Восхождение на Эверест в исполнении туристических групп со стороны российских диванных наблюдателей оценивается, как экстрим-развлечение для богатых эгоцентричных идиотов.
Но это только наш «советский» подход, и только у людей, которые выросли на песнях с текстами типа «мы верим твердо в героев спорта».
Никогда на «загнивающем западе» не существовало спортсменов-альпинистов, тренировки которых бы субсидировались за счет ВЦСПС и где бы люди, получавшие зарплату начальника отдела в каком-нибудь физическом НИИ, проводили по полгода в горах в ведомственном альплагере под видом командировки.
В советское время альпинизм был военно-прикладным видом спорта и массово финансировался из многочисленных источников. Опытные альпинисты руководили подготовкой подразделений диверсантов и горно-стрелковых военных частей.
В то время как все альпинистские сообщества в Альпах, Андах и прочих Кордильерах - это самоорганизующиеся самофинансируемые и саморегулируемые общественные клубы, состоящие из энтузиастов с разной квалификацией.
Эти энтузиасты тренируются и едут или за свои деньги, или ищут спонсоров и заносят их флаги на вершины. Так было всегда и иначе не было никогда.
Это может быть альп-клуб крупного университета, в котором ректор фанат гор, а может быть альпклуб в швейцарской деревеньке, где кроме гор ни чего и нет. И никто никогда не делит там восходителей на «достойных спортсменов» и «платежеспособных примазавшихся».
Альпинизм, как и яхтенный спорт, как и конный спорт, или моя первая профессия - геология, это не спорт, а образ жизни.
Что толку от твоей прекрасной физической формы, если в команде нет людей, желающих иметь с тобой дело, доверить свою жизнь тебе - висеть с тобой на одной верёвке.
Поэтому в альпинизм случайные люди как приходят, так и уходят. В отличие от какой-нибудь гимнастики или плавания, куда родители пихают всех детей, достигших 7 лет, в альпинизм человек должен прийти в альпинизм осознанно сам. Зачем?
А теперь самая неоднозначная часть моего рассказа, возникшая после 100 разнообразных комментариев под предыдущими постами. Пробуем разобраться.
Моральная составляющая прихода в альпинизм кажется необъяснимой. Но на самом деле все очень просто: любая работа - хоть двор мести на субботнике, тут же делит людей на исполнителей и организаторов, на линейный персонал и мотиваторов, достигаторов, лидеров и прочих Стахановцев. Вы можете спорить со мной, но это факт - в любом деле всегда появляется лидер, самовыдвиженец, организатор, депутат. Это определенный психотип и прекрасно, что все мы разные, иначе не было бы в этом мире ни Юрия Гагарина, ни Олега Попова, а были бы одни сплошные ИННэны.
И вот после отдачи себя на любом рамочном поприще (на работе или учебе) эти неуемные, коих судя по статистике минимум 15% населения планеты, ищут повышенную самореализацию. Это может быть спорт, наука, волонтёрство - любые приключения на свой зад. При этом быть поточным персонажем в массовке типовых приключений типа пляжного отдыха они не способны, создавать «ради детей» иллюзию наслаждения катанием на бананах и водными горками они могут, но не долго. Дух приключений или «шило в жопе» - как хотите, так и называйте это состояние, все рано прорвет плотину и человек отправится «открывать Америку».
А тут уж как звезды лягут: регион, родители, образование, случайная встреча - все может повлиять на выбор. Никто заранее не знает будет ли этот Икар прыгать с шестом выше всех в мире или отправится на яхте в кругосветку.
Тщеславие или богатство тут не при чем. Это самодостаточные люди, аплодисменты им не нужны. Признание приятно, но это не главное. А у альпинистов признание обычно равновесно анти-рекламе. Каждый второй, узнав о цели, считает своим долгом кинуть камень в человека, тихо идущего с рюкзаком вверх по тропе.
Почему в массовом восприятии человек, вышивающий три метра простыни крестиком - он эстет и трудяга, а человек, поднявшийся на гору, чтобы посмотреть на мир с высоты птичьего полёта - он самовлюбленный эгоист. «Ах еще и это так дорого! Лучше бы вы детям больным помогли».
