и вероятно никогда уже не будет. Проект получается уникальным.
Состав команды:
- Лиана Чабдарова – восходительница на 6 из 7-ми вершин Мира на все 7 вулканов Мира Претендент на звание - Первая Балкарская женщина – восходитель на Эверест
Список восхождений: До вершины: Эльбрус, 29/08/2012 (Россия), Килиманджаро, 08/01/2013 (Африка, Танзания) Кения Батиан, 07/03/2013 (Африка, Кения), Мера Пик, 06/05/2013 (Непал), Мак-Кинли, 07/07/2013 (США, Аляска), Гилуве, 14/09/2013 (Папуа Новая Гвинея), Пирамида Карстенз, 26/09/2013 (Индонезия), Костюшко, 07/10/2013 (Австралия), Сидлей, 28/12/2013 (Антарктика), Винсон Массив, 06/01/2014 (Антарктика), Орисаба, 04/05/2014 (Мексика) Демавенд, 14/06/2014 (Иран), Маттерхорн, 27/09/2014 (Швейцария), Арарат, 03/10/2014 (Турция ), Охос Дель Саладо, 12/01/2015 (Чили), Аконкагуа, 27/01/2015 (Аргентина)
Не до вершины: Монблан (Франция), Эверест (Тибет), Пик Ленина (Киргизия)
- Ирена Харазова – восходитель на 5 из 7-м вершин Мира
Первое восхождение было на Килиманджаро, до того никогда не ходила в горы и никогда не увлекалась спортивным альпинизмом и туризмом. Была в отпуске на Занзибаре, после взлета пилот сказал: "А теперь посмотрите налево, там стоит легендарная гора Килиманджаро, тот, кто хочет себя проверить, пытается ее покорить", я приехала в Москву и через месяц отправилась обратно! На Килиманджаро узнала о проекте 7 вершин, и загорелась этой идеей! И вот уже 5 лет как я все свободное время провожу в горах. Была на Килиманджаро (Танзания), Арарате (Турция), Эльбрусе (Россия, Кавказ), Монблане (Франция), Аконкагуа (Аргентина), Денали (Аляска, США), Охосе дель Саладо (Чили), Винсоне (Антарктида).
3.Марина Геворкян – медиаменеджер, генеральный директор проекта «Сноб» и опытный восходитель, предпримет попытку взойти на Северное Седло (7000 м)
Выросла на Северном Кавказе, в детстве ходила в горы. Однако во взрослой жизни и не думала об альпинизме: занималась созданием и продвижением СМИ в России — журнал «Большой город», «Афиша» и проект «Сноб», который возглавляет уже 5 лет. Несколько лет назад попадала в Тибет и влюбилась в Гималаи безвозвратно. С тех пор было много трекингов в Непале, а также экспедиции на Эльбрус (2015), Казбек (2013), Iceland Peak (2013), Монте-Роза (2015), Кора вокруг Кайлаша и в базовый лагерь Эвереста (2015). Об этой экспедиции, в планы которой вмешалось разрушительное землетрясение в Непале, написала большой материал в журнал «Сноб» и на сайте Snob.ru (https://snob.ru/magazine/entry/98078)
4.Надежда Воскресенская – опыт восхождений более 10 лет, предпримет попытку взойти на Северное Седло Эвереста(7000м)
Список совершенных восхождений: Эльбрус (Россия) - 2006, 2009, Килиманджаро (Танзания) - 2006, 2010, Винсон (Антарктида) – 2007, Орисаба (Мексика)– 2009, Пик Маргарет (Уганда) – 2014, Принимала участие в походах на Аконкагуа (Аргентина), Денали (Аляска, США), Пирамиду Карстенз (остров Папуа Новая Гвинея)
- Кристина Козлова – Режиссер и продюсер фильма про Эверест 2016
Режиссер-постановщик, исполнительный продюсер в РД Студии (компания по производству телепродукции всех форматов).
Также работала на федеральных российских каналах, таких как Первый канал, Россия - 2, НТВ, ТВЦ, Домашний и т.д, была режиссером и продюсером документальных фильмов, рекламных роликов, студийных, информационных, развлекательных и познавательных программ.
