Внутренний курс компании: 1 $ = 116.15 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66

С Людмилой Коробешко мы встретились в основанном ее мужем, мастером спорта СССР по альпинизму Александром Абрамовым, клубе «Семь вершин» сразу после возвращения Людмилы из экспедиции на Северный полюс. «Можно прикоснуться к живой легенде?» – спросила я, дотрагиваясь до ее руки.

И в самом деле, Людмила Коробешко – легендарная альпинистка, единственная среди российских женщин покорившая семь высочайших вершин мира: Эльбрус (5642 м), Килиманджаро (5895 м), Аконкагуа (6968 м), Косцюшко (2228 м), Эверест (8848 м), Мак-Кинли (6194 м), Массив Винсона (4897 м).  «Люда – очень смелая, добрая, красивая, – говорят о ней друзья. – Как же повезло Саше Абрамову с женой». И, познакомившись с Людмилой, могу подтвердить: «Повезло!»

 

я-гид

– Скажите, Лю, горы – ваша мечта детства?

– Да, это увлечение с детства. Я родилась в Пятигорске, горы были перед глазами, из окна каждый день видишь Эльбрус. Мне повезло, что  в школе у нас появилась секция туризма и спортивного ориентирования. Благо природа нашего региона – Кавказских Минеральных вод – располагает к таким походам как нельзя лучше. Вокруг много знаменитых гор-лакколитов – Машук, Железная, Бештау, Змеиная, Верблюд, Бык, и все другие, сколько их! Хоть они и невысокие, самая большая Бештау, главная ее вершина чуть выше 1400 метров, но горы эти красивые и очень интересно на них ходить. Когда я поступила в институт – а это был пятигорский Институт Иностранных языков, сейчас это Лингвистический университет, то сразу же записалась в альпинистскую туристическую секцию.

– Родители как-то повлияли на ваше увлечение?

– У меня только мама, мы с братом росли без отца. Конечно, маме было очень непросто одной воспитывать двоих детей. Обычный инженер, она сделала все, чтобы подарить нам с братом счастливое детство. Мама посвящала нам много времени, прививала нам любовь к природе, старалась, чтобы мы вели активный образ жизни. В выходные дни мы с ней и ее коллегами  по работе отправлялись в походы.

Как я потом поняла, моя мама однажды попала по профсоюзной путевке в альплагерь, проходила там начальную подготовку на значок «Альпинист СССР» и познакомилась с простыми маршрутами. Но впечатлений за эти три недели у нее появилось столько, что хватило на всю жизнь и на нас – детей, и после ее рассказов я сама увлеклась этой мечтой, можно сказать, «заболела» горами, походами – и вот уже столько лет, все «болею». Были такие моменты: мы гуляем по склонам Машука, можно пройти по тропинке, но мы забираемся на более крутой склон. Окружающие говорили: «Сумасшедшая мамаша, куда вы смотрите?».

– Какими качествами надо обладать, в особенности, женщине, чтобы покорять вершины?

– Наверное, во-первых, это упорство.  Приходится преодолевать себя, где-то немного пострадать, потерпеть, без этого никак. Должна быть и коммуникабельность, умение общаться, находить свою роль в коллективе, ведь альпинизм не зря считается коллективным видом спорта, потому что, в основном, в горы ходят командами. Очень важно умение правильно поставить себя в коллективе, подчиниться лидеру. Взаимопомощь очень важна, ведь каждый человек работает на победу всей команды.

Женщинам в  горах, конечно, сложнее, все-таки это мужской спорт. Если она решает связать с ним жизнь, то необходимы мужские качества: воля к победе, выносливость. Но и женские тоже важны: умение уступать, не идти на конфликт, не пытаться подчеркивать свое превосходство, а если руководить, то не авторитарно. Если женщина не расклеивается в те моменты, когда надо терпеть, не ноет, если она спокойна, рассудительна и взывает больше не к эмоциям, а к логике, это вызывает у мужчины уважение, и он готов к ней прислушаться. Не стоит давить на мужчин или демонстрировать им свою силу – взваливать все на себя.