А мы уже помогаем детским домам, лечим собак, восстанавливаем сельскую медицину, учим студентов, создаем социально-ответственные предприятия и в свой отпуск без помпы и аплодисментов лезем за свои деньги на гору просто для того, что бы посмотреть на мир сверху, что бы увидеть воочию то, что Высоцкий изложил несколькими словами «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем…».
Но нет, решение общественности - они не альпинисты. Они платежеспособные примазавшиеся фрондёры. По мнению диванной общественности, переключающей каналы телека между футболом и КВНом, настоящими альпинистами могут считаться те, кто пришел в горы студентом, живет с тех пор в обнимку с рюкзаком, перебивается малыми деньгами и годами, подтягиваясь на дворовом турнике, продирается сквозь терни к звездам. Он должен быть обросшим матершинником и в послужном списке иметь 10 лет борьбы с горами. Тогда он настоящий спортсмен и альпинист.
А если человек с двумя образованиями сделал очень многое в восстановлении сельского хозяйства, не имел времени на себя - жил для дела и семьи, 20 лет работал как проклятый на галерах, добился стабильного системного финансового и производственного результата и к 45- ти годам имеет достаточно здоровья, способен купить на старте себе хорошее снаряжение и персонального тренера - не важно на какую гору он идет. Он по мнению диванного наблюдателя, априори платежеспособный самовлюбленный идиот, купивший себе восхождение, а ни какой не альпинист.
Будучи альпинисткой-разрядницей , выросшей во времена альплагерей по типу «упал-отжался» в системе ВЦСПС конца 80-х, я ушла из этого спорта на 25 лет и вернувшись в него долго не могла найти душевного равновесия в восприятии знака равно между словом «альпинист» выпуска 1985 и «альпинист» 2015, когда на каждом этапе восхождения есть «специально обученные люди».
Но тут я вспомнила, как после морозильника с названием «Безенги 1987» я попала в короткую командировку в Чехию вместе с руководителем и основателем «Альпиндустрии» Сергеем Зон-Замом.
В Чешских Татрах вместе с альпинистами местного спортивного альпклуба клуба мы прошли сложную вертикальную стену-сосульку (замерзший водопад) и вылезя на вершину, я обнаружила себя на смотровой площадке с пивом и автобусами. «Ну вы блин… а что - это тоже альпинизм?» - спросила я чехов. Чехи обиделись.
Когда я говорю, что осенью сходила с Ковалевым Сергеем в двойке Ама-Даблам, всем понятно, что не я сходила, а он сводил.
Согласна, но, блин, он же мои ноги над вертикальной пропастью вместо меня не переставлял.
То есть иметь профессионального персонального тренера в теннисе - это престижно и круто, а иметь персонального тренера в альпинизме - это значит ты платежеспособный матрас, который дядя Ковалев или дядя Абрамов заносит на гору со всеми удобствами.
Дорогие критики нестандартного поведения, делящие лазающих по горам на альпинистов и примазавшихся. Мой вам маленький совет - путь, который я сама прошла. Нужно выдохнуть и принять мысль о том, что нет стандартов, а есть привычки и стереотипы. Да, взрослые люди, которые вдруг потеряли голову и тратят в горах здоровье, силы и деньги не понятно на что, они - факт, альпинисты. И если вам кажется, что они все же не настоящие альпинисты, тоже можете назвать их горолазы, им без разницы. Они не за вашей оценкой туда пришли. А пока вы рассуждаете настоящие они альпинисты или примазавшиеся платежеспособные чайники, мы с 2-х ночи на протяжении 11 часов поднимаемся с 5200 на 6400 по леднику Кхумбу и это очень физкультурненько.
Кто на навыках, кто на силе воли, кто пердячим паром:)
Потому, хоть горшком назови, только в печь не сажай!
Выходим завтра на вторую высотную акклиматизацию на 7100, то есть пропадаем со связи на следующие 4 дня.
Люблю вас всех за поддержку, до связи!
Источник: Дзен. Как я дошла до Эвереста