+7 495 642-88-66

Думаем о лете. Тренд сезона - Арарат. Воспоминания Виктора Володина

Как начиналась эпоха коммерческих восхождений. Вспоминает Виктор Володин. Ноябрь 2004. Это восхождение проходило в рамках программы “Ctraxy.net”. До этого были совершены восхождения на Эльбрус, Монблан, Ама-Даблам, пик Кука и т.д. Сроки ... читать больше

Как начиналась эпоха коммерческих восхождений. Вспоминает Виктор Володин. Ноябрь 2004.

 

 

Если вас позвали горы, отложите разговоры

Меньше ешьте, больше спите, и к Володину бегите

Только с ним, дойдешь туда, где запуталась звезда

В снежных флагах, лун восходах, бесконечных переходах

Каждый, если он не трус, там узнает терпкий вкус

Ледников, лавин, обвалов, безымянных перевалов

Вы забудете невест, покорите Эверест

И поймете, почему в жизни грустно одному.

 Автор: Виктор Володин, г. Москва.

 

АрАрАт – 5137 м

Это восхождение проходило в рамках программы “Ctraxy.net”. До этого были совершены восхождения на Эльбрус, Монблан, Ама-Даблам, пик Кука и т.д. Сроки были намечены на конец октября - начало ноября. Перед выездом я консультировался у ряда лиц, знающих, как туда попасть. Надо было за два месяца отправлять все необходимое для получения пермита (разрешения на восхождение), в итоге все решилось за две недели до выезда. Созвонились и списались с принимающей стороной.

Вылетели мы 30.10 из Москвы в Стамбул; поскольку стыковки в г. Ван в этот день не было, пришлось ночевать в этом славном городе, о чем никто из участников не пожалел.

 Мы попали в колыбель человечества, в места, овеянные легендами, в истоки Тигра и Евфрата. Турция встретила нас непомерно любезными местными жителями, навязчивым сервисом, “челноками”, таксомоторами и минаретами, с которых, с ритмичной и заунывной педантичностью, на протяжении всего пути до Догубаязита громкоговорители внушали нам чувство чего-то возвышенного. К этому мы, собственно говоря, и стремились. К возвышенному. Оно нам было даровано через два дня пути в виде колоссального исполина, заполняющего половину горизонта. Исполин назывался AGRI. АРАРАТ по-русски.

 Стамбул - город контрастов, и начинает жить своей бурной жизнью, как правило, ближе к ночи. Как только заходит солнце, все лавки и магазинчики открываются, и начинается бойкая торговля; торгуют всем: от шаурмы до воздушных шариков, и тебя зазывают на всех языках мира, включая русский. Из отеля, где мы остановились, открывается отличный вид на Босфор и Голубую мечеть – не буду описывать этой красоты, надо просто приехать и посмотреть.

 

На следующий день вылетаем из Стамбула в Ван - красивейший городок, на территории которого раскинулось озеро Ван с чистейшей водой цвета голубого неба, и нам невозможно было понять, глядя на озеро, где вода, а где небо.

 В Ване мы оказались в лапах курдов, мысль об общении с которыми всю дорогу вызывала у нас щекотливый озноб в области нижней части спины. Но все обошлось, и принимали нас прекрасно. Когда были в Ване, один участник экспедиции, Арам, послал “смс” своему приятелю, что мы находимся в Ване, на что получил ответ: “В какой ванне?”

 

 

Из Вана мы отправились в г. Догубаязит, что примерно в 200 км пути. Первую половину дня посвятили оргвопросам, в перерыве поедая рахат-лукум и иные восточные сладости.

Со спиртным во время Рамадана там сложно, но у нас было с собой, и не мало (!), а именно коньячок, носящий имя вершины, на которую мы собрались.

Вот все закуплено, упаковано и мы садимся в микроавтобус и выдвигаемся в сторону приграничного селения Эле, но у наших сопровождающих своё “нау – хау”: на полпути автобус сворачивает на 90 градусов и везет нас куда-то по пересеченной местности. Через час нас встречает население глухой деревеньки, и тощие лошадки ждут нашей поклажи. Все грузится, и мы налегке идем вверх с 2200 м до 3200 м , где и устанавливаем свой первый лагерь из трех палаток, а погонщики спускаются вниз.