Опыт горного туризма - 2015 г. Эверест, базовый лагерь, 5.800, 2015 г. Непал – трекинг
Елена Абрамова – предпримет попытку взойти на Северное Седло Эвереста (7000м)
Совершала треккинги и восхождения на Кавказе, включая восхождение на Эльбрус. Многочисленные треккинги в Непале, Юго-Восточной Азии, Индонезии. Участие в экспедиции на высочайший вулкан мира – Охос дель Саладо до 6000 м. Работа в Пунта Аренасе и на антарктических рейсах.
Людмила Коробешко – руководитель проекта, 2-х кратный восходитель на Эверест
Первая русская женщина, завершившая Проект 7 Вершин.
Побывала на Северном и Южном Полюсах. Третья российская женщина, взошедшая на Эверест.
Мировой рекорд в скорости прохождения 7 Вершин среди женщин на 2012 год.
Горный гид. Занимается восхождениями и организацией экспедиций 15 лет.
Тренер команды Абрамов Александр – 6-ти кратный восходитель на Эверест
Мастер Спорта СССР по альпинизму, профессиональный альпинист. Инструктор альпинизма, горный гид, высотный кинооператор. Действительный член Русского Географического Общества.
Инициатор и руководитель нескольких известных проектов, таких как:"7 вершин", "Лэндровер на Эльбрусе".
Занимается восхождениями и организацией экспедиций и соревнований уже 30 лет.
Последние 25 лет – профессионально.
Совершил более 150 восхождений различной сложности в десятках стран.
Организатор и участник 14 Гималайских экспедиций.
Праздничный вечер Клуба 7 Вершин, посвященный отъезду экспедиции «Эверест – 2016»
Эверест.
Праздничный вечер Клуба 7 Вершин, посвященный отъезду экспедиции «Эверест – 2016» Приглашаем всех 31 марта (четверг), начало в 20.00 Начиная с 2003 года, мы организовали 12 экспедиций ...
Праздничный вечер Клуба 7 Вершин, посвященный отъезду экспедиции «Эверест – 2016»
Приглашаем всех 31 марта (четверг), начало в 20.00
Начиная с 2003 года, мы организовали 12 экспедиций на Эверест, и в этом году собралась 14-я экспедиция в составе 26 человек.
На этом вечере мы:
- вспомним все наши экспедиции на Эверест, начиная с 2003 по 2015 год;
- участники этих экспедиций сами будут рассказывать о них;
- представим команду Эверест 2016;
- представим 1-ю Российскую Женскую экспедицию на Эверест;
- послушаем песни, разыграем лотерею, пообщаемся с друзьями;
Место проведения: Москва, Большая Переяславская, дом 7
Метро Проспект Мира (Магазин Активный отдых)
Приглашаем ВСЕХ! Традиционный вечер Клуба 7 Вершин, посвященный отъезду экспедиции на Эверест состоится 31 марта. Начало в 20 часов
Эверест.
В начале апреля стартует наша очередная экспедиция на Эверест, под руководством Александра Абрамова. Мы возвращаемся на высочайшую гору мира, самый желаемый альпинистский объект после страшной катастрофы, землетрясения 2015 ...
В начале апреля стартует наша очередная экспедиция на Эверест, под руководством Александра Абрамова. Мы возвращаемся на высочайшую гору мира, самый желаемый альпинистский объект после страшной катастрофы, землетрясения 2015 года. В чем-то этот сезон будет необычным, в чем-то привычным. Наша команда будет самой большой на Северном склоне Горы, мы по традиции поставим самые комфортабельные, красивые лагеря, сделаем всё для успеха.
Вы узнаете подробности экспедиции от руководителя, шестикратного восходителя на Эверест Александра Абрамова. Он представит команду, расскажет об особенностях нынешнего сезона. Та, впервые в рамках нашего большого мероприятия будет работать чисто женская команда под руководством Людмилы Коробешко. А также мы сможем пообщаться с представителями съемочной группы РД студии Валдиса Пельша, которая продолжит свою работу по съемках большого фильма по заказу Первого канала.
Адрес прежний: ул. Большая Переяславская д. 7, Магазин «Активный отдых».
31 марта… НАЧАЛО в 20.00
А также Вы сможете послушать отчеты о восхождениях сезона 2015-2016 в Южном полушарии. Наши гиды расскажут о восхождениях в Антарктиде, Южной Америке, Австралии и Африке. Мы представим Вам новые проекты, новые программы наступающего летнего сезона в Северном полушарии. Приходите, Вас ждет атмосфера дружеского общения и небольшое угощение от Клуба 7 Вершин.
