С 3 по 6 июня на главной площади страны пройдет книжный фестиваль "Красная площадь". Накануне открытия известный фотограф и путешественник Антон Ланге рассказал в интервью порталу "Интерфакс-Туризм" о своих экспедициях на Кавказ и фотоальбоме "Хребет. Кавказ от моря до моря", который представят московской публике в рамках фестиваля – презентация пройдет 5 июня в 12:30 в шатре "Регионы".
Антон, расскажите, пожалуйста, о проекте "Хребет. Кавказ от моря до моря". Как возникла идея создания фотоальбома, с чего все началось?
— Общая идея была предложена представителями компании "Курорты Северного Кавказа" (АО "КСК"). При поддержке "КСК" и оказался возможен такой уникальный проект. Изначально, я думаю, что их обращение два года назад ко мне было связано с другим проектом – "Россия из окна поезда", потому что они предложили снять "что-то такое же масштабное о Северном Кавказе".
То есть это продолжение истории о России?
- И да, и нет. Да – в том отношении, что я много лет занимаюсь съемками России, крупными проектами, иногда национального масштаба, а иногда из сугубо личного художественного интереса – более узкими темами. И один из таких интересов – визуализация современной России.
Россия, несмотря на засилье фотографий в блогах и социальных сетях, недостаточно представлена в профессиональной фотографии – речь идет о фотографии путешествий, регионов страны в духе National Geographic. И я к этой теме отношусь, наверно, как художник. Здесь важно восприятие пейзажа, путешествия, народных традиций. И, конечно, это продолжение нашей российской традиции такого "художнического" восприятия страны, мира, природы.
Это то, что мы пытаемся продолжать, не ставя перед собой каких-то конъюнктурных задач. Если проект поддерживается компанией, которая работает на Северном Кавказе, и в названии проекта есть слово Кавказ, то уже все задачи выполнены по, так сказать, подаче материала.
А дальше начинается работа автора с художественных и даже с поэтических позиций.
Ну а нет – не продолжение той истории о России – в том смысле, что Кавказ – это отдельный, уникальный, совершенно не похожий ни на что мир. Мир, который снимать сложно, но чрезвычайно интересно. Кавказ, конечно, еще и сильнейший поэтический и художественный образ, который практически во всех нас укоренен благодаря классикам. И, осознаем мы это или нет, образ Кавказа в русской культуре сыграл и продолжает играть колоссальную роль.
Отправляться в неизведанное было не страшно? Кавказ у многих вызывает вопросы о безопасности, как там относятся к туристам?
- Перед путешествием на Кавказ важно решить для себя, кто вы: турист или путешественник. Если вы турист и хотите отдохнуть, покататься на горных лыжах – вам нужна инфраструктура. В таком случае, лучше всего отправиться в западную или центральную часть региона, на такие курорты как "Архыз" или "Эльбрус". Если же вы чувствуете себя путешественником, готовым к настоящему приключению, тогда вам не стоит ограничиваться курортами. Можно отправиться в восточную часть, туда, где современная инфраструктура пока не так развита. Но зато вам гарантированы уникальные впечатления.
Однако надо быть опытным путешественником: там много трудностей по дороге, даже сама езда по горным дорогам. Чем дальше на восток и выше, тем меньше инфраструктуры вы будете находить.
Где же останавливаться?
- Если вы путешествуете, едете по горным аулам, то останавливайтесь у людей. Рассказы о кавказском гостеприимстве – это не миф, это правда. Люди там действительно прекрасные и гостеприимные, вас все будут приглашать к себе хотя бы чаем угостить, предложат остановиться, переночевать. Это общепринятая и практически обязательная для всех норма поведения в горах, которая сложилась из древних местных законов. С вас не возьмут ни копейки, потому что вы гость, а с гостя денег брать нельзя. И в этом, кстати, своеобразный парадокс развития туризма в горных районах, куда еще не дошел массовый туризм.
И все-таки это не опасно?