 Быстро начинает темнеть, приятно жужжат примуса типа MSR, мы готовим незамысловатый ужин, подкрепляемся более незамысловатым коньяком и расходимся по палаткам. На следующее утро встаем рано, и нас уже ждут погонщики. Перекус на скорую руку, навьючиваем лошадок и опять вверх, к цели. Подъем, поначалу некрутой, выше становится гораздо круче, поклажа на лошадях часто скатывается на бок, и вот одна лошадь падает, но хорошо, что не в пропасть!

 К 14 часам достигаем лагеря 2 – это 4200 м, снег начался гораздо ниже, на 3800 м. Устанавливаем палатки на стационарных ночевках и идем выше на акклиматизацию, у некоторых участников начинает побаливать голова, я же иду с баночкой коньяку, и чем выше, тем он становится все слаще и слаще.

 

     

 

Доходим до 4600 м. и оставляем заброску на завтра. Вот бы теперь место не потерять, но хорошо, что не всем коньяк такой сладкий, на них завтра вся надежда. Спускаемся к палаткам и рано ложимся, завтра предстоит поработать.

Наутро, ни свет, ни заря выходим наверх, погода отличная, слева - малый Арарат, на него ложится шапка облака, и от этого он становится еще краше.

 С утра поднимается ветер, сначала не очень, но чем выше, тем сильнее. Маршрут достаточно простой, идем пока без кошек, но под вершиной начинается лед, припорошенный снегом. Высота 4800 м., надеваем “кошки” и, не торопясь, двигаемся вверх, нет никаких трудностей, кроме нечастых порывов ветра.

 В 13 часов мы достигаем вершины Арарата – 5137 м, для некоторых участников это первое восхождение и первая такая высота. С вершины открывается прекрасный вид на солнечную Армению, Турцию, красивое озеро Ван.

 

 Как водится, делаем фото на память, запись в книге на вершине и потихоньку начинаем спуск в долину.  Все проходит отлично, спускаемся к палаткам, достаем шампанское и отмечаем это дело. Ночуем на 4200 м. Ночью разыгралась сильная непогода: снег, метель, холод.

С утра все заволокло снегом, сильный ветер треплет палатку, примус разводить лениво, кое-как собрали наспех манатки, начали спуск. К полудню спускаемся на 3200 м, где нас встречают все те же лошадки и погонщики. Из-за сильного мороза, ветра и влажности у лошадей ресницы и гривы покрылись инеем.

Еще немного - и мы в деревне. Красота! Вся круговерть осталась наверху. Нас уже поджидает автобус, грузимся и едем в Догубаязит. Все прекрасно и гладко, но почему-то было ощущение, что где-то все-таки будет прокол, но все обошлось.

Далее прекрасный вечер с принимающей стороной, перелет из Вана в Стамбул, и - на Родину, на которую всегда, где бы ты ни был, рвет.

 Поскольку экспедиция коммерческая, все имена, место пребывания, цены и т.д., вымышленные, и только само восхождение, армянский коньяк - сущая правда. Если будет у вас желание проделать тот же путь, обращайтесь!

 

 

 

 

 

 

 

Ольга Румянцева. Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.

Этот аэропорт находится на высоте 2860 метров. Длина его единственной взлётно-посадочной полосы всего 527 метров. При этом её наклон 12%. Очень, знаете ли, удобно для самолётов, которые взлетают, словно падая в пропасть и тормозят ... читать больше

Этот аэропорт находится на высоте 2860 метров. Длина его единственной взлётно-посадочной полосы всего 527 метров. При этом её наклон 12%.
Очень, знаете ли, удобно для самолётов, которые взлетают, словно падая в пропасть и тормозят закатываясь вверх по склону и останавливаясь носом прямо перед горой.
Заход в этот аэропорт происходит из узкого ущелья, где практически нет места для манёвра самолёта. Взлёт и посадка в аэропорту осуществляются в ручном режиме по правилам визуальных полётов, а из навигационного оборудования здесь только радиостанция. Поэтому летают в Луклу самолёты только при хорошей видимости.
Расписание полётов определяет в основном погода.

Этот аэропорт официально признан самым опасным аэропортом в мире.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

И несмотря на все вышеперечисленные трудности и страшности, если погода позволяет, в этом аэропорту достаточно оживлённый трафик.
Ибо больно уж популярное направление.
Для большинства туристов из Луклы начинается путь на вершины или в треккинги.