Первая женская российская экспедиция на Эверест - 2016
Эверест.
16 марта 2016 года на заседании правления Федерации Альпинизма России Президиум ФАР официально поддержал проведение Первой женской российской экспедиции на Эверест. В этом году в экспедиции на Эверест принимают участие 7 Российских женщин, ...
16 марта 2016 года на заседании правления Федерации Альпинизма России Президиум ФАР официально поддержал проведение Первой женской российской экспедиции на Эверест.
В этом году в экспедиции на Эверест принимают участие 7 Российских женщин, и такого никогда не было и, вероятно, никогда уже не будет. Проект получается уникальным.
Сроки проведения с 12 Апреля по 31 Мая 2016.
Правление ФАР заседает
Организатором проекта является Клуб 7 Вершин при поддержке ФАР, ФАиС Москвы, компании Red Fox.
В ходе экспедиции будет сниматься фильм съемочной группой Первого Канала студии Валдиса Пельша (РД Студия)
Руководитель проекта - Людмила Коробешко – 2-х кратный восходитель на Эверест.
Тренер команды Абрамов Александр – 6-ти кратный восходитель на Эверест.
Семейная пара рекордсмен. Единственная в мире семья, в которой муж и жена по дважды выполнили программу "Семь вершин". Единственная семейная пара дважды поднимавшаяся на вершину Эвереста.
Состав команды будет объявлен 31 марта на ежегодном собрании членов (вечере) Клуба 7 Вершин.
В эти выходные мы открыли весенний сезон в Непале
Базовый лагерь Эвереста (Непал).
В воскресенье в Катманду прилетела первая группа, которая отправится в треккинговый маршрут к Базовому лагерю Эвереста. Это Татьяна и Олег Юсуповы, которые будут путешествовать в сопровождении представителей ...
В воскресенье в Катманду прилетела первая группа, которая отправится в треккинговый маршрут к Базовому лагерю Эвереста. Это Татьяна и Олег Юсуповы, которые будут путешествовать в сопровождении представителей нашей дочерней непальской компании 7 Summits Adventures. В этом году Непал с особым чувством ждет гостей. После катастрофического землетрясения местным жителям особо важно, чтобы к ним вернулись туристы.
Так что, Welcome! Добро Пожаловать!
Гарантированные заезды в Непал от компании Клуб 7 Вершин
Трек в Базовый Лагерь Эвереста с 26 апреля с русским гидом. Программа
Восхождение на Мера пик с русским гидом (Ольгой Румянцевой). Программа
Загадочное королевство Мустанг. Программа
Короткое сообщение от Бидзины Гуджабидзе, программа ски-тур в Гудаури
Бидзина Гуджабидзе: "Катались на Садзеле, в разных кулуарах. Потом спустились в Коби и со стороны Коби поднялись на перевал Коби, и опять вниз в Коби, до Военно-Грузинской дороги"... ...
Бидзина Гуджабидзе: "Катались на Садзеле, в разных кулуарах. Потом спустились в Коби и со стороны Коби поднялись на перевал Коби, и опять вниз в Коби, до Военно-Грузинской дороги"...
Первый день программы ски-тура в Гудаури. Фотографии
Позавидуйте, те, кто не решился! Сегодня началась наша программа ски-тура в Гудаури. Сроки ее проведения - 16-19 марта. Это получилась индивидуальная программа: Константин Смирнов ...
Позавидуйте, те, кто не решился! Сегодня началась наша программа ски-тура в Гудаури. Сроки ее проведения - 16-19 марта. Это получилась индивидуальная программа: Константин Смирнов занимается под началом Бидзины Гуджабидзе.
Фото после первого проезда кулуара
Изучают просторы Кавказских гор в Гудаури
Сообщение от Бидзины: «Поднялись на Садзеле, спустились в Коби, вернулись обратно. Дошли почти до гребня и спустились в Коби до моста. Всё в порядке!»