- Вы знаете, меня и друзья все время спрашивают об этом. Многим хочется поехать, всем интересно, можно ехать или нет. Можно сказать, что в плане именно путешествия – это такая авантюра в позитивном ключе. Что касается безопасности при самостоятельном путешествии – там есть опасные районы, но они закрыты для посторонних, это небольшие районы, где действует особый режим и куда просто так попасть невозможно. Вы можете прекрасно путешествовать и прокладывать свой маршрут, избегая этих мест. В целом, слухи об опасности сильно раздуты, и одной из задач проекта было показать людям, что же там на самом деле, развенчать этот негативный образ. И у меня, кстати, появились настоящие друзья практически во всех республиках после путешествия. Немного, конечно, как и должно быть – это люди, которые с нами там работали и просто помогали, люди очень содержательные, интересные, надежные.
А вы сразу представляли себе, что из этого получится?
- Во время работы над проектом "Хребет. Кавказ от моря до моря" и его концепцией чуть ли не самым увлекательным занятием было планирование экспедиций. В этом проекте их было около 15 в течение двух лет. Мы изучали карты, смотрели, как и где расположены объекты, в том числе, те, на которых работает компания "КСК" – это действующие или будущие курорты Северного Кавказа, и такие известные, как "Архыз" или Приэльбрусье, и те, которые только в проекте, как, например, "Ведучи" в Чечне.
То есть любой турист может, вдохновившись вашей работой, взять фотоаппарат и поехать снимать Кавказ, так сказать, "по стопам"?
- Не совсем. Мы поднимались и туда, куда могут добраться только самые опытные альпинисты. Но у нас благодаря нашему партнеру был крайне профессиональный летный отряд – мы много работали на вертолетах. Альпинистских задач мы не ставили, нам надо было организовать съемку в уникальных местах. Например, как-то оказаться на Казбеке и оттуда снять рассвет, а туда не дойти, если вы не профессиональный альпинист. Думаю, что с нами работали лучшие горные пилоты страны. До этой работы я просто не подозревал, что можно так летать на вертолетах – недоступных мест для нас не было. Единственное, что могло повлиять на планы экспедиции – это погода, которая в горах всегда диктует свои условия.
Так что в итоге увидит зритель?
- Если говорить о проекте в целом, то сама концепция проекта "Хребет Кавказ от моря до моря" родилась практически сразу. Потом мы ее дорабатывали, погружаясь в материал, учитывая множество факторов, как, например, сезонность, условия работы в высокогорье. В итоге мы нашли точки, которые можно было использовать как опорные пункты для рассказа.
Путешествие начинается на востоке в древнем городе Дербенте, который стоит на Каспийских воротах. Мы начинаем свой путь весной, когда солнце встает из Каспийского моря, и движемся на запад. Затем в разгар лета попадаем на крышу Кавказа в самую высокую часть – Эльбрус, Безенги, Казбек. Как раз в этот момент альпийское цветение достигает самых больших высот. А уже к осени мы спускаемся в более лесистый западный Кавказ, там находится Кавказский заповедник, наверно, один из главных природных резерватов нашей страны – 350 тыс. га. Что тут можно сказать – это огромные, будто сказочные деревья, а золотая осень такая, что на нее больно смотреть. С этой ослепительной золотой осенью мы спускаемся к берегу Черного моря, где и ставим точку путешествия.
У вас получилось путешествие из весны в осень, а что насчет зимы?
- Да, была и зима, она проходит на уровне Архыза, Эльбруса. Мы, кстати, сняли проект внутри проекта, впервые в истории Северного Кавказа постановочно с трех вертолетных бортов нам удалось снять катание фрирайдеров.
Благодаря отличной команде пилотов, фрирайдеров, операторов и фотографов получилось снять "Кавказский фрирайд" – спуск с вершины Эльбруса, от которого просто захватывает дух. Получился потрясающий фильм, на книжной ярмарке "Красная площадь" в Москве мы обязательно покажем трейлеры, часть этих материалов.