На маршруте Лукла - Катманду работают пять авиакомпаний.
Начиная с раннего утра десятки самолётов один за другим, словно маршрутные такси, вылетают из Катманду.
Приземляются в Лукле, загружают новых пассажиров и летят обратно.
И так где-то до обеда, пока облака не закрывают возможность летать.

Все авиакомпании летают приблизительно одинаковыми и по характеристикам, и по состоянию самолётами короткого взлёта, которые, да не обидятся они на меня, я называю "летающими табуретками", вмещающими около 20 пассажиров.

У всех авиакомпаний для иностранцев билеты стоят одинаково - 170 долларов в одну сторону. Включено 15 кг багажа. За перевес, который случается практически у каждого туриста, предполагается какая-то небольшая доплата.

И сколько бы и какой авиакомпанией вы не летели в Луклу или из Луклы, неизменно одно (уж вы мне поверьте, я в этот раз по данному маршруту летала четыре раза тремя разными авиакомпаниями) - чувство страха и восторга.

Ну, что. Полетели?

Хоть я и назвала эти самолётики летающими маршрутками, здесь всё по-настоящему.
Регистрация, после чего пассажиры получают вот такие посадочные талоны, контроль безопасности, зал ожидания.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

И вот уже маленький автобус везёт к крошечному самолёту.

В доковидные времена в сезон покупать билеты на самолёт надо было сильно заранее.
На самые ранние рейсы, которые начинаются с шести утра, билеты обычно раскупают местные компании.
Самостоятельным туристам оставались только рейсы попозже. А чем позже вылет, тем меньше шансов, что он состоится.
Затянется ущелье облаками - и привет.

Сейчас же с билетами и местами в самолёты попроще.
Забегая вперёд расскажу, что когда я второй раз летела из Катманду в Луклу, на стойке регистрации неожиданно обнаружилось, что местные ребята перепутали и купили мне билет не Катманду - Лукла, а Лукла - Катманду.
Ну, бывает.

На моё счастье, тут же выяснили, что самолёт в Луклу этой компании ещё не улетел, но уже вот-вот вылетит, и в нём есть одно свободное место.

Посадочный талон и прочие документы мне оформляли в автобусике по дороге к самолёту.
Я же говорю, это почти как маршрутка. Только воздушная.

Ну, ладно. К этой забавной истории мы ещё вернёмся.
Сейчас же мы просто летим в Луклу.

Заметили, что в посадочном талоне нет места?
Правильно. Здесь действует принцип, кто успел, тот туда и сел.

Если хотите красивые виды, то вылетая из Катманду надо садиться слева, где одинарные кресла. А из Луклы, соответственно, справа, где по два кресла.

Сели, ремни пристегнули, прослушали инструктаж по технике безопасности.
Раньше перед полётом стюардессы раздавали карамельки и ватные тампоны в уши. И дверь в кабину пилотов не закрывали, можно было смотреть, как они управляют самолётом.
Сейчас дверь к пилотам наглухо закрыта, а стюардессы в костюмах медрабодников только схему эвакуации показывают.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Вот, можете заранее изучить.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Один раз я сидела у аварийного выхода. Для таких пассажиров проводится отдельный инструктаж, который сводится к фразе:
- Пожалуйста, ничего здесь не трогайте.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Ну, полетели.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Всего полёт длится от 30 до 40 минут.

Сразу же за Катманду начинаются зелёные холмы.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Потом самолёт поднимается к облакам, из которых (если вы ничего не перепутали и сели по левому борту), вдруг появляются белые верхушки гор.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Облака расходятся и снова видны, покрытые лесами горы, на которых каким-то причудливым образом расположились домики.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Самолёт входит в то самое ущелье, где у него совсем мало места для манёвра, и летит совсем рядом со склоном.
Этот момент мне всегда почему-то не нравится.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

И наконец, ура, Лукла! Самолёт забегает в горку и останавливается.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Оценили, какой уклон взлётно-посадочной полосы? Именно он помогает затормозить при посадке и разогнаться при взлёте при такой скромной длине полосы.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Как только самолёт приземляется и подъезжает к терминалу, его сразу начинают разгружать.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Прилетевшие заходят в здание аэропорта, чтобы получить свой багаж и идти дальше по своим делам.
И тут же выстраивается очередь из улетающих.
Самолёт загружают, пассажиры проходят в салон.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

И вот уже самолёт готовится к взлёту.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

От момента прилёта до вылета может пройти минут пятнадцать.
Обычно неторопливые непальцы, здесь как нельзя быстры. Пока погода позволяет, надо летать.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Так и снуют всё утро - только один улетел, а навстречу ему уже другой летит.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Здесь же рядом, справа от взлётно-посадочной полосы находится вертолётная площадка.
И вертолёты тоже добавляют движа, постоянно то взлетая, то приземляясь.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Иногда просто диву даёшься, как они здесь разлетаются и как при кажущемся хаосе всё функционирует.