Бидзина Гуджабидзе (1960 г.р.) – геолог по обрахованию, отец 4 детей. Это наш старинный партнер и друг, участник нашей экспедиции на Эверест еще в 2003 году. Кстати, один из первых в экспедициях Александра Абрамова, кто достиг вершины. Бидзина – настоящий лидер грузинского альпинизма. Он совершил более 300 восхождений, несколько раз поднимался на восьмитысячники, является «снежным барсом», сертифицированным гидом. При этом Бидзина руководит главным альпклубом страны, федерацией и собственной альпинистской фирмой.
Откройте для себя Южный Китай - диковинную планету, где снимали Аватара
Весна и осень - это прекрасное время для путешествия в Китай. Клуб 7 вершин приглашает вас в Южный Китай. В процессе путешествия у вас будет возможность познакомиться с китайской историей, культурой, и почувствовать древнюю мудрость. Вы ...
Весна и осень - это прекрасное время для путешествия в Китай. Клуб 7 вершин приглашает вас в Южный Китай.
В процессе путешествия у вас будет возможность познакомиться с китайской историей, культурой, и почувствовать древнюю мудрость. Вы сможете наблюдать жизнь обыкновенных китайцев. Попробовать их кухню, гимнастику, массаж, прочувствовать их образ жизни. Вы посетите один из самых красивых парков мира - Чжанцзяцзе, который стал объектом Всемирного наследия Юнеско еще в 1992 году и где проходили съемки фильма "Аватар".
Здесь находятся уникальные горы в виде столбов. Вы посетите древний город Фэньхуан с осмотром Южной Китайской стены, которая была обнаружена только в 2008г. Прогуляетесь по самым высоким рисовым полям и сплавитесь на бамбуковых плотах по реке Ли, где можно посмотреть, как местные жители ловят рыбу с помощью бакланов, а также попутешествовать по сельской местности вокруг Яншо на велосипедах.
Присоединяйтесь!
Начало туров: с 14-26 апреля и с 10-22 октября.
Фотографии горы Кинабалу от Татьяны Корниловой
Татьяна Корнилова вернулась из Малайзии где совершила восхождение на гору Кинабалу (4095м), путь к которой пролегает через джунгли острова Борнео. Кинабалу является высочайшей вершиной Юго-Восточной Азии и всего острова. Татьяна ...
Татьяна Корнилова вернулась из Малайзии где совершила восхождение на гору Кинабалу (4095м), путь к которой пролегает через джунгли острова Борнео. Кинабалу является высочайшей вершиной Юго-Восточной Азии и всего острова.
Татьяна поделилась своими фотографиями.
Наталия Матусова: Эверест как школа лидерства
Эверест.
Ира Моргунова попросила Наталию Матусову — управляющего директора компании Add/Wise и автора тренинга «Лидерство в экстремальной среде. Уроки Эвереста» — рассказать, почему горы — это метафора жизни и чему ...
Ира Моргунова попросила Наталию Матусову — управляющего директора компании Add/Wise и автора тренинга «Лидерство в экстремальной среде. Уроки Эвереста» — рассказать, почему горы — это метафора жизни и чему можно у них научиться.
Как перестать мечтать и начать действовать
— Довольно часто приверженность к альпинизму передаётся «по наследству» — в семье должны быть люди, увлечённые горами или хотя бы как-то с ними связанные. У меня в семье альпинистов не было, и единственное, что связывало с горами меня — это увлечение горными лыжами. Хотя мой дедушка, Александр Львович Матусов, один из основателей полярной медицины, изучал возможности человеческого организма в экстремальных условиях. И возможно, стремление понять и испытать себя мне передалось от него. Тем не менее всё изменилось, когда мне было 20 лет и я увидела Эверест. На фотографии естественно. Это был один из тех редких и знаковых моментов в жизни, когда ты слышишь зов, доступный и понятный только тебе, и понимаешь, что вот оно, твоё и про тебя. Скажем так: я увидела Эверест и решила, что мне обязательно нужно там побывать. На тот момент я даже не осознавала, что для этого нужно. Во многом это решение было обусловлено не только невероятной красотой горы, но и желанием посмотреть, как выглядит мир с самой высокой точки планеты. Когда выше — только космос.