Довольны ли вы получившимся результатом – фотоальбомом "Хребет. Кавказ от моря до моря"?
- Альбом получился, на мой взгляд, удивительно хорошим, там уникальные фотографии, авторские тексты, блестящий английский перевод – современное двуязычное издание на 400 страниц. Альбом пока был издан ограниченным тиражом и не поступал в продажу, но я как автор прилагаю все возможные усилия, чтобы "Хребет. Кавказ от моря до моря" достиг широкого круга читателей.
Сейчас колоссальными темпами растет интерес людей к путешествиям по нашей стране и к художественным изданиям, посвященным России, ее отдельным регионам, в том числе, конечно, и Северному Кавказу, но при этом нужно понимать, что издание художественного альбома такого высокого уровня – очень сложная и дорогостоящая задача. Моя боль как автора проекта – что так и не поступил в широкую продажу альбом "Россия из окна поезда", я надеюсь, что альбом "Хребет" не разделит эту судьбу.
Мы стараемся делать все, чтобы проект был максимально представлен в интернете. Сайт проекта "Хребет" пока в работе, но там будет больше материалов – общее описание проекта, кадры, фотографии, развороты альбома, короткие фильмы.
Вы планируете продолжать работу над проектом?
- Конечно, тот материал, который нам удалось собрать, заслуживает огромной выставки в масштабе Манежа – это 300-350 больших работ и гарантированная очередь на входе за билетами.
Хотелось бы издать альбом для широкой публики, выпустить авторский фильм по итогам наших экспедиций. И надеюсь, что мы дойдем до выставки, это, конечно, сложное и трудоемкое дело, но нужное.
Как художественный руководитель проекта "Хребет. Кавказ от моря до моря" могу сказать, что он пока не завершен и до сих пор находится в стадии реализации. Осталось много мест, куда хочется вернуться. Хотелось бы посвятить еще время отдельно Дагестану.
Весь Кавказ – это удивительный и неповторимый регион, с его невероятной мозаикой ландшафтов, людей, национальностей, обычаев, с этими башнями, руинами покинутых горных городов, золотой осенью и стадами зубров в заповеднике.
Мы, конечно, еще хотим, чтобы то, что у нас получилось, увидел и сам Северный Кавказ. Может быть, сделать передвижную выставку. Чтобы и люди, которые там живут, которые нам так помогали, имели возможность это увидеть. То, что мы сделали, мне кажется, меняет восприятие Северного Кавказа, но меняет именно потому, что это художественная работа, а не "создание имиджа". И сам я хотел увидеть все это своими глазами, почувствовать поэзию места, воздух, атмосферу, людей, энергетику, все, из чего складывается наше личное восприятие.
Вы вернулись бы на Северный Кавказ просто как турист?
- На самом деле, я как турист никуда не езжу. Как путешественник – да, безусловно. Вернуться можно в рамках того же проекта, его продолжать, расширять. Проект стал значительной частью моей жизни, такое нельзя просто оставить и забыть.
Вообще я путешествую всю жизнь, но не могу сказать, что Кавказ можно сравнить с каким-то еще местом на планете. Огромная удача наша общая российская, что у нас есть Кавказ такой, какой он есть, сохраняющий свою аутентичность жизни, уникальность природы, что бы там ни происходило. Может быть, есть плюс и в том, что не всю горную цепь охватила инфраструктура цивилизации, и, путешествуя здесь, вы попадаете в первозданный мир.
В целом, хотелось бы продолжить эту линию деятельности – визуализации России. Поэтому, конечно, думаю и о Кавказе, и о других местах в контексте этой темы, например, о Дальнем Востоке.
Презентация фотоальбома "Хребет. Кавказ от моря до моря" Антона Ланге и АО "Курорты Северного Кавказа" прошла в воскресенье, 5 июня, в 12:30 в шатре "Регионы" на территории книжного фестиваля "Красная площадь".
Источник: Интерфакс-Туризм