Я как-то провела пару часов на вертолётной площадке, наблюдая за всеми этими полётами туда-сюда.
Но это уже совсем другая история.

Мы же с моей командой благополучно приземлились а аэропорту Луклы, забрали вещи и пошли в город.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

Чтобы быстренько позавтракать, ещё раз проверить, ничего ли не забыли и начать наш поход к Мера пику.

 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 
 
 
Лукла. Самый опасный аэропорт в мире.
 

 

 

 
 

Хиты сезона. Охос дель Саладо - высота и красота. А у нас и с лучшим сервисом!

В предстоящем сезоне Клуб 7 Вершин собирает четыре группы для восхождения на высочайший вулкан Мира. Подробности здесь… В чём особенности, в чём привлекательность Охос дель Саладо? 20 лет тому назад об этой горе в России было практически ... читать больше

 В предстоящем сезоне Клуб 7 Вершин собирает четыре группы для восхождения на высочайшей вулкан Мира.

Подробности здесь…

В чём особенности, в чём привлекательность Охос дель Саладо? 20  лет тому назад об этой горе в России было практически ничего не известно. Причина появления интереса к ней была только одна, хотя и очень весомая – это высочайший вулкан Мира. Однако действительность превзошла ожидания.  Охос удивил и поразил. Теперь это место, куда наши гиды готовы возвращаться вновь и вновь. С любовью к суровой горе.

 

 

Вкратце перечислим козыри Охоса. По порядку.

* Мы знакомимся с новой страной. Самой высокоразвитой страной Южной Америки. Удивительной по «планировке», страна  вытянута вдоль побережья и ограниченная горными хребтами.  С высоким уровнем жизни и культуры.

* Мы можем обмыть ноги в Тихом океане  - величайшем океане планеты.

* Нас ждёт  бесподобная красота пустыни Атакамы.  Невероятные краски и необозримые просторы. Совершенно необычная декорация.

* У нас будет возможность искупаться в тёплых источниках, с видами на горы во все стороны.

А для особенных людей, «моржей», можно окунуться на рекордной высоте, см. ниже.

* Охос дель Саладо – идеальный полигон для испытания высотой. И для подготовки к восхождению на восьмитысячники. Отсутствие технической сложности (за исключением последних ста метров) позволяет считать восхождение чисто высотным.

* Основная часть восхождения - плавный набор высоты по пешеходной тропе.

* Объективной опасности практически нет, нет ледников, трещин, лавин, камнепадов. 

* Непогода с осадками здесь бывает редко. Всегда можно развернуться и спуститься по пути подъема.

 

 

 

Но ехать надо только с опытной и сильной компанией. То есть, с Клубом 7 Вершин, который уже обеспечил успешное восхождение на Охос дель Саладо  для сотни российских альпинистов. Учтите, что восхождение проходит вдали от «цивилизации», ничего исправить и докупить на месте нельзя. Важно безупречное транспортное обслуживание, важен комфортный лагерь, важны знающие особенности маршрута гиды. Важен запас прочности на любой непредвиденный случай.

Наш опыт – это гарантия надежности.

 

 

 

Охос дель Саладо считается самым высоким действующим вулканом мира. Самые свежие лавовые потоки на его поверхности имеют возраст около 1500 лет. В 1993 году были зафиксированы выбросы пепла и газов. Охос – это гигантский комплекс кратеров и лавовых потоков, сложная структура образования всё время озадачивает ученых и альпинистов: какая вершина выше и какой она высоты в действительности.

Первое восхождение было совершено альпинистами из польской экспедиции в 1937 году (26 февраля), тогда вершины достигли Юстин Войшнис и Ян Альфред Щепаньский. Их история здесь: часть 1 и часть 2.