Сначала я просто мечтала. Но если хочешь чего-то достигнуть, нужно прекращать мечтать и начинать планировать — чем, собственно, я и занялась спустя 10 лет после того, как увидела заветную фотографию. Первым шагом было приобретение опыта восхождений. Существует простой план подготовки, практически ставший классикой для альпинистов-любителей, желающих подняться на пяти- или шеститысячник. Для россиян это чаще всего Эльбрус (5 642 метра), потом семитысячник, например Аконкагуа (Аргентина, 6 962 метра), далее — восьмитысячник. Самый простой из восьмитысячников — Чо-Ойю (Тибет, 8 201 метр), после чего уже можно пробовать свои силы на Эвересте. Этот план — самый хороший способ проверить себя на высоте и приобрести базовые навыки, необходимые для восхождения на Эверест. Но я не ограничилась тремя горами, альпинизм увлёк — ещё были Хан-Тенгри (на границе Китая, Казахстана и Киргизии, 7 010 метров), Мак-Кинли (она же Денали — Аляска, 6 190 метров), пик Корженевской (Памир, 7 105 метров) и прочие. Естественно, моё увлечение повлияло на все сферы жизни, в частности на профессиональную деятельность. Чтобы заниматься высотным альпинизмом, мне нужно было уходить на месяц в отпуск, причём иногда по два раза в год. Я понимала, что мне необходимо научиться выстраивать свою работу наиболее эффективным способом, чтобы иметь возможность без ущерба для производственного процесса отсутствовать так долго.
Часто мне задают вопрос о том, как лучше готовиться. В основном моя подготовка включала в себя аэробные тренировки — бег и плавание. Сердце должно было научиться справляться с высоким пульсом и быть выносливым. Непосредственно перед Эверестом я бегала пять раз в неделю по 8—10 километров ежедневно и плавала два-три раза в неделю 1,5—2 километра, в том числе под водой, с задержкой дыхания. Один день отводился для отдыха. В плане питания не было ничего особенного, главное — не набирать вес. На высоте каждый килограмм идёт за пять, поэтому лишний вес — это дополнительная нагрузка. Я считаю, что прежде всего нужно жить в гармонии с собой и прислушиваться к себе. Чаще всего организм сам даст понять, что ему нужно, чтобы качественно функционировать и помочь вам достигнуть поставленной цели.
Уже через три года после начала подготовки я была на пике своей физической формы и готова к Эвересту. Но последующие пять лет я отодвигала восхождение — члены моей спортивной команды, с которыми мне хотелось разделить опыт и радость экспедиции на Эверест, откладывали старт по разным причинам. В какой-то момент мне пришлось принять непростое для себя решение — идти не в своей команде, а присоединиться к группе незнакомых людей, коммерческой экспедиции. В конце концов, это моя жизнь и моя цель, и лучше свою радость я разделю с другими людьми, чем это так и останется нереализованной мечтой. 25 мая 2014 года в составе экспедиции «Клуба 7 вершин» я поднялась на Эверест.
Я сформулировала три основные причины, почему альпинизм — это мой спорт:
1. Красота природы
Ту красоту, которую ты видишь по мере восхождения, не может передать ни одна фотография, ни один рассказ и ни один фильм. Сначала облака находятся над тобой, потом они проплывают прямо перед твоими глазами, затем ты поднимаешься уже выше облаков. Словно видишь некий «солярис», который находится в диалоге с тобой и отвечает твоим мыслям. Природа, окружающая тебя, постоянно меняющийся ландшафт — это исключительная красота, которую можно увидеть только в горах и стать её частью.
2. Люди
Люди, которых встречаешь в горах, совершенно особенные. Будь то турист или профессиональный спортсмен, учёный или бизнесмен — всех этих людей объединяет целостность и ориентация на результат. Горы — это лакмус, позволяющий сразу же понять, кто ты есть на самом деле, и кто тот человек, который находится рядом с тобой. Это экстремальная среда, заставляющая человека проявлять инстинкты, которым может противостоять только ряд нравственных ценностей. Прибережёшь ли ты лекарство для себя или отдашь его нуждающемуся? Были примеры, когда в команде оказывался «случайный» человек — он мог отказываться идти прокладывать тропу первым в связке, боясь, что впереди будет трещина. Чтобы не тратить силы на установку палаток, он приходил последним, когда всё было уже готово. Зато он был первым, кто накладывал себе еду. Чаще всего люди, которые ведут себя таким образом, до вершины не доходят, горы случайных людей не пускают. В горах действуют свои законы — и люди, их игнорирующие, этой же природой и отторгаются.
