Внутренний курс компании: 1 $ = 106.56 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66

В Москве встретились альпинисты, ставшие первыми жителями Союза, которые покорили первую вершину мира — Эверест. Маршрут, по которому они шли в 82-м, и по сей день считается одним из самых сложных в истории штурма Джомолунгмы, до сих пор его никто не смог повторить. Зато повторять истории о том, как наши альпинисты покоряли высочайшую вершину мира, можно бесконечно.

В этом убедился корреспондент НТВ Егор Колыванов.

 

Мемориальный музей Юрия Сенкевича сегодня не в последнюю очередь тот самый Клуб путешественников, сошедший с экранов и ставший реальным местом встречи тех, кто любит исследовать самые удаленные уголки земного шара. В этот вечер здесь встретились покорители Эвереста — участники самой первой советской экспедиции 82-го года и альпинисты, совсем недавно вернувшиеся из Гималаев.

Александр Абрамов, руководитель клуба «7 вершин»: «Думаю, что я представляю на Эвересте Россию, потому что там очень много американских, английских, новозеландских компаний, и корейцы, но российских экспедиций каждый год там точно нет, кроме наших».

 

В 1982 году Эверест покорился 11 гражданам СССР. Это было первое зарубежное восхождение советских альпинистов, поэтому отбор был, как в космонавты, а процедуры связанные с выездом за рубеж не то что не проще, а, наоборот, во многом сложнее.

Валерий Хомутов в составе группы из трех человек должен был подняться на вершину Эвереста одним из последних, но из Москвы пришла телеграмма, запрещавшая им это делать: на вершину уже поднялись и благополучно спустились восемь человек, и в центре решили, что рисковать больше не стоит. Однако альпинисты все равно пошли, тем более повод нашелся — приближался День Победы.

Валерий Хомутов, участник восхождения на Эверест в 1982 году: «Мы считали, что если поднимемся 9 Мая, то нас никто не будет наказывать. Это святой день, так сказать, грешно в этот день людей наказывать за хорошие поступки».

О подготовке этой экспедиции страна узнавала из Клуба кинопутешественников. Юрий Сенкевич рассказывал об экспедиции еще на стадии подготовки, то есть за два года до начала. Уже тогда в редакцию начали приходить мешки писем. Станислав Покровский в это время работал в Клубе Кинопутешественников специальным корреспондентом.

Станислав Покровский, председатель совета Академии всемирной энциклопедии путешествий, член-корреспондент РАЕН, профессор: «Каждый должен был ответить на 50 писем, а их было 50 тысяч. Было очень много писем от людей, которые писали: «Возьмите меня, я все знаю, я помогу, я буду все носить».

 

 

Сам Юрий Сенкевич попал в экспедицию, можно сказать, случайно. В первую очередь он, как медик, работал в программе подготовки альпинистов к восхождению.

Ксения Сенкевич, вдова Юрия Сенкевича: «Поскольку он работал в Клубе путешествий, он предложил сделать фильм „Восхождение“, но у клуба не было своих съемочных групп. Можно себе представить, до 82-го года это была первая самостоятельная съемочная группа Клуба путешественников».

Кинокадры, сделанные группой Сенкевича, — основное свидетельство этой первой экспедиции. У альпинистов, поднимавшихся непосредственно на вершину, хроники получилось совсем не много — не до этого им было, да и камеры отказывались работать: аккумуляторы на холоде разряжались, пленка от мороза становилась хрупкой. То ли дело сейчас: положил видеокамеру в карман и порядок.

Пожалуй, единственное, что сохранилось от советской экспедиции в неизменном виде, это рецепт кислородной смеси и конструкция баллонов. Этими разработками до сих пор пользуются абсолютно все альпинисты, поднимающиеся на Эверест.

Сюжет размещен в интернете по адресу:

http://www.ntv.ru/novosti/195965/