 Особенность Охоса – это то, что подходы (точнее, подъезды) проходят по удивительным по необычности и красоте ландшафтам пустыни Атакама. Это одно из самых засушливых мест на Земле. Пустыня, не Гора. На самой Горе вы можете быть внезапно быть застигнуты мощным снегопадом. Хотя изучая описание и прочитаете, что осадки здесь бывают раз в три года. Это мы проходили.

 

 

Охос дель Саладо – гора рекордов

 

Охос дель Саладо – это вулканический массив, расположенный на границе Чили и Аргентины. Официальная высота - 6893 метра, это вторая по высоте вершина Южной Америки после Аконкагуа. И еще - это высочайший вулкан Мира, входящий в лист "Семь вулканов".

Охос дель Саладо -популярная гора, на которую Клуб 7 Вершин ежегодно отправляет по нескольку групп. Подъем на него не представляет большой технической сложности и доступен для начинающих альпинистов. Физически, это конечно, непростое испытание и все восходители испытывают на себе действие высоты.

Ну и это просто полигон для установки рекордов Гиннесса. Пологие склоны и большая высота, сухой климат, страна с развитой инфраструктурой. Все условия. Нужно лишь подключить фантазию. Самый простой – рекорд для подъема на автомобиле. Ну и соответственно: на велосипеде, мотоцикле, мотоцикле с коляской, квадроцикле и так далее… И еще там есть озёра или может быть точнее водоёмы, которые находятся по абсолютной высоте выше других аналогичных где-либо в мире. Плавай, ныряй, пей воду, готовь из нее чай – и ты рекордсмен мира! Причем, в связи потеплением климата, практически каждый год появляются новые водоёмы: всё выше, выше и выше.

 
 
Охос дель Саладо – высочайший вулкан Мира, гора рекордов
 

Так польский дайвер Марсель Коркуш, который с 2016 года считался рекордсменом мира по высотному дайвингу, нашёл себе в прошлом году новый объект. Предыдущий рекорд поляка составлял 5985 метров. В декабре 2019 года Марсель с тремя аргентинскими альпинистами поднялся на высоту 6395 метров.

 
 
Охос дель Саладо – высочайший вулкан Мира, гора рекордов
 

Там они долго рубили прорубь в толстом слое льда. И затем, во славу Польши, Коркуш туда нырнул.

  
Охос дель Саладо – высочайший вулкан Мира, гора рекордов
 

Теперь ждать нового издания книги Гиннесса.

Маршрут

Параллельно развивается еще одно направление в рекордомании. Австралийский профессиональный приключенец Дэниэль (Дэн) Булл в очередной раз решил побить мировой рекорд в высоте плавания на каяке.

Предыдущий рекорд на видео:

В 2018 году Гиннесс зарегистрировал высоту 5707. В декабре 2019 года Дэн с компанией нашел озерце получше и повыше. По его данным - высотой 6377 метров. Тот ли это тот же водоём, что и у поляка, то ли другой. Таких луж там несколько.

 
 
Охос дель Саладо – высочайший вулкан Мира, гора рекордов
 

 

***

Вездеход Unimog U 5023 смог подняться на рекордную для автомобилей высоту — 6 694 метра.

  
Охос дель Саладо – высочайший вулкан Мира, гора рекордов
 

Вездеход «Унимог» поднялся на рекордную для автомобилей высоту

Экспедиция на двух вездеходах Unimog U 5023, предоставленных компанией Mercedes-Benz Special Trucks, взобралась на вулкан Охос-дель-Салад — крупнейший действующий вулкан на Земле, располагающийся на границе между Аргентиной и Чили. На машинах везли, в частности, четыре радиостанции — которые были установлены на различных высотах, чтобы при необходимости была возможность организовать связь между разными лагерями на вулкане. (Вездеход Unimog U 5023 использует 5,1-литровый двигатель OM 934 BlueTec 6, способный выдавать 231 лошадиную силу и 900 Нм крутящего момента.)

 
 
Охос дель Саладо – высочайший вулкан Мира, гора рекордов
 

Последняя станция была установлена на высоте 6100 метров. После этого один из «Унимогов» поднялся еще выше — на высоту 6 694 метра: как отмечается, это новый мировой рекорд высоты восхождения для автомобилей. (Руководитель экспедиции — автомобильный Матиас Йешке — побил, таким образом, свой прошлый рекорд, который установил на Mercedes Zetros в 2014 году.)

 
 
Охос дель Саладо – высочайший вулкан Мира, гора рекордов
 

Источник автомобильной главы