3. Самопознание и самореализация
Здесь речь идёт именно о познании себя через преодоление. Ты никогда не узнаешь, где пределы твоих возможностей, пока не испробуешь себя в деле. Альпинизм — это история про выход из зоны собственного комфорта, что и есть эволюция. Нельзя перейти на новый уровень развития, если ты постоянно находишься в коматозе, не меняешься. Обычно на тренингах я задаю вопрос: «Вот вы всю жизнь мечтали взойти на Эверест. Возможно, вы продали машину или квартиру, чтобы реализовать свою мечту (восхождение на Эверест довольно дорогое удовольствие). Вам пришлось от многого отказаться. Полжизни вы мечтали, несколько лет целенаправленно готовились, два месяца потратили на экспедицию — как вам кажется, сколько времени вы простоите на вершине? От пяти до десяти минут. Вы постояли, посмотрели на всю эту красоту, вернулись полуживой. Была ли ваша цель достигнута?». С моей точки зрения — да. Правда, при условии, что вы всё-таки на вершине постояли. Цель — это процесс, и только преодолевая все этапы самостоятельно, вы меняетесь и переходите на новый уровень саморазвития.
Альпинизм — это спорт высоких достижений, которые могут быть осуществлены только в том случае, если человек понимает, зачем ему это нужно. Отвлекающих и дискомфортных моментов, из-за которых можно всё бросить, развернуться и уехать домой, масса. Только понимая, зачем вам нужно достижение той или иной цели, вы сможете воспринимать все эти неудобства как временные декорации на пути к желаемому.
Как личный опыт может изменить к лучшему жизнь других
Подобно любой деятельности, альпинизм помогает не только узнать себя, но и освоить новые навыки, которые пригодятся как при восхождении, так и в повседневной или профессиональной жизни. Речь идёт об определённом алгоритме достижения результатов, который универсален для всех сфер деятельности человека, о командных и лидерских приёмах, об управлении и системе постановки целей. В итоге всё то, чему меня научили горы, сформировалось в самостоятельный тренинговый курс, я как гость читаю его в Сколково в блоке «Лидерство», и этот курс уже прошли многие компании автономно. Успешный человек — это тот, кто понимает, что ему нужно и чего он хочет (соединение души и разума), умеет выстроить план достижения желаемого и следовать ему, не боится бросать себе вызов. Моё увлечение горами дало возможность собрать уникальный опыт, перенести его на другие сферы жизни и поделиться им с другими. И когда после тренинга мне пишут участники, что знания, которые они получили, помогли им преобразовать свою жизнь или свой бизнес и стать сильнее, то приходит понимание, что выполнив свою личную цель, я также оказалась полезной обществу. А это и есть счастье.
Также мне часто задают вопрос: «Значит ли, что быть настоящим лидером — это лидировать во всём?». Мой ответ: «Нет». Есть аспекты, в которых ты должен делегировать свою роль экспертам, более опытным людям в тех или иных вопросах. Чаще всего экспедиция так же, как и работа компании, происходит по определённым правилам, и ты должен их принимать и следовать им. Были примеры, когда люди бунтовали, отказывались выполнять инструкции — ничем хорошим это не заканчивалось. В горах от чёткого и слаженного взаимодействия зависит успех всей экспедиции и жизнь каждого члена команды в частности. Поэтому чтобы минимизировать конфликтные и стрессовые ситуации, нужно выбирать ту команду, в который ты уверен, людей, чьи ценности ты разделяешь, особенно если предстоит опасное или ответственное мероприятие. Бизнес, как и альпинизм, это командный вид спорта, и чтобы достичь высокой цели, ты должен быть в альянсе со своими партнёрами. Да, есть альпинисты-одиночки, но все забывают, что за человеком, добравшимся до вершины, стоят другие люди, которые ему в этом помогли — врачи, тренеры, помощники.