Поначалу я пыталась следить за клиентами, как за детьми, однако не всем нравится гиперопека. Лучше давать людям некоторую свободу – в разумных пределах, когда это безопасно. Больше доверять их опыту, принимать помощь. Это ценится даже больше: человек помог, и ему приятно. Я все больше прихожу к мысли, что авторитет определяется не только опытом и наличием морально-волевых качеств, но и мудрым поведением в группе, умением почувствовать коллектив и достичь в нем правильного распределения ролей.

Чего я для себя не представляю, так это путешествия в одиночку. Общение скрашивает моменты лишений. Из экспедиций мы возвращаемся друзьями, строим новые планы. Когда идешь один, испытываешь совсем другие переживания. Открываешь что-то в себе, и мне это кажется намного сложнее. У женщин менее стабильная психика. Мужчины ровнее и спокойнее, принимают решения и действуют согласно с ними. В коллективе это очень важно. Да и старая поговорка работает: «Для мужчины альпинизм – это школа мужества, а для женщин – замужества». В секциях по альпинизму, в экспедициях люди встречаются, знакомятся, заводят семьи – и это становится для женщины главным.

Антарктида

Антарктида

– Присущи ли вам женские слабости?

– У меня много слабостей. Я сладкоежка, люблю все вкусное. Слежу за модой, хотя мне некогда, стараюсь красиво одеваться, подчеркивать свою женственность, пользуюсь косметикой. Хотя, надо признаться, что часто ношу брюки, но ругаю себя за это и заставляю себя надевать юбку.

В последнее время я беру с собой в экспедиции длинную юбку и надеваю ее, конечно, не на маршруте, а в базовом лагере.  Мужчинам это очень нравится. Они любуются мной и говорят, что я их очень порадовала. Женственность очень помогает в горах. Когда мужчина видит перед собой женщину, которая с ним держится практически на равных, и по силе, и при переноске тяжестей, мне кажется, он пугается, и это его не радует. А если женщина кажется слабее, он старается помочь. Все равно мужчине приятно, когда рядом женщина, которая не будет свои права качать, а признает, что это мужчина, восхищенно смотрит на него. Похвала очень важна, мужчины это любят.

 – Расскажите историю знакомства с вашим мужем.

– Познакомились мы в Москве. Он москвич, а я на тот момент приехала в Москву в поисках работы. В свободное время мы с подругами ходили на тренировки. Нам посоветовали зал для скалолазания в Сокольниках. Там мы и познакомились с Сашей Абрамовым. Мы перепутали дни и пришли как раз в тот день, когда там тренировался Саша. На тот момент он уже был известным альпинистом, сделавшим интересные проекты. У нас случилась любовь с первого взгляда, хотя я в принципе в это не верила и думала, что это блажь, придуманная людьми. Я считала себя достаточно серьезным человеком, ко всему подходящим основательно, но вот влюбилась…

Мы поняли, что нравимся друг другу. Саша к тому времени развелся, находился в некой депрессии, это тяжело для любого человека, но на нашу любовь это не повлияло. Отношения развивались быстро, и через год мы поженились. Саша очень надежный человек. С ним можно говорить бесконечно, он столько всего интересного знает. До него мне казалось, что мое увлечение горами несерьезное, что я задержалась в детстве, что надо от увлечений переходить к серьезному делу, работать, строить карьеру. Но Саша мне объяснил, что можно не расставаться со своим увлечением, а сделать его работой, делом жизни, и от этого будет всем хорошо. Это для меня было потрясающим открытием.

На вершине Тубкаль, Марокко

На вершине Тубкаль, Марокко

 – Что для вас значит поддержка мужа, семьи в вашей карьере?

– Мой муж поддерживает меня во всем. Когда родился наш сын, он мне очень помогал. Это был для него не первый ребенок, он знал, как пеленать, как купать и показывал мне. Он не пытался засадить меня дома, сделать полностью домашней, а хотел, чтобы мы по возможности вместе продолжали свое дело. Саша всячески пытается помочь мне проявить себя, куда-то меня продвинуть, чтобы я стала более известной. Когда мной интересуются, он не завидует, а мне кажется, такое в семье бывает, так вот Саше это не свойственно. Он, наоборот, меня подталкивает: «Давай, давай!».

