Зима наступила еще накануне вечером. Но оставалась слабая надежда, что как и в предыдущий день к утру все растает.

Увы, утром стало понятно, что надежда не оправдалась. Зима пришла всерьез и надолго.
По плану у нас был день выхода в штурмовой лагерь на высоту 5750 метров. И на следующий день - штурм вершины.

Мера манила и звала. Народ бил копытом. В общем, все шло к тому, что мы пойдем наверх.

Все с надеждой всматривались в небо, по которому лениво ползали облака, то закрывая все, то наоборот открывая.
Пемба ходил кругами периодически спрашивая меня, нужно ли нам сегодня выходить.
Когда облаков на небе становилось меньше, я утвердительно кивала головой. Когда облака затягивали все вокруг - пожимала плечами с сомнением.
Наконец эта игра в угадайку надоела, и мы решили, что облака облаками, а завтрак по расписанию.

Конечно у нас был еще один резервный день. Но его хотелось провести как-то более содержательно. Например, в злачных заведениях Луклы.

Наш немецкий друг и коллега Френк сказал, что скорее всего никуда сегодня не пойдет. Погода, мол не располагает, и гид решил подождать денек.
Гидом немца за последний день неожиданно стал владелец лоджа, где мы жили. Человек, который в отличие от наших гидов был на вершине Меры в этом году три раза. И на которого, как я поняла, они все уповали, как на последнюю надежду.

Мол, он и дорогу знает, и трещины все изучил. Трещин, сказали, после землетрясения там стало очень много.

В общем, такое решение сильно огорчило нашего Пембу, и он втайне лелеял надежду, что мы тоже никуда не пойдем.

Однако, после завтрака небо очистилось. Солнце хоть и не растопило снег, но светило вполне уверено, согревая все вокруг.

- Вперед, на подвиги! - воскликнула я так решительно, что в пять минут в дорогу собралась не только наша команда, но и команда немца.
Испанцы с японкой тоже было подорвались, но их гиды вовремя отловили торопыг, напомнив, что у них по плану еще один день акклиматизации в Кхаре.

Первые два часа мы гордо тропили снег под почти палящим солнцем.
Прошли самый сложный участок - перевал. Надели кошки. Портеры нацепили какие-то приспособления с шипами. У некоторых из них были вполне себе приличные ботинки и куртки, но большинство шли в каких-то тряпочных полукедах.

Мы вышли на снежный склон. Насколько я помнила, впереди было где-то 3-4 часа ровного подъема.
И тут в природе что-то сломалось.
Погода испортилась так стремительно, как это бывает только в горах.
Ты идешь, светит солнце. Вдруг начинает дуть ветер, налетают какие-то тучи, начинается снежная пурга, а видимость падает до 2-3 метров.

Сначала казалось, что это временно. Была такая надежда.
Борясь с ветром мы куда-то брели в пурге. Через какое-то время стало понятно, что все испортилось всерьез и надолго.

- Оля, дальше идти нельзя. Мы не видим куда идти, здесь много трещин, и портеры не могут идти дальше в такую погоду. В десяти минутах есть промежуточный лагерь, мы можем встать там, а завтра продолжить путь, - выпалив все это главный гид (будем звать так нашего самого опытного проводника) пытливо посмотрел мне в глаза. - Что мы будем делать?

Все остальные гиды застыли в ожидании решения.

Этакое теле шоу с тремя вариантами ответа. Горит яркая красная надпись: дальше нельзя! И под ней варианты ответов:
- дальше нельзя и мы не пойдем
- дальше нельзя, но мы пойдем
- вообще не понимаю, в чем проблема.

И зрители, в волнении ждущие правильного ответа.

- Что будем делать? А у нас есть выбор?

Насколько я знаю всю эту кухню, ключевой в диалоге была фраза про то, что портеры дальше идти не могут в такую погоду. Все. Остальное обсуждать было уже бесполезно.
И мы пошли искать промежуточный лагерь.

Действительно в течении десяти минут, чудом никого не потеряв в пурге, мы вышли к вполне себе капитальному строению.

Снимая кошки прямо внутри, пытаясь ничего не потерять в мешанине кошек, рюкзаков, людей, посиневшие от мороза зайчики забрались внутрь пить чай.

Внутри помещения были столы, стулья, полки с кухонной утварью, лежанки с ковриками и спальными мешками хозяев помещения.
И всякие съестные припасы, включая пиво и колу на продажу.
Учитывая, что лагерь этот обычно проходят, сразу же уходя в верхний, и заходят вот только переждать непогоду, очень интересно, кто же покупает здесь пиво.

Наше же внимание привлекла весьма залежалая нога яка. Привлекла не в том плане, чтобы поесть, просто интересно, насколько давно она здесь лежит.

После обеда мы переместились в палатки.

- Может это и неплохо, что мы прошли только пол пути, - весьма оптимистично рассуждала я.

По опыту прошлого раза переход сразу в лагерь на 5750 дается людям очень нелегко. И уж совсем нелегко после этого в ночь выйти на восхождение.
А тут - вполне себе незатратный по силам переход. Ночевка на 5300. Сплошная экономия сил.

Посреди камней и снегов все стояли и радовались дополнительной акклиматизации и легким переходам.

К тому же к вечеру погода заметно улучшилась. И можно было акклиматизироваться, любуясь видами.

Непонятно было, улучшится ли погода в следующие дни настолько, чтобы позволить нам подняться на вершину.
Но мы, как истинные оптимисты, старались не думать об этом и на облака, бродящие туда-сюда, смотреть исключительно как на украшение пейзажа.