Жизнь — это только твоя история
Вся жизнь — это только твоя история. Это про преодоления себя, своих страхов и своих сомнений, а не про соседа, который идёт быстрее, чем ты. Как говорил Зигмунд Фрейд: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас». Я отлично усвоила этот принцип ещё в юности, когда занималась лёгкой атлетикой — бегом. Меня ставили с людьми, которые были на два, три года старше и, соответственно, сильнее меня. Представьте, тебя на старте заталкивают локтями, забивают шиповками, ты пытаешься следить, кто насколько далеко ушёл, пытаешься бежать быстрее и, как правило, проигрываешь. Довольно быстро я поняла, что должна сфокусироваться на улучшении результатов своего прошлого забега, а не просто смотреть на другого участника. И я начала выигрывать.
Ошибки — важный элемент продвижения вперёд
Ошибки или неудачи — часть обучения и приобретения опыта. Если ты ни разу не терял, значит, ты не знаешь рецепта приобретения. Я помню ситуации, когда нужно было осознанно отказаться от продолжения восхождения, хотя вершина находилась лишь в часе ходьбы, а позади был уже месяц жизни в горах. Портилась погода, и был риск не вернуться. Мы разворачивались и уходили. Только альпинисты могут понять, насколько это тяжело сделать, когда вершина уже совсем рядом. Я помню случаи, когда люди в схожих обстоятельствах продолжали восхождение. Это было восхождение в одну сторону. Уходя, мы не отступали, а делали временную остановку, чтобы в следующий раз, не только добраться до вершины, но и благополучно спуститься. В этом и заключается один из принципов лидерства — ты должен вовремя понять, когда нужно остановиться, возможно, отойти в сторону, чтобы потом вернуться и достигнуть своей цели.
Впечатления и фотографии из трека Канченджанга от Ивана Лукасевича
Трек очень интересный, долгий, с многодневными утомительными подходами и выходами из района. Но ощущения потрясающие, чувствуешь как забираешься в самое сердце Гималаев, по узким ущельям среди обступающих тебя со всех сторон крутых гор, ...
Трек очень интересный, долгий, с многодневными утомительными подходами и выходами из района. Но ощущения потрясающие, чувствуешь как забираешься в самое сердце Гималаев, по узким ущельям среди обступающих тебя со всех сторон крутых гор, которые становятся день ото дня всё выше и суровее.
Канченджанга со стороны Непала - очень скрытная гора, несмотря на свои размеры, что очень удивительно, и открывается только когда приближаешься к ней вплотную. "Визитной карточкой" района, его лицом и приковывающим внимание центром оказывается знаменитая Жанну (Кумбхакарна), вершинная пирамида, а потом и гребни которой видны с самых дальних подходов.
Трек проходит мимо ледника Кумбхакарна, поэтому, поднявшись несколько сот метров по морене, можно увидеть бескомпромиссную северную стену Жанну всю от самого подножия. Но, если Жанну - принцесса района, то королева - это, конечно, Канченджанга. Грандиозная северная стена потрясает своими масштабами, особенно когда стоишь на краю морены и можешь визуально проследить весь путь от своих ног через ледник и многочисленные ледовые сбросы и скальные взлеты до самой вершины.
Безмятежность огромной стены обманчива, и Канченджанга иногда (для профилактики, видимо) напоминает об этом, отряхиваясь чудовищными ледовыми обвалами, которые вылизывают всю нижнюю часть стены, включая верховья подступающего ледника. Юго-западная стена Канченджанги не столь впечатляюща, из-за менее удобных условий близкого подхода к ней. Но на юге ощущения не менее богатые: гигантский ледник Ялунг, а с ним - такой же мощный горный хребет окружает тебя дугой почти со всех сторон, справа налево далекие пятитысячники сменяются гордыми шестятысячниками, над тобой теряются где-то в поднебесье вершины многоглавого массива Кабру, не уступающего по высоте и характеру знаменитому пику Победы, а слева на отдалении высится юго-западная стена Канченджанги и ее продолжение с пиками Кангбачен и другими, среди которых высоты порядка 7800 м являются рядовыми.
Масштабность, сакральная скрытность, удаленность, неприступность - вот основные характеристики этого района и гор, расположенных в нем.
Иван












































































































