Единственный момент – по завершении проекта «Семь вершин за 300 дней», когда мы установили мировой рекорд, зашла речь о том, что меня, возможно, наградят званием «Герой России». Но тут Саша выступил против: «Мне не нужно, чтобы у меня была такая жена. Как же я буду тебя в семью возвращать, когда ты пойдешь неизвестно куда?». В шутку не в шутку, но он сказал: «Слишком уж не надо».

 – А как у вас проходила беременность и роды? Помогли ли занятия спортом?

– Считаю, что если организм в тонусе, это в любом случае хорошо. Беременность не то чтобы совсем просто проходила. Три месяца мучил токсикоз, было тяжелое состояние. Так получилось, что я долго не знала о том, что я беременна. Первый, второй месяц мы в Крым ездили. Потом проконсультировались с врачом. Мы планировали поехать в горы, и врач сказал, что до пяти месяцев в этом нет ничего страшного.  И мы поехали на Кавказ, ходили по горам достаточно сложными маршрутами, в том числе, на Эльбрус. А на седьмом месяце я участвовала в соревновании в Пятигорске, лазила по скалам. Старалась до последнего заниматься спортом.

Роды длились больше десяти часов. Честно говоря, не ожидала, что это будет так болезненно. Считала, что раз я спортсменка, привыкшая к нагрузкам, то все у меня произойдет быстро. Конечно, чем женщина моложе, тем легче рожать. А мне на момент родов было двадцать семь лет. Я не знала, как правильно дышать, была не подготовлена, потому что у меня не было времени на специальные занятия для беременных. Мы с мужем оба работали, жили на съемной квартире, и заниматься собой было некогда.

 – Как вы восстанавливались после родов?

– В свое время я занималась легкой атлетикой. Бег – хорошее упражнение, но не сразу после родов, потому что я кормила, а нагрузки плохо влияют на молоко. Спустя некоторое время я потихоньку начала бегать. Я все время была с ребенком, и как мне казалось, немного одичала, забыла, как общаться с людьми. Когда сыну исполнилось полгода, мы оставили его маме и поехали в Пятигорск в горы. Я очень благодарна мужу, что он вернул меня к нормальной жизни. Он часто оставался с Максимом и давал мне возможность работать. Очень сильно помогла и сейчас помогает мама. Она переехала к нам, с нами живет и делает все возможное, чтобы мы с Сашей могли ездить в экспедиции.

SDC10221

 – Как вам удается совмещать семейную жизнь и очень серьезную карьеру?

– В большей степени благодаря маме в плане ухода за ребенком, она очень многое берет на себя. С Сашей мы в офисе часто пересекаемся. А с экспедициями бывает по-разному. Он каждый год уезжает на Эверест. В прошлом году мы вместе ездили, а в этом практически одновременно разъехались в разных направлениях – он на Эверест, я – на Северный полюс. Еще и бизнес у нас общий.

Иногда я очень сердилась, потому что двадцать четыре часа в сутки мы могли говорить о работе. Когда я хотела поговорить о чем-нибудь другом, он мне отвечал, что это не работа, это жизнь. Хотя сейчас он стал ко мне прислушиваться и соглашаться, что супружество и работа – это не одно и то же, это другое, надо иногда и отвлекаться. Мы вместе бегаем, зимой на лыжах, вместе играем в большой теннис. У нас вошло в привычку по утрам обливаться холодной водой из ведра. Саша купается зимой в проруби и хочет всю семью к этому приобщить.

– Как вы считаете, что главное в семейных отношениях, чтобы семья была прочной?

– В каждой семье по-разному, смотря на чем ставятся акценты. У нас это дружба, партнерские отношения и совместная деятельность. И конечно, умение уступать. Саша у меня довольно авторитарный, он жестко выражает свое мнение, и мне приходится к нему приспосабливаться.  Если меня что-то не устраивает, лучше я с ним соглашусь, но знаю, что потом, когда он будет в другом настроении, мне удастся его переубедить. Перечить ни в коем случае нельзя. Семейная жизнь – это все-таки постоянные компромиссы. Даже если ты права, не надо яростно отстаивать свою точку зрения, главное – найти разумный компромисс.

Беседовала Елена Ерофеева-Литвинская